Перспективы развития эффективности государственного финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 21:56, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является рассмотрение основных проблем управления контроля, направлений использования, оценка результатов деятельности, приводятся статистические данные результатов деятельности отечественных контролирующих органов.
Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:
Характеризовать понятий и видов финансового контроля
Формулировка целей, задачей, форм и принципов государственного финансового контроля
Анализ места ФНС в системе государственного финансового контроля
Характеристика деятельности органов налогового контроля в Нижегородской области в 2012 году
Анализ начислений от контрольной деятельности ФНС
Анализ расходов на содержание аппарата государственного контроля
Оценка эффективности государственного финансового контроля
Анализ совершенствования государственного финансового контроля

Содержание работы

Введение 3-4
Глава 1. Государственный финансовый контроль в РФ как инструмент рыночной экономики
1.1 Характеристика понятия и видов финансового контроля 5-11
1.2 Формулировка целей, задач, форм и принципов государственного финансового контроля 11-19
1.3 Анализ места ФНС в системе государственного финансового контроля 19-28
Глава 2. Анализ особенностей осуществления государственного финансового контроля на примере Федеральной Налоговой Службы Нижегородской области
2.1 Характеристика деятельности органов налогового контроля по Нижегородской области в 2011 году 29-34
2.2 Анализ начислений от контрольной деятельности ФНС Нижегородской области 34-38
2.3 Анализ расходов на содержание аппарата государственного контроля Нижегородской области 38-44
Глава 3. Перспективы развития эффективности государственного финансового контроля.
3.1. Оценка эффективности государственного финансового контроля 45-49
3.2. Анализ совершенствования государственного финансового контроля в РФ 49-56
Заключение 57
Список литературы

Файлы: 1 файл

Finansy_kursach.docx

— 434.18 Кб (Скачать файл)

Государственный вневедомственный финансовый контроль осуществляется следующими контрольными органами: Счетной палатой  РФ и контрольно-счетными органами субъектов РФ, Главным контрольным  управлением Президента РФ, Департаментом  государственного финансового контроля (ДГФК) Минфина России, Главным управлением  федерального казначейства (ГУФК) Минфина  России, Центральным банком РФ, Министерством  РФ по налогам и сборам, Государственным  таможенным комитетом РФ, Федеральной  службой налоговой полиции РФ и государственными внебюджетными  фондами — Пенсионным фондом РФ (ПФ РФ), Фондом социального страхования  РФ (ФСС РФ), Федеральным фондам обязательного медицинского страхования (ФФОМС).

Ведомственный контроль осуществляется министерствами, ведомствами за деятельностью  входящих в их систему учреждений и организаций руководителями соответствующих  образований и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства, комитета, иного органа исполнительной власти. В МВД РФ, например, финансовый контроль, осуществляется руководителями МВД России, МВД республик  в составе РФ, ГУВД и других подразделений  непосредственно и через соответствующую  финансовую службу. В системе МВД  России создана контрольно-ревизионная  служба. Общее руководство контрольно-ревизионной  службой в системе Министерства внутренних дел России осуществляет Контрольно-ревизионное управление МВД России (КРУ МВД России).

Основными задачами данного  контроля являются:

  • выявление случаев хищения и недостач денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины;
  • разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих; принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба и др.

Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению  независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых  деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских  услуг. Основной целью аудиторской  деятельности является установление достоверности  бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и  хозяйственных операций нормативным  актам РФ.

