Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 14:07, контрольная работа
Действующее законодательство определяет товарный знак как обозначение, способное отличать товары одних юридических или физических лиц от однородных товаров других юридических или физических лиц (ст.1 Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара». Чтобы быть признанным в качестве товарного знака обозначение должно отвечать ряду условий. Прежде всего, товарным знаком признается легко запоминающееся условное обозначение, которое помещается на выпускаемой продукции, ее упаковке или сопроводительной документации. Не может считаться товарным знаком помещение на изделии полных сведений, касающихся изготовителя товара.
Понятие и признаки товарных знаков
Действующее законодательство определяет товарный знак как обозначение, способное отличать товары одних юридических или физических лиц от однородных товаров других юридических или физических лиц (ст.1 Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара». Чтобы быть признанным в качестве товарного знака обозначение должно отвечать ряду условий. Прежде всего, товарным знаком признается легко запоминающееся условное обозначение, которое помещается на выпускаемой продукции, ее упаковке или сопроводительной документации. Не может считаться товарным знаком помещение на изделии полных сведений, касающихся изготовителя товара.
Необходимым условием правовой охраны товарного знака является его новизна. С точки зрения действующего законодательства новыми будут считаться лишь такие условные обозначения, которые по своему содержанию не являются тождественными или сходными до степени смешения:
а) с товарными знаками, ранее зарегистрированными или заявленными на регистрацию в РФ на имя другого лица в отношении однородных товаров.
б) с товарными знаками других лиц, охраняемых без регистрации в силу международных договоров РФ, в частности так называемыми общеизвестными товарными знаками;
в) с фирменными наименованиями (или их частью), принадлежащими другим лицам;
г) с наименованиями мест происхождения товаров, охраняемыми в РФ. Кроме тех случаев, когда они включены как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемым на имя лица, имеющего право на пользование таким наименованием.[2.105]
Новизна товарного знака определяется на дату приоритета. Дата приоритета определяется по общему правилу по дню поступления правильно оформленной заявки на регистрацию товарного знака в Патентное ведомство РФ. Наряду с этим приоритет товарного знака может устанавливаться по дате подачи первой заявки на товарный знак в зарубежной стране-участнице Парижской конвенции по охране промышленной собственности (конвенционный приоритет), если в Патентное ведомство заявка поступила в течение 6 месяцев с указанной даты. [2.105]
Приоритет товарного знака, помещенного на экспонатах официальных или официально признанных международных выставках, организованных на территории одной из стран-участниц Парижской конвенции по охране промышленной собственности (выставочный приоритет), может устанавливаться по дате начала открытого показа экспоната на выставке, если в Патентное ведомство РФ заявка на товарный знак поступила в течении 6 месяцев с указанной даты. [2.107]
Наконец, приоритет товарного знака может устанавливаться по дате международной регистрации товарного знака в соответствии с международными договорами РФ.
Тождественным признается обозначение, которое во всех своих элементах совпадает с уже известным товарным знаком и при этом относится к одному и тому же классу товаров независимо от различия в их перечне. Обычно установление тождественности обозначений не вызывает больших затруднений.
Гораздо сложнее решается вопрос о сходных обозначениях. В действующем законодательстве указывается в общих чертах на недопустимый уровень близости заявляемого обозначения уже известному - наличие между ними сходства до степени их смешения. Совпадение отдельных элементов не может служить причиной отказа в регистрации товарного знака. Поскольку товарный знак ориентирован прежде всего на потенциального покупателя товара, оценка сходства обозначений должна производиться не с профессиональных позиций, например с позиций дизайнера, художника, графика и т.д., которые способны отметить мельчайшие различия, а с позиции простого потребителя.[1.214]
У словесных знаков рекомендуется обращать внимание на начало и окончание слогов, число слогов; у изобразительных знаков - на изобразительные мотивы; у комбинированных обозначений - на восприятие изобразительных и словесных элементов как в совокупности, так и в отдельности.
В частности, буквы и слоги, прибавленные к тождественным словесным товарным знакам, не устраняют возможность их смешения.
Обозначение может считаться
товарным знаком лишь тогда, когда оно
в установленном порядке
Подведем итог вышесказанному. Товарный знак - это обозначение, нужное для того, чтобы потребитель мог различать однородные товары разных производителей. По своему содержанию он не должен быть тождественным или сходным до степени смешения с товарными знаками и иными объектами интеллектуальной собственности других фирм. Поэтому важным качеством товарного знака является его новизна. Она определяется на дату приоритета, которая устанавливается по общему правилу по дню поступления правильно оформленной заявки на регистрацию товарного знака в Патентное ведомство РФ. Кроме того, существует конвенционный и выставочный приоритеты.[1.220]
Виды товарных знаков
По разновидностям обозначений товарные знаки могут быть словесными, изобразительными, объемными, комбинированными и другими.
