Проблемы развития рынка земли в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 15:23, курсовая работа

Описание работы

Земля, как пространственная оснoва, — необходимое условие, фактор,
средство производства, объект собственности и хозяйствования, ключевое
звено в экономическом развитии любого государства. Уникальные
естественные природные свойства земли обеспечивают ее мощнейший
экономический потенциал, без реализации которого невозможно развитие
экономики государства

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Особенности рынка земли и связанные с ним экономические
категории…………………………………………………………………....4
1.1 История развития рынка земли……………………………………......4
1.2 Земля как фактор производства………………………….....................4
1.3 Особенности рынка земли…………………………………………......6
1.3.1 Предложение земли………………………………………………7
1.3.2 Спрос на землю…………………………………………………...8
1.4. Экономическая и земельная рента……………………………………8
1.5. Дифференциальная, абсолютная, монопольная рента………………9
1.6 Цена земли…………………………………………………………….12
1.7 Арендная плата………………………………………………………..12
1.8 Земля как предмет спора……………………………………………...13
2. Развитие рынка земли в России…………………………………………16
2.1 Рынок земли в России………………………………………………...16
2.2 Этапы земельной реформы и формы законодательной базы………17
2.3 Особенности земельного рынка в России…………………………...19
2.4 Проблемы развития земельного рынка в России…………………...23
2.5 Пути совершенствования российского земельного рынка…………25
2.6 Перспективы развития рынка земли в России………………………27
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы…

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 136.82 Кб (Скачать файл)

На основе данной множественности форм собственности и других прав на землю должны появиться и развиваться различные организационно-правовые формы сельскохозяйственных и агропромышленных предприятий: - государственные; - кооперативные; - муниципальные; - частные – индивидуальные, юридических и физических лиц крестьянские (фермерские) хозяйства, акционерные общества товарищества, объединения и др. Такие формы появились и развиваются, но конечной цели реформ – подъема сельского хозяйства не видно, оно находится в глубоком кризисе.

Не правы только те, кто «бросается»  в одну сторону – либо предлагает ликвидировать колхозы и совхозы и ограничиться только крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, необдуманно заявляя, что они через 2-3 года «накормят» Россию. Правильный подход заключался и заключается в том, чтобы параллельно, рядом друг с другом развивались многие организационно-правовые формы сельхозпредприятий. Например, возникнет 1-1,5 млн. хороших, крепких фермерских хозяйств, но наряду с ними будут крепкие государственные, казенные, акционерные, кооперативные хозяйства. Но в ходе реформы в земельном строе изменения произошли, а сельское хозяйство, производство оказались в упадке.

Итак, в современных условиях переходной экономики и реформирования земельных отношений характер деятельности производителей сельскохозяйственной продукции во многом определяется нестабильностью и даже в некоторых случаях экономической нецелесообразностью. При всём уважении к концепции реформирования форм собственности на землю, в том числе и сельскохозяйственного назначения, стоит отметить, что внедрение идей трансформации от административно-плановой экономики к рыночной сопряжено со специфическими особенностями адаптационного периода для нашего государства и рядом сложностей при их реализации. Плюс ко всему накладывает свой отпечаток разразившийся финансовый экономический кризис в нашей и других странах.

 

2.3 Особенности земельного рынка в России

Согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения, в нынешних условиях граждане России считают, что самый надежный способ вложения и хранения денег – покупка недвижимости. Земля остается наиболее надежным инструментом вложения средств, так как она, как ограниченный ресурс, не может обесцениться – больше ее не станет, а необходимость не отпадет никогда. Кто владеет землёй и сохраняет её в своих руках, тот будет богат в будущем, даже если он беден сейчас.

В Российской Федерации общая площадь земельных участков, вовлеченных в рыночный оборот (сделки по аренде, купле-продаже, дарению, наследованию, залогу), составила около 4% от земельного фонда.

В настоящее время, наиболее распространенной формой (свыше 90%) земельных отношений в России является предоставление земли в аренду; в основном государственной и муниципальной. Доля же проданной и купленной земли, находящейся в частной, государственной или муниципальной собственности, составила 0,006 % от общего количества земель Российской Федерации.

В основном, активный рыночный оборот земли происходит вокруг больших населенных пунктов и на прилегающих к ним территориях, где земля востребована под организацию индивидуального жилищного строительства и размещение объектов производства и торговли.

Так как земли этой категории давно распределены и имеют своих собственников, то активизировалась скупка земель сельскохозяйственного назначения с последующим переводом их в земли востребованных категорий. С начала проведения земельных реформ площадь земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, уменьшилась на 12% при одновременном увеличении площади земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, на 2,97% и, в частной собственности, – на 2,34%.

