Проблемы коммерческой работы на розничном рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Розничные торговые сети представляют собой огромные корпоративные предприятия торговли с высококвалифицированными менеджерами, современными методами управления на предприятии и новейшими технологиями в области розничных продаж. Создание розничных торговых сетей один из современных методов управления торговым капиталом, который позволяет получать экономию затрат от изменения масштаба деятельности. В условиях усиливающейся конкуренции в торговле возникает необходимость скорейшего возврата денежных активов, вкладываемых в товарно-материальные ценности, так как капитал, привлеченный в качестве оборотных средств, должен компенсироваться продажей товаров. На данном этапе развития розничной торговли, по мнению специалистов, наибольшую скорость возврата денежных активов обеспечивают розничные торговые сети. Поэтому сетевая розничная торговля является не только самым крупным, но и наиболее важным сектором, как для торговли, так и для экономики в целом.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Сущность, понятие и виды розничных торговых сетей……………...….5
Понятие РТС …..………………………………………………..…….5
Виды РТС ……………………………………………….…………....8
Специализация РТС…………………………………….……………10
Типизация РТС…………………………………………………..….13
Оценка состояния и проблем развития РТС в РБ…….………………...16
Оценка показателей развития РТС на примере сетей потребительской кооперации «Белкоопсоюза»……………………………16
Совершенствование РТС в РБ……………..………………………..26
Заключение……………………………………………………………………35
Список использованных источников………………………………………39

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 377.50 Кб (Скачать файл)

Специализация магазинов может  осуществляться по товарному профилю, формам торгового обслуживания, функциональной роли.

Ведущим направлением специализации  является специализация магазинов  по товарному признаку, предусматривающая ограничение их деятельности торговлей отдельными видами или группами товаров при одновременном расширении внутригруппового ассортимента.[2, c.111].

Необходимость специализации розничных  торговых предприятий – следствие постоянного расширения ассортимента товаров, который нуждается в глубоком расчленении всей товарной массы на группы. В специализированных магазинах имеются лучшие условия для более тщательного изучения покупательского спроса, повышения квалификации торговых работников, покупателям предлагаются товары широкого ассортимента в пределах одной или нескольких товарных групп.

В то же время чрезмерная специализация  магазинов может отрицательно сказаться  на торговом обслуживании населения, так  как она может привести к территориальному удалению их от потребителей, что в свою очередь вызовет увеличение затрат времени на приобретение товаров.

С учетом товарной специализации магазины делят на следующие группы:

  • узкоспециализированные;
  • специализированные;
  • комбинированные;
  • универсальные;
  • смешанные.

Удобна для покупателей и  специализация на основе потребительских  комплексов, так как позволяет  совершить комплексную покупку  в одном магазине. Это могут  быть товары для женщин, для детей, для дома и т.д.

В системе потребительской кооперации действуют в основном магазины, специализированные на базе товаров нескольких групп родственных по своему потребительскому назначению (мясо – рыба – овощи, галантерея – трикотаж и т.п.), или широкой номенклатуры товарных групп (универмаги, универсамы), или ведущие торговлю продовольственными и непродовольственными товарами – "Товары повседневного спроса"[8, c.57].

Уровень специализации может быть определен и путем отношения  торговой площади специализированных магазинов к общей торговой площади  магазинов или отношением розничного товарооборота специализированных магазинов к товарообороту всех магазинов.

На рациональное развитие розничной  торговой сети, ее построение и размещение большое влияние оказывает типизация  предприятий розничной торговли.

 

1.4 Типизация РТС

 

Торгово-технологический процесс в магазине состоит из целого комплекса взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций. Содержание и последовательность их выполнения зависят от типа и величины магазина, его технической оснащенности, степени подготовленности к продаже поступивших в магазин товаров и других факторов.

Различают универсальные, специализированные магазины, магазины с комбинированным, а также смешанным ассортиментом  товаров.

Универсальный магазин представляет собой предприятие розничной торговли, реализующее универсальный ассортимент продовольственных и (или) непродовольственных товаров.

Специализированный магазин представляет собой предприятие розничной  торговли, реализующее одну группу товаров или ее часть.

Магазин с комбинированным ассортиментом товаров представляет собой предприятие розничной торговли, реализующее несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности.

Магазин со смешанным ассортиментом  товаров представляет собой предприятие розничной торговли, реализующее отдельные виды продовольственных и непродовольственных товаров.[7, c.132].

Типы магазинов постоянно изменяются под влиянием процессов, происходящих в экономике страны, научно-технического прогресса, социальных и других факторов.

