Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 17:48, реферат
Своей целью при написании этой работы я ставила рассмотрение механизмов правового ( и поверхностно этического) регулирования сферы PR.
Данная работа призвана решить следующие задачи: рассмотрение приемов регулирования PR-деятельности в международном масштабе, а также особенностей регулирования PR в России.
Введение 2
Российское законодательство о деятельности в области PR 3
Этика в деятельности PR: возможность использования «черных» и «серых» технологий 7
Зарубежные кодексы профессионального поведения и история их появления 10
Российский кодекс профессиональных и этических принципов поведения в сфере PR 13
Заключение 16
Список литературы 17
Характеризовать виды технологий PR можно следующим образом:
Белый PR - классическое определение связей с общественностью, нацелен на информационную открытость, предоставление бесспорных информационных поводов и т.п.
Серый PR представляет собой переходную ступень к «черному» PR. Это не ложь и не компрометирующие факты, скорее это информация, источник происхождения которой скрыт. Также к серому PR относят так называемую «полуправду», когда факты, благотворно влияющие на имидж, афишируются, а негативно влияющие вуалируются и не открываются широким массам.
Цветной PR также можно отнести к «серому», так как он, в большинстве случаев, носит характер «полуправды» или преподносится в форме преувеличения.
Желтый PR - ассоциируется с использованием скандалов, раздуванием сенсаций, папарацци, эпатажем и прочей желтой журналистикой.
Коричневый PR - нечто родственное неофашистской и фашистской пропаганде.
Зеленый PR - массированное, принимающее
порой агрессивную форму
Вирусный PR - термин «вирусный» означает в данном контексте автономное распространение. Основан на потребности людей делиться интересной информацией со своим кругом друзей и знакомых. Так называемое «сарафанное радио».
Кровавый PR и PR-хаки ближе к «черному» по своим целям и методам работы. Кровавый PR нацелен на летальный исход объекта или на принятие на себя ответственности за чужое громкое злодеяние.
Так же точно определить, что относится к черному PR, а что остается в пределах этики специалиста в сфере PR очень трудно. Связано это с двумя причинами. Во-первых, существует множество трактовок самого понятия PR. Во-вторых, столь же много определений «черного» PR.
Обобщенно PR можно определить как управленческую деятельность, направленную на установление взаимовыгодных, гармоничных отношений между организацией и общественностью, от которой зависит успех функционирования этой организации.
Наиболее циничным определением можно считать следующее «PR - это искусство формирования благоприятного отношения общественности к фирме путем создания представления о том, что фирма выпускает и продает товар только в интересах покупателя, а не ради получения прибыли». Не трудно догадаться, что такая фирма рискнет, используя «грязные» технологии PR.
В последнее время усиливается тенденция называть всю грязь, вылитую на конкурента, «черным PR». Уместно задать вопрос: о PR ли вообще идёт речь?
По сути, говоря, Public Relations означает “связи с общественностью”. Суть PR предполагает наличие коммуникации. PR - интерпретация существующих фактов, а не фальсификация. Так, если высоко поставленное лицо действительно застали в ситуации порочащей его репутацию, то распространение этой информации в СМИ - это классический «чёрный» PR. А если подобная информация является не достоверной или вымышленной она не будет иметь никакого отношения к PR.
«Чёрный» PR - это распространение негативной информации о конкуренте; в основе такого «негатива» лежат истинные факты (и совсем не обязательно - из «грязного белья» конкурента). Профессионал в сфере PR сумеет правильно использовать даже паспортные данные (пол, возраст, национальность). Этой техникой виртуозно владеют в США и Европе.
В западной практике «чёрный» PR - не всегда моральные, но всегда законные действия. С развитием демократии закон постепенно поставил конкуренцию в цивилизованные рамки. В США специалистов в сфере PR можно уличить в лицемерии, но никто не рискнёт обвинить их в попрании закона.
В сфере PR не все урегулировано
законодательно, поэтому в каждой
стране Ассоциации PR вырабатывают для
себя основные представления о
Большинство профессиональных организаций, так же как и многие фирмы, имеет свои собственные кодексы этики. Принято считать, что документы, которые называют также кодексами профессионального поведения, устанавливают приемлемые нормы поведения для профессионалов и сотрудников организации.
Кодексы имеют и такие
организации, как общество связей с
общественностью Америки ((
Кодекс PRSA основывался на
следующих принципах, которым должны
следовать члены организации: выполнять
свои профессиональные обязанности
точно, аккуратно, честно и с пониманием
своей ответственности перед
обществом; совершенствовать свои профессиональные
знания и навыки посредством непрерывного
образования и
Кодекс профессиональных
стандартов Общества связей с общественностью
Америки, созданный для регулирования
практической деятельности людей, занятых
в этой сфере, был принят в 1950 г., но
позднее претерпел ряд
Общество связей с общественностью
Америки (PRSA) имеет свой собственный
Совет этических и
Если жалоба обоснована, дело отправляется на рассмотрение в местный комитет по делам о нарушениях этических и профессиональных стандартов, в полномочия которого входят сбор свидетельств и выработка рекомендаций для совета.
