Перспективы развития эффективности государственного финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 21:56, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является рассмотрение основных проблем управления контроля, направлений использования, оценка результатов деятельности, приводятся статистические данные результатов деятельности отечественных контролирующих органов.
Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:
Характеризовать понятий и видов финансового контроля
Формулировка целей, задачей, форм и принципов государственного финансового контроля
Анализ места ФНС в системе государственного финансового контроля
Характеристика деятельности органов налогового контроля в Нижегородской области в 2012 году
Анализ начислений от контрольной деятельности ФНС
Анализ расходов на содержание аппарата государственного контроля
Оценка эффективности государственного финансового контроля
Анализ совершенствования государственного финансового контроля

Содержание работы

Введение 3-4
Глава 1. Государственный финансовый контроль в РФ как инструмент рыночной экономики
1.1 Характеристика понятия и видов финансового контроля 5-11
1.2 Формулировка целей, задач, форм и принципов государственного финансового контроля 11-19
1.3 Анализ места ФНС в системе государственного финансового контроля 19-28
Глава 2. Анализ особенностей осуществления государственного финансового контроля на примере Федеральной Налоговой Службы Нижегородской области
2.1 Характеристика деятельности органов налогового контроля по Нижегородской области в 2011 году 29-34
2.2 Анализ начислений от контрольной деятельности ФНС Нижегородской области 34-38
2.3 Анализ расходов на содержание аппарата государственного контроля Нижегородской области 38-44
Глава 3. Перспективы развития эффективности государственного финансового контроля.
3.1. Оценка эффективности государственного финансового контроля 45-49
3.2. Анализ совершенствования государственного финансового контроля в РФ 49-56
Заключение 57
Список литературы

Файлы: 1 файл

Finansy_kursach.docx

— 434.18 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение                                                                                                                                       3-4

Глава 1. Государственный финансовый контроль в РФ как инструмент рыночной экономики

1.1 Характеристика понятия и видов финансового контроля                                              5-11                       

1.2 Формулировка целей, задач, форм и принципов государственного финансового контроля                                                                                                                                    11-19

1.3 Анализ места ФНС в системе государственного финансового контроля                    19-28

Глава 2. Анализ особенностей осуществления государственного финансового контроля на примере Федеральной Налоговой Службы Нижегородской области

2.1 Характеристика деятельности органов налогового контроля по Нижегородской области в 2011 году                                                                                                                                                                       29-34

2.2 Анализ начислений от контрольной деятельности ФНС Нижегородской области    34-38

2.3 Анализ расходов на содержание аппарата государственного контроля Нижегородской области                                                                                                                                      38-44

Глава 3. Перспективы развития эффективности государственного финансового контроля.

3.1. Оценка эффективности государственного финансового контроля                             45-49

3.2. Анализ совершенствования государственного финансового контроля в РФ                49-56

Заключение                                                                                                                                    57             

Список литературы                                                                                                                       58             

 

Введение:

Различные виды финансового  контроля - аудит, государственный финансовый контроль (далее - ГФК), муниципальный, внутренний и общественный. За счет налогов в развитых странах финансируется  до 90% расходов государственного бюджета. В Российской Федерации за счет налогов  формируется около 70% федерального бюджета. Вместе с тем, по данным налоговых  органов, лишь 17-18% всех экономических  субъектов, функционирующих в России, полностью и в срок рассчитываются по своим налоговым обязательствам, 50% - производят платежи время от времени, а 33% - вообще не платят налоги. Учитывая, что в результате налоговой  реформы количество налогов сократилось  почти втрое, а расходы государства  с каждым годом увеличиваются - цена недоплаты каждого налога становится для бюджета обременительной. Приведенные  данные свидетельствуют о несовершенстве и юридической модели налоговой  системы, и организационно-правового  механизма налогового контроля. В течение последних двух лет тема совершенствования государственного и муниципального финансового контроля неоднократно поднималась в выступлениях первых лиц государства, активно она обсуждается и в научной среде.

Целью настоящей работы является рассмотрение основных проблем управления контроля, направлений использования, оценка результатов деятельности, приводятся статистические данные результатов деятельности отечественных контролирующих органов.

Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:

  • Характеризовать понятий и видов финансового контроля
  • Формулировка целей, задачей, форм и принципов государственного финансового контроля
  • Анализ места ФНС в системе государственного финансового контроля
  • Характеристика деятельности органов налогового контроля в Нижегородской области в 2012 году
  • Анализ начислений от контрольной деятельности ФНС
  • Анализ расходов на содержание аппарата государственного контроля
  • Оценка эффективности государственного финансового контроля
  • Анализ совершенствования государственного финансового контроля

Предметом исследования- реализация общегосударственного финансового контроля. Объект исследования – Федеральная Налоговая служба.

При написании работы использовались методы: аналитические, статистический, экономико-статистические,  фактографический, мониторинг, факторный.

Список использованной литературы включает нормативно-правовые документы, учебные пособия, статистические материалы, статьи периодических изданий, а  также интернет-ресурсы. Курсовая состоит из 55 страниц и имеет в своем содержании графики динамических радов, таблицы и 7 приложений.

 

  1. Государственный финансовый контроль в РФ как инструмент рыночной экономики

Понятие «контроль» тесно  связано с понятием «управление» Проводить контроль ради контроля нецелесообразно, но управление, особенно управление сложными системами, без контроля может стать  бессмысленны.

