Понятие маркетингового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 17:16, контрольная работа

Описание работы

1. Основные этапы становления и развитие маркетинга (самост.)
2. Понятие и сущность маркетинга
3. Задачи, функции маркетинга и значение маркетинговой деятельности
4. Объекты и Субъекты маркетинговых отношений
5. Принципы и методы действия маркетинга
6. Маркетинг как объект правового регулирования
7. Понятие, предмет, метод и система маркетингового права
8. Маркетинговые правоотношения
9. Источники маркетингового права

Файлы: 1 файл

правовой маркетинг.docx

— 48.11 Кб (Скачать файл)

Декарт: « Дайте понятиям точное толкование, и вы освободите мир  от половины заблуждений».

Предмет МП - комплекс общественных отношений, связанных с различными направлениями маркетинговой деятельности, включая маркетинговые коммуникации, товарную политику, ценообразование, товародвижение, конкурентные отношения возникающие у организаций и индивидуальных предпринимателей с клиентами, между самими предпринимателями, а также отношения по государственному регулированию маркетинга в интересах государства и общества.

Для маркетингового права можно  выделить следующие основные принципы.

Принципы  свободной экономической деятельности – каждый имеет право на свободной использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности (ст.8 и 34 Конституции) - право субъекта маркетинговой деятельности начинать и вести ее в любой не запрещенной законом форме, с применением любых допущенных к обороту видов имущества; право на получение, использование и передачу достоверной информации; свободу от принудительной и неправомерной деятельности как в силу влияния других субъектов, так и в силу указаний органов государственной власти; право на защиту законных интересов экономически слабой страны. Свобода м.б. ограничена на основании федерального закона в интересах государства и общества в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, экологической безопасности, обеспечения обороны страны и безопасности государства (лицензирование деятельности и сертификация товаров).

Принцип государственного (экономического, финансового, и т.д.) регулирования рыночных отношений  – рыночная экономика м.б. свободной лишь в условиях государственного регулирования. Во главе угла - проблема соблюдения баланса частных интересов участников маркетинговой деятельности и публичных интересов государства и общества.

Принцип единого экономического пространства – ст. 8 и 74 Конституции провозглашают на всей территории РФ свободной перемещение товаров, работ, услуг. И финансовых средств. На территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей. Данный принцип актуален, прежде всего, в сфере использования участниками маркетинговой деятельности различных каналов товарораспределения.

Принцип многообразия форм собственности, их юридического равенства и равенства их защиты. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Законодательство предусматривает одинаковые для всех субъектов маркетинговой деятельности правила защиты любой формы собственности. Таким образом, сегодня устранен существовавший ранее приоритет в защите государственной собственности. Согласно п.3 ст. 35 Конституции РФ, а также ст. 16, 235 ГК РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе   как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Безвозмездное изъятие – санкция за преступление или правонарушение по решению суда.

Принцип поддержки добросовестной конкуренции  и недопустимости маркетинговой  деятельности, направленной на монополизацию  рынка. Этот принцип представляет с собой одно из основополагающих начал маркетингового права и вытекает из ст.8 и 34 Конституции РФ. Государство гарантирует сохранение, и упрочнение конкурентных начал рынка как важнейшего регулирующего механизма, ограничение и пресечение монополизма в любых его противоправных проявлениях, обеспечение регулирующего воздействия на области естественных и государственных монополий, а также принятие и реализацию конкурентного законодательства, которое бы эффективно способствовало увеличению количества поставщиков и других субъектов.

Принцип свободы маркетингового договора необходимо рассматривать в нескольких аспектах.

Маркетинговый договор могут заключать  любые лица, осуществляющие данную деятельность. Субъекты маркетингового права свободны в выборе контрагента по договору.

Участники маркетинговой деятельности свободны в заключении маркетингового договора. Понуждение к его заключению не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключать договор предусмотрена законодательством или добровольного принятия на себя в обязательстве.

Стороны имеют право выбрать  любой предусмотренный в законе вид договора или заключить договор, не предусмотренный законом или  иными правовыми актами. Также  стороны по общему правилу, определяют условия договора.

