Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 13:55, курсовая работа
Российская приватизация отличается противоречивостью нормативно-правовых актов о приватизации, поэтому одной из цели своей курсовой работы я ставлю – показать эволюцию российского законодательства о приватизации, так же проанализировать нормы законодательства по этому вопросу, а так же показать приватизацию государственного и муниципального имущества с практической точки зрения – т.е. раскрыть процесс приватизации в России и оценить ее итоги.
Закон о приватизации 2001 г. наряду со способами приватизации, предусмотренными прежним законом, установил новые, которые прежнему законодательству известны не были. Новыми способами приватизации являются:
продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
продажа имущества посредством публичного предложения
продажа государственного и муниципального имущества без объявления цены.
Одновременно с ведением новых способов приватизации Закон о приватизации 2001 г. отказался от таких способов приватизации, известных по Закону 1997 г., как продажа акций, созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ, их работникам, выкуп арендованного имущества, отчуждение акций владельцам ценных бумаг, удостоверяющих права на приобретение таких акций.
Я хотела бы отметить, что в процессе развития законодательства о приватизации, существовали противоречия, которые касаются способов приватизации.
Закон о приватизации 1991
г. не предусматривал способа приватизации,
который применялся на практике. Так,
в 1995 г. была проведена залоговая
приватизация на основе Указа Президента
от 31 августа 1995 г. «О порядке передачи
в 1995 году в залог акций, находящихся
в федеральной собственности». На
основе этого Указа проводились
аукционы, где акции не продавались,
а проводился отбор кредиторов-
Проценты за кредит начислялись
с момента выдачи кредита до 1
января 1996 г. После этой даты возникало
право продажи акций с
Закон о приватизации 1997
г. одним из способов приватизации выделяли
проведение конкурса с социальными
и (или) инвестиционными условиями.
А связи с эти Высший Арбитражный
Суд РФ обратился в Конституционный
Суд о проверке конституционности
положения п. 7 ст. 21 этого Закона,
согласно которому в случае невыполнения
победителем коммерческого
Несмотря на очевидную
связь этих «обременяющих» условий
с последствиями российской приватизации,
поводом к обращению стал вывод
заявителя о
В итоге Конституционный
Суд не согласился с выводом заявителя
о неконституционности
В ныне девствующем Законе
о приватизации 2001 г. законодатель не
только отказался определять конкурсные
условия как «социальные», но и
соответствующим образом «
Как уже было отмечено, федеральные
унитарные предприятия
Однако Федеральный закон
от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ «Об особенностях
управления и распоряжения имуществом
железнодорожного транспорта» предусматривает,
по существу, новый способ приватизации
- изъятие имущества у
Организации железнодорожного
транспорта, имущество которых формально
уже передано ОАО, продолжают свою деятельность
вплоть до получения обществом лицензий
на соответствующие виды деятельности.
После этого указанные
В перспективе ОАО «РЖД»
ждут дальнейшие преобразования, результатом
которых будет приватизация подвижного
состава, появление перевозчиков - частных
собственников вагонов и
В целом законодательство
о приватизации характеризуется
постоянным изменением и совершенствованием
принятых нормативных актов, большим
количеством подзаконных
Глава 2
2.1.Процесс приватизации в России: цели и этапы
Приватизация, на мой взгляд, прежде, как экономическое явление, имеет перед собой множество целей и задач. Попробую отметить понимание целей приватизации.
Основные цели приватизации в России являются:
формирование слоя частных
собственников-
повышение эффективности деятельности предприятий;
создание конкурентной среды;
содействие демонополизации экономики;
привлечение иностранных инвестиций;
социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации.
Эксперты по-разному пишут
о целях приватизации государственной
собственности, но все они сходятся
во мнении на том факте, что реформирование
отношений собственности в
В октябре 1991 г. российское правительство
провозгласило программу
Подавляющее преобладание в
нашем государстве
В России приватизация проходила
в 2 этапа. Первый этап осуществлялся
в течении 1992-1994 годов. 14 августа 1992
г. Б. Н. Ельцин подписал Указ о внедрении
приватизационных чеков (государственных
ценных бумаг целевого назначения),
которые реализуют механизм бесплатной
передачи имущества, долей в акционерных
обществах и акций предприятий
государственной собственности, и
уже с начала осени во всех отделениях
Сбербанка России населению стали
выдавать ваучеры (приватизационные чеки).
