Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 14:20, курсовая работа
Цель работы: обозначить положение маркетинга в современной экономике. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть аспекты маркетинга на современном этапе развития и организацию маркетинга на предприятии
Обозначить роль и функции маркетинга через рассмотрение новой эры маркетинга, а так же определить социальную роль маркетинга в современной экономике.
Маркетинговая деятельность представляет собой комплекс мероприятий, ориентированных на исследование таких вопросов, как:
Для осуществления
Процесс маркетинга начинается с изучения покупателя и выявления его потребностей, а завершается приобретением товара покупателем и удовлетворением его выявленных потребностей.
Рынок, на
котором действуют субъекты маркетинга,
можно разделить на «рынок продавца»,
где предприятие реализует
Однако прежде чем устанавливать контакты с интересующими партнерами, необходимо установить:
Связь и
деловое общение с
Очевидно, что тип маркетинга определяет и способ управления им. Управление маркетингом, по определению Ф. Котлера — это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных задач организации, таких, как получение прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка и т.п. [7]
Реализация
концепции маркетинга на предприятии
требует создания соответствующей
службы маркетинга. В настоящее время
без такой службы, обеспечивающей
проведение маркетинговых исследований
по изучению перспектив спроса, требований
потребителей к товару и его свойствам,
тенденций этих требований под влиянием
различных факторов, производителям
трудно выжить в конкурентной борьбе.
Конечной целью функционирования маркетинговых
служб является подчинение всей хозяйственной
и коммерческой деятельности предприятия
законам существования и
В реальной
жизни имеется множество
1. Функциональная структура маркетинга. Специализация, четкое разграничение компетенции, стандартизация управленческих процессов определяют высокую эффективность этой организационной структуры. При такой структуре в подчинении у директора находятся отделы: управления маркетингом, коммуникаций, маркетинговых исследований, новых товаров, продаж, сервиса. Наиболее простая структура, однако, с увеличением товарной номенклатуры и расширением рынков продаж эффективность ее уменьшается.
2. Товарная структура. Данная структура имеет ряд достоинств. Управляющий по определенному товару координирует весь комплекс маркетинга по этому товару и быстрее реагирует на возникающие на рынке проблемы. Такая маркетинговая структура обходится дороже, чем функциональная, поскольку требуется больше расходов на управление маркетингом. Однако, затраты оправданы, если фирма выпускает различные товары.
3. Региональная структура. Эта структура предполагает создание сети представителей службы управления маркетингом в отдельных географических регионах. Такие представители живут в этих регионах, знают особенности и предпочтения потребителей, что позволяет им организовывать продажи
4. Матричная организация маркетинга. Главная особенность этой структуры в том, что она предполагает наличие ряда маркетинговых программ, для каждой из которых назначается руководитель. Руководитель программ определяют, что и когда должно быть сделано, а руководители соответствующих отделов устанавливают, каким образом данная работа должна быть в соответствующих подразделениях выполнена. Если производиться одновременно несколько маркетинговых программ структура включает центр управления маркетинговыми программами. Главная задача центра – координация деятельности всех руководителей маркетинговых программ, обеспечение сбалансированного использования ресурсов, необходимых для выполнения всех программ. [1]
Таким образом, можно сделать вывод, что любая организация маркетинга ставит целью получение конечного результата, который покажет эффективность проведения маркетинговой политики. Каждая организационная структура маркетинга имеет свои достоинства и недостатки, поэтому часто используют комбинированные организационные структуры. Это позволяет организовать наиболее подходящую организационную структуру на предприятии и компенсировать недостатки одной структуры достоинствами другой. Главная цель организации маркетинга на предприятии – соотношение спроса и производства.
2 РОЛЬ И ФУНКЦИИ МАРКЕТИНГА В ЭКОНОМИКЕ
2.1 Роль и основные функции маркетинга
Важнейшей
задачей стратегического
Для целого ряда организаций в зависимости от того, какие они преследуют цели и какие реализуют стратегии, маркетинг является ключевой функцией, обеспечивающей их успешное функционирование. Более того, с переходом к философии менеджмента, в соответствии с которой фирма должна в своей деятельности полностью ориентироваться на запросы клиента и не пытаться производить "удобную" для нее продукцию, которую потом стараются любым способом реализовать клиенту, маркетинг становится чем-то большим, нежели отдельная функция менеджмента.
Один
из ведущих теоретиков, Питер Друкер,
говорит так о целях
Таким образом, маркетинг играет особую роль в стратегическом управлении, существенно выходящую за рамки функции продажи продукции и изучения спроса.
В то же
время необходимо подчеркнуть, что
развитие маркетинга, в свою очередь,
способствовало изменению философии
менеджмента, переходу к стратегическому
управлению. Менялись условия функционирования
фирмы, росла динамичность и степень
влияния среды на фирму, и в
ответ на это развивалась функция
маркетинга, при этом развитие маркетинга
одновременно несло в себе и требование
изменения концепции
Ф. Котлер предложил следующую
Рисунок 1- Изменение роли маркетинга в организации
Говоря о более конкретных вопросах включения маркетинга в стратегическое управление фирмой, следует отметить, что маркетинг выполняет в данном контексте две основных функции:
Маркетинг не стоит на месте, сейчас даже в России можно заметить подъем в этой сфере. Изменение тенденций маркетинга мы рассмотрим в следующем подразделе.
2.2 Социальная роль маркетинга в современной экономике
Социальная роль маркетинга состоит не только в удовлетворении запросов конечных потребителей, но и в оптимальное решении экономических и социальных задач, стоящих пред всем обществом, соблюдение его долговременных интересов.
На кого, если не на человека и общество направлена деятельность маркетологов? Из вопроса и вытекает ответ, что маркетинговая деятельность возможна лишь социальной сфере при наличии потребителей.
В основе маркетинга, конечно, лежит идея человеческих нужд. Нужда - чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо. Нужды людей многообразны и сложны: тут и основные физиологические нужды в пище, одежде, тепле и безопасности; и социальные нужды в духовной близости, влиянии и привязанности; и личные нужды в знаниях и самовыражении.
Второй исходной идеей маркетинга является идея человеческих потребностей. Потребность - это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Потребности выражаются в объектах, способных удовлетворить нужду тем способом, который присущ культурному укладу и экономическому уровню развития данного общества.
Потребности людей практически безграничны, а вот ресурсы для их удовлетворения ограниченны. Человек будет выбирать те товары, которые доставят ему наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей.
Роль маркетинга заключается в обеспечении предложения того товара, который необходим потребителям в соответствии с требуемым качеством и ценой.
Товар - все, что может быть предложено рынку для приобретения, использования или потребления с целью удовлетворения конкретных потребностей.
Маркетинг имеет место в тех случаях, когда люди решают удовлетворить свои нужды и запросы с помощью обмена. Обмен - акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен. Если обмен - основное понятие маркетинга как научной дисциплины, то основной единицей измерения в сфере маркетинга является сделка. Сделка - коммерческий обмен ценностями на рынке между двумя или более сторонами. [6]
Изменение
социально-экономических
Социальный маркетинг — это изучение и формирование потребностей покупателей и удовлетворение их более эффективными методами, чем конкуренты, при условии повышения благосостояния всех членов общества. При этом под благосостоянием понимается совокупность материальных, духовных, социальных благ, которыми владеет субъект благосостояния и которые использует для удовлетворения своих потребностей. Социальный маркетинг представляет собой, таким образом, механизм согласования потребностей и интересов потребителей, предприятия и потребностей и интересов общества. Термин «социальный маркетинг» был впервые использован в 1971 году. [7]
Информация о работе Положение маркетинга в современной экономике