Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 14:29, курсовая работа
Трудности, возникающие перед компаниями в связи с переходом к рынку, во многом связаны с тем, что менеджмент компаний не знает законов рынка и механизмов его действия. Ситуация ставит перед менеджментом новые задачи: рационально планировать свою деятельность, поднять качество и конкурентоспособность товаров и фирмы, как обеспечить эффективный сбыт продукции.
Термин «конкуренция» в экономической литературе имеет различные трактовки.
Директору подчиняются главный бухгалтер и заместитель директора.
Главный бухгалтер является ответственным за ведением бухгалтерской документации, учета и отчетности. В обязанности главного бухгалтера входит: ведение бухгалтерского учета, составление отчетов, участие в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия с целью выявления внутрифирменных резервов, предоставления необходимой информации руководству для принятия управленческих решений.
За организацию торговли отвечают непосредственно директор, заместитель директора.
Заместитель директора руководит коммерческой деятельностью предприятия, в его ведении находятся вопросы организации технологических операций и хозяйственного обслуживания. Коммерческую работу по закупке и реализации товаров коллегиальным образом осуществляют директор и его заместитель.
Положение предприятия на рынке во многом определяется таким внутренним фактором, как кадровый персонал организации. Следовательно, имеет смысл провести анализ состава и структуры кадров Торгового дома «КИО», которая представлена в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Состав и структура кадров Торгового дома «КИО»
Кадровый состав персонала |
Количество, чел. |
Административный персонал |
|
1. Генеральный директор |
1 |
2. Заместитель директора |
1 |
3. Главный бухгалтер |
1 |
4. Бухгалтеры I и II категории |
3 |
5. Начальники подразделений |
4 |
6. Менеджеры |
5 |
Торговый персонал |
|
4. Продавцы и кассиры |
9 |
Вспомогательный персонал |
|
5. Уборщики помещений |
3 |
6. Служба безопасности (охранники) |
5 |
ИТОГО |
32 |
Из таблицы 2.1 очевидно, что общее число работников предприятия, включая руководителей, составляет 32 человек. Очень важным фактором при этом является тот, который говорит о степени соответствия и подготовленности кадров, то есть об уровне образованности персонала. Для того чтобы проанализировать укомплектованность магазина кадрами с высшим и средним специальным образованием рассмотрим их удельный вес в общей численности персонала, который представлен в таблице 2.2.
Таблица 2.2 - Структура работников с высшим и средним специальным образованием в 2001 г.
образование |
должность |
количество, чел |
удельный вес, % |
высшее |
директор заместитель директора главный бухгалтер бухгалтер начальник подразделений менеджер торговый персонал |
1 1 1 1 4 3 4 |
|
всего с высшим образованием: |
15 |
46,9 | |
среднее специальное |
бухгалтер менеджер торговый персонал охранник уборщик помещений |
2 2 5 3 5 |
|
всего со средним специальным образованием: |
17 |
53,1 | |
Всего: |
32 |
100 |
Из таблицы 2.2 видно, что наибольший удельный вес в общей численности персонала – 53,1% занимают работники со средним специальным образованием, в состав которых входят работники всех категорий.
46,9% в общей численности
персонала приходится на
Следует отметить, что в большинстве своем работники работают по своим специальностям (продавцы, бухгалтер) и полностью справляются со своими обязанностями, так как имеют достаточный опыт работы торговли аудио- видеотехникой. Что касается стабильности кадрового состава, то текучесть в 2001г. составила 12,5%. В то же время оборот по приему (отношение числа принятых работников к среднесписочной численности работников за определенный период) составил 1:4.
Относительно механизма подбора кадров, следует отметить отсутствие какой – либо утвержденной системы и документально установленных правил. В то же время отличителен тот факт, что при наличии торгового персонала (продавцов – кассиров) руководство следовало принципам наличия торгового образования, в частности все продавцы магазина имеют специальность товаровед, полученную по окончании Хабаровской Государственной Академии Экономики и Права и Хабаровского торгово – экономического техникума.
Более того, несмотря на отсутствие систематизированной программы повышения квалификации, на предприятии образован небольшой библиотечный фонд, составленный из учебно – методической литературы различной тематики профилирующего направления (товароведение непродовольственных товаров, справочники торгового работника и т.д.), что позволяет работникам по мере необходимости повышать свой профессиональный уровень и поддерживать достаточно высокий имидж Торговый дом «КИО».
Относительно подбора сотрудников службы безопасности, то в данном случае предприятие пользуется услугами охранного агентства «Аякс», которое, в свою очередь, обеспечивает проведение процедуры рейтингового отбора, по результатам которого предлагает достойную кандидатуру.