Затем результаты расследования
сообщаются Совету директоров PRSA, который
и принимает окончательное
Однако даже угроза подвергнуться
осуждению со стороны коллег по профессии
является достаточно сильным стимулом
для того, чтобы придерживаться правил,
изложенных в Кодексе. Устав PRSA запрещает
делать предметом общественного
достояния акции, предпринятые против
своих членов, и потому подобные
действия не освещаются в выпусках
новостей. И все же обычно они
получают огласку посредством
PRSA может поддерживать
профессиональную дисциплину
Большинство профессиональных
организаций полагает, что принципиальной
задачей кодексов этики является
не дисциплинарное принуждение, но образование
и профессиональное информирование
- формулировка стандартов поведения,
которые послужат для членов организаций
руководством в их профессиональной
деятельности. Данный подход разделяет
и Международная ассоциация специалистов,
занятых в сфере деловой
Международная ассоциация специалистов,
занятых в сфере деловой
Имеет свой Кодекс и Европейская
Конфедерация PR. Принятый в 1989 году, Кодекс
обязывает каждого
Соблюдение Кодексов этики достаточно жестко контролируется национальными PR- объединениями. Президенты этих объединений назначают советы по рассмотрению нарушений этических норм. Существует два вида наказания за такие нарушения: предупреждение о профессиональном поведении и исключение из членов Ассоциации. Правда, считается, что многие проступки случаются непреднамеренно и серьезно не подрывают репутации профессии. Бывает, что ошибаются и члены советов по этике, поэтому за наказанным остается право на апелляцию.
В этику профессионального поведения входят и другие слагаемые, которые не могут быть предусмотрены кодексами.
Считается нецелесообразной близость между фирмой и ее клиентами. Вредят делу совместимые обеды, посещения мест развлечения, переход на неофициальные отношения. Эти мелкие достижения могут лишить законного и гораздо большего гонорара.
Так этика PR-бизнеса напрямую связана с его результатом.
Профессиональная этика в сфере PR - понятие, к сожалению, зачастую неведомое многим, так называемым специалистам в данной области.
Часть представителей бизнеса - PR изначально нацелены на критику деятельности собственных коллег. При знакомстве, например, с планом работы конкурента (вне зависимости от его качества) они обычно безапелляционно заявляют, что тот не годится. Далее обязательно следует (далеко не всегда высказываемое открыто, однако откровенно подразумеваемое) пожелание следующего свойства: вот если бы заказ был сделан мне, то качество документа, не говоря уже о самой PR-кампании, было бы несравненно выше. Иметь дело с такими людьми, какова бы не была их квалификация, крайне неприятно, и сегодня это понимают все большее число заказчиков.
В принципе, в современной России уже сформировался относительно стабильный рынок PR-услуг. Есть потребители, которые постоянно работают с конкретными агентствами. Однако время от времени на этом рынке появляется новый игрок, который то ли с помощью демпинговых скидок, то ли за счет иных аргументов «перехватывает» выгодного заказчика. Такие случаи знакомы всем профессионалам в области PR. Об этике в подобной ситуации вспоминают почему-то не все, хотя она каждый раз ощутимо присутствует.
За последние несколько лет профессиональное PR-пространство претерпело значительные перемены, анализируя которые, можно говорить о новом этапе в формировании статуса специалиста по связям с общественностью, который обусловлен повышением этических требований и развитием этических основ профессии. Созданы основные механизмы нравственного саморегулирования деятельности PR-специалистов и агентств. Они вполне соответствуют цивилизованному набору профессиональных этических регуляторов.
Первые подвижки в нравственном регулировании сферы PR начались в 1994 году на конференции Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО), когда была принята «Декларация профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью».
В 1997 году руководители 11-ти
российских PR-агентств подписали и
объявили открытой для присоединения
«Хартию принципов
В 1999 году по результатам рейтингов PR-агентств, проведенных по инициативе журнала «Советник» центром «РОМИР», в которых учитывались не только профессионализм, но и такие нравственные показатели как отзывы клиентов, получение российских и международных премий в области PR, определены лидеры, вошедшие в Клуб Десяти.
В мае 2000 года создана этическая комиссия РАСО, в состав которой вошли известные теоретики и практики PR: Александр Чумиков, Алексей Ситников, Татьяна Лукьяненко и другие.
В 2000 году обнародован журналом «Советник», разработанный центром «Новоком» «Манифест роста сообщества политических консультантов и технологов».
Ежегодно проводятся конкурсы профессионального мастерства в сфере PR «Серебряный Лучник» и многообещающий конкурс для начинающих «Prоба», который по мнению одного из организаторов Марины Шишкиной, «призван повысить престиж профессии».
Обсуждению этических принципов деятельности и критериев сертификации операторов рынка PR-услуг посвящены многочисленные публикации в профессиональных журналах «Советник» и «PR-диалог».
В июне 2000 года состоялось первое заседание комитета по профессиональной сертификации в области связей с общественностью. Достойное место в совершенствовании качества профессиональной подготовки PR- специалистов, обмене опытом и реализации принципа открытости занимают семинары и конференции.