Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 13:55, курсовая работа
Российская приватизация отличается противоречивостью нормативно-правовых актов о приватизации, поэтому одной из цели своей курсовой работы я ставлю – показать эволюцию российского законодательства о приватизации, так же проанализировать нормы законодательства по этому вопросу, а так же показать приватизацию государственного и муниципального имущества с практической точки зрения – т.е. раскрыть процесс приватизации в России и оценить ее итоги.
В целом же акционирование
предприятий происходило вяло и
в основном по первому, консервативному
варианту: по льготным ценам акции
приобретались работниками
По мнению некоторых экспертов
при оценке процесса приватизации необходимо
выделять ещё и третий этап приватизации,
который ассоциируется с
Финансовый и политический кризис августа 1998 г. фактически закрыл зеленый свет массовой "денежной" приватизации". В 1998 г. приватизация принимала все более "точечный" характер. Хотя задание бюджета по доходам от продажи государственного имущества снова было перевыполнено почти в 2 раза, но 66% всех доходов было получено от продажи на аукционе 2,5% акций РАО "Газпром", на сумму 13,8 млрд. руб. Если учесть, что всего за год было приватизировано 2583 предприятия, то можно сделать вывод, что стандартные приватизационные сделки не принесли весомого дохода в бюджет.
В 2000 г. приватизация как элемент экономических реформ становится все менее актуальной. Это касается как системообразующей ее роли (весьма важной для первой половины 90-х гг.), так и бюджетной ориентации приватизационных продаж (с разной степенью успеха доминирующей во второй половине 90-х гг.). Этот процесс падения роли приватизации в развитии переходной экономики проявился, в частности, в возросшей в 1999 г. активности критики применявшихся моделей приватизации.
Замедление приватизационного
процесса связано со многими объективными
и субъективными факторами. Наиболее
существенным является отсутствие спроса
на большинство продаваемых «
Так же хотелось бы отметить, что в регионах существует две сдерживающие приватизационный процесс тенденции: с одной стороны, невыполнение принятых в последние годы решений о приватизации, с другой стороны - стремление региональных властей установить контроль над максимально возможным числом предприятий региона, в том числе находящихся в федеральной собственности. Объективным негативным фактором стал кризис 1997-1998 гг., который развернулся на финансовых рынках.
2.2.Итоги приватизации в России
Важнейшим итогом первого
этапа и в меньшей степени
второго стало образование
По существу, уже на первом
этапе в стране сложилась принципиально
новая структура отношений
Поскольку приватизация во многом носила бесплатный характер, она не сопровождалась формированием реального капитала и его накоплением, без чего невозможен экономический рост и, следовательно, преодоление экономического кризиса. Вполне закономерно, что приватизация до сих пор не стала и крупным источником пополнения госбюджета. Даже в наиболее успешном в этом отношении 1998 г. на поступления от приватизации пришлось лишь 5,1% доходной части федерального бюджета РФ.
Хотя к настоящему времени около 55 млн. российских граждан владеют акциями, причем 40 млн. из них приобрели акции за ваучеры (как правило, посредством чековых инвестиционных фондов), но способ «рассеивания собственности» не привел к образованию сильного среднего класса. Эти граждане, получая от своих мелких пакетов акций доход, в лучшем случае подобный проценту по сберегательным вкладам, в отличие от мелких предпринимателей никак не влияют на эффективность хозяйственной деятельности предприятий и занятость населения.
Поскольку ваучеры не были
именными ценными бумагами и подлежали
свободной купле-продаже, значительная
их часть путем перекупки
На основе ваучерной приватизации
возникли новые формы экономической
преступности. Так, всякого рода сомнительные
фирмы (около 100 из них впоследствии
бесследно исчезли), посулив гражданам
огромные дивиденды, сумели получить в
«доверительное управление» миллионы
ваучеров и использовать их в своекорыстных
целях. В результате 3 млн. граждан
был нанесен ущерб в 6 трлн. руб.
