Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 15:12, курсовая работа
Описание работы
В общем виде управление (менеджмент) следует представлять как умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу. Другими словами, управление - это человеческие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей организации.
В подсистеме «Персонал» большое
значение придается методам:
• анализа и формирования системы
управления персоналом;
• планирования рабочей силы;
• организации труда персонала,
его оплаты;
• управления деловой карьерой
и др.
Управление подсистемой «Производство» требует
применения большого количества самых
разнообразных методов. В их числе методы:
• анализа надежности;
• контроля качества;
• факторного анализа;
• функционального анализа;
• контроля использования труда,
материалов, оборудования;
• изучения операций;
• программирования, планирования
и контроля производства;
• учета расходов и др.
Методы выполнения
функций управления
Методы управления, применяемые
в различных функциональных подсистемах
организации, связаны с выполнением функций,
которые составляют содержание процесса
управления. Поэтому, несмотря на специфику
каждой подсистемы организации, в ней
обязательно осуществляются такие действия,
как планирование, организовывание, руководство
и контроль. Этот подход заложен в основу
второго направления классификации методов
управления. Он позволяет сгруппировать
и создать фонды методов, используемых
организацией для выполнения любой из
функций менеджмента, вне зависимости
от того, в какой подсистеме она реализуется.
Специалисты по планированию, осуществляющие
разработку прогнозов и планов, используют
в своей работе методы экстраполяции,
регрессионного анализа, построения сценариев,
моделирования, «мозговой атаки», экспертный,
Дельфы, факторного анализа, формирования
дерева проблем и решений и т.д.
Выполнение функции организовывания базируется
на методах, позволяющих сформировать
структуру организации, соответствующую
стратегии ее развития и обеспечивающую
эффективную совместную работу людей
для достижения поставленных целей. Это
прежде всего методы организационного
проектирования, оценки сложности структуры,
определения уровня формализации, делегирования
полномочий, распределения обязанностей
и ответственности, реструктуризации,
организации производства, труда и управления.
Осуществление функции руководства в
первую очередь возложено на руководителей
разного уровня, которые должны обеспечить
непрерывность и эффективность протекания
всех процессов производства и управления
в организации. Это требует использования
методов коммуникации, в составе которых
выделяются группы методов межличностных
коммуникаций, сбора, обработки и передачи
информации. Методы мотивации включают
все виды и формы побуждения людей к труду:
оплаты труда, премиальных систем, участия
в прибылях, моральных стимулов, повышения
в должности, обучения и т.д.
Методы, применяемые при выполнении
функции контроля, зависят от характера
учетных, аналитических и контрольных
операций. Статистический
учет базируется на методах сбора,
обработки и интеграции данных за определенный
период времени; бухгалтерский учет —
на методах, обеспечивающих ежедневные
данные о движении финансовых средств,
материалов, продукции, труда и т.д.; оперативно-производственный
учет — на информации о состоянии производственной
деятельности участков, цехов и других
подразделений.
Методы контроля за деятельностью
организации характеризуются большим
разнообразием в связи с тем, что сама
функция контроля охватывает множество
операций и процедур, выполняемых в организации
для достижения ее целей.
Методы принятия
управленческих решений
Методы принятия управленческих
решений — третье направление классификации,
которое базируется на представлении
процесса управления как совокупности
этапов и процедур, необходимых для разрешения
проблем. В соответствии с этим выделяют
группы методов: постановки проблемы;
решения проблем; выбора решения; организации
выполнения принятого решения.
Методы, используемые на этапе постановки проблемы
или возможности,обеспечивают их достоверное
и наиболее полное описание, выявление
и анализ воздействия внутренних и внешних
факторов, дают возможность оценить ситуацию
и сформулировать на этом основании проблемную
ситуацию. В их составе существенная роль
принадлежит методам сбора, хранения,
обработки и анализа информации, методам
фиксации важнейших событий, факторного
анализа, сравнения, аналогии, декомпозиции,
моделирования, и т.п. Набор применяемых
приемов зависит от характера и содержания
проблемы, уровня ее появления и решения,
сроков и
средств, которые выделяются
на этом этапе.