Например, в Подмосковье с 2004 по 2007 год из 1749 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения 287 тыс. га сельхозугодий получили новый статус.

Для инвестора выгодно приобретать сельскохозяйственные земли, а затем осуществлять их перевод в требуемую категорию. Доходность в этом случае может достигать 500%. Приобретая земельный участок со статусом сельскохозяйственного и переводя его в иную категорию, можно получить возможность заработать около 100% в годовом исчислении, что не сравнимо ни с какими банковскими вложениями капитала. Но процесс перевода сталкивается со многими административными барьерами и требует существенных издержек (от $1000 до $10 000 в Подмосковье). Поэтому возможности по приобретению таких земель имеют только крупные инвесторы. Так, согласно Интерфаксу, 20 крупных землевладельцев владеют 80% земельных участков в 30 км зоне Московской области.

Уже сейчас в России имеется с десяток землевладельцев (крупные инвестиционные компании, агропромышленные холдинги, частные собственники), владеющие от 300 до 500 тыс. га земли. Например, агрохолдинг «Продимекс» распоряжается 570 тыс. га. Причем это наиболее плодородные и удачно расположенные земли в Краснодарском крае и Центральном Черноземье, использование которых непосредственно в сельскохозяйственном производстве не превышает 60%.

Заинтересованность в российской земле проявляют и многочисленные иностранные компании. И хотя Российский Земельный кодекс запрещает владеть землями сельхозназначения иностранным предпринимателям, приобретение земель происходит через их дочерние компании, на которых этот запрет не распространяется. Так компания «РАВ агро про», акционером которой является британская инвестиционная группа RP Capital (31,4%), в 2007 г. контролировала 82 000 га. Из них засеяно было всего 23%.

Инвестиционная привлекательность сельхозземель обусловлена не только возможностью перевода в другую категорию и продажи в новом статусе, но и их естественным удорожанием. С 2004 года стоимость сотки земли сельхозназначения в Подмосковье увеличилась более чем на 200%, в 2007 году земля подорожала в среднем на 30% по сравнению с 2006-м.

Крупный капитал вкладывает в землю средства не для того, чтобы развивать сельское хозяйство, а чтобы сберечь и приумножить свои сбережения, спекулятивно на них выиграть. Несмотря на развивающуюся законодательную базу, рынок земли в России пока имеет тенденции монопольного спекулятивного рынка.

По словам заместителя председателя Российского земельного союза (РЗС) А. Белякова «…практически повсеместно в РФ происходит процесс незаконной массовой скупки земельных участков. Миллионы гектар земель различного назначения уже обрели новых хозяев, которые скупая огромные земельные массивы, прежде всего особо ценных земель, видят в них источник получения сверхприбылей от многократного роста стоимости земли…».

Анализ видов использования земельных участков, находящихся в частной собственности показывает, что более 17% из них ни как не используется. Это вполне может предполагать дальнейшее их использование в спекулятивных целях (приложение Д).

Что касается мелкого землевладельца или частного предпринимателя, то только последние лет пять приходит осмысление того, что земля является ценностью и основой дальнейшего благосостояния. Но и в этом случае земля рассматривается как объект долгосрочного вложения капитала с целью его сбережения. Причем данная тенденция характерна не только для городских, но и для сельских жителей, для которых земля всегда являлась не только средой обитания, но и объектом труда.

Начиная с середины 90-х годов прошлого века, когда с целью «повышения эффективности использования земли», находящиеся у сельхозпредприятий земельные угодья были переданы в собственность сельских жителей в виде земельных долей, медленно проходил процесс вовлечения этих участков в рыночный оборот. С начала 21 века, по мере совершенствования нормативно-правового законодательства, регулирующего земельные отношения, владельцами паев неоднократно предпринимались попытки выделить их из коллективно-долевой собственности и стать обладателем всех прав собственности на них.

Первый заместитель Председателя Правительства РФ В. Зубков на совещании по вопросам совершенствования законодательства в области земельных отношений заявил: «Наша задача – максимально оперативно создать полноценный гражданский оборот земли и повысить ликвидность сельскохозяйственных земель». Вместе с тем, как признал В. Зубков, «активного движения эффективных собственников на земли сельхозназначения пока не видно». По данным первого вице-премьера, на сегодняшний день из 12 млн. дольщиков только 400 тыс. (3,4%) селян удалось оформить свою землю в собственность.