«Ваучеризация» была главной составляющей
первого этапа приватизации (августа
1992 г. – очень 1994 г.). Смысл ее был
в том, что каждый гражданин должен
был получить равные стартовые возможности
в виде своей доли в общей собственности
страны. Так как рыночная цена предприятий
не была определена – ее просто не существовало
на момент реформ, - то в основу денежной
оценки производственного потенциала
государства была положена балансовая
стоимость предприятий, которую
«разделили» на численность населения
России, включая грудных младенцев
(148,7 млн. человек). Доля каждого гражданина
РФ составляла 10 тыс. рублей – именно
такова была номинальная стоимость
ваучера – сумма по тем временам
достаточно большая (легковой автомобиль,
например, стоил около 20 тыс. рублей).
Приватизационный чек является документом
на предьявителя. Приватизационные чеки
считаются погашенными и
Итоги «ваучеризации» населения оказались плачевными из-за колоссальной инфляции: уже осенью 1992 г. На стоимость ваучера можно было купить один мужской костюм среднего качества, а в конце 1993 г. ваучеры продавались по 10-12 тыс. рублей (цена 3-4 бутылок водки). Кроме того, если в 1991 г. предполагалось сделать приватизационные чек именным, то на практике ваучеры оказались обезличены. В условиях сильнейшего отставания зарплаты от уровня жизни, ее систематических задержек и невыплат они превратились в предмет продажи. Скупали ваучеры те, у кого были деньги, - представители теневой экономики.
В июле 1991 года в России был принят Закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992-1994 годы. Все предприятия, подлежащие приватизации, были разделены на три группы: 1) мелкие предприятия (до 200 занятых с балансовой стоимостью основных фондов менее 1 млн. руб.), они подлежат продаже на аукционах (конкурсах); 2) крупные предприятия (занято более 1000 человек при балансовой стоимости основных фондов свыше 50 млн. руб.), они приватизируются путем преобразования в открытые акционерные общества; 3) остальные предприятия, они могут быть приватизированы любым из установленных способов в соответствии с требованиями принятой программы. Таким образом, акционерное общество становится основной организационной формой предприятий в России.
Одной из особенностей отечественной приватизации состояла в том, что она существенно отличалась от других стран, где реализуется в адекватной экономической среде. В отечественной экономике рыночные отношения в стадии становления. Поэтому приватизация предполагает адаптацию приватизируемого предприятия к рыночным условиям. Адаптация приватизируемого предприятия к возникающим в России рыночным условиям представляет собой сложный процесс, включающий экономико-правовую, производственную, финансовую и социальную адаптацию. Каждый из этих элементов выполняет свою функцию, все они обусловливают друг друга. Однако основой адаптации является производственное и финансовое приспособление, так как оно определяет всю хозяйственную деятельность предприятий. Первый этап приватизации закончился в июне 1994 года.
Второй этап приватизации начался (с осени 1994 г.), который назывался постваучерный или денежный, в его основе было акционирование предприятий, свободная купля-продажа акций. Указ Президента РФ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в «акционерные общества» предусматривал несколько вариантов этой процедуры. Первый вариант предполагал, в частности, льготное приобретение акций своего предприятия рабочими и служащими. В условиях спада экономики особой выгоды в приобретении акций они не получили, так как дивиденды по ним были слишком малы или отсутствовали вовсе. По второму, рыночному варианту все акции могли свободно продаваться по биржевому курсу, и как следствием, является привлечение инвестиций в экономику. Но это вариант приватизации распространения не получил и лишь только 2% предприятий приватизировались по данному варианту.
Информация о работе Понятие приватизации государственного и муниципального имущества