Перспективы развития эффективности государственного финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 21:56, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является рассмотрение основных проблем управления контроля, направлений использования, оценка результатов деятельности, приводятся статистические данные результатов деятельности отечественных контролирующих органов.
Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:
Характеризовать понятий и видов финансового контроля
Формулировка целей, задачей, форм и принципов государственного финансового контроля
Анализ места ФНС в системе государственного финансового контроля
Характеристика деятельности органов налогового контроля в Нижегородской области в 2012 году
Анализ начислений от контрольной деятельности ФНС
Анализ расходов на содержание аппарата государственного контроля
Оценка эффективности государственного финансового контроля
Анализ совершенствования государственного финансового контроля

Содержание работы

Введение 3-4
Глава 1. Государственный финансовый контроль в РФ как инструмент рыночной экономики
1.1 Характеристика понятия и видов финансового контроля 5-11
1.2 Формулировка целей, задач, форм и принципов государственного финансового контроля 11-19
1.3 Анализ места ФНС в системе государственного финансового контроля 19-28
Глава 2. Анализ особенностей осуществления государственного финансового контроля на примере Федеральной Налоговой Службы Нижегородской области
2.1 Характеристика деятельности органов налогового контроля по Нижегородской области в 2011 году 29-34
2.2 Анализ начислений от контрольной деятельности ФНС Нижегородской области 34-38
2.3 Анализ расходов на содержание аппарата государственного контроля Нижегородской области 38-44
Глава 3. Перспективы развития эффективности государственного финансового контроля.
3.1. Оценка эффективности государственного финансового контроля 45-49
3.2. Анализ совершенствования государственного финансового контроля в РФ 49-56
Заключение 57
Список литературы

Файлы: 1 файл

Finansy_kursach.docx

— 434.18 Кб (Скачать файл)

Весьма важный вопрос теории ГФК — параметры его объектов, т.е. нормы их состояния или функционирования. По моему мнению, основные параметры объектов ГФК следующие: законность, целесообразность, эффективность, оптимальность организационной структуры.

При этом указанные параметры  выступают своеобразными агрегатами многочисленных, но менее важных требований (например, такие параметры, как рациональность, обоснованность, полнота, точность, своевременность  и т.д. так или иначе в конечном счете включены в вышеприведенные). Так, при проверке выделения финансовых средств получателям, осуществления  денежных переводов и т.д. устанавливается  соблюдение и полноты, и точности, и своевременности, и иных моментов, установленных законодательством. В конечном итоге проверка соблюдения законов и других нормативно-правовых актов финансово-хозяйственного характера  позволяет поддерживать устойчивость бюджетных процессов и стабильность государственного финансового устройства, вовремя вскрывать отклонения от заданных нормотворческими органами правил и процедур, а также вносить  в них необходимую коррекцию (в  плане оптимизации их самих). Также  с точки зрения эффективности  проверяется не только экономное  и оптимальное управление и использование  государственных финансовых средств  и иной собственности, предотвращение растрат и бесхозяйственности, но и возможность выполнения различного рода государственных программ, проведения различного рода государственных (или  с участием государства) мероприятий  с наименьшими затратами и  наибольшим эффектом. И последнее  из основных направлений — оптимизация  организационной структуры управления государственными финансами и иной собственностью. Здесь оценивается  и структура аппарата, и численность, и распределение обязанностей между  ответственными работниками государственных  органов и их взаимодействие, анализируются  процедуры, стиль и методы работы органов исполнительной власти на предмет  способности принимать адекватные решения финансового характера, коммуникации, регламенты и структуры  информационных потоков и т.д. Причем эта область ГФК тесно связана  с административным контролем (в  общем виде — контролем исполнения). Следует отметить, что оптимальность  организационной структуры непосредственно  влияет (можно сказать, является началом) как на целесообразность, так и  на эффективность финансового управления (впрочем, как и в любой организации), но в силу своей специфичности  эта область выделена в самостоятельное  направление контроля.

Государственный финансовый контроль реализуется при помощи создаваемой государством системы  органов государственного финансового  контроля. Эта система представляет собой элемент общей структуры  контрольных органов государства  и вместе с тем выступает как  важнейшая часть того финансового  механизма, с помощью которого государство  реализует свою финансовую политику.

