Прогнозирование рыночной конъюнктуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение организационно-методических положений проведения конъюнктурного анализа в системе маркетинга. Исследования конъюнктуры рынка имеют огромное значение в системе исследований рынка в целом. Рынок является крайне динамичной единицей коммерческой деятельности, и, следовательно, исследования конъюнктуры просто необходимы для полного восприятия функционирования рынка.
Конъюнктура рынка (лат. conjunctura - связывать) - экономическая ситуация на рынке, характеризуемая уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж. Из определения наглядно видно, что спрос является ключевой составляющей конъюнктуры рынка. И соответственно, при исследованиях конъюнктуры необходимо прежде всего исследовать спрос.

Файлы: 1 файл

готовая курсовая работа с таблицами.doc

— 223.50 Кб (Скачать файл)

Статистика конъюнктуры рынка (или  как ее еще часто называют - конъюнктурная  статистика) представляет собой раздел статистики рынка, изучающий ситуацию, складывающуюся на рынке под влиянием комплекса социально-экономических, демографических, естественно-природных, организационных, общественно-политических, а также случайных факторов.

Предмет статистики конъюнктуры рынка - массовые процессы и явления, определяющие конкретную рыночную ситуацию, поддающиеся количественной и качественной оценке. Конъюнктура рынка имеет три принципиальные отличительные черты: вариабельность, цикличность, динамичность.

 

1.3 Показатели  конъюнктуры

Все показатели конъюнктуры  можно представить в виде четырех групп: показатели материального производства, характеризующие предложение товара; показатели спроса на товары; показатели валютной и кредитно-денежной ситуации, характеризующие как предложение, так и спрос; цены, как наиболее концентрированные показатели.

Показатели материального производства, к которым относятся данные о  промышленном производстве товаров (автомобилей, полезных ископаемых, урожае сельскохозяйственных культур), можно классифицировать следующим  образом: абсолютные показатели (натуральные и стоимостные); относительные показатели (индексы, темпы роста и пр.); косвенные показатели.

В натуральных показателях измеряется производство многих важнейших товаров, на характеристики которых практически  не влияют достижения научно-технического прогресса. Например, выпуск металлургической продукции, сбор зерновых, выработку электроэнергии, добычу нефти удобно измерять соответственно в тоннах, киловатт в час, баррелях. В данном случае такие показатели дают вполне объективную картину состояния конкретного товарного рынка.

В тех случаях, когда потребительские  свойства готовых изделий подвергаются быстрым изменением под воздействием научно-технического прогресса, использование  только натуральных показателей  может давать искаженную картину  состояния рынков. Например, едва ли возможно оценивать конъюнктуру автомобильных рынков по количеству единиц выпускаемой продукции, если не учитывать все возрастающую долю малолитражных и сокращающуюся долю крупно- и среднелитражных автомобилей.

С другой стороны, использование стоимостных показателей производства готовой продукции также не может считаться универсальным средством анализа конъюнктуры рынка, поскольку такие показатели исчисляются в текущих ценах, причем в разных странах эти цены могут быть различными. Поэтому возникает необходимость внесения в эти показатели определенных корректив. Кроме того, следует иметь в виду, что стоимостные показатели приводятся в национальных валютах, курсовые соотношения которых также подвержены частным и даже значительным колебаниям.

Относительные показатели.  В ряде случаев данные об изменениях объема производства публикуются в виде индексов, составленных на основе стоимостных показателей по отраслям или отдельным крупным секторам экономики. В то же время следует помнить, что возможности анализа конъюнктуры с помощью индексов достаточно ограничены.

Косвенные показатели. Когда абсолютные показатели не позволяют оценить конъюнктуру или эти показатели не доступны, прибегают к косвенным показателям. К ним можно отнести: объем или портфель заказов, динамику загрузки производственных мощностей, объем инвестиций и даже уровень занятости в соответствующей отрасли и т.д. Такие показатели целесообразно использовать при анализе машиностроительной продукции с большим технологическим циклом, например в судостроении, крупном энергомашиностроении и т.д.

Показатели спроса на товары. Показатели спроса на внутреннем рынке отражают характер потребления на рынке потребительских  товаров и включают в себя данные об оптовой и розничной торговле, движение товарных запасов, объем внутренних перевозок грузов. На внешнем рынке такими показателями спроса выступают валовой импорт и валовой экспорт. Рост этих показателей говорит о росте спроса на товар, а снижение - о его падении.

