Понятие и основные элементы процесса управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 15:12, курсовая работа

Описание работы

В общем виде управление (менеджмент) следует представлять как умение
добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект
людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью
превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную
силу. Другими словами, управление - это человеческие возможности, с
помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и
тактических целей организации.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 101.24 Кб (Скачать файл)

 

 

                                                 Введение

 

  В общем виде управление  (менеджмент)  следует  представлять  как   умение

добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и  интеллект

людей.  Речь  идет  о  целенаправленном  воздействии  на   людей   с   целью

превращения неорганизованных  элементов  в  эффективную  и  производительную

силу.  Другими  словами,  управление   -  это  человеческие  возможности,  с

помощью которых лидеры используют ресурсы для  достижения  стратегических  и

тактических целей организации.

В экономике формируются, функционируют и развиваются различные  объекты  как

государственного социального управления, так и   менеджмента  горизонтальных

рыночных структур.  Частная,  негосударственная  и  смешанная  собственность

являются объектами управления горизонтальных рыночных структур.

   Следовательно, управление - это координация усилий коллектива  людей  для

достижения определенных целей.

  Повышение интереса  к  управлению  говорит  о  значительных  социальных  и

экономических переменах, произошедших  в  обществе.  Это  подтверждается  на

примере практически всех республик  СНГ,  в  том  числе  и  ПМР.  В  течении

последних 3 -  5  лет  в  экономике  республик  постсоветского  пространства

происходят серьезные перемены. Эти  изменения  не  только  масштабны,  но  и

беспрецедентны - ни в каких других странах  мира за столь короткий  срок  не

происходили  коренная  ломка  одной  экономической  системы  и  формирование

другой.     К     числу     таких     изменений     относятся     следующие:

                                                                           -

изменение  структуры  собственности,  связанной  с  разрушением    монополии

государства  в  сфере  производства,   созданием   базы   для   формирования

эффективных  собственников  /следует  отметить  большую  работу,  проводимую

Верховным Советом  ПМР  в  настоящее  время  по  принятию  новых  законов  в

вышеуказанной области/;

   -  изменение  отраслевой   структуры   производства   в   результате   ее

приспособления к новой структуре спроса и возникновения достаточно  большого

количества мелких предприятий, порожденных частным предпринимательством;

   - изменение условий  внешнеэкономической деятельности;

   - изменение геополитической  ситуации в результате распада  СССР.

   За этот период  в  республиках  бывшего  СССР  было  образовано  множество

компаний малого и среднего бизнеса, включая групповой  бизнес.  Несмотря  на

существенные различия компаний и фирм, предприятий,  всем  им  приходится  в

целом  решать  одни  и  те  же  проблемы:  разрабатывать   структуру   своих

объединений, выстраивать единую политику учета и контроля за  деятельностью,

управлять всей организацией как  единым  целым  в  соответствии  с  принятой

стратегией и т.д.

   Таким образом, все  компании, фирмы и предприятия  на  определенном  этапе

столкнулись с имеющей большое значение  проблемой эффективного управления.

   В данной работе  будут рассмотрены основные функции  и  методы  управления

организацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава 1. Понятие и основные элементы процесса управления.

Управление — это регулирование процессов вложения и обработки ресурсов, производства и реализации продукции.

В системе производства продукции управление занимает определяющее место.

Характер и эффективность процесса производства товаров или услуг обуславливается уровнем организации его управления. Оно неотделимо от процесса производства, является его составной частью, необходимым элементом. Основные задачи управления — обеспечение наиболее эффективного использования материальных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов, создание предпосылок для всемерного повышения эффективности производства. Сложность и динамичность современных технологических процессов, информационных потоков, производственных и хозяйственных связей, значительный объем работ по сбору и обработке информации — все это обуславливает повышение требований к организации управления предприятием. Функциональное назначение управления — обеспечить единство, соответствие и согласованность всех звеньев производства, для того, чтобы производственно-хозяйственная деятельность осуществлялась бесперебойно и способствовала достижению плановых целей при наименьших затратах ресурсов.

Получение и обработка информации о состоянии объекта. Процесс управления начинается с получения и обработки информации о состоянии управляемого объекта. Информация — это передача сведений о состоянии управляемой системы объекта. Совокупность таких сведений может быть представлена в виде количественных значений переменных, характеризующих систему. Для оптимального использования обработанной информации необходимо знать конкретные цели и задачи. Первое правило эффективного руководства: «Хорошо обдумайте цели и задачи, стоящие перед предприятием». Однако прежде чем определять конкретные цели, необходимо сформулировать принципы хозяйствования и выявить хозяйственные ориентиры.

Определение хозяйственных принципов и ориентиров, целей и задач. Принцип хозяйствования — это основополагающее, кардинальное направление деятельности предприятия. Принципам хозяйствования обычно свойственны стабильность и постоянство, однако они при необходимости могут подлежать корректировке и пересмотру. Современные принципы хозяйствования существенно отличаются от традиционных. Это связано с принципиально иными подходами к пониманию целей производственной деятельности, осознанию важности учета социальной составляющей менеджмента, сохранению окружающей природной среды и др.

