Процесс стратегического маркетингового планирования и стратегия маркетинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 18:21, контрольная работа

Описание работы

Можно выделить три средства достижения успеха в бизнесе: удача, гениальность руководителя и планирование. Первое предполагает реализацию афоризма: нужный человек в нужном месте и в требуемое время. Гениальными, к сожалению, рождаются далеко не все. Планированием же может эффективно пользоваться любой квалифицированный руководитель, достаточно подготовленный в данной области.

Содержание работы

Введение………………………………………..…………………………………3
1. Стратегическое планирование компании………………………………….…5
2. Этапы стратегического планирования. …..……………………..………..…..9
3. Маркетинговое планирование………………………………………………..15
4. Стратегии роста компании, Матрица И. Ансоффа.……………………..….22
Заключение……………………………………………………………………….26
Список используемой литературы………

Файлы: 1 файл

Маркетинг.doc

— 255.00 Кб (Скачать файл)


Федеральное агентство  по образованию

Беловский институт (филиал)

ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

Кафедра экономики 

 

 

 

 

Процесс стратегического  маркетингового планирования и стратегия  маркетинга

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

По дисциплине «Маркетинг»

 

 

Студентки  гр. ЭУ-102 Соколовой Натальи Евгеньевны

 

Вариант 17

 

 

 

                                                                            Работа сдана:

 

                                                                                      Работа проверена:

 

                                                                                      Рецензент: к.э.н., доцент

 

                                                                                      Котова О.Н.

 

 

 

 

 

 

Белово 2012

 

Содержание

 

Введение………………………………………..…………………………………3

1. Стратегическое планирование компании………………………………….…5

2. Этапы стратегического планирования. …..……………………..………..…..9

3. Маркетинговое  планирование………………………………………………..15

4. Стратегии  роста компании, Матрица И. Ансоффа.……………………..….22

Заключение……………………………………………………………………….26

Список используемой литературы…………………………...…………………28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Можно выделить три средства достижения успеха в бизнесе: удача, гениальность руководителя и планирование. Первое предполагает реализацию афоризма: нужный человек в нужном месте и в требуемое время. Гениальными, к сожалению, рождаются далеко не все. Планированием же может эффективно пользоваться любой квалифицированный руководитель, достаточно подготовленный в данной области.

Планирование – процесс  определения целей, стратегий, а также мероприятий по их достижению за определенный период времени исходя из предположений о будущих вероятных условиях выполнения плана.

Многие организации  добились существенных успехов за счет создания и эффективного использования системы формального планирования (разработка планов, обязательных для всех ее подразделений, с утвержденными формами плановых документов, процедурами планирования, четкими периодичностью и сроками разработки плановых документов, наличием единого методического обеспечения и т. д.).

Иногда говорят: «План  – это ничто, главная ценность – это процесс планирования». Формальное планирование приучает руководителей к систематическому мышлению и осмысливанию будущих возможностей, улучшает взаимодействие руководителей внутри организации. Оно заставляет продумывать цели и задачи своего развития, выбирать правильные стратегии, лучше координировать деятельность, руководствоваться достаточно четкими стандартами при контроле результативности деятельности организации. Для крупных компаний использование формального планирования – один из немногих инструментов сохранения управляемости различными филиалами и отделениями. В то же время сам план, как комплекс утвержденных плановых документов, подвержен быстрому устареванию, основан на ряде предположений, часто имеющих спорный характер.

Ключевую роль в решении  стратегических задач организации  играет стратегическое планирование, под которым понимается процесс  разработки и поддержания стратегического равновесия между целями и возможностями организации в изменяющихся рыночных условиях. Цель стратегического планирования – определить наиболее перспективные направления деятельности организации, обеспечивающие ее рост и процветание. За рубежом данный термин был введен, чтобы отличить его от долгосрочного планирования и отразить отличие планирования, осуществляемого на уровне управления организацией в целом или ее самостоятельных хозяйственных единиц, от планирования на более низких уровнях управления.