Принцип приоритета запросов и прав потребителей – производить то, что продается, а не продавать то, что производится, а также базируется на законодательстве о защите прав потребителей.

Закон устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего  качества и безопасных для жизни  и здоровья, на получение информации о товарах и об их изготовителях, на просвещение, государственную и  общественную защиту их интересов, а  также определяет механизм реализации этих прав ГК РФ и иными нормативными правовыми актами, связанными с защитой  прав потребителей.

Помимо названных принципов, можно  было отнести следующие: -связь маркетинговой деятельности с объективными рыночными законами;

- сочетание предпринимательских  и общественных интересов;

- ориентация стратегия маркетинга  на долгосрочное прогнозирование;

- комплексность, многовариантность, нелинейность решений.

8.  Маркетинговые правоотношения – волевые урегулированные нормами маркетингового права и находящиеся под охраной государства общественные отношения. Они возникают между субъектами маркетинга в процессе осуществления маркетинговой деятельности, включающие маркетинговые коммуникации, товарную политику, ценообразование, товародвижение, конкурентные отношения.

   В зависимости от сферы, в которой возникают те или иные маркетинговые  правоотношения, их можно  дифференцировать на 2 большие группы: правоотношения внешней и внутренней среды предприятия. Внешняя среда: сюда можно отнести маркетинговые правоотношения предприятия с потребителями; другими фирмами, поставщиками, посредниками; государственными органами.

Внутренняя  среда: организационные правоотношения, связанные с построением системы маркетинга  предприятий, организацией и управлением маркетинговой деятельности хозяйствующего субъекта.

 Указанные группы отличаются  как своим содержанием, так  и характером нормативных актов,  их регулирующих, и методами их  регулирования. Внешние отношения  предприятия регулируются нормативными  правовыми актами, а отношения, возникающие во внутренней среде предприятия - в основном актами внутрихозяйственных органов управления (устав, положениями о службе маркетинга, должностными инструкциями).

Горизонтальные отношения складываются вне отношений власти – подчинения. Это, прежде всего, сбыт товаров в процессе маркетинговой деятельности. Маркетинговые правоотношения существуют и в сфере государственного воздействия на маркетинговую деятельность. Такие отношения возникают по вертикали на уровне маркетинговой макросреды между государством и субъектами маркетинговой деятельности (например, между органом по сертификации и предприятием-производителем). Основная роль государства – регулирующая, координирующая, контролирующая, стимулирующая.

Для того чтобы глубже понять категорию  маркетингового правоотношения, необходимо его проанализировать не только как  единое целое, но и как структуру, состоящую из 3 элементов – 1) субъектов, 2) объекта и 3)содержания маркетингового правоотношения.

   Субъектами маркетинговых правоотношений  являются носители предусмотренных маркетинговым законодательством прав и обязанностей. В маркетинговых правоотношениях могут участвовать российские и иностранные граждане и юридические лица, а также лица без гражданства, РФ субъекты РФ, Муниципальные образования..

Субъектный состав маркетинговых  правоотношений можно дифференцировать на несколько групп: 1) потребители (покупатели, клиенты), приобретающие продукцию  для личного потребления; 2) производители (юридические лица и индивидуальные предприниматели, производящие продукцию  для реализации); 3) посредники (дилеры, маклеры и т.д.) 4)маркетинговые  фирмы, т.е. организации, специализирующиеся на выполнении конкретных маркетинговых  функций; 5) СМИ (газеты, журналы и  т.д.); 6) маркетинговые союзы и ассоциации; 7) органы власти,  осуществляющие функции государственного регулирования маркетинговой деятельности (Госстандарт России).

Под объектом маркетингового правоотношения следует понимать то благо, по поводу которого оно возникает и относительно которого существует субъективное право и корреспондирующая ему юридическая обязанность.

В зависимости от характера и  видов маркетинговых правоотношений к их объектам можно отнести следующие  явления.

Материальные  блага, участвующие в маркетинговом  обороте, в частности товары индивидуального потребления и производственного назначения.

