Понятие цены и ценовая политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 09:36, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение методов ценообразования, а так же исследование процесса ценообразования на примере конкретного предприятия – ООО «Мортекс».
Изучая данную проблему, ставились следующие задачи:
• определить как связаны минимизация издержек и максимизация прибыли фирм с ценообразованием на рынках факторов производства;
• изучение методов ценообразования

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕНООБАЗОВАНИЯ 4
1.1. Понятие цены и ценовая политика предприятия 4
1.1.1. Понятие цены. 4
1.1.2. Функции цены 5
1.1.3. Виды цен 9
1.2. Процесс ценообразования 18
1.2.1.Постановка задач ценообразования. 18
1.2.2. Определение спроса на товар 20
1.2.3. Оценка издержек предпринимательской деятельности 21
1.2.4. Анализ цен и товаров конкурентов 21
1.2.5. Выбор метода ценообразования 23
1.2.6. Установление окончательной цены на товар 29
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «МОРТЕКС» 32
2.1. Организационно-правовая форма предприятия ООО «Мортекс» 32
2.2. Ассортимент товаров ООО «Мортекс» 33
2.3. Ценовая стратегия ООО «Мортекс» 35
2.3.1. Оценка издержек производства как основы ценообразования 36
2.3.2. Ценообразование на предприятии 39
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45

Файлы: 1 файл

KURSOVIK_MARKETING.doc

— 244.00 Кб (Скачать файл)

- существует стремление  к налаживанию долгосрочных отношений  с клиентами предприятия. Одним  из преимуществ при работе  с клиентами является заключение  договоров с отсрочкой платежа  до 20 банковских дней;

- расширение ассортимента предлагаемого товара, тем самым большее удовлетворение потребности покупателей.

Система ценообразования  на продукцию предприятия организована по методу полного учета издержек + рентабельность предприятия. Процент  рентабельности устанавливается в  пределах 12-16%, в зависимости от спроса на каждый конкретный вид продукции.

2.3.1. Оценка издержек производства как основы ценообразования

Стремление получить как можно большую прибыль  объективно вызывает проведение на каждом предприятии своей собственной  ценовой стратегии.

ООО «Мортекс» применяет  затратный механизм ценообразования.

При оценке издержек производства на продукцию, выпускаемую предприятием, необходимо исходить из их сравнения  со среднеотраслевыми издержками (себестоимостью) на аналогичную продукцию, которые рассчитываются как средневзвешенная величина индивидуальных затрат предприятий. Такой подход обусловливается тем, что рыночная цена на одноименную продукцию отражает средние общественные издержки производства плюс средняя норма прибыли на эти товары. Последняя в силу различий между предприятиями в фондовооруженности, фондоемкости, технического строения капитала отлична для каждой группы товаров, для каждой отрасли.

Калькулирование себестоимости  продукции - исчисление себестоимости  единицы продукции (работ, услуг) основного и вспомогательного производства; исчисление себестоимости промежуточных продуктов; исчисление себестоимости всего товарного выпуска и т.д. Калькулирование себестоимости может быть плановым, то есть спрогнозированным заранее, и фактическим, то есть проводимым за определенный период на основании данных бухгалтерского учета.

Рассмотрим процесс  ценообразования на примере мужских  носков (артикул С42).

Таблица 3

Данные для  расчета себестоимости

Статьи затрат

Сумма на 1 партию (100 шт.) гот. прод., руб.

Сумма на 1шт готовой продукции. руб.

Хлопок (Х/Б)

1040

10,4

Эластик (ПА)

250

2,5

Транспортно-заготовительные  расходы

124

1,24

Тара и упаковочные  материалы

100

1

Топливо и энергия  на технологические цели

90

0,9

Расходы на оплату труда

400

4

Расходы на ЕСН

104

1,04

Полная себестоимость

2108

21,08

Цена (с учётом рентабельности 16%)

2445,28

24,4528


 

В статью "хлопок" включаются затраты на хлопок. Предприятие производит закупку хлопка по цене 10,4 рублей на одну пару носков. В статью "Эластик" – затраты на эластик, который непосредственно входит в состав продукции и является необходимым компонентом при ее изготовлении.

В статью "транспортно-заготовительные  расходы" включаются все транспортные расходы, связанные с закупками материалов для производства. Транспортно-заготовительные расходы по видам продукции распределяются пропорционально расходам в размере 124 рубля на 1 партию носков, в количестве 100 шт.

