Правовые особенности в сфере PR

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 17:48, реферат

Описание работы

Своей целью при написании этой работы я ставила рассмотрение механизмов правового ( и поверхностно этического) регулирования сферы PR.
Данная работа призвана решить следующие задачи: рассмотрение приемов регулирования PR-деятельности в международном масштабе, а также особенностей регулирования PR в России.

Содержание работы

Введение 2
Российское законодательство о деятельности в области PR 3
Этика в деятельности PR: возможность использования «черных» и «серых» технологий 7
Зарубежные кодексы профессионального поведения и история их появления 10
Российский кодекс профессиональных и этических принципов поведения в сфере PR 13
Заключение 16
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

Реферат_ТПСО.docx

— 45.95 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 2

Российское законодательство о деятельности в области PR 3

Этика в деятельности PR: возможность использования «черных» и «серых» технологий 7

Зарубежные кодексы профессионального поведения и история их появления 10

Российский кодекс профессиональных и этических принципов поведения в сфере PR 13

Заключение 16

Список литературы 17

 

 

Введение

 

При осуществлении деятельности в сфере PR надо учитывать комплекс нормативных положений о сути, содержании и регулятивных механизмах в сфере PR. В этот комплекс входят также этические критерии, свойственные PR как самостоятельной деятельности со всеми присущими ей закономерностями и противоречиями.

Одна из задач государства - в той или иной мере регулировать деятельность физических и юридических  лиц. Не исключение - и PR. Государство  должно создать условия для того, чтобы PR-мероприятия не ущемляли права  и интересы, как отдельных граждан, так и общества в целом. А PR-специалистам, в свою очередь, нужны четкие представления  об объеме и пределах своей профессиональной компетенции.

Следует также отметить, что  право и этика взаимосвязаны. Многие действия, рассматриваемые как неэтичные, также являются и нелегитимными. Однако бывают случаи, когда действие является абсолютно легитимным, но совершенно не этичным, но бывают и ситуации, когда поступок считается нелегитимным, но не противоречит законам этики. Именно поэтому я считаю тему этического и правового регулирования столь актуальной.

Объектом исследования можно  считать регулирование правовое и этическое в сфере PR - деятельности, в качестве предмета можно выделить конкретные законодательные акты, регулирующие эту сферу и кодексы профессионального  поведения, являющиеся основой саморегулирования  ассоциаций PR.

Своей целью при написании  этой работы я ставила рассмотрение механизмов правового ( и поверхностно этического) регулирования сферы PR.

Данная работа призвана решить следующие задачи:  рассмотрение приемов регулирования PR-деятельности  в  международном  масштабе,  а  также особенностей регулирования PR в России.

 

 

Российское законодательство о деятельности в области PR

 

Правовое регулирование - это строго установленная, четко  прописанная, обязательная для всех членов общества система правовых юридических  норм

Если проанализировать, какие  регулятивные механизмы существуют в public relations - комплексной, информационной, коммуникационной деятельности, то можно выделить два основных направления: правовое регулирование и саморегулирование.

PR-деятельность в России  не имеет своего законодательного  акта, такого, как, например, Федеральный  закон “О рекламе”. Принятию  подобного единого нормативного  документа, способного в полной  мере отразить все возможные  в этой сфере правоотношения, мешает, прежде всего, многогранность  public relations. Для воздействия на общественное мнение используется самый разнообразный инструментарий - от информационного сообщения в средствах массовой информации до убеждения отдельных лиц в приватной беседе. Этот набор ничем не ограничен и зависит лишь от творческой инициативы специалистов.

Ввиду отсутствия единого  законодательного акта, правовое поле в сфере PR очерчено нескольких государственных  нормативных актах. Рассмотрим основные из них:

1.Закон «Об информации, информатизации и защите информации»;

2.Закон “О рекламе”;

3.Закон “Об авторском  праве и смежных правах”;

4.Закон “О товарных  знаках, обслуживания и наименованиях  мест прохождения товаров”.

Имеет смысл разобрать  подробнее отношение вышеперечисленных  актов к работе специалиста в  сфере PR.