Спрос на товары можно оценивать  и по таким расчетным показателям, как емкость (Ep), доля (Др) и насыщенность рынка (Нр). Емкость рынка означает возможный объем спроса или объем реализуемого товара по данном уровне цен в определенный период времени, обычно в течение года. Емкость национального рынка по любому товару за год рассчитывают на основе данных внутренней и внешней статистики в физических единицах или по стоимости по следующей формуле: Ер = Т+ З + И + Ик - Э - Эк,  где Т - национальное производство данного товара; З - остаток товарных запасов на складах предприятий-изготовителей в данной стране; И - импорт; Ик - косвенный импорт; Э - экспорт; Эк - косвенный экспорт.

Здесь косвенный импорт (экспорт) представляет собой поставки товара, используемого в других более  сложных изделиях в виде комплектующих узлов, деталей, материалов. Например, при оценке емкости рынка электродвигателей нужно учитывать электродвигатели, установленные в станках, машинах и оборудовании, ввозимых или вывозимых из страны. Однако учет косвенного импорта и экспорта, а также движение товарных запасов зачастую оказывается трудно учитывать. Поэтому на практике учет емкости рынка проводят по упрощенной схеме: Ер = Т+ И + Э.

Сравнение емкости за ряд лет позволяет судить, как  меняются ситуация на рынке. Доля рынка  Др представляет собой удельный или долю продаж фирмы на рынке и рассчитывается по следующей формуле: Др = Р / Ер * 100, где Р - объем реализации товаров фирмы.

Снижение доли рынка  является показателем неблагополучного положения фирмы и служит поводом  для проведения тщательного анализа этой ситуации.

Насыщенность рынка  Нр (%).- показатель, который определяется отношением числа потребителей, уже  купивших товар Пт, к общему числу  потребителей П: Нр = Пт \ П * 100.

Чем меньше значение имеет  этот показатель, тем перспективнее рынок для сбыта товаров.

Показатели валютной и кредитно-денежной ситуации. Для  оценки конъюнктуры рынка на отраслевом и национальных уровнях важную роль играют показатели валютной и кредитно-денежной ситуации: курсы акций, величины учетного процента, число банкротств и т.п.

Курс акций - это показатель, характеризующий уровень цен  на акции и дающие их владельцу  право на получение дохода. Курс акций, - ведущий показатель при прогнозировании  конъюнктуры рынка, поскольку он зависит не только от размеров полученных в прошлом году дивидендов, но и от размера ожидаемых доходов в будущем.

Изменение спроса на акции  наиболее ясно показывает, как покупатели акций, вкладчики капитала оценивают  перспективы развития конъюнктуры  того или иного рынка.

Этот показатель не может считаться абсолютно надежным индикатором изменений конъюнктуры, поскольку курсы акций подвержены достаточно резки колебание под воздействием самых разных факторов - спекуляции на фондовом рынке, изменением политической ситуации и т.д.

Обычно регулирующее воздействие государства на конъюнктуру рынка проявляется через изменение учетного процента. Повышение учетного процента ведет к снижению капиталовложений в промышленную сферу и, в конечном счете, к экономическому спаду, и наоборот, уменьшение учетного процента способствует увеличению инвестиций в промышленность, что ведет к повышению занятости и росту предложений товара на рынке.

Еще один показатель валютной и кредитно-денежной ситуации - число  банкротств. Обычно функционирование рыночной экономики сопровождается непрерывным разорением старых и появлению новых предприятий. Само по себе число банкротств ничего не говорит о состоянии экономики, если оно уравновешивается возникновением новых предприятий. Поэтому показателем конъюнктуры может служить существенное превышение числа банкротств над числом вновь возникающих предприятий. Этот показатель важен потому, что относится к числу опережающих и отражающих начальную фазу кризиса.

Цены. Они являются важнейшим  показателем конъюнктуры. Цены можно  разделить на две группы: абсолютные, характеризующие уровень и изменение цен в денежном выражении на конкретные изделия, и относительные, характеризующие изменение цен во времени (индексы). В динамике цен отражается по сути дела движение всех других показателей и влияющих на них факторов.

Изучение ценовых показателей  представляется сложной задачей, обусловленной  спецификой многообразных товарных рынков, наличием нескольких рядов  ценовых показателей на один и  тот же товар, не всегда надежной и  доступной информацией о ценах.

Поэтому при анализе  ценовых показателей следует  полагаться на детальное знание товара и рынка, изучение всех имеющихся  на товар ряда цен, учет зависимости  результатов анализа от квалификации экспертов.

 

 

 

 

2 ИССЛЕДОВАНИЕ  И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КОНЪЮКТУРЫ РЫНКА УСЛУГ НА ПРИМЕРЕ ООО»СЕРВИС БЫТ-ТЕХ»

Актуальность темы практической части курсовой работы состоит в  том, что перед предприятием стоит  задача  - привлечение клиентуры  из других районов города, поэтому  приоритетными направлениями для  него является маркетинговые исследования в области продвижения услуг; распределения долей рынка между компаниями; прогнозирование внутриотраслевой конъюнктуры  рынка услуг по ремонту радио-, аудио-, видеоаппаратуры, которое представляет собой комплексную оценку перспектив развития конъюнктуры рынка, изменения рыночных условий на предстоящий период для учета прогнозных данных в маркетинговых программах, в стратегии и тактике маркетинга предприятия.

