Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 18:14, курсовая работа
Предметом исследования является процесс разработки и реализации федеральных целевых программ, как инструмента финансировании бюджетных инвестиций.
Целью данной работы является анализ теоретических и практических аспектов федеральных целевых программ в РФ.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Изучить теоретические основы федеральных целевых программ РФ;
дать характеристику и анализ ФЦП РФ.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……2
ГЛАВА 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ…………………………4
1.1.Понятие Федеральных целевых программ в РФ………………………………4
1.2.Структура федеральных целевых программ…………………………………...6
1.3. Федеральные целевые программы, действующие в РФ……………………...9
ГЛАВА 2. ФЦП «ЖИЛИЩЕ»……………………………………………………..15
2.1.Основные данные о ФЦП «Жилище»………………………………………....15
2.2.Основные параметры ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы…………………17
2.3 Краткие отчеты о реализации ФЦП (данные 2014 года по состоянию на 1.07.2014) (2014)……………………………………………………………………24
ГЛАВА 3. ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ ФЦП………………….28
3.1.Основные проблемы в области разработки и реализации ФЦП…………….28
3.2. Перспективы и пути решения проблем в области ФЦП…………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….36
Не всегда выделяемые бюджетные ассигнования соответствуют объему средств, необходимому для завершения строительства в нормативные сроки объектов, финансируемых по программе внешних заимствований (в том числе для приобретения дорогостоящего импортного оборудования для федеральных нужд). Это связано в том числе и с тем, что отсутствует синхронизация по срокам финансирования строительства объектов, включенных в программы внешних заимствований, и Федеральной адресной инвестиционной программы.
Сохраняет свою остроту и проблема перераспределения государственных капитальных вложений.36
Отрицательные результаты в реализации с целевыми программами регионального уровня связаны с организационными, методическими, экономическими проблемами, отсутствием соответствующего законодательного и нормативного обеспечения.
В статье 192 Бюджетного кодекса говорится о федеральных целевых программах и федеральных целевых программах регионального развития, но каковы различия между ними, чем отличаются процедуры проектирования, реализации этих видов программ, нигде не оговорено. Хотя различия эти существенны.
Отмеченные недостатки свидетельствую о том, что существующий порядок недостаточно регламентирует отбор проблем, подлежащих программному решению. Это в значительной мере предопределяет случайность в выборе проблем, для решения которых следует использовать комплексные целевые программы, и создает предпосылки для появления чрезмерно большого количества разнообразных целевых программ, в результате чего становится невозможным обеспечить надлежащее качество проработки программ. 37
Имеются недостатки в существующем законодательстве и в части проведения конкурсов разработанных программ, в статистической отчетности, и в организации их финансирования и формирования фонда развития регионов.
Назрела необходимость внесения коррективов и в плане софинансирования частным бизнесом расходов по реализации целевых программ. С одной стороны, установленные требования по соотношению бюджетных и внебюджетных средств при их реализации исполняются исключительно формально – путем предоставления ни к чему не обязывающих писем о намерениях или заинтересованности. С другой стороны, эти требования создают ограничения для вложения государством средств в те направления роста, где частной инициативы в принципе недостаточно.
3.2. Перспективы и пути решения проблем в области ФЦП
Начнем с управленческих механизмов целевых программ, которые нуждаются в изменении. Эффективное межведомственное взаимодействие требуется не только на межпрограммном и программном уровнях, но и применительно к отдельным мероприятиям. Междисциплинарность многих программ обусловливает наличие даже на этом уровне нескольких государственных заказчиков, а значит, и здесь возникают проблемы выбора приоритетных объектов и распределения средств для реализации того или иного мероприятия между различными заказчиками. В отсутствие же правообеспеченных механизмов соответствующей координации возрастает риск несбалансированности программ, торга между ведомствами за ресурсы в процессе согласования и реализации целевых программ.
На практике целевые программы стали скорее способом бюджетного софинансирования множества разрозненных проектов, нежели средством обеспечения прогрессивных структурных сдвигов в экономике. Множественность направлений программного регулирования в сочетании с крайне низким уровнем программной и межпрограммной согласованности мероприятий привела лишь к распылению средств. Недостаточная результативность ФЦП во многом связана с нерациональной структурой их бюджетного финансирования.
Одним из основных направлений связанных с повышением эффективности федеральных целевых программ является поиск путей, обеспечивающих оптимальное решение проблем их формирования и реализации, включая финансирование.
Успешная реализация федеральных целевых программ определяется полнотой и своевременностью финансирования и прежде всего инвестиционных проектов. От этого зависит результативность федеральных целевых программ.38
С целью безусловного достижения в установленные сроки целей федеральных целевых программ, утвержденных Правительством Российской Федерации, необходимо подготовить предложения по упорядочению и систематизации государственных капитальных вложений в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы, обеспечению финансирования федеральных целевых программ в установленные сроки и в полном объеме и первую очередь их инвестиционных проектов.39
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что главной проблемой в реализации ФЦП является недостаточное финансирование. Успешная реализация федеральных целевых программ определяется полнотой и своевременностью финансирования и прежде всего инвестиционных проектов. От этого зависит результативность федеральных целевых программ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог работы, автором сделаны следующие выводы:
Федеральные целевые программы представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение целевых задач в области государственного, экономического и социального развития Российской Федерации
Федеральные целевые программы - гибкий инструмент реализации долгосрочной экономической политики государства, активного воздействия на производственные и экономические процессы. Они включают в себя конкретные цели и результаты, которые необходимо достигнуть исходя из сформированных приоритетов среднесрочной программы социально-экономического развития страны, а также перечень инвестиционных и инновационных проектов, обеспечивающих достижение этих целей и обоснованное ресурсное обеспечение, в том числе за счет федерального бюджета.