1. Закон «Об информации, информатизации и защите информации».  Основным полем деятельности PR-специалиста  является информация. И одна из  задач PR-службы любой организации  - накапливать всевозможные сведения  как о государственных учреждениях,  общественных организациях, предприятиях, партнерах и конкурентах, так  и их руководителях. Конституция  Российской Федерации признает  и гарантирует права физических  и юридических лиц “свободно  искать, получать, передавать, производить  и распространять информацию  любым законным способом”. [2;гл.3]. При этом Федеральный закон  “О государственной тайне” содержит  большой перечень сведений, сбор  и распространение которых запрещены. [4;гл.2]. Несомненно, информация о  привычках, увлечениях, вкусах топ  - менеджеров сторонних организаций может и должна использоваться в ходе переговоров, организации презентаций, лоббировании, других PR-мероприятий. Но и в этом случае законодатели предусмотрели ограничения. Так Законом «Об информации, информатизации и защите информации» не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения. [6; гл.4].

2. Закон “О рекламе”. Известно, что в формировании благоприятного  имиджа организации большую роль  играет корпоративная реклама.  Федеральный закон “О рекламе”  регулирует часть объектов рекламы,  таких как:

1) рекламная деятельность  в целом;

2) реклама товаров, представляющих  потенциальную опасность для  потребителей;

3) использование необоснованных  утверждений;

4) охрана авторских прав  на рекламные идеи и решения;

5) правовая защита товарных  знаков и других форм интеллектуальной  собственности;

6) реклама, вводящая в  заблуждение и содержащая "исчезающую  приманку";

7) сравнительная реклама;

8) реклама, направленная  на детей [5; гл.1].

Закон так же затрагивает  ряд этических моментов, например, дает понятие ненадлежащей рекламы  и запрещает использование всех ее видов (недобросовестной, недостоверной, неэтичной и заведомо ложной рекламы) [5; гл. 2].

Значительная часть закона устанавливает полномочия контрольных  органов в сфере рекламы [5; гл.4] и определяет права и обязанности  участников рекламного процесса, сроки  хранения рекламных материалов, обязанность  представления документальных подтверждений  достоверности рекламной информации, лицензий и сертификатов, а также  ответственности за уклонение выполнения условий рекламы, выступающей в  качестве публичной оферты. [5; гл.3].

3. Закон “Об авторском  праве и смежных правах”. Не  лучше обстоят дела и со  знанием авторских прав. Немногим известно, что пресс-релизы, статьи, доклады, слоганы, сценарии видеороликов, тексты радиосообщений и т. п. являются произведениями, охраняемыми Законом “Об авторском праве и смежных правах”. [3;гл.2]. Если они создаются сотрудниками в порядке выполнения служебных обязанностей, то исключительные права на их использование принадлежат работодателю, а личные неимущественные права остаются у творца. Кроме того, по закону создатель служебного произведения имеет право на вознаграждение, если иное не оговорено в договоре с работодателем. Большой урон может понести организация, если в договор со сторонним автором ее PR-специалист не включит пункт о передаче первым всех или части исключительных прав на использование произведения. Может случиться, что после размещения рекламы своей фирмы, он через некоторое время увидит такую же, но у другой компании. Таким образом, компания заказчик потерпит убытки, а специалист в сфере PR может потерять репутацию.

4.Закон “О товарных  знаках, обслуживания и наименованиях  мест прохождения товаров”. В  PR-сфере важны все аспекты,  в том числе и способ придания  индивидуальности организации, ее  товарам и услугам. Здесь не  обойтись без привлекательного, хорошо запоминающегося фирменного  знака. На первый взгляд кажется,  что все тут во власти дизайнера.  Однако Федеральный Закон “О  товарных знаках, обслуживания и  наименованиях мест прохождения  товаров” содержит ряд правовых  норм, запрещающих использование  знаков аналогичных запатентованным[1;гл.5]. Следовательно, прежде чем запустить  тот или иной фирменный знак  в деловой оборот, необходимо  проверить его на патентную  чистоту.

Это лишь малая доля правовых норм непосредственно определяющих рамки тех или иных PR-действий. Большое число норм права содержится в других законах Российской Федерации, имеющих межотраслевой характер: “О сертификации продукции и услуг”, “О предприятиях и предпринимательской  деятельности”, “О конкуренции и  ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках”  и др.

Некоторые PR-специалисты  рассчитывают на то, что при возникновении  правовых коллизий они могут обратиться к корпоративному или стороннему юристу. Однако правоведов, способных  оказать квалифицированную помощь в решении всех вопросов, возникновение  которых вероятно в процессе многогранной PR- деятельности, в России пока немного. Кроме того незнание законов может  привести к тому, что PR-специалист и  не заметит, как нарушит какую-либо правовую норму и окажется, что  консультироваться поздно. Поэтому  так важно знание основ правового  регулирования PR в Российской Федерации  для практиков отрасли.