Данная организация обеспечивает поддержание уровня профессиональной подготовки на основе проведения периодических учебно – практических занятий с уже действующими работниками.
Отношения предприятия с работниками по найму регламентируются трудовым контрактом, устанавливающим права и обязанности обеих сторон, сроки действия соглашения, форму оплаты труда, а также предусматривающим случаи досрочного расторжения договора. Кроме того, заключается договор о полной материальной ответственности с целью благополучного разъяснения различного рода обстоятельств, связанных с оборотом материальных ценностей.
Сегмент рынка г. Хабаровска и Хабаровского края, в рамках которого функционирует анализируемое предприятие (рынок аудио-, видеотоваров), характеризуется на сегодняшний день достаточно высоким уровнем конкуренции, что обусловлено высокими показателями широты, полноты и новизны представленного ассортимента товаров и услуг.
Конкурентное положение предприятия на том или ином рыночном сегмента определяется, в первую очередь, следующими взаимоопределяющими факторами:
1. финансовое состояние;
2. комплекс сравнительных конкурентных преимуществ.
2.2 Анализ финансового состояния ООО «Торговый дом «КИО»
Важное направление анализа деятельности предприятия – анализ финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия, который основан на анализе структуры баланса и соотношения различных разделов его актива и пассива.
Анализ проводится на основании данных бухгалтерской отчетности за период 2000 – 2001 гг. (Приложение А).
Финансовое состояние предприятия характеризуется размещением и использованием средств (активов) и источниками их формирования (собственного капитала и обязательств, то есть пассивов). Эти сведения представлены в балансе предприятия.
Анализ платежеспособности предприятия проводится в соответствии с методикой, предлагаемой в «Методическом положении по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса».
К основным показателям, характеризующим платежеспособность предприятия, относятся:
- коэффициента текущей
ликвидности, характеризующий общую
обеспеченность предприятия
- коэффициента обеспеченности
собственными оборотными
Результаты расчетов коэффициентов приводятся в таблице 2.3.
Таблица 2.3 - Оценка структуры баланса ООО Торговый дом «КИО»
Показатель |
Года |
+,- |
Норма | |
2000 |
2001 | |||
1. К –т текущей ликвидности |
0,000 |
6,25 |
6,25 |
≥ 2 |
2. К – т обеспеченности СОС |
0,000 |
0,84 |
0,84 |
≥ 0,1 |
3. К- т восстановления |
9,375 |
≥ 1 |
Данные таблице 2.3 показывают, что коэффициент текущей ликвидности на конец 2001 г. имеет значение выше 2 (6,25), коэффициент обеспеченности СОС также превышает нормативный предел 0,1 (0,84), следовательно, необходимо рассчитать коэффициент утраты платежеспособности по формуле:
КВ.пл. = (К1Ф +12/Т (К1Ф – К1Н)) /2, (2.3)
где К1Ф – фактическое значение в конце отчетного периода коэффициента текущей ликвидности;
К1Н – значение этого коэффициента в начале периода;
Т - отчетный период в месяцах.
Значение показателя превышает 1, что свидетельствует об отсутствии реальной возможности у предприятия потерять свою платежеспособность.
Для формирования более обоснованного заключения о финансовом состоянии предприятия следует проанализировать показатели финансовой устойчивости ООО Торговый дом «КИО» (табл. 2.4).
Анализ финансовой устойчивости позволяет говорить о том, что предприятие находится на грани банкротства, так как имеющиеся мобилизационные оборотные средства не обеспечены в полной мере источниками их формирования. Хотя, если в процессе анализа исключить влияние фактора кредиторской задолженности, то трехкомпонентный показатель типа финансовой устойчивости как на конец 2001г., так и начало изменится следующим образом = 0;0;1.
Таблица 2.4 - Данные для анализа финансовой устойчивости ООО Торговый дом «КИО» за 2001г., тыс.руб.
наименование показателя |
начало 2001г. |
конец 2001г. |
отклонение, тыс. руб. |
1. Источники собственных средств |
0,00 |
42,00 |
42,00 |
2. Внеоборотные активы |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
3. собственные оборотные средства (СОС, стр.1 – стр.2) |
0,00 |
42,00 |
42,00 |
4. Долгосрочные обязательства |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
5. СОС и долгосрочные обязательства (стр.3 + стр.4) |
0,00 |
42,00 |
42,00 |
6. Краткосрочные обязательства (за исключением кредиторской задолженности) |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
7. Общая сумма источников (стр.5 + стр.6) |
0,00 |
42,00 |
42,00 |
8. Запасы и затраты |
0,00 |
48,00 |
48,00 |
9. Излишек/недостаток СОС (стр.3 – стр.8) |
0,00 |
-6,00 |
-6,00 |
10. Излишек/недостаток СОС и долгосрочных обязательств (стр.5 – стр.8) |
0,00 |
-6,00 |
-6,00 |
11. Излишек/недостаток общей суммы средств (стр.7 – стр.8) |
0,00 |
-6,00 |
-6,00 |
12. Трехкомпонентный показатель фи устойчивости |
0;0;0 |
В этой связи следует рекомендовать внедрение мероприятий по увеличению собственных оборотных средств и сокращению мобилизационных оборотных средств, что позволит значительно оздоровить и стабилизировать структуру баланса предприятия.