Контроль – неотъемлемая часть системы регулирование, одна из форм обратной связи, благодаря которой  субъект, управляющий системой, получает необходимую информацию о ее действительном состоянии, что позволяет ему  правильно оценивать фактически сделанное, выявлять отклонения от цели и связанные с этим нежелательные  последствия. Анализ результатов и  контроля позволяет вскрыть раннее неизвестные возможности и резервы  системы, эффективность использования  ею управленческих решений. Получая  такую информацию, субъект имеет  все предпосылки для правильной оценки движения управляемой системы  к поставленным целям и принятия необходимых корректирующих действий. Процесс контроля - это осуществляемая путем применения соответствующих методов и методик деятельность субъектов контроля, направленная на достижение поставленных перед ними целей наиболее эффективными способами.

    1. Характеристика понятия и видов финансового контроля

Финансовый контроль - это  составная часть или специальная  отрасль осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что  финансам как экономической категории  присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому  использование государством финансов для решения своих задач обязательно  предполагает проведение с их помощью  контроля за ходом выполнения этих задач.

Финансовый контроль –  это форма реализации на практике контрольной функции финансов, общественное назначение которой состоит, в частности, в осуществлении контроля за рациональным распределением общественного продукта, формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств и финансовых ресурсов. Финансовый контроль является одной из разновидностей деятельности органов власти и управления, проявлением  важной роли финансов в общественном воспроизводстве.

Финансовый контроль –  это совокупность действий и операций, осуществляемых субъектами контроля, по проверке обоснованности процессов  распределения общественного продукта, формирования, распределения и использования  доходов и накоплений государства, хозяйствующих субъектов и населения.

Действие финансового  контроля распространяется на все четыре стадии воспроизводственного процесса (производство, распределение, обмен, потребление), а также на непроизводственную сферу.

Необходимость существования  финансового контроля вытекает из особенностей товарно-денежного производства, которое  не может существовать без своевременного и полного формирования, обоснованного  распределения и эффективного использования  фондов денежных средств и финансовых ресурсов.

Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:

1) строго регламентированную  деятельность специально созданных  контролирующих органов за соблюдением  финансового законодательства и  финансовой дисциплины всех экономических  субъектов;

2) неотъемлемый элемент  управления финансами и денежными  потоками на макро- и микроуровне  с целью обеспечения целесообразности  и эффективности финансовых операций.

Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами и  субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, то во втором —  упор делается на аналитическую сторону  финансового контроля.

Контроль выступает как  кульминационный момент управленческого  цикла на той его стадии, когда  фактические результаты воздействия  на управляемый объект сопоставляются с требованиями принятых решений, а  при выявлении отрицательных  отклонений устанавливаются их причины  и виновники, принимаются меры к  улучшению положения дел. Являясь  самостоятельной функцией управления экономикой, контроль не поглощает  другие функции, а взаимопроникает  в них, оказывая активное воздействие  на эффективность их использования. [9]

Финансовый контроль осуществляется путем применения научно обоснованных методов установления степени соответствия практики управления финансовыми ресурсами  во всех сферах производства и распределения  общественного продукта задачам  финансовой политики. Институт финансового  контроля представляет собой составной  элемент общей структуры контрольных  органов государства и вместе с тем выступает как важнейший  составной элемент финансовой системы. [10]

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов, исходя из разных оснований. В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Предварительный финансовый контроль проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет особое значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности, - проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и т.п. Текущий финансовый контроль - это контроль в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств, для административно-хозяйственных расходов, капитального строительства и т.д.). Последующий финансовый контроль - это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета, использования предприятием или учреждением денежных средств и т.п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

Так же можно  выделить обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный финансовый контроль

а) в силу требований законодательства (например, контроль со стороны представительных (законодательных) органов власти за исполнением бюджета по итогам за год);

б) по решению компетентных государственных органов (например, проверки и обследования налогоплательщиков по вопросам налогообложения со стороны  органов государственной налоговой  службы, контроль, проводимый на основе решения правоохранительных органов).

Инициативный финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов.

В зависимости  от субъектов, на которых возложен финансовый контроль, он подразделяется на виды: 1) представительных органов государственной власти и местного самоуправления; 2) Президента РФ или Администрации Президента РФ; 3) исполнительных органов власти общей компетенции; 4) финансово-кредитных органов; 5) ведомственный и внутрихозяйственный; 6) общественный; 7) аудиторский.

 Поскольку в подсистеме  государственных финансов различают  государственный кредит, государственное  страхование, пенсионное обеспечение,  бюджетное финансирование, налогообложение,  формирование общенациональных  страховых резервов и фондов, то и финансовый контроль в  зависимости от ведомства, к  компетенции которого относится  управление этими финансовыми  отношениями, т.е. в соответствии  со сферой финансовой деятельности, делится на: а) бюджетный; б)  налоговый; в) валютный; г) банковский; д) за страховой деятельностью.

Финансовый контроль классифицируется в зависимости от:

- времени проведения, он  может быть предварительным, текущим  и последующим; 

- органов (субъектов), осуществляющих  его, он может быть представительных  органов государственной власти  и местного самоуправления, президентский  контроль, контроль исполнительных  органов власти общей компетенции,  финансово-кредитных органов, ведомственный  и внутрихозяйственный контроль, общественный контроль, аудиторский  финансовый контроль.

- ведомства, к компетенции  которого относится управление  этими финансовыми отношениями,  он может быть бюджетный, налоговый,  валютный, банковский, за страховой  деятельностью.

В зависимости  от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, выделяются:

1)Государственный финансовый контроль, который подразделяется на вневедомственный и ведомственный;

2)Негосударственный финансовый контроль:

  • внутрихозяйственный контроль в составе корпоративного и некорпоративного финансового контроля;
  • аудиторский контроль как подсистема независимого контроля в форме общего и банковского аудита;
  • гражданский финансовый контроль;
  • общественный финансовый контроль;
  • правовой финансовый контроль;
  • страховой финансовый контроль, и другие виды.

Информация о работе Перспективы развития эффективности государственного финансового контроля