Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 11:26, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить особенности потребительских предпочтений на примере рынка сотовой связи Республики Беларусь.
Для достижения цели в ходе курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие торговли услугами и ее значение;
- рассмотреть сущность потребительских предпочтений;
- провести анализ потребительских предпочтений на рынке сотовой связи.
В реквизитной части (паспортичке), состоящей из первых двух вопросов, приводится информация, касающаяся респондентов: возраст и пол.
Основная часть анкеты состоит из 16 вопросов, что является оптимальным количеством, обеспечивающим полноту информации. Все вопросы составлены в тактичной форме, чтобы не обидеть или не встревожить респондентов, не вызвать негативную реакцию с их стороны.
Вопросы данной анкеты классифицируются по степени свободы, характеру ответов и форме вопросов. Они подразделяются на:
1) Открытый вопрос - вопрос анкеты,
с помощью которого собирается
первичная маркетинговая
2) Закрытый вопрос - вопрос анкеты, с помощью которого собирается первичная маркетинговая информация; он включает все возможные варианты ответов, из которых опрашиваемый выбирает свой. Существует три типа закрытых вопросов:
Важная роль в анкете отводится так называемым фильтрующим вопросам, которые задаются, если часть вопросов относится не ко всем опрашиваемым. Например, вопрос № 3 : «Пользуетесь ли Вы услугами сотовой связи?» Если «нет», то дальнейшее анкетирование теряет всякий смысл, так как целью исследования является изучение предпочтений людей которые пользуются услугами сотовой связи. Иногда вводятся так называемые табличные вопросы - соединение различных вопросов, оформление их в виде таблицы, но в данной анкете они отсутствуют.
2.4 Анализ результатов исследования потребительских предпочтений на рынке сотовой связи
Анкеты раздавались всем категориям граждан, не учитывая их социальный статус, возраст или профессию. В ходе анализа данных, полученных в ходе исследования было выявлено: из опрошенных, а именно 100 человек, 59 женщин и 41 мужчина.
Следует заметить, что в ходе опроса выяснилось, что 1 женщина в возрасте от 20 до 30 лет и 2 мужчин в возрасте до 20 лет и от 50 и старше не пользуются услугами сотового оператора.
Рисунок 2.1 Соотношение опрошенных мужчин и женщин.
Примечание – источник: собственная разработка.
Всех респондентов можно разделить на 5 возрастных групп:
Таблица 2.1 Возрастные группы респондентов
Возрастная группа |
Женщины (чел.) |
Мужчины (чел.) |
|
16 |
13 |
|
14 |
8 |
|
12 |
11 |
4. от 40 до 50 лет |
9 |
5 |
5. от 50 и старше |
8 |
4 |
Первая группа – самая большая – 29% от общего количества опрошенных в возрасте до 20 лет. Именно эти люди – основные пользователи услуг сотовой связи. 22 и 23 человека относятся к возрастной категории от 20 до 30 лет и от 30 до 40 лет соответственно. 14% от общего числа респондентов относятся к возрастной категории от 40 до 50 лет. И самая маленькая группа, а именно 12 человек в возрасте от 50 и старше.
Рисунок 2.2 Возрастная шкала респондентов
Примечание – источник: собственная разработка.
В ходе анализа выяснилось, что большинство молодых людей в возрасте до 20 лет пользуются услугами МТС, люди, относящиеся к возрастной категории от 20 до 30 лет предпочитают Велком и Лайф, опрошенные люди от 30 до 40 лет выбирают БелСел, а респонденты более старшего возраста от 50 лет отдают свое предпочтение Велком.
Рисунок 2.3 Соотношение операторов сотовой связи по количеству их использования опрошенными
Примечание – источник: собственная разработка.
Исследования показали, что основным критерием выбора того или иного сотового оператора как у женщин так и мужчин является цена, второе место занимает зона покрытия сети и только на третьем месте стоит качество.