Существует круг вопросов в сфере PR-деятельности незатронутый законодательно, поэтому не менее  важную роль в процессе регулирования  играют саморегулирование и общественное регулирование. В механизме функционирования общественного регулирования важное место занимает информация о социальном опыте прошлого и настоящего времени. Информация как случайные, так и отобранные сведения всегда имеет социальную окраску, поскольку отражает процессы материальной и духовной жизни. Социальная информация - совокупность знаний, сведений, данных и сообщений, которые формируются и воспроизводятся в обществе и используются индивидами, группами, организациями, различными социальными институтами для регулирования различных сфер деятельности.

Таким образом, можно сказать, что общественное регулирование - это  регулирование посредством общественного  мнения, которое формируется с  опорой на социальную информацию. Общественность может выражать свое недовольство деятельностью  субъектов PR как через неодобрение  в общественном мнении, так и более  радикальным путем: митинги, демонстрации, акции протеста.

Саморегулирование в PR осуществляется независимым, профессиональным, отраслевым организациям, которые в состоянии  оказать влияние на качество конкурентной среды, устанавливая стандарты бизнес - этики, делового оборота, не входящие в законодательное поле.

Профессиональные организации (ассоциации PR) в рамках саморегулирования  содействуют разрешению конфликтов в PR-среде во внесудебном порядке, чаще всего через внутриотраслевые "третейские суды" и аналогичные  органы. Основой в работе ассоциаций являются кодексы профессионального  поведения и этики PR, которые являются обязательными для членов ассоциаций.

Саморегулирование в рекламной  сфере за рубежом в последнее  время переходит в новый статус, дополняя государственный контроль и надзор в PR-среде в таких вопросах, как этика PR и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

Этика в деятельности PR: возможность  использования «черных» и «серых»  технологий

 

В практике PR нередко возникают  немалые противоречия между целью  и этичностью средств достижения этой цели; могут быть вопросы и  по поводу самой цели и ее нравственности. Большое значение имеет и степень  доверия клиента и даже общества к PR-структуре и PR в целом. Поэтому PR-сфера просто не может игнорировать определенные этические нормы.

Этика представляет собой  науку о морали и нравственности, о том что есть добро и зло Нравственность - есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести, принимать на себя ответственности за свои поступки. Нравственность основана на свободной воле, в отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом.

Как отмечает С. Блэк, PR могут быть успешными только тогда, когда они основаны на этических нормах и осуществляются честными средствами. В PR цель никогда не оправдывает использования ложных, вредных или сомнительных средств.

Невозможно использовать PR для поддержки неправого дела. К тому же, преследуя в конечном итоге открытые, общественно приемлемые цели и основываясь на точной информации, деятельность в PR должна способствовать установлению и развитию социальной гармонии.

Как известно, всякие этические  нормы складываются из нескольких элементов. Прежде всего, к ним следует отнести  общие, признаваемые в цивилизованной среде, условия поведения человека независимо от его профессии. Затем  к кругу норм, принципов и стандартов профессионального поведения можно  отнести все те аспекты, которые  увязаны с этикой предпринимательства. Таких своеобразных «памяток», «заповедей», «кодексов» сейчас появляется немало, их никто на законодательном уровне не принимал в качестве рекомендательного  и тем более обязательного  документа, но отраженные в них положения  представляют немалый интерес; их можно  брать во внимание и в PR. Так что, являясь элементом всего предпринимательства  как социального феномена, PR тоже должны учитывать принимаемые в  бизнесе этические нормы.

В современности многие люди руководствуются принципом, что  не запрещено законом, разрешено, в  сочетании с множеством трактовок  понятия PR - это можно назвать  предпосылкой к появлению «черного»  и «серого» PR.

Вообще выделяют множество  видов PR. Существует также несколько  классификаций:

1) классическая делит технологии PR на «белые», «серые» и «черные»;

2) в зависимости от целевых  установок (цветной PR) выделяют: белый,  черный, кровавый, цвета хаки, желтый, зеленый, серый, вирусный, коричневый.

Ключевое отличие между  классификациями в том, что классическая не учитывает, на удовлетворение каких  целей направлена PR -деятельность. «Цветная»  напротив ориентирована на них.

Информация о работе Правовые особенности в сфере PR