Однако создавшуюся ситуацию нельзя объяснять только «пассивностью» потенциальных собственников. Процесс выделения земельных паев является для владельцев делом достаточно сложным. Причинами этого является:

  • Неоднозначное толкование принятых законов.
  • Низкая степень информированности населения и его «правовая безграмотность» в вопросах владения, распоряжения и пользования землей.
  • Не завершенность кадастровой оценки земель, определяющей местоположение, целевое назначение и правовое положение земель и размещенных на них объектов. Несмотря на принятый 1 марта 2008 года закон «О государственном кадастре недвижимости», существенно облегчающий процедуру межевания, и создание в марте 2009 года Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии, ведающей всеми вопросами регистрации прав и учета недвижимости, кадастровые работы завершатся не ранее 2011 года.
  • Высокая стоимость кадастровых работ, так как их проводят частные компании по рыночным ценам. По данным Минсельхоза землеустроительные работы и постановка на кадастровый учет 1 га сельхозземель обходятся от 500 до 1500 рублей в зависимости от способа межевания.

Таким образом, стать полноправным распорядителем своего участка земли мелкому землевладельцу весьма проблематично. Даже если это произойдет, то, поскольку вопрос о местоположении выделяемого участка фактически решается руководителем местной администрации, полученный в собственность участок может не быть в перечне земель, пользующихся спросом. Увеличить стоимость полученной земли можно было бы, сменив ее целевое назначение, однако мелкому собственнику это не по силам.

Если же мелкий собственник захочет заняться сельским хозяйством, то, имеющийся у него избыток земли (большинство долей превышают размер, необходимый для рентабельности хозяйства – 3…7 га) трудно будет продать или использовать в качестве залога; с целью получить дополнительные средства для повышения эффективности производства.

В результате, мелкие собственники земли и владельцы земельных долей вынуждены продавать (уступать права собственности) крупным земельным монополистам по предлагаемым им ценам. Обычно инвесторы, с ведома местных администраций, скупают паи по цене 500 – 1500 рублей за 1 га при их кадастровой цене не менее 40 – 50 тыс. рублей.

Вполне возможным представляется ситуация, что наиболее востребованные земли в виде коллективных паев будут оптом выкуплены (оформлены в бессрочную аренду) монополистами по низким ценам, а затем, после упрощения и удешевления процесса кадастровой оценки, будет произведено межевание земли с последующей продажей небольших участков (до 0,5 га) по рыночным ценам. По данным газеты «Коммерсантъ» спрос на такие участки сейчас «активизировался со стороны физических лиц, которые располагают суммой от одного до трех миллионов рублей и спешат быстрее инвестировать их, чтобы защитить себя от девальвации рубля».

 

 

 

2.4 Проблемы развития  земельного рынка в России

Из вышесказанного можно сделать вывод, что в качестве основного собственника, формирующего предложение на российском земельном рынке, выступает государство в лице региональных и муниципальных администраций. А спрос, на первичном рынке, предъявляется, в основном, со стороны крупных инвесторов. Да и то лишь на земельные участки, предназначенные для строительства в крупных городах или обладающие производственным и рекреационным потенциалом; общая площадь которых составляет менее 2% территории страны. Это не удивительно, так как современное крупное российское предпринимательство имеет сырьевую ориентацию и не нуждается в значительных дополнительных территориальных площадях и земельных ресурсах.

В результате имеет место диспропорция между спросом и предложением земли. В большинстве случаев предложение превышает спрос; за исключением, пожалуй, земель вокруг крупных городов, где цена определяется рынком. Несовершенство рыночного механизма и ограниченное число рыночных субъектов не способствует установлению на рынке земли в России объективной равновесной рыночной цены.

Цены на продаваемые земли устанавливаются органами государственной власти и местного самоуправления, которые руководствуются нормативной ценой на землю. С 1994 года ее размер определяется 200-кратной ставкой земельного налога, а региональные и местные органы власти имеют право корректировать нормативную цену, приближая ее к рыночной. Уточненная нормативная цена земли не должна превышать 75 % уровня сложившейся рыночной цены на аналогичные земельные участки.

Земельный налог же рассчитывается в процентах от кадастровой стоимости участка, которая призвана, в том числе, назначать объективную стартовую цену при продаже земли. А кадастровая оценка земель также основана на статистическом анализе рыночных цен аналогичных объектов недвижимости.

Таким образом, в соответствии с российским законодательством, конечная нормативная цена выкупа земли, стоимость аренды, кадастровая стоимость земли (фактически – цена предложения) ориентируются на рыночную цену. Эти цены определяются органами государственной и местной власти на основе анализа совершенных сделок по ее купле-продаже.

Однако информация о ценах на землю, определенная в договорах купли-продажи земельных участков, не всегда соответствует реальным рыночным ценам. Как правило, цены на землю в договорах занижены или же использована нормативная цена земли, например, в пригородах г. Москвы и г. Санкт-Петербурга зарегистрированные цены за земельные участки составляют 25-70 руб./кв.м. при среднем уровне спроса и предложения 135-300 руб./кв.м.

Информация о работе Проблемы развития рынка земли в России