Понятия и концепции маркетинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 19:38, реферат

Описание работы

Исходной идеей, лежащей в основе маркетинга, является идея человеческих нужд. Мы определяем нужду следующим образом:
Нужда - чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо.
Нужды людей многообразны и сложны. Тут и основные физиологические нужд еде, одежде, тепле и безопасности; и социальные нужды в духовной близости, влиянии и привязанности; и личные нужды в знаниях и самовыражении.

Содержание работы

1. Основные понятия маркетинга
2. Концепции маркетинга
3. Виды и содержание маркетинга

Файлы: 1 файл

Понятия и концепции маркетинга.docx

— 41.20 Кб (Скачать файл)
  1. концепция совершенствования производства;
  2. концепция совершенствования товара;
  3. концепция интенсификации коммерческих усилий;
  4. концепция маркетинга;
  5. концепция социально-этичного маркетинга.

Данные концепции базируются на различных предвидениях, а именно: чему следует отдать предпочтение, на различиях в характере поведения  покупателей при осуществлении  покупки на целевом рынке предприятия, на внешних и внутренних условиях для достижения успеха, на источниках опасности. 

Концепция совершенствования  производства

Это один из самых старых подходов, которым руководствуются продавцы.

Концепция совершенствования  производства предполагает, что покупатель выбирает товар в зависимости от его цены, т.е. доступности для приобретения, а следовательно, руководство должно сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства и повышении эффективности системы распределения.

Применение концепции  совершенствования производства целесообразно  в двух ситуациях. Первая - когда спрос на товар превышает предложение. В этом случае руководству следует сосредоточиться на изыскании способов увеличить производство. Вторая – когда себестоимость товара слишком высока и ее необходимо снизить, для чего требуется повышение производительности. Вся концепция Генри Форда заключалась в отлаживании производства модели «Т» до такого состояния, чтобы можно было снизить ее себестоимость и сделать машину доступной более широкому кругу лиц.

Концепции совершенствования производства придерживаются и некоторые организации  обслуживания. Многие медицинские и  стоматологические учреждения организованы по принципу конвейера, равно как  и некоторые государственные  организации типа бирж труда. Несмотря на то что все они ежечасно обслуживают  большое число посетителей, в  их адрес высказывают претензии  в равнодушии к потребителям.

Факторы успеха этой концепции: есть возможность расширения спроса и увеличения  объема производства на рынке путем снижения цен, благодаря выгодной закупке исходных материалов или за счет усовершенствования технологии и организации производства. Источники опасности: опасность заключается в том, что при появлении сильных конкурентов теряется часть рынка, поэтому снижение цены должно осуществляться быстрее, чем снижение затрат (лидерство по затратам). 

Концепция совершенствования  товара

Это еще один основополагающий подход, которым руководствуются продавцы.

Концепция совершенствования  товара утверждает, что потребители будут благосклонны к товарам, предлагающим наивысшее качество, лучшие эксплуатационные свойства и характеристики, а следовательно, организация должна сосредоточить свою энергию на постоянном совершенствовании товара.

Концепция совершенствования товара приводит к «маркетинговой близорукости». Продавец так влюбляется в собственный  товар, что упускает из виду нужды  клиентов.  Руководство железных дорог полагало, что потребителям нужны поезда, а не средство транспорта, и не заметило растущей угрозы со стороны авиалиний, автобусов, грузовых и легковых автомобилей. 

Условия применения: предприятие стремится к производству таких товаров, которые постоянно совершенствовались и предлагались в достаточном количестве вариантов. Факторы успеха: покупатель должен иметь возможность определить отличие товаров по качеству, параметрам или особенностям; покупатель готов платить за эти отличия больше чем за обычный товар; отличие должно быть достаточным, чтобы товар выделялся на фоне других товаров конкурентов. Источники риска: опасность может возникнуть тогда, когда фирма чересчур уверена в своих товарах. В этом случае у фирмы вопрос качества доминирует над внешней ориентацией на нужды покупателей и решением их проблем. Кроме того, опасность может возникнуть со стороны технических и технологических инноваций (нововведений). 

Концепция интенсификации коммерческих усилий

Этого подхода придерживаются многие производители.

Концепция интенсификации коммерческих усилий утверждает, что потребители не будут покупать товары организации в достаточных количествах, если она не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования.