Влияние принципов хозяйствования на производственно-хозяйственную деятельность предприятия можно проследить на классическом примере работы компании Ford Motor Company. Из приведенной информации видно, что грамотный и в то же время нестандартный подход владельца компании Г. Форда к формулированию основополагающих хозяйственных принципов позволил ему добиться решающего преимущества в конкурентной борьбе с другими производителями автомобилей перед предприятием. Хозяйственный ориентир — это весьма отдаленная цель. Хозяйственным ориентирам необходима большая, нежели принципам хозяйствования, конкретность и оперативность. При этом желательно иметь их расчетное выражение. Они определяются в зависимости от изменения внешней и внутренней среды предприятия. Число достигаемых ориентиров имеет связь с этапами развитая предприятия. Так, для небольшого предприятия обычно достаточно единого ориентира, который, как правило, определяется прибылью. Хозяйственная деятельность крупного предприятия определяется необходимостью достижения множества разнообразных ориентиров. При этом приоритеты у различных предприятий могут меняться. Примеры наиболее важных хозяйственных ориентиров: рост доли освоения рынка; увеличение доли новой продукции; прибыль на вложенный капитал; улучшение ассортимента продукции; рационализация производства; расширение сбытовой сети: улучшение условий труда; рост социального имиджа предприятия и т.д.

Цели предприятия отражают более конкретный уровень принятия решений. Они могут выражаться в количественных и качественных показателях.

Различают общие цели предприятия и специальные. Общие цели разрабатываются для предприятия в целом. Они отражают основную концепцию развития компании (основные направления программы развития) и разрабатываются на достаточно длительную перспективу. Примерами общих целей могут быть: обеспечение оптимальной рентабельности производства; обеспечение устойчивости положения фирмы на рынке: разработка новых направлений развития или новых видов производственно-хозяйственной деятельности и т.д.

Специальные цели определяются на основе общих целей предприятия по основным видам и направлениям деятельности в каждом из производственно-хозяйственных подразделений. Примеры специфических целей:

1) определение рентабельности по  каждому подразделению; достижение  определенного уровня продаж;

2) освоение новой продукции;

3) совершенствование системы сбыта;

4) определение структуры и источника  финансирования;

5) расширение объема услуг по сервисному обслуживанию.

Задачи — это, по существу, развернутый план действий. Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров или услуг с учетом выявленных потребностей на основе имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также обеспечение эффективности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке. Перечень задач, решаемых предприятием, может быть чрезвычайно разнообразным. В качестве примера отметим лишь некоторые наиболее важные: освоение новых рынков сбыта продукции; повышение квалификации персонала; постоянный контроль за эффективностью деятельности предприятия; автоматизация производства; создание лучших условий труда и т.д.

Качество работы менеджера по выполнению поставленных задач и достижению намеченных целей получает оценку лишь в результате реализации произведенной продукции на рынке.

Выработка решений. Следующее звено процесса управления — выработка решения, которое следует в максимальной степени оптимизировать путем достижения заявленных целей предприятия при минимальном использовании ресурсов. Решения являются основным средством воздействия менеджера на производственный коллектив. Методы обоснования решений выбираются с учетом специфики объекта, на который обращается решение.

Выдача команды, реализация решения, изменение объекта. Завершающие звенья процесса управления — выдача на основе принятого решения команды, призванной обеспечить реализацию принятого решения, изменение управляемого объекта или перевод его из одного состояния в другое.

Таким образом, процесс управления — это совокупность отдельных видов деятельности, направленных на упорядочение и координацию функционирования и развития организации и ее элементов в интересах достижения стоящих перед ними целей. Процесс управления начинается с получения и обработки информации о состоянии управляемого объекта. Информация — это передача сведений о состоянии управляемой системы объекта. Совокупность таких сведений может быть представлена в виде количественных значений переменных, характеризующих систему. Для оптимального использования обработанной информации необходимо знать конкретные цели и задачи. Первое правило эффективного руководства: «Хорошо обдумайте цели и задачи, стоящие перед предприятием». Однако прежде чем определять конкретные цели, необходимо сформулировать принципы хозяйствования и выявить хозяйственные ориентиры.

 

Глава 2. Общая характеристика методов управления.

Методы управления — важнейший элемент в механизме ис пользования объективных законов рынка. Качество и эффективность управленческой деятельности во многом зависят от применяемых методов управления.

Метод управления — это способ целенаправленного воздействия на организацию с целью достижения поставленных перед ней задач.

Сложность, изменчивость объекта управления определяет и многообразие используемых методов.

Различают общие и специальные методы управления, которые реализуются через изучение объекта управления во времени и пространстве, в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности с другими объектами, с учетом этнопсихологии населения и т.д. В связи с внедрением компьютеров, электронных вычислительных машин, возникшей потребностью объективного и быстрого обоснования принимаемых решений все чаще используются специальные методы экономического моделирования.

 

2.1 Классификация методов управления

Классификация включает следующие методы управления:

  • административные (организационно-распорядительные);

  • экономические;

  • социально-психологические;

  • воспитательные и др.

Такое деление методов в известной мере условно, так как абсолютно четко обособить каждый из них не представляется возможным: они взаимопроникают и имеют немало общих черт, то же время присущие им различия в способах воздействия на объекты управления позволяют рассматривать каждый из методов в отдельности.

Информация о работе Понятие и основные элементы процесса управления