Показатели качества товара. Пути повышения конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – проанализировать и определить влияние проблем качества на конкурентоспособность товара. В своей работе я постараюсь решить следующие задачи:
дать определение понятиям качества и конкурентоспособности;
определить факторы, влияющие на эти понятия;
выявить негативные стороны и найти возможные пути повышения качества и конкурентоспособности товара;
дать субъективную оценку конкурентоспособности на примере такого товара как пиво, сделать выводы по теме.

Файлы: 1 файл

Курсак.doc

— 303.50 Кб (Скачать файл)

Показатели безопасности должны отражать требования, обусловливающие меры и средства защиты человека в условиях аварийной ситуации, не санкционированной и не предусмотренной правилами эксплуатации в зоне возможной опасности.

Для характеристики рассеивания  фактических значений определенного показателя качества у разных единиц продукции одного вида применяют показатели однородности, которые используются для оценки стабильности показателей качества в условиях массового и серийного производства продукции.

Чем лучше налажено производство, чем однороднее используемое сырье, материалы, комплектующие изделия, чем стабильнее условия производства, в том числе климатические, тем меньше разброс возможных значений показателей качества, характеризующих продукцию.

К показателям однородности, например, относятся: среднеквадратичное отклонение значений показателей качества, размах - разность между максимальным и минимальным результатами.

 

1.3 ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ

 

       На каждом предприятии на качество продукции влияют разнообразные факторы, как внутренние, так и внешние.

        К внутренним относятся такие, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию надлежащего качества, т.е. зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, их классифицируют на следующие группы: технические, организационные, экономические, социально – психологические.

        Технические факторы самым существенным образом  влияют на качество продукции, поэтому внедрение новой технологии, применение новых материалов, более качественного сырья – материальная основа для выпуска конкурентоспособной продукции.

Организационные факторы связаны с совершенствованием организации производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала.

Экономические факторы обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, политикой ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции.

Социально – экономические  факторы в значительной мере влияют на создание здоровых условий работы, преданности и гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников – все это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной продукции.

Внешние факторы в  условиях рыночных отношений способствуют формированию качества продукции. Внешняя или окружающая среда является неотъемлемым условием существования любого предприятия и является по отношению к нему неконтролируемым фактором. Все воздействие внешней среды можно разделить на следующие отдельные факторы: экономические, политические, рыночные, технологические, конкурентные, международные и социальные. (См. рис.2)


 

 

 

 

 

 

 

Рис 2. Факторы внешней  среды предприятия.

       Анализ внешней среды дает возможности организации для прогнозирования ее возможностей, для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и для разработки стратегий, которые могли бы превратить внешние угрозы в любые выгодные возможности. Анализ внешней среды необходим в процессе стратегического планирования.

        Среди рассмотренных факторов внешней среды конкурентные факторы занимают особое место. Ни одна организация не может себе позволить игнорировать фактические или возможные реакции своих конкурентов.

        В условиях рыночных отношений изменяются цели предприятия, которые объединяют в себе следующие вопросы: обеспечение выживаемости, максимизация загрузки, максимизация текущей прибыли, завоевание лидерства на сегменте рынка, завоевание лидерства по показателям качества товара, достижение конкретного объема сбыта, рост продаж, завоевание расположения клиента.

 

1.4 ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ  НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ

 

       Конкурентоспособность продукции (услуги) зависит от ряда факторов, влияющих на предпочтительность товаров и определяющих объем их реализации на данном рынке. Эти факторы можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности и разделить на три группы: технико-экономические, коммерческие, нормативно-правовые факторы.

       Технико-экономические факторы включают: качество, продажную цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление продукции или услуги. Эти компоненты зависят от: производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкости продукции и др.

        Коммерческие факторы определяют условия реализации товаров на конкретном рынке. Они включают: конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию или услугу.); предоставляемый сервис (наличие дилерско-дистрибьютерских пунктов изготовителя и станций обслуживания в регионе покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг); рекламу (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса); имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны).

        Нормативно-правовые факторы отражают требования технической, экологической и иной (возможно, морально-этической) безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования (патентной чистоты и патентной защиты). В случае несоответствия товара действующим в рассматриваемый период на данном рынке нормам и требованиям стандартов и законодательства товар не может быть продан на данном рынке. Поэтому оценка этой группы факторов и компонент с помощью коэффициента соответствия нормативам лишена смысла. Данные факторы вступают как ограничения, обязательные выполнению.

    Эти факторы определяющим образом влияют на конкурентоспособность продукции (услуг). Итак, конкурентоспособность  зависит от рассмотренных выше факторов. Определить характер этой зависимости и выразить ее количественно трудно, однако ее наличие является стимулом для поиска путей оценки и повышения конкурентоспособности. Более всего для этой цели подходят экспертные методы. При этом целесообразно изучать влияние указанных факторов на предпочтительность товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  ТОВАРА

 

2.1 АНАЛИЗ РЫНКА ПИВА

 

     Россия - традиционно пивная страна. В этой связи любопытен такой факт: в 1910 году в России действовала одна тысяча фирменных пивоваренных заводов, которые ежегодно варили до 500 миллионов ведер этого напитка. При этом русское пиво по своему качеству нередко не уступало любому европейскому! Ныне идет возрождение пивных традиций России, расширяется производство этого поистине народного напитка.

    В настоящее время в России начали варить пиво с использованием пшеницы ("Русь", 11% светлое и другие), дрожжей низового и верхового брожения. Действуют пивзаводы большой, средней и малой мощности, а так же микро-минипивоварни с суточным выпуском 500-2000 л, оснащенные аппаратами и устройствами не только зарубежного, но и отечественного производства. Широко развивается выпуск напитков типа пива, где часть экстракт-вкусо-ароматического сырья заменяется на нетрадиционные виды: концентрат квасного сусла ("Пи-кур" и др.), трава стланика ("Северное"), полыни горькой ("Россер"), плоды черемухи обыкновенной ("Черемуховый цвет") и т. д.

