Проблемы коммерческой работы на розничном рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Розничные торговые сети представляют собой огромные корпоративные предприятия торговли с высококвалифицированными менеджерами, современными методами управления на предприятии и новейшими технологиями в области розничных продаж. Создание розничных торговых сетей один из современных методов управления торговым капиталом, который позволяет получать экономию затрат от изменения масштаба деятельности. В условиях усиливающейся конкуренции в торговле возникает необходимость скорейшего возврата денежных активов, вкладываемых в товарно-материальные ценности, так как капитал, привлеченный в качестве оборотных средств, должен компенсироваться продажей товаров. На данном этапе развития розничной торговли, по мнению специалистов, наибольшую скорость возврата денежных активов обеспечивают розничные торговые сети. Поэтому сетевая розничная торговля является не только самым крупным, но и наиболее важным сектором, как для торговли, так и для экономики в целом.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Сущность, понятие и виды розничных торговых сетей……………...….5
Понятие РТС …..………………………………………………..…….5
Виды РТС ……………………………………………….…………....8
Специализация РТС…………………………………….……………10
Типизация РТС…………………………………………………..….13
Оценка состояния и проблем развития РТС в РБ…….………………...16
Оценка показателей развития РТС на примере сетей потребительской кооперации «Белкоопсоюза»……………………………16
Совершенствование РТС в РБ……………..………………………..26
Заключение……………………………………………………………………35
Список использованных источников………………………………………39

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 377.50 Кб (Скачать файл)

По смешанным  магазинам в 2011 году по сравнению  с 2010 годом снижение было как по количеству магазинов на 165 единиц, так и по торговой площади на 6,4 тыс. м.кв., при этом противоположная ситуация наблюдалась по непродовольственным магазинам, так по данному типу магазинов наблюдалось увеличение по количеству на 42 ед., а по торговой площади на 3,1 тыс. м.кв. Следовательно, до 2008 года, в системе потребительской кооперации Республики Беларусь отдавалось предпочтение смешанным магазинам, однако в 2011 году ситуация стала меняться, и увеличивалось количество четко направленных типов магазинов, либо продовольственным, либо непродовольственных.

Розничная торговая сеть торговли в Республике Беларусь в настоящее время представляет собой небольшие магазины (90 м2), а также палатки, лотки, киоски и автомагазины, небольшая численность жителей в селах обуславливает наличие широкой сети мелкорозничных торговых объектов, автомагазинов и магазинов по торговле товарами повседневного спроса.

В Республике Беларусь в целом, в том числе в системе  потребительской кооперации, торговля товарами народного потребления  в кредит пока не получила должного развития.

Так в 2010 г. удельный вес продаж в кредит в розничном товарообороте Белкоопсоюза (без учета общественного питания) составил 0,58% или 6736,5 млн. р. Кроме того, по потребительскому кредиту, оформленному покупателями через банк, было продано товаров на 8443,3 млн. р. или 0,73% к товарообороту. В кредит продавались холодильники, сложная бытовая техника, ковровые изделия, стройматериалы и др.

Однако, число магазинов системы, предлагающих товары в кредит активно  увеличивается, если в начале2000 г. таких  магазинов было 1719 единиц, то на 1.01.2012 г. – 2701 (темп роста 157,1%).

Следует также отметить появление  практики предоставления покупателям  отдельными райпо краткосрочного беспроцентного кредита на покупку отдельных товаров.

В отличие от зарубежного опыт развития посылочной торговли в бывшем СССР и Республике Беларусь довольно ограничен, но тем не менее заслуживает внимания. В Республике Беларусь такой опыт есть в объединении «Белкнига», «Белсортсемовощ», в Белкоопсоюзе. Услуги посылочной торговли наиболее привлекательны для сельского населения республики.

В Республике Беларусь функционируют  розничные рынки государственной  и негосударственной форм собственности, в т.ч. потребительской кооперации.

По состоянию на 1.01.2012 г. система Белкоопсоюза имела 228 рынков на 58900 мест и 156 торговых павильонов на 4947 мест.

Сопоставление значимости отдельных  облпотребсоюзов в розничном  товарообороте системы (включая  оборот общественного питания) и  их доли в общем объеме платных  услуг населению показывает, что  по Брестскому, Витебскому и Гомельскому ОПС относительный рост удельного веса в товарообороте системы сопровождается и ростом доли услуг; по Минскому ОПС и предприятиям хозяйства БКС аналогичная тенденция противоположного свойства (т.е. спад); по Гродненскому и Могилевскому ОПС при сравнительно стабильной доле в товарообороте доля услуг существенно возросла.

Так же следует рассмотреть основные показатели функционирования розничной  торговой сети потребительской кооперации в Республике Беларусь, для того что бы определить тенденции развития торговли в системе (таблица 2.5) [10,11].

