Показатели качества товара. Пути повышения конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – проанализировать и определить влияние проблем качества на конкурентоспособность товара. В своей работе я постараюсь решить следующие задачи:
дать определение понятиям качества и конкурентоспособности;
определить факторы, влияющие на эти понятия;
выявить негативные стороны и найти возможные пути повышения качества и конкурентоспособности товара;
дать субъективную оценку конкурентоспособности на примере такого товара как пиво, сделать выводы по теме.

Файлы: 1 файл

Курсак.doc

— 303.50 Кб (Скачать файл)


МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ

 ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

Сибирский филиал

 

 

Кафедра: Экономики и финансов

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По маркетингу

 

 

Тема: «Показатели качества товара. Пути повышения конкурентоспособности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент группы № э1-04477в                                                 

 

Проверил преподаватель:                                       ______________________

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     При развитии рыночных отношений обеспечение необходимого уровня качества продукции и услуг должно являться стратегическим направлением деятельности любой хозяйственной единицы. В то же время ключевым понятием, относящимся к объекту рынка (продукция, услуга), является его конкурентоспособность.

     Качество - синтетический показатель, отражающий совокупное проявление многих факторов - от динамики и уровня развития национальной экономики до умения организовать и управлять процессом формирования качества в рамках любой хозяйственной единицы. Вместе с тем мировой опыт показывает, что именно в условиях открытой рыночной экономики, немыслимой без острой конкуренции, проявляются факторы, которые делают качество условием выживания товаропроизводителей, определяющим результатом их хозяйственной деятельности.

     Качество включает в себя множество компонентов. Прежде всего, к ним относятся технико-экономические показатели качества продукции, а также качество технологии ее изготовления и эксплуатационные характеристики. Показатели назначения продукции, надежности и долговечности, трудоемкости, материалоемкости, наукоёмкости - определяющие в этом ряду.

    В последние годы все большее значение приобретают и такие свойства и характеристики продукции, как экологические, эргономические, эстетические. Экологические показатели характеризуют соответствие товара требованиям защиты окружающей среды и основываются на рациональном и бережном природопользовании. Эргономические связаны с учетом свойств и особенностей человеческого организма и призваны соблюдать гигиенические (освещенность, токсичность, шум, вибрация, запыленность и др.), антропометрические (соответствие формы и конструкции изделия размерам и конфигурации человеческого тела), физиологические, психологические и другие требования. Эстетические показатели определяют внешнюю форму и вид продукции, ее дизайн, привлекательность, выразительность, эмоциональность воздействия на потребителя и т.д.

Проблема качества продукции  носит в современном мире универсальный  характер. Она не относилась к разряду  простых во все времена и особенно остро стоит сейчас, на этапе перехода к рыночной экономике. Наши предприятия  сталкиваются с большими трудностями; сокращением производства, многие заводы останавливаются, коллективы не получают зарплату. Проблемы осложняются ещё и нестабильностью в финансовой системе. Назревает вопрос, о каком же качестве может идти речь в такой ситуации? Лишь бы выжить, не допустить окончательного развала индустрии страны. А ключом, которым, как показывает опыт многих стран, открывающим двери выхода из кризиса, является именно качество.

    От того, насколько успешно решается проблема качества, зависит многое в экономической и социальной жизни страны. Объективный фактор, объясняющий многие глубинные причины наших экономических и социальных трудностей, снижающихся темпов экономического развития за последние десятилетия, с одной стороны, и причины повышения эффективности производства и уровня жизни в развитых странах Запада, с другой это качество создаваемой и выпускаемой продукции.

     Качество товара, его эксплуатационная безопасность и надежность, дизайн, уровень послепродажного обслуживания являются для современного покупателя основными критериями при совершении покупки и следовательно, определяют успех или неуспех фирмы на рынке.

    Современная рыночная экономика предъявляет принципиально новые требования к качеству выпускаемой продукции. Это связано с тем, что сейчас выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых можно выделить два основных - уровень цены и качество продукции. При этом качество продукции постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.

    Как уже было отмечено выше, качество – многосложное понятие, и его обеспечение требует объединение научных сил, от творческого потенциала до практического опыта многих специалистов.  И при нынешней ситуации в России проблема качества не только важна, но и должна быть решена совместными усилиями государства, федеральных органов управления, руководителей коллективов предприятий, ученых, конструкторов, каждого рабочего.

      Цель данной курсовой работы – проанализировать и определить влияние проблем качества на конкурентоспособность товара. В своей работе я постараюсь решить следующие задачи:

  1. дать определение понятиям качества и конкурентоспособности;
  2. определить факторы, влияющие на эти понятия;
  3. выявить негативные стороны и найти возможные пути повышения качества и конкурентоспособности товара;
  4. дать субъективную оценку конкурентоспособности на примере такого товара как пиво, сделать выводы по теме.

  При написании работы мною использовалась специальная и учебная литература по данной проблеме, которая позволит ответить на ряд интересующих вопросов.