Рисунок 2.4 Диаграмма критериев выбора сотового оператора
Примечание – источник: собственная разработка.
И не удивительно, потому что на вопрос: как вы оцениваете качество услуг мобильного оператора выбранного вами по 5-бальной шкале большинство женщин оценило на 4 балла(18,29%), большинство мужчин также на 4 балла(8,61%).
Рисунок 2.5 Оценка качества услуг сотовых операторов
Примечание – источник: собственная разработка.
Для усовершенствования услуг сотовой связи женщины предлагают увеличить зону покрытия сети, а мужчины снизить цену на услуги связи.
Таблица 2.2 Соотношение опрошенных респондентов
мужчины |
женщины | |
Увеличить зону покрытия сети |
12 |
25 |
Снизить цену на услуги связи |
20 |
26 |
Увеличить количество тарифных планов |
6 |
7 |
Другой вариант |
2 |
1 |
В ходе исследования выяснилось, что большинство респондентов используют одну сим-карту.
Рисунок 2.6 Использование респондентами сим-карт
Примечание – источник: собственная разработка.
Хотя не малое количество пользуется несколькими, объясняя это тем, что это необходимо им в профессиональной деятельности, на отдыхе или просто удобно.
Рисунок 2.7 Причина использования нескольких сим-карт
Примечание – источник: собственная разработка.
Как выяснилось в ходе опроса, большинство пользователей тратит в месяц на услуги сотовой связи от 10 000 до 50 000 тысяч рублей.
На вопрос «Сколько времени в день Вы тратите в среднем на разговоры по мобильному телефону?» большинство респондентов, а именно 62%, ответили, что тратят на разговоры до 15 минут.
Рисунок 2.8 Шкала времени, которое тратят в среднем респонденты на разговоры по мобильному телефону
Примечание – источник: собственная разработка.
По мнению опрошенных в их семье услугами сотовых операторов пользуются все члены семьи.
Рисунок 2.9 По мнению опрошенных в их семье услугами сотовых операторов пользуются:
Примечание – источник: собственная разработка.
На вопрос влияет ли сотовая связь отрицательно на здоровье мнения респондентов разделились следующим образом:
18 % мужчин и 15% женщин ответили
да и аргументировали это
Рисунок 2.10 На вопрос: считаете ли вы, что сотовая связь отрицательно влияет на здоровье мнения респондентов разделились.
Примечание – источник: собственная разработка.
ГЛАВА 3
РЕКОМЕНДАЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА СОТОВОЙ СВЯЗИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Исследование по теме анализ потребительских предпочтений на рынке услуг сотовой связи проводилось исключительно в черте города Минска. Респонденты были разделены на 5 возрастных групп для более детального анализа. Первая группа – 29% от общего количества опрошенных в возрасте до 20 лет. Именно эти люди основные пользователи сотовых телефонов и именно они наиболее активно используют услуги сотовой связи. 22 и 23 человека относятся к возрастной категории от 20 до 30 лет и от 30 до 40 лет соответственно. 14% от общего числа респондентов относятся к возрастной категории от 40 до 50 лет. И самая маленькая группа, а именно 12 человек в возрасте от 50 и старше.
В ходе исследования выяснилось, что из 59 опрошенных женщин только одна в возрасте до 20 лет и из 41 опрошенных мужчин двое в возрасте до 20 лет и от 50 и старше не пользуются услугами сотового оператора.
На белорусском рынке сотовой связи по данным анкетирования уверенно лидирует компания МТС, так как большинство респондентов устраивает цена услуг и зона покрытия сети этого оператора. В основном, абонентами МТС являются люди в возрасте до 20 лет. Что касается опрошенных, пользующихся услугами компаний Велком и Лайф, то тут нет четких замечаний с их стороны к своим операторам. Компанию Велком предпочитают люди, в возрасте от 30 до 40 лет, а Лайф – в возрасте от 20 до 30 лет.