В статью "топливо и  энергия на технологические цели" включаются затраты на топливо, горячую и холодную воду, пар, электроэнергию, сжатый воздух и холод, непосредственно расходуемые в процессе производства продукции. В указанную статью включаются затраты на топливо и энергию, полученные со стороны и выработанные самим предприятием. По данной статье издержки составили 90 рублей.

В статью "расходы на оплату труда" включаются оплата за отработанное время; расходы (в денежной и натуральной формах). В оплату труда производственных рабочих, которые непосредственно участвуют в процессе изготовления продукции, включаются премии за производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты, в том числе компенсации по оплате труда в связи с повышением цен и индексацией доходов в пределах норм, предусмотренных законодательством, а также расходы на оплату труда не состоящих в штате предприятий работников, занятых в основной деятельности.

2.3.2. Ценообразование  на предприятии

Ценовые решения затрагивают  множество аспектов, которые делают нахождение сопоставимых цен исключительно трудным. Фактическая цена очень часто ниже цены, указанной в прейскуранте (прайс-листе). В большинстве случаев происходит «уторговывание» цены. По некоторым товарам фактическая цена отклоняется от цены, указанной в прайс-листе на 30-40%. Этот факт является очень важным для конкурентного анализа.

Большая часть товара РФ реализуется по свободным ценам. При определении величины свободных  цен предприятие руководствуется  положением о затратах, нормативными актами по налогам, а также принятыми решениями субъектами федерации о величине надбавок к ценам.

Свободные цены делятся  на свободные закупочные цены, свободные  оптовые цены, свободные отпускные  цены и свободные розничные цены. Причем свободные оптовые цены устанавливаются  на продукцию производственно-технического назначения, а свободно-отпускные цены на товары народного потребления. Расчет показателей производится по следующим формулам:

Расчет оптовой цены:

, (3)  где Сед – себестоимость единицы изделия; Рпрод – рентабельность продукции.

Рентабельность вычисляется  как отношение прибыли от реализации продукции к полным затратам на ее производство в процентах и равна 12%-16%.

Расчет НДС:

,  (4)   где СТНДС – ставка НДС. [16]

На примере мужских носков (артикул С42) рассчитаем оптовую цену и НДС по этим формулам:

 рублей.

рублей.

Согласно Налоговому кодексу РФ, ставка налога на добавленную  стоимость 18%.

Точно таким же способом рассчитываются остальные цены. Прейскурант цен представлен в таблице

Таблица 4

Прейскурант цен

Наименование

Артикул

Размер

Состав сырья

кол-во в упаковке

цена с НДС, руб.

Мужской ассортимент

1

Носки

С42

23-31

Х/б70%+ПА30%

100

24,45

2

Носки

С132

23-32

Х/б 100%

100

29,5

3

Носки

С142

23-33

Х/б 100%

100

29,5

4

Носки

С61

23-34

Х/б 100%

100

29,5

5

Носки

С97

23-35

Х/б 100%

100

29,5

Женский ассортимент

6

Носки

D40

23-25

Х/б с доб. п/н

100

26,4

7

Носки

D41

23-26

Х/б с доб. п/н

100

26,4

8

Носки

D143

23-27

П/ш с доб. п/н

100

32,5

Детский ассортимент

9

Носки

Е120

16-22

Х/б

100

22,3

10

Колготки

Е130

14-22

Х/б

100

35,2

11

Получулки

Е140

14-20

Х/б

100

30,5


 

 

ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ И  РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Очень важно учитывать  в  планировании работы предприятия, на какой стадии  жизненного цикла находится выпускаемая продукция. Выделяют пять стадий жизненного цикла:

  1. нулевая стадия характеризуется изучением и апробацией идеи разработки нового товара, а потом и самого товара;
  2. первая стадия (выпуск товара на рынок и внедрение), на которой выясняется, будет ли товар иметь успех на рынке. Прибыль на этой стадии невысока, т.к. значительные средства идут на исследования, продвижение товара на рынок;
  3. вторая стадия (рост и развитие продаж), на которой товар начинает приносить прибыль, он быстро покрывает все издержки и становится источником прибыли, хотя требует еще больших затрат на рекламу;
  4. третья стадия (зрелость)- товар имеет стабильный рынок, пользуется спросом и приносит регулярный доход, т.е. находится в самом прибыльном периоде так как не требует затрат на продвижение на рынок, а только на рекламную поддержку его известности;
  5. четвертая стадия (насыщение и спад), на которой объем продаж сначала существенно не изменяется, а затем резко сокращается. [2]

Изучение  динамики положения каждого вида продукции на рынках сбыта (жизненного цикла товаров) говорит о том, что продукция предприятия ООО «Мортекс» находится на третьей стадии жизненного цикла, т.е. в скором времени наступит насыщение и спад производства. Поэтому  необходимо предвосхитить спад спроса на продукцию предприятия.

