Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 14:07, контрольная работа
Действующее законодательство определяет товарный знак как обозначение, способное отличать товары одних юридических или физических лиц от однородных товаров других юридических или физических лиц (ст.1 Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара». Чтобы быть признанным в качестве товарного знака обозначение должно отвечать ряду условий. Прежде всего, товарным знаком признается легко запоминающееся условное обозначение, которое помещается на выпускаемой продукции, ее упаковке или сопроводительной документации. Не может считаться товарным знаком помещение на изделии полных сведений, касающихся изготовителя товара.
Заявление вместе с приложенными
к нему документами (подлинник свидетельства,
документ об уплате пошлины) рассматривается
в течении трех месяцев с даты
поступления в Патентное
Сущность права на пользование товарным знаком состоит в возможности их неограниченного хозяйственного использования для обозначения производимых и реализуемых ими товаров. Использование товарного знака считается прежде всего применение его на товарах, для которых товарный знак зарегистрирован и (или) на их упаковке. Лицом, применяющим товарный знак может быть как сам его владелец, так и лицо, которому такое право предоставлено на основе лицензионного договора. При наличии уважительных причин неиспользование товарного знака в такой форме использованием может быть признано также применение товарного знака в рекламе, печатных изданиях, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в РФ.[5]
Использование товарного
знака рассматривается законом
не только как право, но и как обязанность
его владельца. Хотя в Законе РФ о
товарных знаках это прямо не подчеркивается
(в отличие от Положения о товарных
знаках 1974 г.), анализ его норм позволяет
сделать такой вывод. В частности
п.3 ст.22 Закона РФ о товарных знаках
предусматривает возможность
При решении вопроса о досрочном прекращении действия регистрации товарного знака в связи с его использованием могут быть приняты во внимание представленные владельцем товарного знака доказательства того, что товарный знак не использовался по не зависящим от него причинам. Например, из-за стихийного бедствия, отсутствия необходимого сырья. Изменения профиля деятельности предприятия и т.п.
Достаточно сложным
Качественная сторона вопроса об объеме использования товарного знака обычно связывается с оценкой соответствия перечня товаров, для обозначения которых товарный знак фактически применяется. Согласно общему правилу, эти перечни должны совпадать друг с другом. На практике, однако, от этого встречаются отступления двоякого рода. С одной стороны, товарным знаком могут обозначатся товары, не указанные в перечне при регистрации. Такое применение товарного знака считается неправомерным и, соответственно, не учитывается как исполнение обязанности по применению товарного знака. Но иногда возникает ситуация. Когда товарный знак используется для обозначения товаров, формально не указанных в перечне, но охватываемых одним из терминов регистрационного перечня как родовым понятием. С другой стороны, товарный знак часто фактически используется для обозначения более узкого круга товаров, чем это указано при регистрации. Данное обстоятельство может послужить основанием для сужения объема охраны товарного знака путем исключения из перечня товаров тех объектов, которые фактически не производятся владельцем товарного знака и (или) по каким то причинам не маркируются товарным знаком.[1.204]
При использовании товарного знака его обладатели могут проставлять с указанным обозначением предупредительную маркировку. Она указывает на то, что данное обозначение является товарным знаком. Эта маркировка выполняет как рекламно-информационную, так и патентно-правовую функции. С одной стороны она позволяет особым образом выделить товарный знак среди других видов обозначения товара (символы управления, эксплуатации, хранения, транспортировки и т.п.). Предупредительная маркировка свидетельствует о наличии исключительных прав на товарный знак и тем самым подтверждает его определенную оригинальность. Кроме того, применение данной маркировки является дополнительным рекламным средством и собственно товарного знака и маркируемых им товаров, что способствует повышению престижа фирмы в глазах потребителей ее продукции.
С другой стороны, благодаря
предупредительной маркировке становится
возможным оперативное
Действующее законодательство
не содержит специальных норм, регламентирующих
нанесение предупредительной
Предупредительная маркировка может быть выражена и в виде сокращенного обозначения:
ä - (NotYetApproved) - еще не утверждено, т.е. незарегистрированная торговая марка.