Особенно агрессивно используют концепцию  интенсификации коммерческих усилий применительно  к товарам пассивного спроса, т. е. товарам, о приобретении которых  покупатель обычно не думает, например охранные системы, фильтры для воды и т.д. В этих отраслях деятельности разработаны и доведены до совершенства различные приемы выявления потенциальных  покупателей и «жесткой продажи» им товара.

Практикуют «жесткую продажу» и  в отношении таких ходовых  товаров, как автомобили.

Едва клиент входит в демонстрационный зал, продавец мгновенно начинает «психологическую обработку». Если клиенту понравилась  выставленная модель, ему могут сказать, что ее собирается купить другой, а  поэтому решать надо не откладывая. Если покупателя не устраивает цена, продавец предлагает переговорить с управляющим  и добиться особой скидки. 

Условия реализации: требует эффективной организации продаж квалифицированными сотрудниками. Эти сотрудники находят поддержку в виде рекламы и других хорошо продуманных способов влияния на покупателя в процессе покупки за счет широкого диапазона действий при определенных ценах. Факторы успеха: данная концепция может иметь успех, если фирма способна разработать убеждающие методы продаж и демонстраций, тем самым развеять сомнения и сдерживающие мотивы покупателя. Источники риска: опасность появляется в тех случаях когда наблюдается сверхпроизводство в надежде на эффективный сбыт; возникает негативная реакция устной пропаганды в отношении методов продаж; издержки продажи сильно возросли в сравнении со стоимостью товара. 

Концепция маркетинга

Это сравнительно новый подход в  предпринимательской деятельности.

Концепция маркетинга утверждает, что залогом достижения целей организации является определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными способами, чем у конкурентов.

Объектом основного внимания в данной концепции являются целевые  клиенты фирмы с их нуждами  и потребностями. По сути своей концепция маркетинга - это ориентация на нужды и потребности клиентов, подкрепленная комплексными усилиями маркетинга, нацеленными на создание потребительской удовлетворенности в качестве основы для достижения целей организации. Эту концепцию чаще используют в своей практике фирмы, производящие товары широкого потребления, чем производители товаров производственного назначения.  

Данная концепция предпочтительна  чаще для крупных, нежели мелких компаний. Многие фирмы заявляют о своей  приверженности к концепции маркетинга, но на практике ее не применяют. Они  ограничиваются формальными элементами маркетинга. Для превращения фирмы, ориентирующейся на сбыт, в компанию, нацеленную на удовлетворение потребностей рынка, требуется не один год напряженного труда.

Условия реализации: фирма должна удовлетворить покупателей более эффективно чем ее конкуренты, для этого она должна провести исследование поведения покупателей (определить целевые рынки) и определить свои предложения адекватные рыночным сегментам.

Факторы успеха: высокий уровень жизни, что отражается на характере спроса и ожиданий покупателей; четкая дифференциация потребностей и спроса покупателей; владение инструментами исследования рынка для своевременного выявления тенденций изменения характера спроса покупателей; способность реагировать и отвечать технологической гибкостью на изменения рынка в случае выявления новых тенденций.

Источники опасности: экстенсивное дробление рынка и дифференциация ассортимента могут привести к большим затратам и краху фирмы; при большой сегментации возникает напряженная ситуация в ценообразовании для ассортимента предлагаемых товаров.

Концепцию маркетинга взяли на вооружение многие фирмы. 
Известно, что среди ее верных последователей-корпорации «Проктер энд Гэмбл», «ИБМ», «Эйвон» и «Макдональдс».

Концепция социально-этичного маркетинга

Социально-этичный маркетинг-явление  самого последнего времени. 

Концепция социально-этичного маркетинга порождена сомнениями относительно соответствия концепции чистого  маркетинга нашему времени с его  ухудшением качества окружающей среды, нехваткой природных ресурсов, стремительным  приростом населения, всемирной  инфляцией и запущенным состоянием сферы социальных услуг. Всегда ли фирма, чувствующая, обслуживающая и удовлетворяющая  потребности покупателей, действует  с учетом долговременного блага  потребителей и общества? Концепция  чистого маркетинга обходит стороной проблемы возможных конфликтов между  потребностями покупателя и его  долговременным благополучием.

Возьмем для примера фирму «Кока-кола компании. Ее считают высокоответственной  корпорацией, которая производит прекрасные безалкогольные напитки, удовлетворяющие  вкусам потребителей. 
Однако группы защиты интересов потребителей и защитников окружающей среды предъявляют ей следующие обвинения:

1.  Напиток кока-кола дает потребителям малую питательную ценность.