 

 

ГЛАВА 1. КАЧЕСТВО И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА

    1. ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

 

       В условиях  рыночных отношений, жесткая конкуренция,  широкий выбор товаров на рынке, быстрое обновление их номенклатуры постоянно ставят перед фирмой вопрос, как покупатель воспримет произведенную е. Продукцию, каковы причины успеха или неудач товара. Необходимость анализа таких проблем вызывается и увеличивающейся стоимостью разработки новых изделий, высоким риском, связанным с их созданием. Все это заставляет российские фирмы внимательно изучать конкурентоспособность производимых товаров. Еще один аспект проблемы. Поскольку наша экономика развивается бессистемно, хаотично, трудно рассчитывать на улучшение использования ресурсов как главный фактор развития общества. Поэтому повышением ресурсосбережения обязана заниматься каждая фирма, тем более что это ведет к экономии затрат на производство, к повышению конкурентоспособности ее продукции на рынке. Прежде чем преступить к рассмотрению конкурентоспособности товара, целесообразно сначала рассмотреть более широкое понятие, каковым является конкуренция. Раньше в нашей стране преобладало негативное отношение к конкуренции. Однако практика показала, что именно благодаря конкуренции и на ее основе государства с рыночной ориентацией обеспечивают энергичное движение вперед. Конкуренция была и остается формой взаимного соперничества. Она обуславливается суверенным правом каждого из субъектов деловых отношений на реализацию своего экономического потенциала, а это неизбежно ведет к столкновению между ними, к достижению поставленных предпринимателями целей за счет ущемления интересов других представителей бизнеса. Другими словами конкуренция в современной цивилизованной рыночной экономике вовсе не есть состязание по олимпийскому принципу: важна не победа, а участие. Здесь побеждает умнейший.

       Совокупность  технических, количественных и  стоимостных характеристик товара (услуги) или производителя, отражающих  его способность конкурировать  на рынке данных товаров и  услуг производителя является конкурентоспособностью.

      Существует две основные группы методов конкуренции: ценовые и неценовые. Ценовая конкуренция представляет собой соперничество предпринимателей за извлечение дополнительных прибылей на основе уменьшения издержек производства и реализации определенной продукции, снижения цен на эту продукцию без изменения ее ассортимента и качества. Неценовая конкуренция включает:

    1. изменение свойств продукции;
    2. придание продукции совершенно новых качеств;
    3. создание новой продукции для удовлетворения потребностей, не существовавших ранее;
    4. обновление свойств товара, являющихся символом моды, престижа;
    5. совершенствование услуг, сопутствующих товару (демонстрация, установка, гарантийный ремонт и т.д.).

       Товары, таким образом, должны не только обладать набором технических, эстетических, эргономических и других свойств, но и отвечать условиям их реализации (цена, сроки поставки, сервис, престиж фирмы, реклама и т.д.). Конкурентоспособность определяется комплексом потребительских (качественных и количественных) характеристик, позволяющих удовлетворять особые условия рынка. Конкурентоспособная продукция легко и быстро реализуется на рынке по наименее затратным каналам сбыта. Фактически товар проходит проверку на степень удовлетворения общественным потребностям. Они диктуются вкусами и предпочтениями определенной группы покупателей (сегментом рынка), поэтому понятие конкурентоспособности всегда конкретно. Коммерчески выгодный сбыт товара возможен лишь на конкретном рынке в определенных условиях конкуренции.

       Каждый покупатель приобретает товар, который максимально удовлетворят его личные потребности. В целом покупатели приобретают товар, который более полно соответствует общественным потребностям по сравнению с другими. Поэтому степень удовлетворенности покупателя товаром тоже складывается из совокупности мнений единичных покупателей и формируется еще в преддверии появления его на рынке, на любом этапе жизненного цикла изделия до момента утилизации. В это время происходит острая конкурентная борьба за потребителя. Конкурентоспособность зависит от степени удовлетворенности покупателя товаром.

         Конкурентоспособность определяется только той совокупностью свойств, которые представляют несомненный интерес для определенной группы покупателей и обеспечивают удовлетворение данной потребности. Прочие характеристики и свойства продукции во внимание не принимаются. Товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если его стоимость значительно повысилась за счет придания товару новых свойств, не затребованных группой покупателей, для которых он предназначен. Кроме того, один и тот же продукт может быть конкурентоспособен на внутреннем рынке и неконкурентоспособен на внешнем, и наоборот.

        Многие компании индустриально развитых стран (Япония, США, Франция) позволяют добиваться конкурентоспособности товаров на внутреннем рынке, будучи уверенными в возможности сбыта своих товаров и на внешнем.

        Таким образом, при неизменности качественных характеристик товара его конкурентоспособность может меняться в широких пределах, реагируя на изменение конъюнктуры рынка, воздействия рекламы и на проявления других внутренних и внешних по отношению к товару факторов.

 

1.2 ПОНЯТИЕ КАЧЕСТВА ТОВАРА И ЕГО ПОКАЗАТЕЛИ

 

        Основные направления определения состава и структуры характеризуемых свойств отражает классификация показателей, применяемых при оценке уровня качества продукции.

         По способу выражения они могут быть в натуральных единицах (килограммы, метры, баллы, безразмерные), а также в стоимостных единицах.

          По оценке уровня качества — базовые, относительные показатели.

          По стадии определения — прогнозируемые, проектные, производственные, эксплуатационные показатели.

          По характеризуемым свойствам они могут быть единичными и комплексными (групповыми, обобщенными, интегральными).

Единичные и комплексные  показатели качества, могут объединяться в различные группы в зависимости от того, какие отношения объекта (системы) с внешней средой вас интересуют. Пример такой группировки показан в таблице 1.

 

 

 

Таблица 1

№ п/п

Среды развёртывания функции качества

Группы показателей качества

1

предметная среда

показатели функционального назначения

2

предметная среда во времени

показатели надежности

3

предметная среда в пространстве

показатели транспортабельности

4

производственно-технологическая  среда

показатели технологического и  организационного уровня производства

5

среда экономических отношений

экономические показатели

6

среда экологических отношений

экологические показатели

7

среда отношений безопасности

показатели безопасности

8

среда эргономических отношений

эргономические показатели

9

среда эстетических отношений

эстетические показатели

10

среда патентно-правовых отношений

патентно-правовые показатели

11

нормативная среда

показатели стандартизации

12

среда рыночных отношений

показатели конкурентоспособности

Информация о работе Показатели качества товара. Пути повышения конкурентоспособности