Чтобы выявить характер проблемы,
имеющей неясные очертания или заявившей
о себе некоторыми симптомами, широко
используются методы опросов, интервьюирования,
производственной статистики, статистики
качества и финансов, моделирования работ,
экспериментирования, изучения затрат
времени и пр. Для выявления и анализа причин и факторов возникновения
проблем и появления новых возможностей
используется ряд практически полезных
приемов и подходов. Один из них — это
своеобразная «инвентаризация» всех факторов
и условий, сгруппированных по направленности
их воздействия.
Второй не менее продуктивный
подход заключается в составленииперечня неизвестных
факторов, что позволяет перенести
центр внимания с известных причин на
неизвестные и таким образом установить
новые направления анализа.
Третий подход — это
проведение хронологического
анализа с целью восстановления
последовательности событий, вызвавших
появление проблемы или возможности во
времени. Это позволяет установить соотношение
между причинами и следствиями.
Четвертый подход состоит в цепном анализе, направленном
на выявление ключевой проблемы, лежащей
в основе сложившейся проблемной ситуации.
Воздействие различных групп факторов
на проблему может быть наглядно представлено
в виде причинно-следственной диаграммы,
известной в специальной литературе под
названием «рыбий скелет». В виде главных
причин здесь фигурируют группы факторов,
которые могут быть разложены по составляющим.
На этапе решения проблемы, т.е.
разработки его вариантов, также используются
методы сбора информации, но в отличие
от первого этапа, на котором осуществляется
поиск ответов на вопросы типа «что произошло?»
и «по каким причинам?», здесь надо уяснить
«как можно решить проблему?», с помощью
каких управленческих действий. Поэтому
информация должна иметь более действенный,
конструктивный характер и обеспечивать
поиск возможных решений. Менеджеры и
специалисты не только собирают и обрабатывают
необходимые им данные, но и в максимальной
степени используют свой творческий потенциал,
знания и умения для разработки вариантов
решений, выдвижения новых идей и изыскания
скрытых резервов и возможностей.
При групповой работе раскрытию
творческих способностей и неординарного
мышления способствуют различные методы,
стимулирующие воображение, свободу размышлений,
обмен идеями и мыслями. К таким методам,
например, относят метод номинальной групповой
техники, метод Дельфы и метод «мозговой
атаки».
Метод номинальной
групповой техники построен на принципе ограничений
межличностных коммуникаций, поэтому
все члены группы, собравшиеся для принятия
решения, на начальном этапе излагают
в письменном виде свои предложения самостоятельно
и независимо от других. Затем каждый участник
докладывает суть своего проекта; представленные
варианты рассматриваются членами группы
(без обсуждения и критики), и только после
этого каждый член группы, опять-таки независимо
от остальных, в письменном виде представляет
ранговые оценки рассмотренных идей. Проект,
получивший наивысшую оценку, принимается
за основу решения. Особенностью данной
техники и ее достоинством является то,
что, несмотря на совместную работу членов
группы, она не ограничивает индивидуального
мышления и предоставляет каждому участнику
возможность обосновать свой вариант
решения.
Эффективность данного метода
повышается при использовании современной
компьютерной технологии. В этом случае
участники группы сидят за столом подковообразной
формы, имея перед собой компьютеры. Их
знакомят с вопросами, и они вводят свои
ответы на экраны компьютеров. Индивидуальные
комментарии и агрегированные оценки
выводятся на экране, установленном в
комнате. Главные преимущества такого
электронного собрания — анонимность,
честность и скорость ответов. Немаловажно
и то, что оно дешевле по сравнению с собранием
«лицом к лицу».
Метод Дельфы чаще всего используется в тех
случаях, когда сбор группы невозможен
(например, если в состав участников решения
проблемы включены специалисты из различных
филиалов и подразделений организации,
географически отдаленные друг от друга
и от центрального аппарата управления).
Более того, в соответствии с этой методикой
членам группы не рекомендуется встречаться
и обмениваться мнениями по поводу решаемой
проблемы. Ее разработка осуществляется
в следующей последовательности:
1. Членам группы предлагается
ответить на детально сформулированный
перечень вопросов по рассматриваемой
проблеме.
