Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 07:59, контрольная работа
Вся совокупность автотранспортных предприятий делится на три основных вида, среди которых предприятия, обслуживающие транспорт, предлагающие ремонтные услуги транспорта, и, собственно, автотранспортные предприятия.
Автообслуживающие предприятия — это СТО, стоянки, гаражные комплексы, мотели и принадлежащие им паркинги, автовокзалы, станции для грузовых автомобилей и автозаправки.
Авторемонтные предприятия предлагают свои услуги по ремонту разных видов транспорта. Они устраняют неполадки и занимаются восстановлением транспорта после аварий.
Автотранспортные предприятия и их виды 3
Планирование деятельности автотранспортного предприятия, процесс планирования: директивное, индикативное планирование. Горизонты планирования 5
Прогнозирование. Политика фирмы. Постановка целей. Программы действия и план-график 16
Список литературы 25
Таким образом, непосредственная вовлеченность в плановый процесс всех хозяйствующих субъектов на основе равноправного взаимодействия государственных органов управления и всех хозяйствующих субъектов отличает индикативное планирование от директивного. Индикативное планирование выступает одновременно и средством государственного регулирования экономики, и средством ее саморегулирования, корректируя как дефекты рыночного механизма, так и изъяны прямого государственного вмешательства в воспроизводственные процессы.
В своем развитии индикативное планирование прошло через формы соответствующие различным этапам государственного регулирования экономики.
Исторически первой формой индикативного планирования является конъюнктурная, предполагающая усиление влияния бюджета на темпы и пропорции экономического роста.
Как было рассмотрено, народнохозяйственный прогноз и бюджет образуют единую систему, состоящую из прогнозных и бюджетных показателей, причем исполнение последних обязательно. Процедурой разработки бюджетно-прогнозных документов обеспечивается их взаимосвязанность и адекватность реальным экономическим процессам, они и составляют макроплан, в котором бюджетные показатели имеют директивный, а остальные – прогнозно-информационный характер. Таким образом, индикативное и директивное планирование не антиподы и только их научно обоснованное сочетание позволяет повысить эффективность макроэкономического регулирования.
Горизонт планирования
Горизонт планирования (англ. planning time-frame) в экономике — это срок, за который предполагается реализовать составленный план или программу действий. В общем смысле под горизонтом планирования принято считать промежуток от принятия плана до момента его реализации, однако, как правило, в экономике невозможно установить точную дату, когда те или иные планы могут быть достигнуты.
В экономической теории принято различать понятия в «долгосрочной перспективе» и «в краткосрочной перспективе». Это означает, что, например, на уровне предприятия достижение цели может занять большое (например, рост компании, установка нового оборудования) или относительно малое количество времени (закупка сырья и материалов, кадровые перестановки). В экономико-математическом моделировании кроме долгосрочного и краткосрочного выделяют также средний уровень. Для каждого из них разрабатываются собственные модели. В современной России важнейшим направлением стало создание привлекательного инвестиционного климата, для чего важно иметь перспективный план развития страны. Однако, в условиях быстро развивающихся средств коммуникации горизонт планирования сужается.
Далее определяем горизонт планирования (бюджетный период), его глубину (детализацию), алгоритм корректировки.
В процессе планирования обычно приняты следующие горизонты планирования:
Рабочим горизонтом для планов, смет и бюджетов является месяц. Недельный (или декадный) и дневной горизонты используются для детализации основных планов в оперативном режиме (например, для Бюджета движения денежных средств, Бюджета закупок и запасов). Регламент бюджетирования описывает порядок действий в процессе планирования на годовом и месячном горизонтах.
Текущее планирование включает квартальное, месячное планирование, корректировку бюджетов, отражение фактических данных, проведение план-факт анализа.
В системе бюджетирования должна быть реализована возможность хранения данных за предыдущие годы и их сопоставления с отчетным годом и аналогичными периодами (месяц, квартал, полгода, 9 месяцев), а также параллельного ведения годового и текущего планирования.