Нематериальные  блага, связанные с маркетингом, например деловая репутация (имидж) субъекта маркетинговой деятельности.

Действия  субъектов маркетингового права, например разного рода работы и услуги, прежде всего маркетинговые, и их результаты.

Продукты  интеллектуальной деятельности, входящие в сферу маркетинга, в том числе исключительные права на них, например прогнозы и сценарии рынка, проекты, технологии, изобретения.

Маркетинговые исследования и маркетинговая информация, включающая, например, статистические данные, отражающие динамику изменения параметров маркетинговой среды, сведения, составляющие коммерческую тайну организации.

Способности и имидж личности представляют своего рода «товар». Речь идет о выдающихся личностях и коллективах в таких сферах как, политика, культура и искусство, наука и образование.

Маркетинговый комплекс, включающий маркетинговые коммуникации, товарную политику, ценообразование товарораспределение.

В качестве оснований возникновения  для маркетинговых правоотношений характерны, в частности, следующие юридические факты:

1) норма закона или другого нормативного  правового акта; 2) административный  акт – выдача сертификата качества  на определенную продукцию предприятия; 3) договор и иные сделки, например  договор на оказание маркетинговых  услуг.

Также маркетинговые отношения  для выявления особенностей можно  разделить на абсолютные и относительные.

В относительных правоотношения управомоченному лицу противостоят как обязанные строго определенные лица. В абсолютных же управомоченному лицу противостоит неопределенное  число лиц с пассивной обязанностью не препятствовать управомоченному лицу в осуществлении права.

9.Источники  права – способ закрепления и выражения правовых норм

1)  Конституция РФ

2) Гражданский кодекс РФ

3) Федеральные законы

  • отношения с потребителями - закон РФ «О защите прав потребителей»;
  • вопросы сбыта – ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13.12.94, ФЗ «О финансовой аренде (лизинге) от 29.10.98;
  • конкурентные отношения – ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.06;
  • маркетинговые исследования, получение, использование, распространение информации - ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.06.06, «О Средствах массовой информации» от 27.12.91;
  • о продвижении продукции –«О рекламе» от 13.03.06;

правовое  обеспечение маркетинга в различных  сферах деятельности:  «О рынке ценных бумаг», «О банках и банковской деятельности», «об организации страхового дела в РФ», «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»  от 08.12.03.

4) подзаконные акты: указы президента, постановления правительства, акты  министерств и ведомств – Правила продажи отдельных видов товаров, утв. Постановлением Правительства РФ 19.01.98

5) акты субъектов РФ

6)обычай  делового оборота – правило  поведения, которое в силу многократного  применения стало общеобязательным  и обеспечивается принудительной  силой государства (признается  сложившееся и широко применяемое в сфере предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе). Обычаи заполняют пробелы законодательства. Не подлежат применению те обычаи, которые противоречат положениям закона и договора.

7)общепризнанные  нормы и принципы международного  права и международные договоры РФ – устав ООН, Декларации и резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г., Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс» 1990 г. Нормы международных документов обычно применяются к маркетинговым отношениям с участием иностранных физических и юридических лиц, определяют их правовой статус, права иностранце на имущество, находящееся на территории РФ, порядок совершения внешнеэкономических сделок, порядок применения правовых последствий причинения вреда иностранцам и иностранцами на территории РФ и др.  они также применимы к отношениям между российскими физическими и юридическими лицами – сфера транспортного маркетинга при международных перевозках грузов, багажа и пассажиров. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрены в национальном законодательстве, то в соответствии со ст. 15 Конституции применяются правила международного договора.

8) судебный прецедент

9) локальные акты – регулируют хозяйственную деятельность на уровне  предприятий и принимаются их учредителями либо самими предприятиями (положение о службе маркетинга, положение о стимулировании сбыта, стандарты предприятий, должностные инструкции, приказы, направленные на регулирование маркетинга. Можно разработать стандарт предприятия, в котором будут указаны основные принципы управления производством путем использования маркетинга как основной составляющей производственного и сбытового процессов.

Информация о работе Понятие маркетингового права