2. Каждый член группы отвечает
на вопросы независимо и анонимно.
3. Результаты ответов собираются
в центре, и на их основании составляется
интегральный документ, содержащий все
предлагаемые варианты решений.
4. Каждый член группы получает
копию этого материала.
5. Ознакомление с предложениями
других участников может изменить мнение
по поводу возможных вариантов решения
проблемы.
6. Шаги 4 и 5 повторяются столько
раз, сколько необходимо для достижения
согласованного решения.
Как и при использовании номинальной
групповой техники, здесь обеспечивается
независимость мнения отдельных членов
группы. Однако затраты времени на разработку
решений существенно растут, а количество
рассматриваемых альтернатив сужается.
Эти недостатки следует учитывать при
выборе метода Дельфы для групповой разработки
управленческих решений.
Среди методов, стимулирующих
разработку новых идей и решений, назовем
еще один, получивший довольно широкое
распространение, в том числе и в нашей
стране. Это метод «мозговой
атаки», суть которого заключается
в предоставлении каждому участнику группы
права высказывать самые различные идеи
по поводу вариантов решения проблемы,
вне зависимости от их обоснованности,
осуществимости и даже логичности. Принцип
таков — чем больше разных предложений,
тем лучше. С информацией о характере проблемы
и проблемной ситуации члены группы знакомятся
заранее. Все предложения выслушиваются
без критики и оценки, а их анализ производится
централизованно после завершения процесса
заслушивания вариантов на основе сделанных
записей. В результате формируется список,
в котором все представленные предложения
структурируются по определенным параметрам-ограничениям,
а также по их результативности, т.е. по
ожидаемой степени достижения поставленной
цели.
На этапе выбора решения необходимо
прежде всего определить методы формирования
критериев выбора. Наиболее полно они
разработаны для высокоструктурированных
(программируемых) решений, где возможно
использование методов количественного
анализа и электронной обработки данных.
Применение экономико-математических
методов к решению управленческих проблем
позволяет использовать в качестве критерия
выбора целевую функцию, которую обычно
надо максимизировать или минимизировать.
Такой выбор называют оптимизационным. Примерами
оптимизационных критериев являются:
максимизация прибыли, доходов, производительности,
эффективности; минимизация затрат, потерь
от брака или простоев и т.д. Выбор оптимального
решения осуществляется путем сравнения
количественного значения целевой функции
по всем возможным вариантам; самым лучшим
решением считается то, которое обеспечивает
максимум или минимум целевого критерия.
Для оценки вариантов слабоструктурированных
решений применяютсистему взвешенных
критериев, которая при определенных
условиях обеспечивает неплохой результат.
Этап организации выполнения
решения начинается после его принятия
и утверждения. Методом доведения принятого
решения до исполнителей чаще всего является
составление плана реализации, которым
предусматривается система мер, обеспечивающих
успешное достижение поставленных целей.
Одним из механизмов планирования на этом
этапе может быть так называемое дерево решений, позволяющее
путем декомпозиции выбранного варианта
представить всю совокупность целей и
задач, необходимых для его реализации.
Цели и задачи и должны составлять
содержательную основу плана реализации
решений. Важнейшая задача руководителя
на этом этапе процесса — преодоление
объективных и субъективных препятствий
и создание нормальных условий для выполнения
запланированных действий. Наряду с методами
прямого воздействия (приказ, распоряжение,
указание) используются методы материального
стимулирования, проводятся встречи работников
с руководством, разъясняется суть принятых
решений. Все они направлены на минимизацию
сопротивления нововведениям, на изменение
взглядов и отношения к плану действий,
а также на повышение заинтересованности
работников в получении запланированного
результата, т.е. в решении проблемы, стоящей
перед организацией.
Большое значение имеет разработка
и использование методов контроля
выполнения работ, связанных с реализацией
решения, так как с их помощью можно не
только выявить отклонения от намеченного
плана действий, но и обнаружить недостатки
самого решения, требующие своевременной
корректировки.