Планирование деятельности автотранспортного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 07:59, контрольная работа

Описание работы

Вся совокупность автотранспортных предприятий делится на три основных вида, среди которых предприятия, обслуживающие транспорт, предлагающие ремонтные услуги транспорта, и, собственно, автотранспортные предприятия.
Автообслуживающие предприятия — это СТО, стоянки, гаражные комплексы, мотели и принадлежащие им паркинги, автовокзалы, станции для грузовых автомобилей и автозаправки.
Авторемонтные предприятия предлагают свои услуги по ремонту разных видов транспорта. Они устраняют неполадки и занимаются восстановлением транспорта после аварий.

Содержание работы

Автотранспортные предприятия и их виды 3
Планирование деятельности автотранспортного предприятия, процесс планирования: директивное, индикативное планирование. Горизонты планирования 5
Прогнозирование. Политика фирмы. Постановка целей. Программы действия и план-график 16
Список литературы 25

Файлы: 1 файл

автотранспортное предпиятие2.doc

— 196.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Автотранспортные предприятия и их виды

Вся совокупность автотранспортных предприятий делится на три основных вида, среди которых предприятия, обслуживающие транспорт, предлагающие ремонтные услуги транспорта, и, собственно, автотранспортные предприятия.

Автообслуживающие предприятия — это СТО, стоянки, гаражные комплексы, мотели и принадлежащие им паркинги, автовокзалы, станции для грузовых автомобилей и автозаправки.

Авторемонтные предприятия предлагают свои услуги по ремонту разных видов транспорта. Они устраняют неполадки и занимаются восстановлением транспорта после аварий.

Автотранспортные предприятия занимаются пассажирскими и грузовыми перевозками, а также техобслуживанием и ремонтом подвижного состава. В зависимости от своих функций автотранспортные предприятия разделены на несколько категорий. Первая категория — грузовые. Их задача — организация перевозок грузов автомобильным транспортом. Вторая категория — пассажирские. Эти предприятия занимаются перевозками пассажиров на легковых автомобилях, маршрутных такси и автобусах. Третья категория — специальные. Например, станции скорой медпомощи, пожарные станции и парки автомобилей сферы коммунального обслуживания.

По видам организации деятельности автотранспортные предприятия делятся на два вида: комплексные и кооперированные. Первыми осуществляются все виды перевозок — к примеру, перевозка пассажиров, перевозка грузов по России и за рубеж, — а также техобслуживание, ремонт и хранение автотранспорта. Кооперированные предприятия состоят из главного предприятия и филиалов. При этом количество единиц транспорта филиалов в 8–10 раз меньше, чем главного предприятия. Главное предприятие берет на себя самые сложные и трудоемкие работы по обслуживанию и ремонту состава. На его территории также хранятся части принадлежащего ему подвижного состава. Филиалы занимаются более простым техобслуживанием и исполняют менее сложные текущие ремонтные работы, также обеспечивая хранение частей своего состава.

Принцип действия кооперированных автопредприятий состоит в том, что они располагают свой автотранспорт в непосредственной близости от потребителя. Это обеспечивает быстроту прибытия транспорта к потребителю, сокращает нулевые пробеги, а также позволяет произвести ликвидацию мелких автопредприятий с низким уровнем эффективности.

 

 

Планирование деятельности автотранспортного предприятия, процесс планирования: директивное, индикативное планирование. Горизонты планирования

В настоящее время деятельность АТП происходит в динамичных, быстро меняющихся условиях. Отсутствие на предприятиях системы планирования или неэффективное ее функционирование приводит к усилению неопределенности среды хозяйствования. Нередко планирование носит формальный характер или ограничивается постановкой общих целей. Для предприятий, которые столкнулись с проблемой налаживания или повышения качества существующей системы планирования имеет смысл использовать скользящее планирование. Его внедрение позволяет повысить адаптивность предприятия к нестабильной среде функционирования, способствует повышению гибкости управления в целом.

Анализ последних исследований и публикаций. Вопросам планирования деятельности предприятия на протяжении десятилетий посвятили свое внимание множество отечественных и зарубежных ученых.