Данные таблицы 2.5 свидетельствуют  о том, что розничный товарооборот Белкоопсоюза в 2011 г. по сравнению с 2010 г. вырос на 687203,4 млн. р. или на 14,62%, это произошло за счет увеличения розничного товарооборота всех облпотребсоюзов, так по Могилевскому ОПС розничный товарооборот вырос на 77469,3 млн. р. или на 11,64%., по Брестскому – на 110678 млн. р. или на 12,12%, Гомельскому – на 34808 млн. р. или на 3,87%, Витебскому ОПС – на 98404,9 млн. р. или на 12,25%, Минскому ОПС – на 165416 млн. р. или на 17,95%., а Гродненскому ОПС – на 117663,7 млн. р. или на 21,66%. Следовательно, наибольший рост конечного результата торговой деятельности потребительской кооперации был в Гродненском облпотребсоюзе, при этом количество магазинов в данном облпотребсоюзе снизилось на 35 ед., или на 0,7 тыс. м.кв. общей торговой площади.

 

 

Таблица 2.5 - Основные показатели функционирования стационарной розничной торговой сети отдельных хозяйствующих субъектов системы Белкоопсоюза за 2010-2011 гг.

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [10,11]

 

На основании данных таблицы 2.6 проведем анализ эффективности использования стационарной розничной торговой сети отдельных хозяйствующих субъектов системы Белкоопсоюза за 2010-2011 гг., результаты оформим в таблице 2.6 [10,11].

 

 

Таблица 2.6 – Эффективность использования стационарной розничной торговой сети отдельных хозяйствующих субъектов системы Белкоопсоюза за 2010-2011 гг.

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [10,11]

 

Данные таблицы 2.6 свидетельствуют  о том, что увеличение розничного товарооборота на 1 магазин по Белкоопсоюзу в 2011 г. по сравнению с 2010 г. составляло 36,83%, а на один квадратный метр – 34,78%, что свидетельствует о повышении эффективности использования розничной торговой сети. Данные рост наблюдался по всем облпотребсоюзам Белкоопсоюза, однако наиболее успешной была деятельность Гродненского ОПС, так как рост розничного товарооборота на 1 магазин составлял 24,66%, а на 1 м.кв. торговой площади – 22,29%. Наименьшее увеличение показателей эффективности использования розничной торговой сети было в Гомельском ОПС, это свидетельствует о том, что при наличии одной из самых больший розничный сетей в Белкоопсоюзе, облторгсоюз использует ее не достаточно эффективно.

Таким образом, сложившаяся в зоне деятельности потребительской кооперации социально-экономическая ситуация, характер происходящих в экономике  преобразований потребовали существенных мер по реформированию и совершенствованию деятельности кооперативных организаций.

2.2 Совершенствование РТС в РБ

розничный торговый сеть кооперация

Сегодня крайне важно определить основные пути дальнейшего развития розничной  торговли в республике, ее качественного  улучшения с целью более полного удовлетворения спроса населения и повышения культуры торгового обслуживания. Развитие торговли будет направлено на стабильное обеспечение платежеспособного спроса различных категорий населения на высококачественные товары широкого ассортимента преимущественно за счет отечественного производства при высоком уровне обслуживания, а также увеличение сопутствующих услуг.

Определим следующие пути или направления  развития торговли.

  • Максимальное приближение розничной торговой сети к требованиям покупателей.

В настоящее время розничная  торговая сеть в республике развивается  на основе нормативов потребности, установленных  на 1 тыс. жителей. Специфические же потребности покупателей (демографические, социальные, половозрастные и т.д.) практически не учитываются. В результате торговая сеть оказывается недостаточно гибкой при переходе к рыночным отношениям.

За рубежом учет таких потребностей осуществляется путем организации  магазинов, ориентированных на удовлетворение потребностей различных групп населения, и магазинов, резко отличающихся уровнем цен. С одной стороны, имеются фешенебельные магазины с огромным набором услуг (универмаги, супермаркеты и т.п.).а с другой, для лиц с низкими доходами организуются магазины, торгующие товарами по низким ценам с минимумом услуг (магазины "дискаунты", "карго", "фебрау-хенмаркеты" и т.п.).

  • Создание примерно равных реальных возможностей для конкуренции предприятий с различными формами собственности.

При административно-командной системе  розничная торговля осуществляла свою деятельность в основном монопольно, так как предприятия одной  системы (например, государственной торговли или потребкооперации) обслуживали тот или иной район или регион. Этот монополизм особенно усилился в 80-е годы, когда были разработаны и начали внедряться в жизнь так называемые генеральные схемы управления торговлей, предусматривающие передачу в одну торговую систему (например, Министерства торговли или потребкооперации) всей торговли того или иного города. Даже в крупных городах не были развиты альтернативные формы продажи товаров, так как основное место в организации торговли здесь занимали предприятия системы Министерства торговли.

В настоящее время этот монополизм в основном разрушен, доля государственной  торговли резко снижена, поэтому  важнейшим фактором дальнейшей демонополизации  розничной торговли и развития конкуренции должно стать ускоренное развитие новой торговой сети и новых типов торговых предприятий.