Так, широкое распространение за рубежом и в крупных Беларуси получили гипермаркеты – магазины самообслуживания с торговой площадью не менее 5000 м2. В них представлено до нескольких тысяч наиме­нований как продовольственных, так и непродовольственных товаров. Высокая оборачиваемость товаров в гипермаркетах делает их доступными по цене.

Кроме того, в зарубежной торговле существует развитая сеть магазинов – дискаунтеров, основная задача которых – продажа товаров по более низким ценам.

Снижение цен в магазинах-дискаунтерах достигается за счет уменьшения расходов, связанных с обслуживанием товаров. Этому способствует:

- сокращение числа посредников  (поставки товаров в магазины  сети осуществляются из единого распределительного центра);

- преобладание в ассортименте товаров с высокой оборачиваемостью (преимущественно продовольственных); применение самообслуживания; использование специальных стеллажей с небольшим количеством расположенных по высоте полок, позволяющих выкладывать товары в открытой транспортной таре; оптимизация численности персонала.[12, c.70].

К основным торговым функциям предприятий  розничной торговли следует отнести:

- изучение покупательского спроса  на товары;

- формирование ассортимента товаров;

- составление заявок на завоз  товаров;

- оказание торговых услуг покупателям;

- рекламирование товаров и услуг.

Основными технологическими функциями являются:

- приемка поступивших товаров  по количеству и качеству;

- хранение товаров;

- выполнение операций, связанных  с производственной доработкой  товаров (фасовка, упаковка, маркировка и др.);

- внутримагазинное перемещение,  размещение и выкладка товаров  на торговом оборудовании в  торговом зале;

- продажа товаров (предложение их покупателям, помощь в выборе и др.);

- выполнение расчетов с покупателями.

Наряду с перечисленными розничные  торговые предприятия выполняют  также функции, связанные с оказанием  покупателям дополнительных услуг.[16, c.7].

Рациональное построение торгово-технологического процесса в магазине должно обеспечить экономическую эффективность работы торгового предприятия, создать максимальные удобства для покупателей и комфортные условия для труда и отдыха работников магазина.

 

Глава 2. Оценка состояния и проблем развития РТС в РБ

2.1 Оценка показателей развития РТС на примере сетей потребительской кооперации «Белкоопсоюз»

 

В организациях розничной торговли завершается процесс кругооборота средств, вложенных в производственные предметы потребления, происходит превращение  товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Здесь происходят постоянные количественные и качественные изменения, вызванные применением передовой технологии, совершенствованием техники и оборудования, методов управления, обеспечивающих повышение эффективности работы торговых организаций и повышение культуры торговли.

Следовательно, экономическое значение розничной торговой сети состоит  в ускорении движения и реализации товара, а так же сохранения его  количества и качества на всем пути от производства до потребителя. Экономический аспект торговли проявляется в величине совокупного общественного продукта и национального дохода общества.

Динамику розничной торговой сети Республики Беларусь изучим составив таблицу 2.1 [19].

 

Таблица 2.1 – Инфраструктура розничной торговой сети в Республике Беларусь в 2011-2012 гг.

Показатель 

Годы

Темп роста, %, отклонение (+;-)

2011

2012

Магазины – всего, ед.

30966

32075

103,58

 в том числе: магазины самообслуживания

10541

11025

104,59

с торговой площадью от 650 кв. м 

230

243

105,65

с торговой площадью от 1000 кв. м 

115

124

107,83

Торговая площадь магазинов – всего, тыс. кв. м

2771

2968

107,11

 в том числе магазинов самообслуживания

1602,7

1658,5

103,48

Фирменные магазины, ед.

589

608

103,23

Торговые центры, ед.

324

321

99,07

Площадь торговых центров, тыс. кв. м 

358,6

245,5

68,46

Торговые объекты в  торговых центрах, ед.

20119

19994

99,38

Торговая площадь магазинов  и торговых центров – всего, тыс. кв. м

3129,6

3213,5

102,68

Обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей, кв. м

322

342

106,21

Рынки, ед.

413

396

95,88

Количество торговых мест на рынках, тыс. ед.

106,1

102,8

96,89

Магазины-склады – всего, ед.

175

173

98,86


Примечание – Источник: собственная разработка на основе [19]

 

Данные таблицы 2.1 свидетельствуют  о том, что в 2012 году по сравнению с 2011 годом количество магазинов выросло на 3,58%, в том числе магазинов самообслуживания на 4,59%, торговой площадью от 650 м.кв. на 5,65%, а с торговой площадью от 1000 м.кв. – на 7,83%.