Словесные товарные знаки чрезвычайно разнообразны. На более ранних этапах в качестве словесных товарных знаков чаще всего избирались имена известных людей, героев художественных произведений или мифологических персонажей (Наполеон, Прометей), Названия животных, птиц, растений, драгоценных камней (Лев, Клен, Алмаз), наименования природных явлений, небесных тел, географических объектов (Рассвет, Комета, Эверест) и т.п. Широкое распространение получили также словесные товарные знаки, взятые как производные из древних языков (Sanorin). В настоящее время в связи с тем, что указанные выше и подобные им наименования оказались практически исчерпанными, все чаще встречаются товарные знаки, представляющие собой искусственно образованные слова (неологизмы). Они широко используются для обозначения новых веществ, препаратов, приборов и материалов, т.к. подчеркивают оригинальность и обладают большейохраноспособностью. Нередко словесные товарные знаки, так или иначе, связываются с фирменным наименованием предприятия, в частности производят все его существенные элементы. Иногда в качестве товарных знаков регистрируются словосочетания и даже короткие фразы. Так в 1994 году совместным российско-итальянским предприятием «Пронто-Москва» по 16 классу «Печатные издания, периодические газеты» зарегистрирован товарный знак «Из рук в руки». При регистрации словесных товарных знаков охраняется не только сома слово или словосочетание, но и их шрифтовое решение. Словесные товарные знаки являются наиболее эффективными по общему признанию специалистов. Их популярность определяется тем, что они хорошо запоминаются, удобны для рекламы и легко различимы.[3.170]
Изобразительные товарные знаки
- это обозначение в виде разнообразных
значков, рисунков, орнаментов, символов,
изображений животных и т.п. Хотя
их эффективность оценивается
Объемные товарные знаки
представляют собой изображения
товарного знака в трех измерениях
- его длине, высоте, ширине. Предметом
объемного товарного знака
Комбинированные товарные знаки
сочетают в себе элементы названных
выше знаков. Чаще всего такие знаки
представляют собой сочетание рисунка
и слова, рисунка и букв, слов и
цифр и т.д. Желательно, чтобы словесная
и изобразительная части
Помимо приведенных видов
товарных знаков, законодательство допускает
к регистрации и другие обозначения
товаров и услуг, в частности
звуковые, световые, обонятельные и
иные обозначения. В настоящее время
подобные иностранные знаки
Наряду с подразделением товарных знаков по форме их выражения они делятся по иным основаниям. Так, в зависимости от числа субъектов, имеющих право на пользование товарным знаком, (еще называют деление по принадлежности), следует различать индивидуальные и коллективные товарные знаки. Индивидуальный товарный знак - это обозначение, зарегистрированное на имя отдельного юридического и физического лица. Коллективный товарный знак - это товарный знак союза, хозяйственной ассоциации или иного добровольного объединения предприятий, предназначенный для выпускаемого или реализуемого ими вида товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками. Правовой режим коллективных товарных знаков имеет ряд особенностей.[5]
1. Такой товарный знак
может принадлежать только
2. Субъектом пользования
коллективным товарным знаком
могут быть только такие
3. Предприятия-участники
объединения могут
4. Товары, которые будут
обозначаться этим знаком
5. Объединение обладает
правом контроля за
Указанные выше условия использования
коллективного товарного знака
отражаются в специальном правовом
документе, именуемом уставом
Коллективный товарный знак
следует отличать от товарных знаков,
которые находятся в совместном
владении нескольких юридических и
физических лиц. Российское законодательство
не допускает возможности
По степени известности товарные знаки подразделяются на общеизвестные и обычные (вновь созданные). В качестве обычных товарных знаков выступают любые новые оригинальные обозначения товаров, зарегистрированные в Патентном ведомстве.
Таким образом, в зависимости от признака классификации товарные знаки могут разделяться:
Использование и защита товарного знака
Юридические и физические лица, зарегистрировавшие на свое имя товарный знак, приобретают право использовать их на всей территории РФ. Данное право действует в течении 10 лет, считая с даты поступления заявки в Патентное ведомство. Срок охраны может быть сколь угодно длительным, поскольку действие свидетельства на товарный знак может неоднократно продлеваться.[4.99]
Заявление о продлении
срока охраны, каждый раз на десять
лет, должно быть подано обладателем
свидетельства в течении