   Расширение ассортимента Российского пива поистине не знает границ. Но много, это не всегда качественно. Как же определить добротность этого напитка?

Главными показателями качества пива является прозрачность, цвет, вкус, хмелевая горечь, аромат и  пенообразование, которые определяют по 25-бальной шкале.

 

     Пиво высшего качества по максимальным показателям оценивается следующими баллами:

- прозрачность - 3,

- цвет - 3,

- вкус - 5,

- хмелевая горечь - 5,

- аромат - 4,

- пенообразование - 5.

 

2.2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НЕКОРОТЫХ СОРТОВ ПИВА

    Для сравнительной оценки конкурентоспособности товара, рассмотрим три сорта пива, трех разных пивоваренных компаний:

1. Пивоварня "Москва - Эфес"

- Пиво "EFES Pilsener"

Традиционное светлое  лагерное пиво типа "Пилс".

Плотность пива - 12%

Содержание алкоголя - 5%.

Без консервантов.

EFES Pilsener - это первая  международная марка пива, сваренного в России.

2. ОАО "Пивоваренная компания Балтика"

- Пиво "Балтика - Парнас № 5"

Светлое пиво с легким хмелевым и солодовым ароматом

Содержание алкоголя - 5,6%

Начальная плотность  сусла - 13,0 %.

3. Калужская пивоваренная  компания

- Пиво "Holsten Premium"

Плотность пива - 11%

Крепость: 5.0 %

Неповторимый вкус и  безупречное качество сделали пиво HOLSTEN одной из самых популярных международных  марок пива.

Изучим полученные показатели, проведя их оценку. (Таблица 1)

Табл.2 Оценка качества пива

показатели качества пива

"Holsten Premium"

"EFES Pilsener"

"Балтика - Парнас  № 5"

Прозрачность

3

3

2

Цвет

3

3

3

Вкус

4

4

3

Хмелевая горечь

5

5

4

Аромат

4

4

3

Пенообразование

5

4

4

Итого:

24

23

19


 

       Прозрачность: с блеском без взвесей оценивается 3 баллами, прозрачность без блеска с единичными мелкими взвесями - 2, пиво слабо опалесцирующее - 1, мутное - 0 (нестандартное).

       Цвет должен соответствовать типу пива, и находится на минимально установленном уровне для данного сорта. В этом случае, его оценивают 3 баллами, при среднем уровне - 2 баллами, на максимально допустимом - 1 баллом. А пиво с цветом, не соответствующим его типу, является неудовлетворительным (за исключением нефильтрованного пива, наличие осадка в котором допустимо).

        Вкус: Гармоничный полный чистый вкус, без привкусов- 5 баллов, чистый вкус, но не очень гармоничный- 4, нечистый, незрелый, слабо выраженный вкус - 3, пустой вкус и посторонние привкусы- 2 балла.

       Хмелевая горечь: мягкая, слаженная получает 5 баллов, не очень слаженная, грубоватая - 4 балла, грубая, остающаяся или слабая - 3 балла, нехмелевая, грубая - 2 балла.

       Аромат: чистый, свежий, соответствующий данному типу пива, оценивается 4 баллами; хороший аромат, но слабо выраженный - 3, в аромате заметны лёгкие посторонние оттенки молодого пива, дрожжевой - 2, выражен посторонний тон в аромате - 1 балл.

        Пена и насыщенность углекислым газом: обильная, устойчивая, высотой не менее 40 мм, стойкостью 4 мин с высоким содержанием углекислого газа - 5 баллов, компактная, устойчивая, 30 мм и 3 мин при редком и быстром выделении пузырьков газа- 4 балла, пена высотой 20 мм и 2 мин при слабом выделении пузырьков газа- 3 балла, пена высотой менее 20 мм и менее 2 мин - 2 балла (нестандартное).

       Общая оценка «Отлично» - 22-25 баллов, «Хорошо» - 19-21, «Удовлетворительно» - 13-18, «Неудовлетворительно» - 12 баллов и менее.

      Из проделанного сравнения можно сделать следующий вывод: пиво ”EFES Pilsener” и ”Holsten Premium” попадают в поле отличной оценки, в  то время как ”Балтика - Парнас № 5” может быть оценена только на «Хорошо». (Приложение 1)

 

2.3 РАСЧЕТ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

 

       Этапы оценки конкурентоспособности  товара делятся на:

  1. формирование основных параметров, по которым будет оцениваться конкурентоспособность исследуемого товара.
  2. разбиение параметров на уровни качества. Я выбрал 3-х бальную шкалу - от «0» (отсутствие признака) до «3» (признак отлично выражен).
  3. построение матрицы-таблицы «Параметры * Уровни» и по ней оценивается исследуемый продукт.
  4. расчет общего индекса качества К0 (как среднеарифметическое показателей качества), построение графического отображения матрицы.
  5. оценка конкурентоспособность товара в соответствии с интервалами (по итоговым показателям индекса качества К0):

3,00 – 2,26: высокая конкурентоспособность товара;

2,25 – 1,60: средняя конкурентоспособность  товара;

1,50 – 0,76: низкая конкурентоспособность  товара;

0,75 – 0,00: отсутствие  конкурентоспособности товара.

В качестве основных параметров оценки конкурентоспособности  рассматриваемого товара я выбрал следующие:

  1. Маркировка;
  2. Вкусовые качества;
  3. Упаковка;
  4. Экономическая стратегия;
  5. Рекламная стратегия;
  6. Качество ингредиентов.

Информация о работе Показатели качества товара. Пути повышения конкурентоспособности