На сегодняшний день федеральные целевые программы это наиболее прозрачный инструмент проведения социально-экономической политики с использованием поддержки из федерального бюджета. Федеральные целевые программы, их необходимость, цели, задачи, набор мероприятий, время реализации и объемы их финансирования, в том числе из федерального бюджета, обсуждаются на заседаниях Правительства Российской Федерации, в Государственной Думе Федерального Собрания РФ.
Одним из основных направлений связанных с повышением эффективности федеральных целевых программ является поиск путей, обеспечивающих оптимальное решение проблем их формирования и реализации, включая финансирование.
Успешная реализация федеральных целевых программ определяется полнотой и своевременностью финансирования прежде всего инвестиционных проектов. От этого зависит результативность федеральных целевых программ.
Таким образом, можно сделать вывод, что ФЦП, являясь сложным комплексным методом , позволяет наиболее эффективно решить большинство социально-экономических проблем, однако применение такого метода требует тщательной разработки и строго контроля за исполнением.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые документы:
Книги и учебные пособия:
Периодические издания:
Интернет-источники:
Приложение
Целевые индикаторы федеральной целевой программы «Жилище» 2011-2015год
Основные показатели эффективности реализации программы
«Жилище» 2011-2015год
Объемы финансирования мероприятий федеральной целевой программы
«Жилище» 2011-2015год
1 Гвоздецкий В.План ГОЭРЛО.Мифы и реальность // Наука и жизнь. — 2011. — № 5
2 Дмитриева О.Г. Экономическая диагностика. СПб.: Наука, 2010
3 Игнатьева А.В. Исследование систем управления: Учеб. пособие для студ. Вузов, обуч. по спец. «Государственное и муниципальное управление» и «Менеджмент». – М.: ЮНИТИ, 2010
4 Лаженцев В.Н. Территориальное развитие: методология и опыт регулирования. СПб.: Наука, 2010
5 Лаженцев В.Н. Территориальное развитие: методология и опыт регулирования. СПб.: Наука, 2010
6 http://www.programs-gov.ru/ - «Федеральные целевые программы»
7 http://www.programs-gov.ru/ - «Федеральные целевые программы»
8 Лаженцев В.Н. Территориальное развитие: методология и опыт регулирования. СПб.: Наука, 2010
9 http://www.programs-gov.ru/ - «Федеральные целевые программы»
10 http://www.programs-gov.ru/ - «Федеральные целевые программы»
11 Федоров Н.В., Кураков Л.П. Прогнозирование социально-экономического развития регионов. М., 2011
12 Игнатьева А.В. Исследование систем управления: Учеб. пособие для студ. Вузов, обуч. по спец. «Государственное и муниципальное управление» и «Менеджмент». – М.: ЮНИТИ, 2010
13 Данные Департамента государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития РФ - http://fcp.economy.gov.ru/
14 Данные Департамента государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития РФ «Объемы бюджетного финансирования ФЦП» - http://fcp.economy.gov.ru/
15 Данные Департамента государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития РФ «Объемы бюджетного финансирования ФЦП» - http://fcp.economy.gov.ru/
16 Данные Департамента государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития РФ « Ранжирование программ» - http://fcp.economy.gov.ru/
17 Данные Департамента государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития РФ « Ранжирование программ» - http://fcp.economy.gov.ru/
18 http://www.fcpdom.ru/prog.php - ФЦП «Жилище»
19
Николаев С. «Недорогая альтернатива»
- http://realty.lenta.ru/
20 http://www.fcpdom.ru/prog.php - ФЦП «Жилище» - «О программе»
21
http://lenta.ru/news/2011/03/
22 Постановление Правительства РФ №1050 от 17.12.2010 - ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы - ч.II
23 Постановление Правительства РФ №1050 от 17.12.2010 - ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы - ч.II
24 Постановление Правительства РФ №1050 от 17.12.2010 - ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы – ч.II
25 Постановление Правительства РФ №1050 от 17.12.2010 - ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы. - ч.III
26 Постановление Правительства РФ №1050 от 17.12.2010 - ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы. – ч. V
27
http://fcp.economy.gov.ru/cgi-
28
http://fcp.economy.gov.ru/cgi-
29 Паспорт ФЦП «Жилище» - http://www.fcpdom.ru/prog.php
30 Паспорт ФЦП «Жилище» - http://www.fcpdom.ru/prog.php
31
Якутенко И. «Слово и делл» - http://lenta.ru/articles/2010/
32Ключкин А. «Скупость не порок» - http://lenta.ru/articles/2010/
33 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 29.11.2010, с изм. от 28.12.2010), статья 184
34 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 29.11.2010, с изм. от 28.12.2010), статья 179
35 Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: Рос. фонд правовых проблем, 2010.
36 Дмитриева О.Г. Экономическая диагностика. СПб.: Наука, 2011.
37 Игнатьева А.В. Исследование систем управления: Учеб. пособие для студ. Вузов, обуч. по спец. «Государственное и муниципальное управление» и «Менеджмент». – М.: ЮНИТИ, 2010.
Информация о работе Перспективы и пути решения проблем в области ФЦП