Перспективы и пути решения проблем в области ФЦП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования является процесс разработки и реализации федеральных целевых программ, как инструмента финансировании бюджетных инвестиций.
Целью данной работы является анализ теоретических и практических аспектов федеральных целевых программ в РФ.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Изучить теоретические основы федеральных целевых программ РФ;
дать характеристику и анализ ФЦП РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……2
ГЛАВА 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ…………………………4
1.1.Понятие Федеральных целевых программ в РФ………………………………4
1.2.Структура федеральных целевых программ…………………………………...6
1.3. Федеральные целевые программы, действующие в РФ……………………...9
ГЛАВА 2. ФЦП «ЖИЛИЩЕ»……………………………………………………..15
2.1.Основные данные о ФЦП «Жилище»………………………………………....15
2.2.Основные параметры ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы…………………17
2.3 Краткие отчеты о реализации ФЦП (данные 2014 года по состоянию на 1.07.2014) (2014)……………………………………………………………………24
ГЛАВА 3. ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ ФЦП………………….28
3.1.Основные проблемы в области разработки и реализации ФЦП…………….28
3.2. Перспективы и пути решения проблем в области ФЦП…………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….36

Файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

Не всегда выделяемые бюджетные ассигнования соответствуют объему средств, необходимому для завершения строительства в нормативные сроки объектов, финансируемых по программе внешних заимствований (в том числе для приобретения дорогостоящего импортного оборудования для федеральных нужд). Это связано в том числе и с тем, что отсутствует синхронизация по срокам финансирования строительства объектов, включенных в программы внешних заимствований, и Федеральной адресной инвестиционной программы.

Сохраняет свою остроту и проблема перераспределения государственных капитальных вложений.36

Отрицательные результаты в реализации с целевыми программами регионального уровня связаны с организационными, методическими, экономическими проблемами, отсутствием  соответствующего законодательного и нормативного обеспечения.

В статье 192 Бюджетного кодекса говорится о федеральных целевых программах и федеральных целевых программах регионального развития, но каковы различия между ними, чем отличаются процедуры проектирования, реализации этих видов программ, нигде не оговорено. Хотя различия эти существенны.

Отмеченные недостатки свидетельствую о том, что существующий порядок недостаточно регламентирует отбор проблем, подлежащих программному решению. Это в значительной мере предопределяет случайность в выборе проблем, для решения которых следует использовать комплексные целевые программы, и создает предпосылки для появления чрезмерно большого количества разнообразных целевых программ, в результате чего становится невозможным обеспечить надлежащее качество проработки программ. 37

Имеются недостатки в существующем законодательстве и в части проведения конкурсов разработанных программ, в статистической отчетности, и в организации их финансирования и формирования фонда развития регионов.

Назрела необходимость внесения коррективов и в плане софинансирования частным бизнесом расходов по реализации целевых программ. С одной стороны, установленные требования по соотношению бюджетных и внебюджетных средств при их реализации исполняются исключительно формально – путем предоставления ни к чему не обязывающих писем о намерениях или заинтересованности. С другой стороны, эти требования создают ограничения для вложения государством средств в те направления роста, где частной инициативы в принципе недостаточно.

 

3.2. Перспективы и пути решения проблем в области ФЦП

 

Начнем с управленческих механизмов целевых программ, которые нуждаются в изменении. Эффективное межведомственное взаимодействие требуется не только на межпрограммном и программном уровнях, но и применительно к отдельным мероприятиям. Междисциплинарность многих программ обусловливает наличие даже на этом уровне нескольких государственных заказчиков, а значит, и здесь возникают проблемы выбора приоритетных объектов и распределения средств для реализации того или иного мероприятия между различными заказчиками. В отсутствие же правообеспеченных механизмов соответствующей координации возрастает риск несбалансированности программ, торга между ведомствами за ресурсы в процессе согласования и реализации целевых программ.

На практике целевые программы стали скорее способом бюджетного софинансирования множества разрозненных проектов, нежели средством обеспечения прогрессивных структурных сдвигов в экономике. Множественность направлений программного регулирования в сочетании с крайне низким уровнем программной и межпрограммной согласованности мероприятий привела лишь к распылению средств. Недостаточная результативность ФЦП во многом связана с нерациональной структурой их бюджетного финансирования.

Одним из основных направлений связанных с повышением эффективности федеральных целевых программ является поиск путей, обеспечивающих оптимальное решение проблем их формирования и реализации, включая финансирование.

