Планирование маркетинга. Отношения производства и рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Размеры рынка определяются числом потенциальных потребителей в каждом отдельном продукте. Следовательно, оценить объем сбыта, например, законодательства бухгалтерии, можно, посчитав число предприятий, находящихся в зоне действия инфраструктуры фирмы.
Оценка конкурентов предполагает выявление на рынке фирм, реализующих товары со сходными качествами и способные заменить предлагаемый товар (например, на рынке баз данных существует острая конкуренция). Основным критерием в сознании покупателя при оценке товара часто является цена, особенно когда трудно выявить тонкости в отличии товаров.

Содержание работы

Введение ........................................................................................................ 3
Глава 1. Ценообразование
1.1. Ценовая политика .............................................................................. 4
1.2. Задачи проведения ценовой политики ............................................ 7
Глава 2. Факторы, влияющие на решения по ценам.
2.1. Потребители ....................................................................................... 9
2.2. Государство ........................................................................................ 10
2.3. Участники каналов сбыта ................................................................. 11
2.4. Конкуренция и издержки .................................................................. 12
Глава 3. Неценовые способы привлечения покупателей
3.1. Схема распространения товаров ...................................................... 13
3.2. Стимулирование сбыта ..................................................................... 15
3.3. Послепродажное обслуживание ....................................................... 16
3.4. Реклама ............................................................................................... 17
3.5. Формирование общественного мнения ........................................... 18
Глава 4. Стратегическое планирование маркетинга
4.1. Планирование и успех организации ................................................ 19
4.2. Миссия предприятия ......................................................................... 21
4.3. Реализация стратегического плана .................................................. 23
Список литературы .................................................................................... 26

Файлы: 1 файл

marketn1.DOC

— 122.50 Кб (Скачать файл)

При неценовой конкуренции продавцы перемещают кривые спроса потребителей, делая упор на отличительные особенности своей продукции. Это позволяет фирме увеличивать сбыт при данной цене или продавать первоначальное количество по более высокой. Риск при этом связан с тем, что потребители могут не рассматривать предложения продавца как лучшие, чем у конкурентов. В этом случае они будут приобретать более дешевые товары, которые, по их мнению, аналогичны более дорогим.

 

КРИВАЯ СПРОСА

Ценовая конкуренция   Неценовая конкуренция

 

P          P

 

        (P1, Q1)

  P2

      (P2, Q2)

  P1

 

    Q         Q1   Q2 Q

 

P - цена, Q - объем продаж,

- продукция с отличительными особенностями,

- продукция без отличительных особенностей.

 

Компания, действующая при значениях (P1, Q1), может увеличить сбыт, снизив свою цену до P2. Это увеличит спрос до Q2. Фирма, базирующаяся на ценовой конкуренции, должна снижать цены для увеличения сбыта.

Через неценовую конкуренцию фирма переводит потребительский спрос вправо, успешно выделяя сваю продукцию (услуги среди конкурирующих). Это позволяет фирме:

а) увеличить спрос с Q1 до Q2 при цене P1;

б) увеличить цену с P1 до P2 при сохранении спроса на уровне Q1.

 

 

1.2. Задачи проведения ценовой политики

 

ВЫХОД НА НОВЫЙ РЫНОК. Чтобы привлечь интерес покупателей к продукции фирмы и постепенно закрепиться на новом рынке, целесообразно устанавливать сниженные цены по сравнению с ценами конкурентов или с собственными ценами, по которым товары продаются на уже освоенных рынках. Такая ценовая политика выгодна на первоначальном этапе проникновения на новый рынок. Далее, по мере завоевания определенной доли рынка и формирования устойчивой клиентуры, цены на товар предприятия постепенно (ступенчато) повышают до уровня цен других поставщиков. Следует, однако, помнить, что повышение должно хоть как-то оправдываться, например, указанием на инфляционные тенденции, рост производственных и сбытовых расходов, улучшение качества и т.д. Увеличение цен просто потому, что “хочется” это сделать, негативно отражается на репутации предприятия.