Ранее основным источником развития розничной торговой сети были отчисления от жилищного строительства (5–7%). В результате имеется фактическая обеспеченность розничной сетью около 250 м2 на тысячу жителей, в то время как в странах Запада она составляет 700–1000 м2.

С переходом к рыночным отношениям источники финансирования развития новой розничной торговой сети должны значительно возрасти за счет промышленных предприятий, коммерческих структур, совместных и иностранных предприятий, а также частных лиц. С переходом к рынку должны видоизмениться и типы магазинов. Здесь можно смело копировать оправдавший себя зарубежный опыт оптимального сочетания крупных и крупнейших магазинов и торговых центров с высоким сервисом торгового обслуживания и небольших предприятий торговли с минимумом услуг, низкими ценами и максимально приближенными к покупателю. В связи с этим в настоящее время завершается разработка новой номенклатуры типов торговых предприятий. Это будет способствовать развитию конкуренции между предприятиями и скажется на уровне культуры торгового обслуживания.

  • Расширение и обеспечение условии для диверсификационной деятельности розничной торговли.

В настоящее время деятельность подавляющего большинства магазинов ограничена чисто торговыми функциями (прием товаров, хранение, подготовка и продажа). Неторговая деятельность магазинов и фирм в основном связана с дополнительными услугами (кафетерии, раскрой тканей, подгонка одежды, доставка на дом и т.п.), большинство из которых бесплатные, так как сохраняются экономические и организационные препятствия для оказания более выгодных и рентабельных платных услуг. В результате обеспеченность площадями для оказания услуг и в продовольственной, и особенно в непродовольственной торговле далека от нормативов.

  • Дальнейшее развитие и повышение эффективности различных форм розничной продажи товаров.

Прежде всего надо отметить, что  в условиях экономического кризиса 90-х годов почти в 2 раза снизился удельный вес самообслуживания: на 01.01.2006 г. он составил только 39% в общем количестве магазинов и 43,5% в общей торговой площади. Следует отметить, что удельный вес этой формы продажи в странах с рыночной экономикой достаточно высок. Например, в продовольственной торговле он достигает 80–100%.

  • Разработка новых организационных структур управления торговлей.

Наряду с реформированием форм собственности торговых предприятий  произошла реорганизация в структурах управления торговлей. Проведена либерализация управления торговлей путем предоставления большей самостоятельности при выборе организационно-правовых форм. Ликвидированы промежуточные организационные звенья – торги и тресты, взамен которых организованы более эффективные структуры.

  • Создание более совершенной системы защиты прав потребителей.

В странах с рыночной экономикой интересы потребителя защищены не только деятельностью торговых предприятий, но и политикой государственных  органов управления и общественных организаций (налоговая дисциплина, установление режимов работы магазинов и т.п.). В результате созданы мощные барьеры предпринимателям, деятельность которых не отвечает требованиям потребителей.

Государственная политика в сфере  розничной торговли направлена на укрупнение размеров магазинов за счет строительства и открытия гипер- и супермаркетов и торговых центров

В 2010 году количество магазинов с  торговой площадью свыше 650 кв. метров в городе Минске составило 98 единиц, свыше 1000 кв. метров преимущественно в формате супер- и гипермаркетов – 52 единицы. Следовательно, ежегодно предполагается вводить в эксплуатацию по одному торговому объекту, как среднего, так и крупного формата. В дальнейшем в структуре торговой сети будут преобладать форматы с площадью от 650 кв.м. Количество «средних» магазинов почти в два раза больше чем крупных.

Для обеспечения системного подхода  к строительству и размещению крупных торговых объектов (торговых центров, гипер- и супермаркетов, магазинов  с торговой площадью от 650 кв. метров и более) облисполкомами и Минским горисполкомом разрабатываются генеральные схемы размещения крупных торговых объектов в городах республики на период до 2020 года.

Укрупнение торговой сети за счет привлечения инвестиций в отрасль  сегодня является одним из приоритетных направлений в развитии торговой сети городов Беларуси. В Программе развития внутренней торговли на 2010-2014 гг. определены важнейшие инвестиционные проекты по развитию торговой инфраструктуры городов. Из 44 инвестиционных проектов, предусмотренных в инфраструктуре торговли, только 12 проектов приходиться на столицу. Это позволяет сделать вывод, что активизируется развитие инфраструктуры торговли во всех крупных городах республики.

Программа развития потребительской кооперации на 2010-2014гг является основным документом, определяющим задачи комплексного развития потребительской кооперации на ближайшую перспективу. В данном документе определены основные направления развития кооперативной торговли.

Согласно этому документу задача кооперативной торговли – оперативно реагировать на происходящие изменения в экономической ситуации, внесение коррективов в хозяйственную деятельность системы, активное сотрудничество с государственными органами в целях защиты интересов кооперации.[20, с. 2]:

Развитие торговли будет направлено на стабильное обеспечение платежеспособного спроса различных категорий населения на высококачественные товары широкого ассортимента преимущественно за счет отечественного производства при высоком уровне обслуживания, а также увеличение сопутствующих услуг.

Информация о работе Проблемы коммерческой работы на розничном рынке