Успешная реализация федеральных целевых программ определяется полнотой и своевременностью финансирования и прежде всего инвестиционных проектов. От этого зависит результативность федеральных целевых программ.38

С целью безусловного достижения в установленные сроки целей федеральных целевых программ, утвержденных Правительством Российской Федерации, необходимо подготовить предложения по упорядочению и систематизации государственных капитальных вложений в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы, обеспечению финансирования федеральных целевых программ в установленные сроки и в полном объеме и первую очередь их инвестиционных проектов.39

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что главной проблемой в реализации ФЦП является недостаточное финансирование. Успешная реализация федеральных целевых программ определяется полнотой и своевременностью финансирования и прежде всего инвестиционных проектов. От этого зависит результативность федеральных целевых программ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог работы, автором сделаны следующие выводы:

Федеральные целевые программы представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение целевых задач в области государственного, экономического и социального развития Российской Федерации

Федеральные целевые программы - гибкий инструмент реализации долгосрочной экономической политики государства, активного воздействия на производственные и экономические процессы. Они включают в себя конкретные цели и результаты, которые необходимо достигнуть исходя из сформированных приоритетов среднесрочной программы социально-экономического развития страны, а также перечень инвестиционных и инновационных проектов, обеспечивающих достижение этих целей и обоснованное ресурсное обеспечение, в том числе за счет федерального бюджета.

На сегодняшний день федеральные целевые программы это наиболее прозрачный инструмент проведения социально-экономической политики с использованием поддержки из федерального бюджета. Федеральные целевые программы, их необходимость, цели, задачи, набор мероприятий, время реализации и объемы их финансирования, в том числе из федерального бюджета, обсуждаются на заседаниях Правительства Российской Федерации, в Государственной Думе Федерального Собрания РФ.

Одним из основных направлений связанных с повышением эффективности федеральных целевых программ является поиск путей, обеспечивающих оптимальное решение проблем их формирования и реализации, включая финансирование.

Успешная реализация федеральных целевых программ определяется полнотой и своевременностью финансирования прежде всего инвестиционных проектов. От этого зависит результативность федеральных целевых программ.

Таким образом, можно сделать вывод, что ФЦП, являясь  сложным комплексным методом , позволяет наиболее эффективно решить большинство социально-экономических проблем, однако применение  такого метода требует  тщательной  разработки и строго контроля за  исполнением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые документы:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 29.11.2010, с изм. от 28.12.2010)
  2. Федеральные программы разрабатываются в соответствии с Федеральным законом РФ от 13.12.1994 № 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд'' (ред. от 24.07.2007)
  3. Федеральным законом РФ от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных муниципальных нужд"(с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011)
  4. Постановление Правительства РФ №1050 от 17.12.2010 - ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы

Книги и учебные пособия:

  1. Дмитриева О.Г. Экономическая диагностика. СПб.: Наука, 2010.
  2. Игнатьева А.В. Исследование систем управления: Учеб. пособие для студ. Вузов, обуч. по спец. «Государственное и муниципальное управление» и «Менеджмент». – М.: ЮНИТИ, 2010
  3. Лаженцев В.Н. Территориальное развитие: методология и опыт регулирования. СПб.: Наука, 2009
  4. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: Рос. фонд правовых проблем, 2011.
  5. Ратнер Н.М. Региональные диспропорции: оценка и пути преодоления. Екатеринбург: УрГЭУ, 2010
  6. Федоров Н.В., Кураков Л.П. Прогнозирование социально-экономического развития регионов. М., 2009

Периодические издания:

  1. Гвоздецкий В.План ГОЭРЛО. Мифы и реальность // Наука и жизнь. — 2011. — № 5
  2. Селиверстов В.Е. и др. Методологические основы разработки федеральной программы помощи депрессивным и отсталым регионам//Регион: экономика и социология. - 2010. - № 6

Интернет-источники:

  1. http://www.gks.ru– Официальный сайт Росстата
  2. http://finansmag.ru - журнал «Финанс»
  3. http://www.programs-gov.ru/ - Федеральные целевые программы
  4. http://fcp.economy.gov.ru/ - Департамент государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития РФ.
  5. http://www.fcpdom.ru/prog.php - ФЦП «Жилище»
  6. http://www.ach.gov.ru/ru/ - Официальный сайт Счетной палаты РФ
  7. http://www.rbc.ru - официальный сайт «РосБизнесКонсалтинг»
  8. http://www.inpravo.ru – Правовой портал
  9. http://www.alti.ru – Бизнес портал Alti.ru
  10. http://www.lenta.ru - информационный портал «Лента.RU