По методам  проведения финансовый контроль можно  классифицировать на:

а) проверки - на основе отчётной документации и расходных документов рассматриваются некоторые вопросы  финансовой деятельности, намечаются меры по устранению обнаруженных нарушений;

б) обследования - охватывают более широкий спектр финансово-экономических  показателей экономического субъекта, чем проверки; определяется финансовое состояние и перспективы развития обследуемого экономического субъекта;

в) надзор - осуществляется контролирующими  органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на проведение какого-либо вида финансовой деятельности;

 г) анализ финансовой  деятельности - предполагает детальное  изучение периодической или годовой  финансово-бухгалтерской отчетности  для определения общей оценки  результатов финансовой деятельности, финансового состояния и обеспеченности  собственным капиталом, а также  эффективности его использования;

д) наблюдение (мониторинг) - предполагает постоянный контроль кредитными организациями предприятий - клиентов по поводу использования ими полученной ссуды, а также за их финансовым состоянием;

е) ревизия - предполагает полное обследование финансово -хозяйственной  деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности и эффективности.

Вывод: Особое место в системе финансового контроля занимает государственный финансовый контроль. Он имеет более узкий спектр действия и должен распространяться, по нашему мнению, во-первых, на сферу формирования доходной части бюджета; во-вторых, на сферу расходования средств государственного бюджета, т.е. необходимо обеспечивать контроль за целевым и эффективным использованием средств государственного бюджета и государственной собственности. В этой связи государственный финансовый контроль распространяется на министерства и ведомства, отвечающие за формирование доходной части государственного бюджета, и на министерства и ведомства, использующие средства государственного бюджета, а также предприятия, организации, банки, которым предоставлены бюджетные средства на безвозвратной и возвратной основах, а также имеющие какие-либо финансовые льготы (таможенные, налоговые, экспортно-импортные и др.). Кроме того, государство должно следить и за финансовой, кредитной и эмиссионной деятельностью государственного банка.

Говоря о сущности и  месте государственного финансового  контроля, нельзя не отметить тот факт, что в процессе его осуществления  приходится опускаться до уровня предприятий, организаций, банков, акционерных обществ  и т.п., т.е. до уровня хозяйствующих  субъектов. И на этом уровне государственный  финансовый контроль приобретает черты  финансово-хозяйственного контроля, т.е. он распространяется не только на чисто  финансовую деятельность, но в определенных случаях и на хозяйственную с  тем, чтобы определить правильность исчисления налогов, эффективность  производства и эффективность использования  бюджетных средств.

1.2. Формулировка целей, задачей, форм и принципов государственного финансового контроля

Государственный финансовый контроль (ГФК) — это установленная законодательством деятельность органов государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению:

  • ошибок и злоупотреблений в управлении государственными денежными и иными материальными ресурсами (капиталами), а также используемыми в хозяйственной деятельности и отчуждаемыми нематериальными объектами государственной собственности, влекущих прямой или косвенный финансовый и/или материальный ущерб государству;
  • несоблюдения финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного, законодательства;  недостатков в организации систем управления (в том числе внутреннего контроля) финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, организаций с полным или частичным государственным участием или особо с ним связанных.

В общем и целом цель ГФК — обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по: 1) управлению (включая стадии планирования, формирования, распределения и использования) государственными финансовыми и материальными (материальными продуктами человеческой деятельности, природными видами собственности) ресурсами, нематериальными объектами государственной собственности и государственными имущественными правами (там, где такое управление опосредствуется финансовыми, т.е. денежными, отношениями — например, образование финансовых ресурсов в процессе распоряжения материальными и нематериальными объектами, имущественными правами); 2) обеспечению их сохранности и приумножения для выполнения функций государства, а также созданию всех условий для этого; 3) обеспечению законности и оптимальности (в свете государственной политики) функционирования различных звеньев финансово-хозяйственной системы государства; 4) обеспечению финансовой безопасности государства. [7]

В соответствии с этим основными его задачами являются:

-   организация и  осуществление контроля за своевременным  исполнением доходных и расходных  статей федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных  фондов по объемам, структуре  и целевому назначению; определение  эффективности и целесообразности  расходования государственных средств  и использования федеральной  собственности;

-   оценка обоснованности  доходных и расходных статей  федерального бюджета и бюджетов  федеральных внебюджетных фондов;