Проведенные расчеты показывают, что на момент проведения анализа, есть основания для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной. Но Торговый дом «КИО» характеризуется достаточно высоким уровнем платежеспособности, реальная возможность утратить свою платежеспособность в течение 6 месяцев отсутствует.
2.3 Анализ конкурентных преимуществ предприятия
В процессе сравнительного анализа конкурентных преимуществ ООО Торговый дом «КИО» в состав конкурентной среды предприятия были включены следующие субъекты рынка аудио-, видеотоваров г. Хабаровска:
1. ООО Торговый дом «Генезис»;
2. ООО Торговый дом «Лоза»;
3. ООО магазин «Мелодия»;
4. ООО магазин «В - Лазер».
Исследование было проведено в несколько этапов.
Этап 1. Сравнение показателей ассортимента Торгового дома «КИО» и его приоритетных конкурентов.
Данный этап проводился на основе анализа фактических показателей ассортимента Торгового дома «КИО» и его конкурентов (табл. 2.5). Действительные показатели полноты ассортимента соответствуют количеству баллов.
Далее исследование будем проводить методом расчета единичных и групповых показателей. Рассчитаем по каждому показателю единичный показатель конкурентоспособности (qi * аi) ассортимента и сводный индекс конкурентоспособности каждого конкурента по показателям ассортимента. Вес каждого показателя определялся на основании опроса работников анализируемого бара и конкурентов о частоте спроса той или иной ассортиментной группы товаров. Результаты представлены в таблице 2.6.
Анализ таблицы 2.6 показывает, что из пяти предприятий максимально по показателям ассортимента удовлетворяет требования потребителей Торговый дом «КИО», затем 2 и 1, а 3 и 4 в меньшей степени отвечают запросам посетителей к составу и структуре ассортимента реализуемых товаров.
Таблица 2.5 - Данные для сравнительного анализа показателей ассортимента
факторы конкурентоспособности |
кио |
1 |
2 |
3 |
4 |
Лицензионные видеокассеты с записью (ВК) | |||||
1. художественные, научно-популярные, документальные, научно - познавательские видеофильмы |
9 тыс. |
9,5 тыс. |
9 тыс. |
5 тыс. |
7 тыс. |
2. учебные программы |
1 тыс. |
2 тыс. |
1 тыс. |
0 |
0,5 тыс. |
3. музыкальные программы |
2 тыс. |
2,5 тыс. |
1 тыс. |
1,5 тыс. |
3,5 тыс. |
4. спортивные программы |
0,5 тыс. |
0 |
0,3 тыс. |
0,2 тыс. |
0,7 тыс. |
5. видеофильмы для детей |
2 тыс. |
3 тыс. |
1,2 тыс. |
3,5 тыс. |
2,5 тыс. |
6. другие |
0,5 тыс. |
0,7 тыс. |
0,1 тыс. |
1,1 тыс. |
0,8 тыс. |
Видео-диски (формат 2.0), не компьютерные (VCD) | |||||
7. художественные, научно-популярные, документальные, научно - познавательские видеофильмы |
32 |
40 |
27 |
32 |
5 |
8. караоке |
150 |
172 |
100 |
90 |
50 |
9. спортивные программы |
8 |
4 |
3 |
9 |
3 |
Аудио – диски лицензионные, упрощенного издания и фирменные (CD) | |||||
10. альбомы отечественных и зарубежных групп, сборники |
418 |
329 |
431 |
336 |
216 |
11. классическая музыка |
129 |
137 |
134 |
30 |
127 |
12. Цифровые видео – диски (DVD) |
75 |
90 |
75 |
115 |
90 |
13. Аппаратура (ресиверы, акустические системы, видеомагнитофоны, усилители и т.д.) |
25 |
36 |
12 |
0 |
0 |
14. Аксессуары (чистые видеокассеты, аудиокассеты, минидиски, чистящие диски, кассеты для видеокамер, сумки для аудио и CD – плейеров и т.д.) |
47 |
35 |
22 |
0 |
0 |
Информация о работе Повышение конкурентоспособности предприятия