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Целевые индикаторы федеральной целевой программы «Жилище» 2011-2015год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные показатели эффективности реализации программы

«Жилище» 2011-2015год

 

 

 

 

 

 

 

 

Объемы финансирования мероприятий федеральной целевой программы

«Жилище» 2011-2015год

1 Гвоздецкий В.План ГОЭРЛО.Мифы и реальность // Наука и жизнь. — 2011. — № 5

 

2 Дмитриева О.Г. Экономическая диагностика. СПб.: Наука, 2010

3 Игнатьева А.В. Исследование систем управления: Учеб. пособие для студ. Вузов, обуч. по спец. «Государственное и муниципальное управление» и «Менеджмент». – М.: ЮНИТИ, 2010

 

4 Лаженцев В.Н. Территориальное развитие: методология и опыт регулирования. СПб.: Наука, 2010

5 Лаженцев В.Н. Территориальное развитие: методология и опыт регулирования. СПб.: Наука, 2010

 

6 http://www.programs-gov.ru/ - «Федеральные целевые программы»

7 http://www.programs-gov.ru/ - «Федеральные целевые программы»

 

8 Лаженцев В.Н. Территориальное развитие: методология и опыт регулирования. СПб.: Наука, 2010

9 http://www.programs-gov.ru/ - «Федеральные целевые программы»

10 http://www.programs-gov.ru/ - «Федеральные целевые программы»

 

11 Федоров Н.В., Кураков Л.П. Прогнозирование социально-экономического развития регионов. М., 2011

 

12 Игнатьева А.В. Исследование систем управления: Учеб. пособие для студ. Вузов, обуч. по спец. «Государственное и муниципальное управление» и «Менеджмент». – М.: ЮНИТИ, 2010

 

13 Данные Департамента государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития РФ - http://fcp.economy.gov.ru/

14 Данные Департамента государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития РФ «Объемы бюджетного финансирования ФЦП» - http://fcp.economy.gov.ru/

 

15 Данные Департамента государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития РФ «Объемы бюджетного финансирования ФЦП» - http://fcp.economy.gov.ru/

 

16 Данные Департамента государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития РФ « Ранжирование программ» - http://fcp.economy.gov.ru/

 

17 Данные Департамента государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития РФ « Ранжирование программ» - http://fcp.economy.gov.ru/

18 http://www.fcpdom.ru/prog.php - ФЦП «Жилище»

 

19 Николаев С. «Недорогая альтернатива» - http://realty.lenta.ru/articles/2010/11/24/analitika/

20 http://www.fcpdom.ru/prog.php - ФЦП «Жилище» - «О программе»

 

21 http://lenta.ru/news/2011/03/31/kurator/ - «Медведев сменил куратора программы «Доступное жилье»

22 Постановление Правительства РФ №1050 от 17.12.2010 - ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы - ч.II

23 Постановление Правительства РФ №1050 от 17.12.2010 - ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы - ч.II

24 Постановление Правительства РФ №1050 от 17.12.2010 - ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы – ч.II

 

25 Постановление Правительства РФ №1050 от 17.12.2010 - ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы. - ч.III

26 Постановление Правительства РФ №1050 от 17.12.2010 - ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы. – ч. V

27 http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/Graphics/pub_dynamic_range_fcp_other/2010/ - Департамент государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития России, «Анализ ФЦП»

28 http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/Graphics/pub_dynamic_range_fcp_other/2011/ - Департамент государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития России «Анализ ФЦП»

 

29 Паспорт ФЦП «Жилище» - http://www.fcpdom.ru/prog.php

30 Паспорт ФЦП «Жилище» - http://www.fcpdom.ru/prog.php

31 Якутенко И. «Слово и делл» - http://lenta.ru/articles/2010/07/20/gelfand/

32Ключкин А. «Скупость не порок» - http://lenta.ru/articles/2010/06/15/budjet/

 

33 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ  (ред. от 29.11.2010, с изм. от 28.12.2010), статья 184

 

34  Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ  (ред. от 29.11.2010, с изм. от 28.12.2010), статья 179

35 Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: Рос. фонд правовых проблем, 2010.

 

36 Дмитриева О.Г. Экономическая диагностика. СПб.: Наука, 2011.

37 Игнатьева А.В. Исследование систем управления: Учеб. пособие для студ. Вузов, обуч. по спец. «Государственное и муниципальное управление» и «Менеджмент». – М.: ЮНИТИ, 2010.

Информация о работе Перспективы и пути решения проблем в области ФЦП