Бюджетный период может быть фиксированным или скользящим. Первое означает, что планирование осуществляется циклами. У каждого есть начало и конец, после чего процесс начинается заново. Во втором случае по завершении периода горизонт планирования автоматически увеличивается, а в данные вносятся корректировки по итогам прошедшего периода. Таким образом, предприятие как бы сдвигает точку конца периода, планирование осуществляется непрерывно, а бюджет постоянно поддерживается в актуальном состоянии. И в том, и в другом случае корректировка показателей происходит только на отрезке времени, который еще не наступил, плановые значения в прошедших периодах не пересматриваются.
Важно помнить, что любой процесс планирования занимает определенное время, то есть формы должны быть заполнены и согласованы до момента начала бюджетного периода.
Часто велико бывает искушение сделать горизонт планирования достаточно большим. Однако при этом страдает качество подготовленных планов. Разумным выбором может быть установление как минимум двух горизонтов планирования, например год и квартал. При этом подготовленный и согласованный бюджет на год уточняется поквартально, а, устанавливая план на квартал, сотрудники пользуются своими годовыми прогнозами. Поскольку показатели и формы согласованы, процесс квартального планирования не слишком трудоемок.
Когда приготовления завершены, можно заполнять план. Здесь есть два варианта действий: бюджетирование сверху вниз и снизу вверх. В первом случае руководство компании определяет рамки в глобальных финансовых бюджетах по всему предприятию, а ЦФО на местах составляют свои операционные бюджеты так, чтобы в них уложиться. Целевые значения бюджетных показателей называются бюджетными заданиями. Если их по объективным причинам выполнить невозможно, руководство пересматривает изначальный план. Этот способ более быстрый, позволяет учитывать стратегические цели МП, однако мотивация персонала в данном случае недостаточна.
Если двигаться от низов к верхам, от операционных бюджетов к финансовым, план будет в большей степени отражать реальную картину, работники - непосредственно участвовать в процессе (а значит, заинтересованы в результате), однако составление бюджета займет больше времени (из-за многочисленных согласований). Кроме того, есть опасность занижения доходов и завышения расходов.
Сценарии используются для обеспечения возможности расчета нескольких независимых версий данных, описывающих один и тот же период деятельности МП (оптимистический, пессимистический варианты, планы с различной детализацией или с учетом разного набора внешних по отношению к предприятию факторов).
При подготовке бюджетов определяются параметры планирования по каждому сценарию (периодичность и детализация планирования, курсы валют, нормы доходности для видов деятельности по сценарию, цены, натуральные объемы и другие параметры).
В разрезе этих же сценариев ведется планирование продаж, производства, закупок. Это позволяет сопоставлять данные операционных и сводных финансовых бюджетов.
Основные параметры, определяемые сценарием и необходимые для системы бюджетирования, следующие:
• Детализация планирования. Если для планирования необходимо вести детализацию по номенклатуре, то в сценарии можно указать точность ведения такой детализации – будут ли обороты вестись с точностью до элементов номенклатуры или укрупнено - с точностью до номенклатурных групп.
• Периодичность. Временной интервал, который определяет детализацию планирования по календарным периодам. Все значения предопределены заранее: год, квартал, месяц, неделя, день.
• Способ планирования. Возможны три типа планирования – циклическое (цикл планирования определяется несколькими периодами планирования, например, на три месяца, на две недели; бюджеты в этом случае задаются на весь цикл), скользящее (очередной период планирования открывается по мере окончания предыдущего), планирование на определенный интервал времени.
• Продолжительность цикла. Задается в случае циклического планирования.
• Валюта планирования.
В словаре русского языка термин "политика" характеризуется как образ действий, определяющий отношения между людьми, через поставленные цели и задачи, которые достигаются и решаются через использование определенных методов и средств.
Экономическая политика автотранспортного предприятия предполагает разработку и исполнение внутри предприятия правил, позволяющих выпускать востребованную обществом продукцию, выполнять работы, оказывать
услуги с минимально возможными затратами при сохранении должного качества и цены их на рынке.
Нормальным является постоянное и прибыльное функционирование автотранспортного предприятия. Однако его деятельность из-за неквалифицированных, непрофессиональных или недобросовестных действий управленцев может быть нарушена и даже привести к банкротству. Банкротство-это неспособность предприятия погашать свои кредиторские долги. Внешним признаком банкротства является приостановка текущих платежей и невозможность выплаты долгов в течение трех месяцев с даты их исполнения.