Интерес к стратегическому  управлению был обусловлен следующими причинами:

1. Осознание того, что  любая организация является открытой  системой и что главные источники  успеха организации находятся  во внешней среде.

2. В условиях обострения  конкурентной борьбы стратегическая ориентация деятельности организации является одним из решающих факторов выживания и процветания.

3. Стратегическое планирование  позволяет адекватным образом  отреагировать на факторы неопределенности  и риска, присущие внешней среде.

4. Поскольку будущее  предсказать практически невозможно и экстраполяция, используемая в долгосрочном планировании, не работает, необходимо использовать сценарный, ситуационный подходы, хорошо вписывающиеся в идеологам стратегического управления.

5. Для того чтобы организация наилучшим образом реагировала на воздействие внешней среды, ее система управления должна быть построена на иных, нежели ранее, принципах.

Основной целью данной работы является исследование основ стратегического маркетингового планирования.

 

1. Стратегическое  планирование компании

Термин «стратегическое  планирование» пришел к нам в 70-е годы в переводных книгах западных специалистов. В плановой практике тех лет в нашей стране использовался термин «долгосрочное перспективное планирование». Между этими двумя понятиями существовало принципиальное различие. Так, главной идеей, парадигмой, лежащей в основе разработки долгосрочных планов, было: «Сегодня лучше, чем было вчера, а завтра будет лучше, чем сегодня» и отрицалась какая-либо неопределенность. Отсюда ведущий принцип планирования заключался в разработке плановых заданий «от достигнутого», часто в рамках имеющихся ресурсных возможностей путем простой экстраполяции, причем, чем больше наращивали выпуск той или иной продукции, тем было лучше. При этом априори считалось, что внешняя среда практически меняться не будет. Акцент делался на анализ внутренних возможностей и ресурсов организации. При таком подходе все, что организация может определить на основе анализа своих внутренних возможностей, – это то, какое количество продукта она может произвести и какие издержки при этом она понесет. Но объем производства и величина издержек не дают ответа на вопрос о том, насколько созданный продукт будет принят рынком, который в то время в традиционном понимании в нашей стране отсутствовал. Какое количество будет куплено и по какой цене, определяет рынок. Такие вопросы в условиях нерыночной экономики и не ставились.

Стратегический план, характеризующий деятельность организаций, работающих в рыночных условиях, использует другую парадигму: «Завтрашний день необязательно будет лучше сегодняшнего»1. И если ситуационный анализ обнаружил падение спроса на какую-то продукцию, даже в условиях наличия необходимых ресурсов руководство данного предприятия не будет наращивать объемы выпуска данной продукции, а скорее, выберет стратегию уменьшения ее выпуска, переключения на выпуск другой продукции. Таким образом, простая экстраполяция будущего из прошлого, исходя из изученных тенденций развития, использовавшаяся ранее в долгосрочном планировании, не годится. В основу разработки стратегического плана ложится анализ перспектив развития организации при определенных предположениях об изменении внешней среды, в которой она функционирует. Важнейшим элементом этого анализа является определение позиции организации в конкурентной борьбе за рынки сбыта своей продукции. На основе такого анализа формируются цели развития организации, формируются отдельные направления производственно-хозяйственной деятельности и выбираются стратегии достижения целей.

Если долгосрочный и  годовой планы организации имеют  дело с планированием выбранных  направлений развития организации, то в рамках стратегического планирования решаются вопросы о том, какие  новые направления следует развивать, а какие из сущестующих – ликвидировать. Стратегическое планирование направлено на адаптацию деятельности организации к постоянно меняющимся условиям внешней среды и на извлечение выгод из новых возможностей.

Однако стратегическое планирование не может дать полной, детальной картины будущего. Формируемая им картина будущего – это не детальное описание внешнего и внутреннего положения организации, а, скорее, его сценарное описание, носящее вероятностный характер. Очевидно, что даже несовершенное описание будущего несравненно лучше, чем его отсутствие. В целом стратегическое планирование – это симбиоз интуиции и искусства высшего руководства организации по постановке и достижению стратегических целей, опирающийся на владение конкретными методами предпланового анализа и разработки стратегических планов.

