Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 13:55, курсовая работа
Российская приватизация отличается противоречивостью нормативно-правовых актов о приватизации, поэтому одной из цели своей курсовой работы я ставлю – показать эволюцию российского законодательства о приватизации, так же проанализировать нормы законодательства по этому вопросу, а так же показать приватизацию государственного и муниципального имущества с практической точки зрения – т.е. раскрыть процесс приватизации в России и оценить ее итоги.
Право собственности от имени РФ, субъектов РФ осуществляют органы власти, действующие в пределах своей компетенции. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в
области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, действующее на основе Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2004 г. №691. Т.е. права собственника осуществляет Правительство РФ.
В соответствии с Закона о приватизации 2001 г. функции продавца федерального имущества по специальному поручению Правительства РФ от его имени могут осуществлять специализированные государственные учреждения.
В отличие от Закона о
приватизации 1997 г., в соответствии,
с которым продавцом выступало
только одно учреждение — РФФИ, по Закону
о приватизации 2001 г. может быть несколько
подобных учреждений. Однако нужно
отметить, что распоряжением
Отметим, что РФФИ не является
органом государственной
Неторные авторы не согласны
с понятием продавец государственного
и муниципального имущества, поскольку
не все способы приватизации представляют
собой разновидность
Лица, приобретающие объекты приватизации, традиционно назывались и называются покупателями государственного и муниципального имущества.
Покупателями, как и по
Закону о приватизации 1997 г., могут
быть любые физические и юридические
лица, кроме унитарных предприятий,
государственных и
Исключение из числа покупателей унитарных предприятий понятно — в бюджет от приватизации должны поступать средства из сферы частной собственности.
Вместе с тем запрет
приобретать предприятия как
имущественные комплексы
Напомню, что в Законе о приватизации 1991 г. содержался запрет на участие в приватизации в качестве покупателя также хозяйственным обществам (товариществам), в уставном капитале которых доля общественных организаций, благотворительных и иных фондов превышала 25 процентов. Закон о приватизации 1997 г. этот запрет не содержит.
В отличие от двух предыдущих
законов о приватизации (1991 и 1997 г.),
Закон о приватизации не предусматривает
каких-либо льгот для членов трудового
коллектива приватизируемого унитарного
предприятия, а также созданного
в процессе приватизации открытого
акционерного общества. Работники могут
на равных условиях с другими покупателями
приобретать приватизируемое
В качестве покупателей государственного и муниципального имущества в РФ могут выступать наряду с российскими физическими и юридическими лицами также и иностранные.
Но ранее действовавшее
законодательство ограничивало участие
иностранных инвесторов в приватизации
предприятий. Так, например, решения
о возможности допуска
Законодательство
В отличие от ранее действовавшего Закон 2001 г. не требует обязательного декларирования источников денежных средств, используемых покупателями (юридическими и физическими лицами) при совершении платежей по сделкам приватизации государственной и муниципальной собственности.
Таким образом, можно констатировать, что государство идет по пути сокращений ограничений для лиц, которые могут участвовать в качестве покупателей государственного и муниципального имущества.
Действующее законодательство
о приватизации в качестве основного
объекта приватизации определяет государственное
и муниципальное имущество. Изменения
в направленности приватизации можно
проследить даже по изменениям в названиях
законов о приватизации (в 1991 г. -
приватизация предприятий, в 1997 и 2001 гг.
- приватизация имущества). При чем
под имуществом, подлежащим приватизации,
понимаются имущественные комплексы
государственных и
Закон 1991 г. содержал обширный перечь объектов приватизации, для обозначения которых, использовались неюридические термины. К объектам приватизации относились:
предприятия, цеха, производства, участки, иные подразделения этих предприятий;
оборудование, здания, сооружения;
лицензии, патенты и другие материальные активы предприятий;
активы ликвидационных предприятий;
доли (паи, акции) государства и местных Советов народных депутатов, приватизируемых предприятий в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий.
Законы 1997 и 2001 гг. отказались от подобного перечисления объектов приватизации, употребив в качестве объекта приватизации понятие государственного и муниципального имущества.
Закон о приватизации 2001
г. вводит понятие «стратегические
предприятия и акционерные
Существует имущество, которое
может находиться только в государственной
или муниципальной
Закон о приватизации предприятий 1991 г. определил исходные позиции приватизации, которая должна была осуществляться на базе государственной программы. Государственная программа является нормативно-правовым актом, устанавливающей классификацию объектов и предприятий по возможности их приватизации, способы приватизации и льготы, предоставленные при приватизации, образование и распределение средств от приватизации, требования к местным программам приватизации и другие условия приватизации. Она составлялась на предстоящий период (первый год и три последующих года).
В силу Закона о приватизации 1997 г. государственная программа приватизации должна приниматься в форме федерального закона и соответственно регулировать отношения в рассматриваемой сфере, но этот закон так и не был принят.
Закон о приватизации 2001
г. ввел понятие – прогнозный план
(программа) приватизации. По своей
юридической природе прогнозный
план (программа) приватизации не является
нормативным правовым актом, это - акт
планирования приватизации объектов государственной
собственности на предстоящий год.
Прогнозный план содержит перечень федеральных
государственных унитарных
25 августа 2006 г. Правительство
РФ утвердило Прогнозный план
(программа) приватизации
В 2007 году из крупных объектов, как сообщается в преамбуле документа, будут выставлены на торги акции "ВО "Станкоимпорт", "Московского метростроя" и двух аэропортов - в Салехарде и Уфе.
Кроме того, в 2007 году государство
намерено продать 0,0003 процента акций
ОАО "Северсталь", а также 100-процентные
пакеты "Московского завода полиметаллов"
(занимается разработкой и изготовлением
комплектующих для ядерных
В то же время в опубликованном списке нет аэропорта Пулково, хотя некоторые информагентства и поспешили сообщить о его приватизации. По-прежнему относится к разряду стратегических и потому не подлежит приватизации крупнейший в мире телекоммуникационный холдинг "Связьинвест", а ведь аукцион по его акциям намеревались провести еще в 2005 году. Пока не движется и приватизация "Аэрофлота". И если раньше министр экономического развития и торговли Герман Греф не раз заявлял, что исключение "Связьинвеста" и "Аэрофлота" из "стратегического списка" может состояться в ближайшее время, в последнее время он таких обнадеживающих формулировок избегает.[5]
Прогнозный план приватизации федерального имущества содержит следующие данные: 41 миллиард рублей должна принести казне в следующем году приватизация федерального имущества. В 2008 и 2009 годах эти доходы составят 44 и 40 миллиардов рублей соответственно.[6]
Под способами приватизации
понимаются предусмотренные законом
правовые формы отчуждения государственного
имущества в частную
Законодательство о
Большинство способов приватизации
(восемь из указанных в Законе о
приватизации десяти способов) – это
договоры купли-продажи. Можно сказать,
что большинство способов приватизации
– это различные способы
Способы приватизации расположены
в Законе в определенном порядке
исходя из степени их значимости; как
правило, переход к следующему способу
приватизации допускается, если предыдущий
способ не может быть использован
или не был реализован. Так, приватизация
имущественного комплекса унитарного
предприятия может
Информация о работе Понятие приватизации государственного и муниципального имущества