Исследования показали, что основными критериями выбора сотового оператора, которыми руководствуются респонденты, как у мужчин так и у женщин являются: цена – 51%, качество – 25%, доступность – 18%, зона покрытия сети – 41% и привлекательность тарифов – 14%.
Как выяснилось в ходе опроса, большинство пользователей тратит в месяц на услуги сотовой связи от 10 000 до 50 000 тысяч рублей.
Таблица 3.1 Соотношение месячной оплаты услуг
мужчины |
женщины | |
от 10 000 до 50 000 тысяч руб |
21 |
41 |
от 50 000 до 100 000 тысяч руб |
8 |
12 |
свыше 100 000 тысяч руб |
2 |
2 |
другой вариант |
0 |
2 |
Примечание – источник: собственная разработка.
В общем респонденты довольны услугами сотовых компаний. Хотя и считают, что качество обслуживания находиться не на высшем уровне. Возможно, это обусловлено тем, что на рынке Республики Беларусь всего 4 компании, предоставляющие услуги такого рода и они не могут удовлетворить потребности всех своих абонентов. Поэтому многие новгородцы просто используют несколько сим-карт для извлечения максимума полезности из пользования услугами сотового оператора, вдобавок аргументируя тем, что это необходимо им в профессиональной деятельности, на отдыхе или просто удобно.
Также хочется отметить, что в Республике Беларусь каждый человек уже выбрал «своего» оператора сотовой связи и не собирается его менять в ближайшее время. Потому что устраивает и цена, и зона покрытия сети, и качество обслуживания, и количество тарифных планов и т.д.
Заключение
Формирование потребительских предпочтений зависит от уровня жизни населения и уровня экономической культуры, целого ряда социально-психологических, исторических и иных факторов. Выявление и правильная оценка потребительских предпочтений при проведении маркетинговых исследований способствуют более точному определению различных сегментов рынка, создают предпосылки для успешного продвижения товара на рынок и эффективной реализации сбытовой стратегии.
Потребительский выбор зависит не только от предпочтения индивида, но и от экономических факторов: цена товара, доход покупателя, которые ограничивают возможность покупать товары и услуги. Бюджет дает информацию о том, какое количество денег доступно для расходования в данный период. Это количество и есть доход человека. Доход и покупательная сила денег определяют бюджетное ограничение, которое указывает, что общий расход должен быть равен доходу.
Назначением маркетинговых исследований является, как известно, генерирование маркетинговой информации для принятия решений в области взаимодействия субъектов маркетинговой системы, которые обеспечивали бы требуемые рынком количества и качества товарных и сервисных сделок при соблюдении требования основных факторов внешней среды и потребителя.
С помощью проведенного маркетингового исследования выяснилось, что люди очень консервативны и преданны своим операторам. Многие белорусы уже очень давно пользуются услугами одной сотовой компании и большинство не планирует менять оператора. И это все несмотря на то, что абонентов не все устраивает в предоставляемых им услуг.
Исследуя полученные данные, можно прийти к выводу, что для того, чтобы компания оператор увеличивала сбыт и привлекала покупателей, необходимо, в первую очередь, улучшить качество предоставляемых услуг. Во вторых, желательно улучшить сервисное обслуживание. Многие респонденты жаловались на низкое качество сервиса в офисах продаж. Также, некоторые потребители отмечали, что их не устраивает уровень цен их сотовых операторов. Какой же выход можно найти из сложившейся ситуации?
Конечно необходимо знать что привлекает покупателя. Понять почему он отдает предпочтение тому или иному оператору. Так все люди разные и у каждого свои потребности, можно сгруппировать потенциальных покупателей и разработать специально для каждой группы свой тарифный план, свою услугу и т.д. Улучшение качества обслуживание абонентов приведет к повышению имиджа компании и привлечении покупателей.
Информация о работе Потребительские предпочтения на рынке услуг сотовой связи Республики Беларусь