Чтобы любое предприятие было успешным, необходимо составить план его работы, т.е. провести бюджетирование его деятельности.
На первом этапе вырабатывается общая идея будущей деятельности, т. е. определяется цель функционирования данного предприятия. Например, производство молочной продукции:
- Какой
- Для кого
- В каком виде (упаковка, объем одной упаковки и т.п.)
- Где будет реализовываться продукт и др. цели (социальные, экологические и другие)
На основе таких прогнозов определяется возможность достижения поставленных целей.
При этом, каждое автотранспортного предприятие вынуждено подчинять свои действия ценовому механизму, закону спроса и предложения. Собственно разработка экономической политики предприятия предполагает выбор такой продукции,
- на которую будет спрос,
- продажа ее по таким ценам, которые обеспечат необходимую прибыль и уровень рентабельности с учетом факторов инфляции, изменения интересов и вкусов покупателей и др.
В стороне не должны оставаться и социальные факторы (учет платежеспособности основных групп покупателей и т.п. – скидки пенсионерам, льготы многодетным семьям, например)
Прогнозирование стратегии и тактики развития автотранспортного предприятия
Прогнозирование – это система количественных и качественных предварительных исследований для выяснения возможного состояния и возможных результатов деятельности предприятия на будущий достаточно долгосрочный период (обычно 3-5 лет) За прогнозирование следует второй этап бюджетирования деятельности предприятия – планирование, т.е. принятие плановых решений.
Начальным этапом экономического прогноза на предприятии является определение социально-экономического заказа общества на выпускаемую продукцию или выявления потребности рынка в ней.
Задачами экономического прогноза являются:
- предвидение возможного наличия и распределения ресурсов по различным отраслям экономики и направлениям, по которым будет развиваться предприятие
- определение нижних и верхних границ возможных результатов на вложенный труд и денежный капитал по выбранным прогнозным направлениям
- оценка максимально возможного количества ресурсов, приобретение которых для данного предприятия возможно и оправдано
Этапы прогнозирования и планирования работы предприятия может быть представлено в виде схемы (рис. 1) При этом:
- Миссия предприятия представляет собой перечень идей и намеренийради которых оно будет работать на соответствующем рынке;
- Цели предприятия – производство конкретного продукта с выходом на рынок с определенным объемом, качество и ценой.
- Анализ внешней и внутренней среды - изучение спроса на предполагаемый продукт по наименованиям, объему и качеству и возможностей предприятия удовлетворить требования рынка
- Стратегическое планирование – обзор будущих возможностей предприятия по производству и продажам ( сколько лет можно будет производить данный продукт, каким объемом, возможно ли сохранение объемов и качества продукта, возможно ли сохранение цены на него или ее рост, следует ли ожидать появления конкурентов с тем же продуктом по объемам, качеству и цене и т.д.)
- Оперативное планирование - расчет потребностей в материально-технических ресурсах нужного качества, количества и приемлемым ценам; оценка возможности привлечения необходимых трудовых ресурсов должного уровня квалификации.
- Бюджетное планирование – расчет производственной и коммерческой себестоимости продукта, маржинального дохода и прибыли, а также показателей по зонам безопасности, зонам прибыли, целевого объема продаж.
- Мониторинг, контроль и регулирование предполагают корректировку расчетных показателей в случает если основной вариант таит в себе слишком большие предпринимательские риски или намеченный объем производства и продаж не обеспечивает оптимальной прибыли и невозможен из-за действия различных внутренних и внешних факторов
Планирование – это выработка целей и масштабов работы предприятия, предвидение результатов этой деятельности, расчет необходимых ресурсов для достижения поставленных целей.
Планирование может быть краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным
Рис. 1 Стадии прогнозирования и планирования деятельности предприятия
Экономические прогнозы разрабатываются как в целом для предприятия, так и для его отдельных видов продукции. Наиболее общие показатели прогнозирования сводятся к определению
- вероятности достижения поставленной цели в рамках рассматриваемого в данном прогнозе направления
Информация о работе Планирование деятельности автотранспортного предприятия