â - (Registered TM Approved) - зарегистрированная торговая марка.
Предупредительная маркировка
также может быть в виде специальной
изобразительной отметки в виде
звездочки с последующей
Использование предупредительной
маркировки должно быть добросовестным.
Проставление указанной маркировки
в тех случаях, когда соответствующее
обозначение не зарегистрировано в
Патентном ведомстве, рассматривается
как неправомерное действие, вводящее
потребителей в заблуждение. Лицо, производящее
предупредительную маркировку по отношению
к незарегистрированному в РФ
товарному знаку в соответствии
с п.4 ст.46 Закона РФ о товарных знаках
несет ответственность в
Итак, право на товарный знак действует в течении 10 лет и может неоднократно продлеваться. Использование товарного знака является не только правом, но и обязанностью его владельца. При использовании товарного знака их обладатели могут проставлять рядом с товарным знаком предупредительную маркировку. Она выделяет товарный знак среди других обозначений и облегчает защиту прав на товарный знак в случае их нарушения.
За неправомерное
Согласно п.2 ст.4 Закона РФ
о товарных знаках, нарушением прав
владельца товарного знака
Защита прав на товарный
знак осуществляется в основном в
юрисдикционной форме в рамках административной,
гражданской и уголовно-
Административно-правовая защита нарушенных или оспариваемых прав сводится:
1) к возможности подачи
возражения против регистрации
товарного знака в
2) к обращению с заявлением
о нарушении правил
Федеральный антимонопольный орган (территориальный орган), установив факт нарушения, выдает нарушителю предписание о его прекращении, устранении его последствий и восстановлении первоначального положения. Указанное предписание является обязательным для исполнения в установленный в нем срок. В случае неисполнения предписания выдавший его орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о получении соответствующего решения суда. Кроме того, он может наложить на нарушителя штраф, который взыскивается в безакцептном порядке в 30-дневный срок со дня вынесения решения о его взыскании. К соответствующей административной ответственности в виде штрафа может быть привлечен и руководитель организации, уклоняющейся от выполнения предписания. Защита права на товарный знак в административном порядке является специальным порядком защиты.
Общим порядком защиты нарушенных
прав на товарный знак считается их
гражданско-правовая защита, реализуемая
в рамках общего, т.е. судебного порядка.
В настоящее время все споры,
связанные с нарушением рассматриваемых
прав относятся к компетенции
арбитражных судов, разрешающих
все споры, связанные с
Способы защиты нарушенных или оспариваемых прав на товарный знак.
В тех случаях, когда вследствие
незаконного использования
Доходы, полученные лицом, незаконно
использовавшим принадлежащий потерпевшему
товарный знак, могут рассматриваться
в качестве упущенной выгоды и
должны быть переданы потерпевшему. Объем
нанесенного вреда кроме
Использование чужого товарного знака может рассматриваться и как уголовно наказуемое деяние (ч.1 ст.180 УК РФ). Для квалификации данного деяния как преступления необходимы такие признаки, как неоднократность или причинение крупного ущерба. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. В качестве возможного наказания предусматривается:
1) штраф в размере от
200 до 400 минимальных размеров оплаты
труда или в размере
2) обязательные работы на срок от 2 до 4 месяцев;
Таким образом, защита прав
на товарный знак осуществляется в
основном в юрисдикционной форме. В
рамках юрисдикционной защиты выделяют
общий и специальный порядки
защиты нарушенного права. Общий
порядок защиты - это защита прав
в суде (в данном случае - в арбитражном).
Специальный порядок защиты - это
административно-правовая защита, то есть
обращение в Апелляционную
Мировой рынок и интеллектуальная собственность
Право интеллектуальной собственности
в России принято совсем недавно,
в то время как в Европе и
США оно функционирует уже
десятки лет. Например, в Германии
законодательство о товарных знаках
существует с 1902 года. Безусловно, новоиспеченные
российские законы, касающиеся товарных
знаков, проигрывают при сравнении
с применяемыми десятилетиями