Работа предприятия в условиях рыночных отношений требует усиления действенности планирования в части изыскания резервов для повышения эффективности предприятия. Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия указывает на наличие у предприятия резервов повышения эффективности его производства.

Автотранспортное предприятие сложная система, эффективное управление которой возможно только на основе планирования работы АТП с целью обеспечения сбалансированности и взаимосвязи всех элементов предприятия для достижения основной цели деятельности удовлетворения потребностей в определенных видах пере8030К или услуг и получения прибыли, необходимой для развития АТП.

Работа в рыночных условиях характеризуется тем, что планирование и прогнозирование деятельности АТП осуществляются на уровне предприятия, а не на уровне государства или отрасли.

Цель планирования на предприятии разработка и построение системы планов АТП, направленных на удовлетворение спроса потребителей и получение достаточной и стабильной прибыли от результатов eгo хозяйственной деятельности в течение длительного времени. Указанная цель достигается решением комплекса плановых задач по сбору, обра60тке и анализу информации для подготовки плановых документов, обоснования и принятия плановых решений. Планирование один из экономических методов управления, имеющий целью приведение возможностей предприятия в соответствие с условиями рынка. Планирование основывается на системе принципов, важнейшие из которых:

научность;

реальность;

сбалансированность;

прогрессивность и т. д.

Выделяют следующие виды планов:

стратегический план, охватывающий период 10 - 15 лет. В нем регламентируются главные цели предприятия на перспективу и стратегия - достижения;

долговременные планы - планы, разрабатываемые на несколько лет и нацеленные на решение отдельных проблем фирмы. Такие планы чаще всего разрабатываются как составная часть стратегических планов;

текущие планы -планы на текущий финансовый год (содержание текущего планирования в автотранспортных предприятиях

оперативные планы - детальные планы, направленные на решение конкретных вопросов деятельности предприятия в краткосрочном периоде. Они отличаются узкой направленностью и высокой степенью детализации

бизнес-план - план создания новой фирмы, выхода на рынок и обеспечения прибыльности хозяйственной деятельности.

Директивное планирование

Директивное планирование - представляет собой процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и комплекс мер по обеспечению их выполнения.

Директивные планы носят адресный характер, обязательны для всех исполнителей, а должностные лица несут ответственность за невыполнение плановых заданий.

Сущность директивного планирования заключается в том, что до хозяйствующих субъектов из единого планового центра доводятся планы работы, утверждаются цены, прикрепляются поставщики и регламентируется сбыт. Выполнение планов жестко контролируется. Объективной основой директивного общегосударственного планирования является функционирование в народном хозяйстве только одного собственника – государства. Важным условием применения директивного планирования является использование методов принуждения и поощрения выполнения планов.

В наиболее завершенном виде директивное планирование применялось в бывшем СССР для прямого воздействия центральной власти на все звенья народного хозяйства, для достижения целей, заданных общих направлений развития. План, подготавливаемый Госпланом, был в основном производственно-техническим – макроэкономические показатели складывались из натуральных показателей, которые в свою очередь вытекали из производственного, технологического и др. планов и выступали их следствием.

Соответственно из плана производства строился план распределения продукции, служивший основой установления хозяйственных связей. Каждый поставщик привязывался к своему потребителю, зная, сколько должен поставить ему своей продукции и наоборот, потребитель знал, кто ему поставляет сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия.

Планы носили адресный характер и отличались чрезмерной детализацией.

Вследствие названных особенностей они были труднореализуемыми в масштабах страны и постепенно себя исчерпали.

Можно выделить три «порока» последствий такого планирования в государственном масштабе:

Малая эффективность государственного сектора в экономике и поощрение так называемых планово-убыточных предприятий не способствовало экономическому росту.

Государственная опека порождала иждивенчество и инертность населения.

Чрезмерное государственное вмешательство вело к подрыву самого рынка, его естественных (присущих человеческой природе) законов.

Несмотря на отмеченные недостатки, элементы директивного планирования могут и должны использоваться в определенных условиях не только на государственном, уровне, но и в сфере бизнеса. Однако в каждом конкретном случае масштабы, объекты и сферы применения директивного планирования должны иметь научное обоснование.