Стратегическое планирование ¾ это управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и шансами в сфере маркетинга. Оно опирается на четко сформулированное программное заявление фирмы, изложение вспомогательных целей и задач, здоровый хозяйственный портфель и стратегию роста.2

При осуществлении стратегического  планирования зачастую основной упор делается на разработку стратегического  плана. На самом же деле важнейшей составляющей является также реализация стратегического плана. А это предполагает в первую очередь создание организационной (корпоративной) культуры, позволяющей реализовать выбранные стратегии, разработку систем мотивации и организации труда, создание определенной гибкости в организации и т. п., то есть использование всех инструментов стратегического управления.

Поскольку стратегическое планирование в первую очередь связывается  с производственными организациями, необходимо выделить различные уровни управления такими организациями (в зарубежной литературе – корпорациями): организация в целом (корпоративный уровень), уровень направлений производственно-хозяйственной деятельности (дивизиональный, отделенческий уровень), уровень конкретных направлений производственно-хозяйственной деятельности (уровень отдельных видов бизнеса), уровень отдельных продуктов. Руководство корпорации ответственно за разработку стратегического плана корпорации в целом, за вложение средств в те направления деятельности, которые имеют будущее. Оно также принимает решение об открытии новых бизнесов. Каждый дивизион (отделение) разрабатывает дивизиональный план, в котором ресурсы распределяются между отдельными видами бизнеса данного отделения. Стратегический план также разрабатывается для каждой единицы бизнеса. Наконец, на продуктовом уровне в рамках каждой единицы бизнеса формируется план, направленный на достижение целей производства и сбыта отдельных продуктов на определенных рынках.

Организации для грамотного осуществления стратегического планирования должны четко идентифицировать свои направления производственно-хозяйственной деятельности, в другой терминологии – стратегические хозяйственные единицы (СХЕ), стратегические единицы бизнеса (СЕБ) или центры бизнеса. Появление СХЕ было обусловлено ростом размеров организации и требованиями обеспечения эффективного управления. Рис.1. характеризует динамику затрат на производство (1) и управление (2), а также суммарные затраты (3).

 

Рис.1 Затраты в зависимости  от размера организации

 

Из рис.1. следует, что по экономическим соображениям размер организации как единого целого не должен превышать определенных размеров, после достижения которых возникает задача деления организации на основе тех или иных организационно-правовых принципов. Одним из таких принципов является выделение СХЕ.

Как правило, организации  имеют несколько СХЕ. Отдельные  бизнесы могут не соответствовать  делению организации на отделения. Одно отделение может иметь несколько  бизнесов, в то время как несколько других – иметь один совместный бизнес.

Считается, что выделение  СХЕ должно удовлетворять следующим  трем критериям:

1. СХЕ должна обслуживать  внешний по отношению к организации  рынок, а не удовлетворять потребности  других подразделений организации. 

2. Она должна иметь своих, отличных от других, потребителей и конкурентов.

3. Руководство СХЕ  должно контролировать все ключевые  факторы, которые определяют успех  на рынке. Таким образом, СХЕ  могут представлять отдельную  компанию, отделение компании, продуктовую линию и даже отдельный продукт.

Можно выделить три основные задачи разработки стратегического  плана организации:

1. Анализ состояния,  в котором находится организация  в настоящее время (определение  ключевых факторов окружающей  среды, экономических, коммерческих, научно-технических и других тенденций развития организации).

2. Определение основных  целей и задач развития организации  с точки зрения использования  капитала, окупаемости капитальных  вложений и т. п.

3. Определение стратегии  мобилизации ресурсов организации для достижения основных целей и задач развития.

Эти три задачи предопределяют логическую последовательность разработки стратегического плана организации. Вначале осуществляется оценка текущего состояния бизнеса и перспектив его развития. Далее формулируется миссия организации, ее стратегические цели и выбираются стратегии ее развития.

Информация о работе Процесс стратегического маркетингового планирования и стратегия маркетинга