(тогда это соответствовало
Весьма сомнительными
оказались и льготы коллективам
предприятий. Надо отметить, что такие
льготы во многом оправданы тем, что
большинство предприятий к
Поскольку сотрудники предприятий имели право (наряду с бесплатным получением акций) приобретать часть акций со скидкой, их администрации при предшествующей акционированию оценке стоимости предприятий стремились любыми способами к занижению последней, что, как правило, удавалось сделать. К тому же та часть акций, которая при проведении приватизации продавалась на сторону, скупалась за бесценок. Соответственно бюджет недополучил крупные суммы. Только в 1994 г., с началом второго этапа, льготы коллективам предприятий при проведении приватизации последних были отменены.
Приватизация не достигла своей главной экономической и социальной цели — создать мощный средний класс, который во всех развитых странах является важнейшей опорой общества, гарантом его стабильного развития. Многочисленные проявления в РФ в пореформенный период экономической, социальной и политической нестабильности во многом являются результатом именно этого обстоятельства.
При наличии в неаграрных секторах российской экономики в настоящее время всего около 1 млн. малых предприятий (по российскому законодательству к таковым причисляются в зависимости от отрасли предприятия с числом занятых, не превышающим от 30 до 100 работников) ни о каком крепком среднем классе не может быть и речи.
Как известно, во всех странах с развитой рыночной экономикой именно данная группа предприятий, а не крупные фирмы и концерны, обеспечивает занятость большей части самодеятельного населения. Отсюда становится очевидным, что обостряющиеся в последние годы в РФ проблемы, связанные с безработицей, не могут быть решены или даже заметно смягчены без ускоренного развития и стимулирования государством малого бизнеса. Пока же российское законодательство, регламентирующее условия создания малых предприятий, налоговая, финансовая и кредитная политика государства скорее враждебны мелкому бизнесу, чем благоприятствуют ему.
2.3.Современные
тенденции и перспективы
На первом этапе приватизация
была проведена весьма поспешно. Это
обусловило многие ее недостатки, нарушения
приватизационного
В настоящее время приватизация носит постепенный и «точечный» характер в том смысле, что в каждом конкретном случае государственные органы стремятся выбирать для этого объекты в порядке очередности и народнохозяйственной целесообразности в данный момент. При этом они пытаются увязать ее с поиском «эффективного инвестора», в том числе или даже в первую очередь иностранного (вообще речь идет об увязке приватизации с привлечением иностранных инвестиций, особенно прямых), который, безусловно, обеспечил бы реальное накопление капитала, модернизацию производственного аппарата, увеличение или, по меньшей мере, сохранение числа рабочих мест. К сожалению, эти правильные новые ориентиры приватизации пока еще слабо претворяются в жизнь.
В течение всего переходного
периода доля государственных предприятий
в производстве ВВП в странах
с переходной экономикой объективно
должна оставаться более высокой, чем
в развитых странах. Это в полной
мере относится и к России. Однако
в принципе подавляющее большинство
остающихся в государственной
Перспективы российской экономики
во многом будут зависеть от того, пойдет
трансформация отношений
К сожалению, в России вновь
созданных в пореформенный
Экономическое стимулирование
мелкого бизнеса, активно осуществляемое
во всех странах Запада, в России
сегодня, безусловно, лимитируется крайне
недостаточными финансовыми возможностями
государства. По мере преодоления финансового
кризиса стимулирование создания частного
сектора должно стать одной из
приоритетных задач экономической
политики государства. Однако уже сегодня
можно значительно улучшить правовые
условия деятельности в сфере
мелкого бизнеса и устранить
многочисленные искусственно созданные
препятствия на его пути. От создания
эффективного среднего класса решающим
образом зависит будущее
Заключение
В заключение хотелось бы отметить,
в России осуществляется крупнейшая
в современной истории
Говоря о законодательстве
приватизации государственного и нормативного
имущества, то оно отличалась противоречивостью
нормативно-правовых актов. В целом
законодательство о приватизации характеризуется
постоянным изменением и совершенствованием
принятых нормативных актов, большим
количеством подзаконных
Информация о работе Понятие приватизации государственного и муниципального имущества