2. Содержащиеся в кока-коле сахар  и фосфорная кислота наносят  вред зубам.

3.  Бромированное растительное масло, применяемое в напитках типа кола, исключено из списка продуктов, признаваемых Управлением по контролю за качеством пищевых продуктов, медикаментов и косметических средств «в целом безвредными».

4.  В ряде случаев отмечалось, что содержащийся в напитках кола кофеин вызывает судороги, бессонницу, желудочно-кишечные расстройства, а также возможные повреждения на клеточном уровне.

5.  Применение сахарина, входящего в состав диетического без-алкогольного   напитка   «Таб»   фирмы   «Кока-кола»,   запрещено Управлением по контролю за качеством пищевых продуктов, медикаментов и косметических средств.

6.   Индустрия безалкогольных напитков все шире использует необоротные, не подлежащие возврату бутылки. Необоротные бутылки-это огромные непроизводительные затраты ресурсов. Многие из необоротных бутылок сделаны из материалов, не поддающихся биохимическому разложению, и зачастую являются факторами загрязнения окружающей среды.

Эти и подобные обстоятельства и  вызвали появление концепции  социально-этичного маркетинга. Концепция  эта требует от деятелей рынка увязки в рамках политики маркетинга трех факторов (см. рис.1). 

Первоначально фирмы основывали свои рыночные решения главным образом  на соображениях извлечения прибыли. Затем  они стали осознавать стратегическую значимость удовлетворения покупательских потребностей, в результате чего и  появилась концепция маркетинга. Ныне при принятии решений они  начинают думать и об интересах общества. Концепция социально-этичного маркетинга требует сбалансирования всех трех факторов: прибылей фирмы, покупательских потребностей и интересов общества. Благодаря принятию данной концепции  некоторые компании уже добились значительного роста продаж и  доходов.

Концепция социально-этичного маркетинга утверждает, что главной задачей организации является установление нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными способами, чем у конкурентов при одновременном сохранении и укреплении благополучия потребителя и общества в целом. Концепция социально-этичного маркетинга порождена сомнением в соответствии концепции чистого маркетинга настоящему времени с его ухудшением качества окружающей среды и дефицитом природных ресурсов. Данная концепция требует от предприятия увязки в рамках политики маркетинга трех целей (см. рис.1)

 
                                                        Рис.1. «Треугольник целей» организации

Вопрос 3. Виды и содержание процесса маркетинговой  деятельности

 
Основные этапы развития маркетинга

Дата, период

                                                       События

1902

В США начато чтение самостоятельного курса маркетинга

1908

Создана первая коммерческая маркетинговая организация. Формируется  первые отделы маркетинга на ряде крупнейших промышленных компаний США

1920

Организационно оформилась Международная торговая палата

1926

В США создана Национальная ассоциация маркетинга и рекламы; на ее основе в дальнейшем сформировано Американское общество маркетинга; Европейская  Академия маркетинга

30-40 г.г.

Созданы национальные ассоциации маркетинга в большинстве экономически развитых стран мира

50-60 г.г.

Сформированы международные  маркетинговые организации, включая  Международную федерацию маркетинга, Европейское общество по вопросам общественного  мнения и маркетинга, Европейская  Академия маркетинга

1976

Создана Секция по вопросам маркетинга при Торговой Промышленной Палате СССР

80-е г.г.

Вводится курс маркетинга в ряде экономических вузов СССР

1990 г, декабрь

Принято постановление Президиума Верховного Совета РСФСР «Об организации  института системных исследований маркетинга при Совете Министров  РСФСР

1993 г.

Начато издание журнала  «Спрос» и др.

1995 г.

Создана Российская ассоциация маркетинга (РАМ)

Конец 90-х 2000-х гг.

Быстро растет выпуск переводной и оригинальной (российских авторов) литературы по маркетингу, учебных  пособий, словарей и справочников организаций, оказывающих маркетинговые услуги.


 

 Маркетинг следует рассматривать, прежде всего, как результат эволюции рыночных отношений, необходимую составляющую развитой рыночной экономики.

Виды применения маркетинга в зависимости от типа товара:

  1. Потребительский маркетинг (товары народного потребления).
  2. Промышленный маркетинг (средства производства, сырье, топливо, материалы).
  3. Маркетинг услуг (образовательные, медицинские).

Информация о работе Понятия и концепции маркетинга