Результаты анализа  прогнозируемых показателей конъюнктуры  рынка в сочетании с отчетными и плановыми данными дают возможность заблаговременно выработать меры, направленные на развитие позитивных процессов, устранение имеющихся и предотвращение возможных диспропорций и принятие оперативных решений по управлению продвижения услуг на рынок.

Цель прогноза - определить тенденции изменения факторов, воздействующих на рыночную ситуацию, таких как: общехозяйственная  конъюнктура, структурные изменения  экономики, изменение потребностей покупателей под влиянием научно-технического прогресса, социальных и других факторов, появление новых  рынков услуг, изменение уровня цен.

Основная цель практической части курсовой работы при исследовании конъюнктуры рынка - установить, в  какой мере деятельность продвижения  подобных услуг влияет на состояние рынка, на его развитие в ближайшем будущем и какие меры следует принять, чтобы полнее удовлетворить спрос населения на ремонт и установку, более рационально использовать имеющиеся у предприятия возможности.

Предметом исследования является ООО «Сервис быт-тех».

В соответствии с целью  практической части курсовой работы нами поставлены и решены следующие  задачи:

1. Дать понятие рыночной  конъюнктуры, целям и методам  ее анализа. 

2. Определить показатели  конъюнктуры. 

3. Рассмотреть основные  элементы конъюнктурного анализа.

4.Сформировать историческую  справку по образованию ООО  «Сервис быт-тех» и охарактеризовать  его состояние в настоящее  время. 

5. Проанализировать внешнюю  среду предприятия, взяв в качестве  исходных позиций общехозяйственную  структуру РФ и конъюнктуру рынка услуг по ремонту в стране.

6. Проанализировать внутреннюю  структуру предприятия исходя  из производственно-финансовой деятельности  и маркетинговой, организационно-штатной  структуры и системы управления, конкурентоспособности производимого товара.

7. Рассмотреть разрабатываемые  на предприятии рыночные стратегии  и оценить их эффективность. 

 

        2.1 Общая характеристика предприятия

ООО «Сервис быт-тех» - фирма, занимающаяся ремонтом аудио-, радио-, видеотехники, был открыт 2006 году в городе Краснодаре и до сих пор позиционирует себя как одна из лучших ремонтных мастерских города. Директором этой компании является Долженко Владимир Ильич; бухгалтером – его жена, Долженко Оксана Валерьевна. Юридический адрес рассматриваемой фирмы: 1077668, г. Краснодар, ул. Северная, 37.

Целью создания общества ограниченной ответственности (ООО) является максимальное удовлетворение потребностей населения и народного хозяйства  путем насыщения рынка работами, услугами,  производимыми  предприятием,  повышение  жизненного  уровня учредителей  и членов трудового  коллектива предприятия.      

 Основными    направлениями    деятельности    товарищества являются: оказание услуг по ремонту аппаратуры;  торгово-закупочная деятельность; сервисные услуги предприятиям, частным лицам;  маркетинговая деятельность,  а также ведет иную деятельность, не запрещенную  действующим законодательством, которая может быть полезной и способствовать успешной работе товарищества. 

Компания  действует на принципах  полного  хозяйственного расчета.      

 Мастерская  является  юридическим лицом, имеет самостоятельный  баланс и счета в  банках,  фирменный  бланк,  печать  со  своим наименованием.      

 Общество  может  образовывать  как  постоянные,  так  и временные научные, творческие, производственные, коммерческие и другие коллективы, выполняющие работы (услуги) для товарищества на договорной и контрактной основе. 

Мастерская по ремонту  радиоаппаратуры осуществляет ремонт  телевизоров,  магнитофонов,  видеомагнитофонов,  радиол,  видеоплееров,  магнитол  как  отечественных  так  и,  особенно,  импортных.  В последнее время на  российском  рынке появилась многочисленное число импортных радиоаппаратуры различных марок,  и многие уже существующие мастерские по ремонту радиоаппаратуры не могут  выполнять  их  ремонт,  так как не имеют для этого деталей. Так же следует особенно отметить, что на сегодняшний день, мастерских по  ремонту импортной  радиоаппаратуры очень мало по Краснодару, их число составляет три, в основном все они расположены в центре, ремонт обычно длится около двух недель,  срочный ремонт осуществляется за большие деньги.     

Информация о работе Прогнозирование рыночной конъюнктуры