 

ВВЕДЕНИЕ НОВОГО ТОВАРА. Как уже говорилось, выход с товаром, совершенно по-новому или с высокой степенью эффективности удовлетворяющим потребности покупателей, обеспечивает фирме в течение некоторого времени монопольное положение на рынке. Поставщики в этих случаях проводят ценовую политику, известную в деловых кругах как “снятие сливок”. Она заключается в том, что предприятие устанавливает максимально высокую цену, которая обеспечивает норму прибыли, во много раз превышающую среднюю для данной отрасли. Порой цена на такой товар даже выше экономического эффекта у потребителя (по сравнению с ценой удовлетворения потребности старым методом). Но тяга к новому у определенной части потребителей столь велика, что престижные соображения нередко преобладают над рациональными. Однако, проведение политики, как правило, ограничено во времени. Высокий уровень цен стимулирует конкурентов быстро создавать аналогичные товары или их заменители. На рынке электронно-вычислительной техники такие товары появляются уже спустя 18 месяцев после выхода оригинального изделия. Поэтому крайне важно в определенный момент начать снижение цен, чтобы завоевать новые сегменты рынка и подавить активность конкурентов.

 

ЗАЩИТА ПОЗИЦИИ. Каждая из фирм, выступающих на данном рынке, стремится по крайней мере сохранить ту долю рынка, которую она занимает. Основные методы необходимой для этого конкурентной борьбы, как уже говорилось: цена, технический уровень и другие качественные показатели товара, сроки поставок, условия платежа, объем и сроки гарантий, объем и качество сервиса, реклама, public relations и другие мероприятия. Открытая ценовая война заключается в том, что фирма резко снижает цену на товар, давно и успешно продающийся на рынке. Нередко в ответ другие фирмы снижают свои цены, и постепенно положение стабилизируется, хотя, конечно, наиболее слабым конкурентам приходится уходить с рынка, а нередко и вообще прекращать коммерческую деятельность. В настоящее время многие компании предпочитают улучшать потребительские свойства своего товара при сохранении или даже некотором повышении реализационных цен. При соответствующей рекламе такая скрытая скидка с цены товара вызывает, как правило, положительную реакцию у современного просвещенного потребителя, который часто связывает низкую цену с неудовлетворительным качеством товара.

 

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОХОД ПО СЕГМЕНТАМ РЫНКА. Эта задача решается ценовой политикой следующим образом: товар предлагается сначала сегментам рынка, на которых покупатели готовы заплатить высокую цену по соображениям престижного или иного порядка: политика первоначально высоких цен рассчитана на так называемых “покупателей-новаторов”. Они бескомпромиссно принимают новые товары и готовы переплатить, лишь бы быть в числе первых владельцев. Такая ценовая политика проводится обычно по отношению к потребительским товарам длительного пользования, а также некоторым товарам производственного назначения - особенно изделиям “высокой технологии”. После получения повышенных прибылей на первом этапе продаж фирмы переходят к поставкам товаров по более низким ценам последовательно на такие сегменты рынка, которые характеризуются большей эластичностью спроса (увеличением объема покупок при снижении цен). Обязательными предпосылками такого метода работы на рынке должны быть: эффективная патентная защита; невозможность для конкурентов быстро раскрыть know-how и создать имитацию данного товара.

 

БЫСТРОЕ ВОЗМЕЩЕНИЕ ЗАТРАТ. В некоторых случаях относительно невысокая цена товара определяется желанием фирмы быстро возместить затраты, связанные с его созданием и производством. Активная продажа больших объемов продукции порой бывает вызвана неуверенностью в длительном коммерческом успехе товара.

 

СТИМУЛИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОДАЖ. Современная сбытовая политика характеризуется очень часто продажей не единичных товаров, а целых комплексов. Так, производящие сельскохозяйственное оборудование фирмы предлагают обширный спектр навесных и прицепных орудий к комбайнам. Устанавливая относительно низкую цену на сам комбайн, продавец стимулирует продажу всего комплекса оборудования к нему и получение запланированного объема прибыли. Такая ценовая политика получила название “политики убыточного лидера”, хотя убыточность лидера приводит в конечном счете к росту прибыльности предприятия-продавца.