Многообразие финансовых отношений, субъектом которых выступает  государство, обусловливает широкую  сферу деятельности гос. финансового  контроля. Это бюджетный, налоговый, денежно-кредитный, валютный, страховой, таможенный и другие виды финансового  контроля, осуществляемого гос. органами в пределах своей компетенции.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Большое значение для развития государственного финансового контроля имеет Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» от 25 июля 1996 г.

Данным Указом установлено, что в РФ государственный контроль включает в себя контроль за исполнением  федерального бюджета и бюджета  федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных  резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Одновременно в соответствии с установленным  законодательством РФ разграничением функций и полномочий указываются  конкретные субъекты государственного финансового контроля: Счетная палата РФ, Центральный Банк РФ, Минфин РФ (Главное  управление федерального Казначейства, Департамент страхового надзора, Контрольно-ревизионное  управление), Министерство по налогам  и сборам, Государственный таможенный комитет РФ, контрольно-ревизионные  органы федеральных органов исполнительной власти, иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием  средств федерального бюджета и  федеральных внебюджетных фондов.

По времени  проведения различают формы государственного финансового контроля:

  1. Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля является процесс  составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэномических показателей развития экономики страны. Предшествуя совершению хозяйственных и финансовых операций, предварительный контроль носит предупреждающий характер. Он важен, когда вводятся новые важные нормативные акты по регулированию финансовой деятельности экономических субъектов. Это способствует предупреждению многих ошибок в будущем. [10]
  2. Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов. Опираясь на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения, текущий контроль позволяет регулировать быстро изменяющиеся хозяйственные ситуации, предупреждать потери и убытки, например, в результате  неправильного начисления новых налогов. Обычно текущий контроль, как и предварительный, не носит репрессивного характера. [10]
  3. Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т. д. Последующий контроль, отличающийся углубленным изучением хозяйственной и финансовой деятельности предприятия за истекший период, позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля.

Под методами финансового  контроля понимают приёмы или способы, средства его осуществления. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: правового положения и  особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта  и цели контроля, основания возникновения  контрольных правоотношений и др.

Поскольку финансовый контроль является одной из функций управления, то ему присущи общие принципы управления, на которых базируется процесс государственного управления и управления конкретным предприятием и организацией, но конечно с преломлением содержания этих принципов применительно  к функции контроля.

В этой связи  можно выделить следующие принципы[9]:

  • принцип плановости – он предопределяется природой организации управления и необходимостью целеполагания. В этой связи субъекты контроля проводят свою работу на основе годовых, квартальных и месячных планов проведения контрольных мероприятий;
  • принцип системности  означает, что при проведении контрольных мероприятий должны рассматриваться все стороны объекта контроля и вся система его взаимосвязей по вертикали и горизонтали структуры управления;
  • принцип непрерывности означает, что все объекты контроля (управляемая система) подлежат постоянно осуществляемому субъектами контроля (управляющей системой) предварительному оперативному и периодическому последующему контролю в сроки, установленные исходя из условий, характера и свойств их деятельности. Это обеспечивает постоянное наблюдение за ходом выполнения планов и заданий, принятие мер по корректировке деятельности по мере выявления отклонений от регламентированных значений (условий);
  • принцип законности обусловлен Конституцией Российской Федерации, предусматривающей, что государство, все его органы (в том числе и контрольные) действуют на основе законности, обеспечивают охрану интересов общества и граждан. Органы финансового контроля, их должностные лица при исполнении своих обязанностей должны соблюдать Конституцию Российской Федерации  и российские законы;
  • принцип объективности предопределяет правильное, полное и объективное объяснение результатов контроля на основе сопоставления содержания проверенных фактов с законами, основными положениями, инструкциями и распоряжениями руководящих органов, регулирующими проверяемую деятельность и действия должностных лиц при ее выполнении;
  • принцип независимости устанавливает недопустимость какого-либо силового, материального или морального воздействия на субъект контроля;
  • принцип гласности вытекает из сущности контроля, осуществляемого в интересах государства. Результаты контроля доводят до сведения коллектива, чья деятельность проверялась, вышестоящих о<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-family: 'Ti

Информация о работе Перспективы развития эффективности государственного финансового контроля