Так же увеличение в 2012 году по сравнению с 2011 годом наблюдалось по торговой площади магазинов на 7,11%, в том числе по магазинам самообслуживания на 3,48%. На ряду с данными изменениями наблюдалось и снижение количества торговых центров на 0,93%, а их торговая площадь на 31,54%. Снижалось и количество рынков на 4,12%, а количество торговых мест на них на 3,11%. Следовательно в Республике Беларусь происходили изменения в торговой сети, так как закрывались места на рынках, магазины с небольшой площадью, а увеличивалось количество магазинов торговой площадью от 1000 м.кв., и магазинов самообслуживания, что свидетельствует об укрупнении торговых объектов и увеличении супер- и гипермаркетов в стране.

В таблице 2.2 показана динамика предприятий розничной торговли сети потребительской кооперации за 2011-2012 гг. [19]

 

 

Таблица 2.2 - Динамика развития розничной торговой сети Республики Беларусь за 2010-2011 гг.

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [19]

 

Данные таблицы 2.2 говорят о том, что имеет место сокращение всех видов торговой сети (стационарной, мелкорозничной, передвижной) принадлежащих  потребительской кооперации Республики Беларусь, так в 2011 году по сравнению с 2010 годом количество снизилось на 0,195 тыс. единиц, так же снизилась доля всех объектов розничной торговли потребкооперации в общем количестве объектов страны на 1,29 п.п.

Это произошло в основном за счет снижения количества магазинов на 0,169 тыс. ед., при том что общее количество магазинов Республики Беларусь выросло на 2 тыс. ед., что повлекло за собой снижение удельного веса магазинов в общем количестве на 0,169 п.п.

Общая торговая площадь всех магазинов  потребкооперации занимает 27-30% в общей площади всех магазинов страны, а количество магазинов – 24-26%, следовательно, потребительская кооперация является самым крупным владельцем розничной торговой сети в Республике Беларусь.

Изучим так же динамику развития розничной торговой сети потребкооперации по областям в 2010-2011 гг., для этого составим таблицу 2.3. [10,11].

Данные таблицы 2.3 свидетельствуют  о том, что наибольший удельный вес в количестве объектов розничной торговли потребительской кооперации занимал Минский облпотребсоюз – 20,61%, а так же Брестский ОПС – 18,34%, аналогичная ситуация наблюдалась по магазинам и торговой площади магазинов. Наименьший удельный вес объектов розничной торговой сети был у Гродненского облпотребсоюза - 13,37%.

При этом в 2011 году по сравнению с 2010 годом доля магазинов Гродненского ОПС в общем количестве магазинов потребкооперации снизилась на 0,11 п.п. (13,40-13,51), и составила 1417 единиц с общей торговой площадью 135,1 тыс. м.кв.

Так же следует изучить по каким именно типам магазинов в 2011 г. произошло снижение количество магазинов потребкооперации (таблица 2.4) [10,11].

 

 

 

Таблица 2.3 - Динамика развития розничной торговой сети потребкооперации по областям Республики Беларусь за 2010-2011 гг.

Наименование ОПС

Число объектов розничной  торговой сети, ед.

Из них магазинов, ед.

Торговая площадь магазинов, тыс. м.кв.

2010 г.

2011 г.

2010 г.

2011 г.

2010 г.

2011 г.

кол., ед.

уд. вес, %

кол., ед.

уд. вес, %

кол., ед.

уд. вес, %

кол., ед.

уд. вес, %

кол., ед.

уд. вес, %

кол., ед.

уд. вес, %

Брестский

2012

18,26

1985

18,34

1985

18,47

1959

18,52

178,4

17,72

177,6

17,66

Витебский

1821

16,53

1789

16,53

1745

16,24

1718

16,24

168,5

16,74

168,7

16,77

Гомельский

1826

16,58

1837

16,98

1779

16,55

1792

16,94

171,6

17,05

172,7

17,17

Гродненский

1496

13,58

1447

13,37

1452

13,51

1417

13,40

135,8

13,49

135,1

13,43

Минская

2305

20,92

2230

20,61

2245

20,89

2175

20,56

204

20,27

202

20,08

Могилевский

1556

14,12

1533

14,17

1516

14,11

1490

14,09

142,6

14,17

143,4

14,26

Итого по БКС

11016

100,00

10821

100,00

10747

100,0

10578

100,00

1006,6

100,00

1005,8

100,00


Примечание – Источник: собственная разработка на основе [10,11]

 

 

 

Таблица 2.4 - Товарная специализация магазинов в Республике Беларусь за 2010-2011 гг.

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [10,11]

 

Данные таблицы 2.4 свидетельствуют о том, что в 2011 году по сравнению с 2010 годом снижение количества наблюдалось по продовольственным магазинам (на 46 единиц), при этом общая торговая площадь наоборот выросла на 2,5 тыс. кв.м., следовательно, при снижении количества магазинов наблюдалось расширение торговой площади оставшихся магазинов.

Информация о работе Проблемы коммерческой работы на розничном рынке