Индикативное планирование

Индикативное планирование - «механизм координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, сочетающий ее госрегулирование с рыночным и нерыночным регулированием, основанный на разработке системы показателей (индикаторов) социально-экономического развития и включающий определение его общенациональных приоритетов, целеполагание, прогнозирование, бюджетирование, программирование, контрактацию и другие процедуры согласования решений на макро-, мезо-, и микроуровне, налоговые и иные меры государственной поддержки хозяйствующих субъектов, участвующих в реализации плана (под негосударственными носителями экономического управления понимаются институты местного самоуправления, управленческие органы корпораций, финансово-промышленных групп и других хозяйствующих единиц, саморегулируемые организации участников рынков, и т.д.)»

В рыночной экономике индикативное планирование - метод реализации социально- экономической политики государства и инструмент воздействия на процессы ее функционирования. Индикативное планирование является основным методом воздействия на функционирование рыночной экономики. Оно призвано обеспечить решение многих вопросов социально-экономического развития, осуществление которых только рыночными методами невозможно или затруднено. Это форма взаимодействия всех звеньев системы федеральных органов управления как между собой, так и с региональными органами.

Индикативные планы органично и взаимосвязано соединяют в едином документе концепции социально-экономического развития; прогнозы функционирования экономики;

государственные программы; экономические регуляторы.

Индикативное планирование является продолжением и развитием прогнозирования.

Являясь наиболее распространенной во всем мире формой государственного планирования макроэкономического развития, индикативное планирование представляет собой совокупность процессов формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующее государственной социально-экономической политике, а также разработку системы мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения установленного уровня индикаторов.

Основная функция индикативного плана – координация действий равноправных хозяйствующих субъектов. Информирование, ориентация, стимулирование хозяйствующих субъектов на выполнение заданий плана в тех или иных формах составляет основу и директивного планирования.

Главное содержание индикативного планирования заключается в обосновании целей, задач, направлений и методов реализации государственной социально- экономической политики и является действенной формой организации взаимодействия всех звеньев системы федеральных органов управления как между собой, так и с региональными органами управления. Индикативные планы позволяют органично соединить в едином документе концепции социально-экономической политики государства, прогнозы функционирования экономики, государственные программы, систему экономических регуляторов, поставки для государственных нужд, объемы государственных капитальных вложений и др.

Индикативный план содержит ограниченное число обязательных заданий, он носит в значительной мере направляющий, рекомендательный характер и позволяет обеспечить решение многих вопросов социально-экономического развития, осуществление которых чисто рыночными методами без мер государственного воздействия затруднительно, а иногда и невозможно.

В качестве индикаторов социально-экономического развития используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики;

состояние финансово-кредитной системы и денежного обращения; состояние рынка товаров и ценных бумаг, валютного рынка; движение цен; занятость, уровень жизни населения внешнеэкономические связи и т.д.

Взаимоувязанная и сбалансированная система показателей дополняется мерами государственного воздействия, в числе которых используются бюджетные средства, нормы амортизации, процент за кредит, налоги, таможенные пошлины, лицензии и квоты, государственные заказы и др.

В систему индикативного планирования вписывается и деятельность предприятий, т.к. индикативные планы составляются с целью помочь различным хозяйствующим субъектам ориентироваться при разработке собственных планов, исходя из показателей государственного индикативного плана. Индикативное планирование позволяет хозяйствующим субъектам, принимать самостоятельные решения, действовать наилучшим образом в своих и общественных интересах. Отсюда вытекает одна из главных задач - создание организационных и экономических условий для формирования и свободного функционирования рынка товаров, капиталов, рабочей силы в стране, а также выгодных внешних экономических связей.

В их числе – централизованные финансовые и валютные средства и кредиты, налоговые рычаги, система амортизации, таможенные пошлины, лицензии и квоты, объемы поставок продукции для государственных нужд, определение условий функционирования государственных предприятий.

Информация о работе Планирование деятельности автотранспортного предприятия