 

УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОЕ ВОЗМЕЩЕНИЕ ЗАТРАТ. При постановке такой задачи обычно используется политика целевых цен, т.е. таких, которые в течение 1-2 лет при оптимальной загрузке производственных мощностей (обычно 80-85%) обеспечивают возмещение затрат и расчетную прибыль на вложенный капитал (обычно 15-20%). Ценовую политику удовлетворительных результатов при минимальном риске используют обычно крупные машиностроительные и другие корпорации, производящие массовую или крупносерийную продукцию, реализуемую на многих рынках.

 

 

Глава 2. Факторы, влияющие на решения по ценам.

 

Прежде чем разработать стратегию формирования цены, фирма должна проанализировать все внешние факторы, влияющие на решения. Так же как и решения по товародвижению, решения по ценам в значительной степени зависят от элементов, внешних для фирмы. Они отличаются от решений по продуктам и продвижению, которые в большей степени контролируются фирмой. Иногда внешние элементы существенно влияют на способность фирмы устанавливать цены; в других случаях они оказывают небольшое воздействие.

 

Факторы, влияющие на установление цен.

 

Потребители

Конкуренты

Государство

Участники каналов сбыта

Издержки


 

ОБЩЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РЕШЕНИЯ ПО ЦЕНАМ


 

 

2.1. Потребители.

 

Маркетолог должен понимать взаимоотношения между ценой и покупками потребителей и их представлениями. Эта взаимосвязь объясняется двумя экономическими принципами: законом спроса и ценовой эластичностью спроса и сегментацией рынков.

Закон спроса гласит, что потребители обычно приобретают больше товаров по низкой цене, чем по высокой. Ценовая эластичность спроса определяет чувствительность покупателей и изменениям в ценах с точки зрения объема товаров, которые они приобретают.

Наличие того или иного типа спроса основывается на двух критериях: доступности замены и важности потребности. Если потребитель считает, что существует множество аналогичных товаров и услуг, из которых можно выбрать и нет срочности в совершении покупки, спрос является эластичным и значительно зависит от изменений в цене. Увеличение цен приведет к покупке заменителя или отложенной покупке. Снижение цен увеличит объем реализации, отвлечет покупателей от конкурентов или заставит их раньше совершить покупку. Высокоэластичной для многих потребителей является цена авиабилета при поездках на отдых. Если цены повышаются, потребители могут поехать на автомобилях или отложить поездку.

В тех случаях, когда потребители считают, что предложения фирмы уникальны, или существует острая необходимость в совершении покупки, спрос неэластичен и изменения цены влияют на него незначительно. Ни увеличение, ни понижение цен не окажут существенного воздействия на спрос. Например, в большинстве сельских районов независимо от цен на отопительный мазут спрос относительно постоянен, поскольку нет реальной альтернативы и людям нужно отапливать должным образом свои дома. Приверженность к марке также создает неэластичный спрос, поскольку потребители рассматривают свою марку как отличительную и могут не соглашаться с заменой; наконец, чрезвычайные обстоятельства увеличивают неэластичность спроса. Потребитель со спущенной шиной заплатит больше за замену, чем потребитель, у которого есть время для поиска товара.

Следует отметить, что эластичность спроса меняется в зависимости от диапазона изменения цен для одного и того же товара или услуги. При очень высоких ценах продажа необходимых товаров падает (например, поездки в общественном транспорте сократятся, если оплата сильно вырастет - это сделает автомобили более разумной альтернативой). При очень низких ценах спрос невозможно стимулировать далее, поскольку рынок насыщается и потребители начинают считать уровень качества товаров низким.

Покупатели экономичной автомашины высокочувствительны к ценам. Они рассматривают множество моделей как взаимозаменяемые, и спрос серьезно пострадает, если цена будет слишком высокой.

Покупатели престижного автомобиля малочувствительны к цене. Они рассматривают свою модель как отличающуюся от других и готовы платить за нее более высокую цену.

 

 

2.2. Государство.

 

Государство ограничивает возможности фиксации цен по горизонтали и вертикали.

ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ фиксирование цен порождается соглашениями между производителями, между оптовой или розничной торговлей по установлению цен на данном уровне канала сбыта. Такие соглашения незаконны согласно антитрестовскому законодательству независимо от того, насколько это “разумные” цены.

 

 

РЕГУЛИРОВАНИЕ

ФИКСИРОВАНИЯ ЦЕН:      РУКОВОДСТВА

ГОРИЗОНТАЛЬНОГО,   ПО РЕКЛАМЕ ЦЕН

ВЕРТИКАЛЬНОГО

 

 

 

РЕШЕНИЯ ПО ЦЕНАМ

 

 

 

   ЗАКОНЫ О НЕЧЕСТНОЙ

ЗАПРЕТ НА ЦЕНЫ                   ТОРГОВЛЕ

ДИСКРИМИНИРУЮЩИЕ          УСТАНОВЛЕНИЕ

ОТДЕЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ      ХИШНИЧЕСКИХ ЦЕН

КАНАЛОВ СБЫТА        УСТАНОВЛЕНИЕ ЦЕН

  НИЖЕ СЕБЕСТОИМОСТИ

 

 

 

ЗАКОНЫ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ЦЕН

ЕДИНИЦЫ ПРОДУКЦИИ

 

 

Когда выявляются нарушения, наказания могут быть суровыми, как показывают следующие примеры. На крупнейшие компании США по производству картонных коробок однажды были наложены штрафы на сумму в несколько миллионов долларов, а их руководители были приговорены к тюремному заключению за фиксирование цен на картонные коробки и ящики. Ряд сетей супермаркетов был оштрафован на 1,5 млн. долларов за соглашение об ограничении использования двойных или тройных купонов. В случае двойных или тройных купонов розничные магазины предоставляли скидки в размере скидок производителей или превышающие их. Чтобы избежать обвинения в фиксировании цен, компания должна тщательно избегать: согласования скидок, условий кредита или условий реализации со своими конкурентами; обсуждения цен, надбавок и издержек на профессиональных отраслевых встречах; договоренностей с конкурентами о публикации прейскурантов в один и тот же срок, о ротации низких предложений по контрактам, о едином ограничении производства для поддержания высоких цен; обмена информацией с конкурентами даже на неформальной основе.

ВЕРТИКАЛЬНОЕ фиксирование цен имеет место в тех случаях, когда производители или оптовики могут контролировать розничные цены своих товаров или услуг. До 1975 года закон Миллера-Тайдинга (наряду с законом Макгира) позволял этим компаниям при желании строго контролировать и навязывать розничные цены. Эта практика получила название справедливой торговли. Она защищала небольшие розничные магазины и поддерживала образ марочной продукции, заставляла всю розничную торговлю в пределах штатов, придерживающихся принципа справедливой торговли, устанавливать одинаковую цену на соответствующие товары.

Принцип справедливой торговли сильно критиковался группами потребителей, многими розничными организациями и рядом производителей за ограничивающий конкуренцию характер, поддержание цен на искусственно высоком уровне и поддержание неэффективной розничной торговли. 12 декабря 1976 г. Джеральд Форд подписал Закон о ценообразовании потребительских товаров. Этот закон устранил любое использование справедливой торговли или поддержание розничных цен начиная с 11 марта 1976 г. В настоящее время розничную торговлю нельзя заставить соблюдать:

  •   прейскурантные цены, разрабатываемые производителями или оптовиками. В большинстве случаев она свободна в установлении конечных продажных цен. производители или оптовики могут контролировать розничные цены только посредством использования одного из следующих методов:
  •   принадлежность производителю или оптовику розничных магазинов; - продажа на условиях консигнации, когда товары до своей продажи принадлежат производителю или оптовику, которые несут расходы, обычно связанные с розничной торговлей, такие, как реклама и продажа: тщательный отбор розничных магазинов, через которые продаются товары или оказываются услуги;
  •   предложение реальных справочных розничных цен;
  • нанесение заранее цен на товары; установление привычной цены (например, 5000 р. за газету), которая принимается потребителями.

Информация о работе Планирование маркетинга. Отношения производства и рынка