-   финансовая экспертиза  проектов федеральных законов,  а также нормативных правовых  актов федеральных органов государственной  власти, предусматривающих расходы,  покрываемые за счет средств  федерального бюджета, или влияющих  на формирование и исполнение  федерального бюджета и бюджетов  федеральных внебюджетных фондов;

-   анализ выявленных  отклонений от установленных  показателей федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных  фондов и подготовка предложений,  направленных на их устранение, а также на совершенствование  бюджетного процесса в целом;

-   контроль за законностью  и своевременностью движения  средств федерального бюджета  и средств федеральных внебюджетных  фондов в Банке России, уполномоченных  банках и иных финансово-кредитных  учреждениях Российской Федерации;

-   обеспечение поступления   в доходную часть государственного  бюджета налоговых, таможенных  и прочих платежей, обеспечивающих  формирование доходной части  государственного бюджета;

-   оценка эффективности  деятельности министерств и ведомств  по использованию средств государственного  бюджета и внебюджетных средств;

-   контроль за правильностью  ведения бухгалтерского учета  и отчетности;

-   улучшение бюджетной  и налоговой дисциплины;

-   выявление резервов  роста доходной базы бюджетов  различных уровней и снижения  расходной части бюджета;

-   контроль за реализацией  механизма межбюджетных отношений;

-   проверка обращения  средств бюджета и внебюджетных  средств в банках и других  кредитных учреждениях;

-   контроль за формированием  и распределением целевых бюджетных  фондов финансовой поддержки  регионов;

-   пресечение незаконных  решений по предоставлению налоговых  и таможенных льгот, государственных  дотаций, субвенций и другой  помощи отдельным категориям  плательщиков или регионам;

-   выявление финансовых  злоупотреблений в сфере бюджетных  и  межбюджетных отношений;

-   проведение профилактической  информационной работы с целью  повышения бюджетной дисциплины.

Для решения  указанных задач проводится контроль за:

·соблюдением действующего законодательства в области налогообложения юридических и физических лиц;

-предоставлением и законностью использования льгот по налогообложению, государственных дотаций и иных преимуществ;

- соблюдением финансовой дисциплины;

-правильностью ведения бухучета;

-сохранностью материальных и денежных ресурсов;

-экономным использованием государственных средств;

-недопущением фактов бесхозяйственности, расточительности, приписок и финансовых злоупотреблений;

- полнотой поступления бюджетных ресурсов из различных источников;

- целевым и экономным расходованием бюджетных ресурсов;

- обращением государственных средств в банках и иных кредитно-финансовых учреждениях;

-финансовой эффективностью использования государственной собственности, проведением приватизации;

- состоянием и эффективностью использования финансовых, трудовых и материальных ресурсов государственного предприятий и учреждений.

Объектами государственного финансового контроля являются денежных отношения, возникающие в связи с формированием фин. ресурсов в распоряжении государства (и его организаций) и использованием этих средств на удовлетворение нужд государства и всего общества.

Государственному  финансовому контролю подлежит:

  • органы гос.власти (в том числе их аппараты);
  • гос. предприятия и учреждения, а также предприятия, учреждения и организации с участием государства;
  • предприятия, финансируемые за счет бюджетных средств или получающие гос. субсидии;
  • гос. бюджетные и внебюджетные фонды;
  • органы местного самоуправления, предприятия и организации вне зависимости от видов и форм собственности, а также физические лица, если они получают, перечисляют, используют гос. средства или управляют ими, имеют предоставленные законодательством или органами гос. власти налоговые, таможенные или иные льготы и преимущества;
  • общественные объединения, негосударственные фонды и иные негосударственные некоммерческие организации в части, связанной с получением, перечислением, использованием гос. средств или управлением ими, а также в части предоставленных законодательством или органами гос. власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ;
  • предпринимательские структуры и физические лица в части уплаты налогов и осуществления деятельности, регулируемой государством.

Информация о работе Перспективы развития эффективности государственного финансового контроля