С этой целью в настоящее  время на предприятии налаживается выпуск тонких женских колготок из текстурированных полиамидных нитей.

Повышенная рыночная потребность в изделиях  предприятия  объясняется следующими факторами:

    • принадлежность к товарам первой необходимости;
    • продукция отвечает основным требованиям потребителя: прочность, удобство, гигиеничность, внешний вид;
    • ассортимент продукции отвечает потребностям широких групп населения.

Для осуществления этого  проекта необходима замена устаревшего оборудования  на новую поточную технологическую линию по производству женских колготок, это позволит:

- снизить издержки  предприятия;

- улучшить качество, что  будет способствовать укреплению  положения предприятия на рынке данной продукции.

- увеличить объем выпуска  продукции, что, в конечном  итоге, будет способствовать росту  прибыли. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ценовая политика фирмы  заключается в том, чтобы устанавливать  на товары такие цены, так варьировать  ими, в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли, то есть успешно решать все стратегические  задачи. В нашей стране в области ценовой политики  еще не хватает необходимого опыта и знаний. Отсюда значение изучения различных подходов в ценовой политике фирмы, особенностей, условий и преимуществ их практического применения.

В условиях рынка все  предприятия, достойные продолжать свою деятельность, должны быть самоокупаемыми, приносить прибыль, в противном случае их ждёт банкротство. Поэтому основным моментом в ценообразовании при переходе к рынку стал отказ от навязывания покупателям нереальных цен, оторванных от действительных запросов рынка. Как сама продукция, так и цены на неё должны быть признаны рынком и только им. В  условиях постоянного усиления конкуренции фирме-продавцу надо учитывать не только собственные финансовые интересы, но и интересы покупателя, чтобы удержать его и сохранить свою долю на рынке. А это может быть достигнуто только при соблюдении заранее разработанной ценовой политики, используя все современные наработки.

Ценообразование является сложным  процессом, подверженным воздействию многих факторов. Выбор общей ориентации в ценообразовании, подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги в целях увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения уровня производства, максимизации прибыли и укрепления рыночных позиций фирмы осуществляется в рамках маркетинга.

Установление цены – один из важных элементов маркетинга, прямо воздействующий на сбытовую деятельность, поскольку уровень и соотношение цен на отдельные виды продукции, особенно на конкурирующие изделия, оказывают определяющее влияние на объемы совершаемых клиентами закупок.

Цены находятся в тесной зависимости со всеми составляющими маркетинга и деятельности фирмы в целом. От цен во многом зависят реальные коммерческие результаты, а верная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное воздействие на положение фирмы на рынке.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

      1. Баздникин А. С. Цены и ценообразование: Учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2005.
      2. Беляева И. Ю., Панина О. В. Ценообразование: учебное пособие. 2-е изд., доп. – М.: КНОРУС, 2005.
      3. Бест Роджер. Маркетинг от потребителя - Манн, Иванов и Фербер, 2008
      4. Иохин В.Я. Экономическая теория. — М., 2000.
      5. Косьмин А. Д. Цены и ценообразование. Курс лекций, тесты и задачи: Учеб. пособие. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003.
      6. Кудайкулов. Теоретико-методологические основы ценообразования в условиях перехода к рыночным отношениям, Илим, 2008
      7. Курс экономики: Учебник. под ред. Б.А.Райсберга. — М., 2000.
      8. Липсиц. Ценообразование: учебник, Магистр, 2008
      9. Маренков Н. Л. Цены и ценообразование. – М., 2000
      10. Скамай Л. Г., Трубочкина М. И. Экономический анализ деятельности предприятия: Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2009.
      11. Уткин Э. А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2000.
      12. Цены и ценообразование. 4-е изд. Под ред. В. Е. Есипова. – СПб.: Питер, 2006.
      13. Экономика предприятия: Учебник для вузов. 4-е изд. / Под ред. акад. В. М. Семенова. – СПб.: Питер, 2007.
      14. Шуляк П. Н. Ценообразование: Учебно-практическое пособие. – М., 2000.
      15. http://www.dis.ru
      16. http://www.nalkodeks.ru/

Информация о работе Понятие цены и ценовая политика предприятия