Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 11:07, курсовая работа
Ранее планирование считалось центральным звеном управления как на
макроуровне, так и в рамках отдельного предприятия. Советская экономическая
наука детально разработала иерархическую систему планирования, охватывающую
все уровни управления народным хозяйством, но сейчас многие предприятия
оказались в некотором информационном вакууме: с одной стороны, обилие
неупорядоченной внешней информации (часто противоречивой и неверной), с
другой – отсутствие систематизированных указаний или подсказки извне о
выборе перспективных направлений развития.
Введение 3
Глава 1. Особенности разработки маркетинговой стратегии предприятия.
1.1. Понятие и виды маркетинговой стратегии. 6
1.2. Методы разработки маркетинговой стратегии. 24
Глава 2. Стратегический анализ внешней и внутренней среды
ЗАО «Красная Заря».
2.1. Общая характеристика предприятия. 33
2.2. Анализ макросреды предприятия. 39
2.3. Анализ контактной среды предприятия. 44
2.4. Анализ внутренней среды ЗАО «Красная Заря». 49
Глава 3. Разработка стратегии развития ЗАО «Красная Заря».
3.1. Определение мисии и целей организации. 52
3.2. Выбор стратегии на основе SWOT - анализа. 55
Заключение 62
Список литературы 66
пятидневной работе цех может произвести до 180 тонн в месяц .
На фабрике
освоены конфеты привычной
перспективе возможен выпуск конфет формы "ромб", "купол" и других. Отлитые
корпуса в течение трех-восьми часов должны затвердеть, после чего по
транспортерам подаются либо на глазировочную машину, либо на заверточные
автоматы, производительность каждого из них до 300 конфет в минуту. С
автоматов завернутые конфеты вновь по транспортеру отправляются на бункерные
весы, где фасуются в гофрокороба, которые отправляются на склад готовой
продукции.
Помимо описанного оборудования в цеху имеется участок обработки орехов,
которые идут во многие сорта конфет, включая такие популярные как "Метеорит".
Участок включает машину для обжарки орехов, трехвалковую мельницу для их
размола, меланжер.
Отдельно выделен участок производства розничных сортов кондитерских изделий.
Здесь производятся "Птичье молоко", "Метеорит", конфеты, которые фасуются в
коробки и упаковываются в термоусадочную пленку.
Также отдельно оборудован участок производства когда-то популярных конфет
"Ивановские зори", в народе прозванных "ивановским сникерсом", в ближайшее
время они вновь появятся в продаже.
В настоящее время ЗАО "Кондитерская фабрика "Красная заря" выпускает 32 вида
конфет и 20 видов вафель с самыми различными вкусовыми начинками.
2.4. Анализ
макросреды предприятия.
Макроокружение создаёт общие условия среды нахождения организации. Любые
фирмы, поставщики, покупатели, конкуренты и общественность в целом - все
работают в макросреде, под влиянием сил и тенденций которой и формируются
возможности и угрозы. Действующие в маркетинговой среде силы представляют
собой неконтролируемые факторы, которые необходимо выявлять и соответствующим
образом реагировать на них.
Экономические, правовые, политические и социальные компоненты макроокружения
– это основные факторы, оказывающие непосредственное влияние на деятельность
организации. Проведём анализ макросреды ЗАО «Красная Заря».
Экономическая
составляющая макроокружения
формируются и распределяются ресурсы. При анализе данного вопроса необходимо
рассмотреть ряд характеристик, таких как темпы роста промышленного
производства, темпы роста экономики в целом.
Период с 2000 по 2003 год явился благоприятным для развития экономики России.
В целом по стране экономический рост составил 28,5% (по данным 2003 года
экономика выросла
на 6,7%); уровень промышленного
30,5% (в 2003 году на 7,2%); инвестиции в экономику увеличились в 1,5 раза, а
именно на 49,1% (в 2003 году на 12,5%); реальный доход населения возрос на
56,6% (в 2003 году
на 12,5%). Золотовалютные резервы
70,6 млрд. долларов. Уровень инфляции снизился с 36,5% в 1999 году до 12% в
2003. Все эти показатели говорят о том, что в экономике страны чётко
обозначились тенденции к стабилизации и уверенному росту. Однако, следует
учесть, что Ивановский регион, в котором ЗАО «Красная Заря» осуществляет свою
деятельность, значительно отстаёт в развитии и занимает далеко не ведущие
позиции в рейтинге регионов России. Таким образом, можно сказать, что не
смотря на общую благноприятную ситуацию в экономике страны, рассматриваемое
предприятие фунуционирует в более жёстких условиях сложившейся экономики
региона.
Далее рассмотрим политико – правовые факторы макроокружения организации.
Ни одна фирма не может осуществлять свою предпринимательскую деятельность без
учета сложившейся
в государстве политико-
определяется: законами и нормативными актами по регулированию
предпринимательской деятельности, а также установленной системой контроля со
стороны государственных учреждений за соблюдением имеющихся законов.
Знание законов
позволяет организации
изыскать пути повышения её эффективности в рамках существующего
законодательства. Контроль за выполнением законов развивает необходимость их
соблюдать.
Основными законами, правилами, несомненно влияющими на реализацию продукции,
являются :
- Закон РФ “О сертификации продукции и услуг";
-
“Правила продажи отдельный
утверждены постановлением правительства РФ от 19.01.1998г. №55;
- Закон РФ “О защите прав потребителей”; В
соответствии со статьей 1 Закона "О защите прав потребителей" отношения в
области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской
Федерации, Законом "О защите прав потребителей", а также принимаемыми в
соответствии с ним иными федеральными законами и правовыми актами Российской
Федерации;
- Закон РФ “О стандартизации”. Необходимо иметь в
виду, что не все требования государственных стандартов являются
обязательными. В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской
Федерации от 10 июня 1993 г. N 5154-1 "О стандартизации" к обязательным
требованиям государственных стандартов относятся требования, устанавливаемые
для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды,
жизни, здоровья и имущества, для обеспечения технической и информационной
совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и
единства маркировки.
В Ивановской области также существует своя нормативная база, регулирующая
деятельность предприятий. Так, например в 2003 году администрацией Ивановской
области было принято постановление «Об утверждении порядка возмещения из
областного бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным
предприятиями Ивановской области в кредитных организациях». Данное
постановление безусловно оказывает положительное влияние на деятельность
организаций, поскольку
предоставляет возможность
помощь государства. А отсутствие долгов в свою очередь влечёт за собой
повышение уровня деловой активности предприятия.
Особое влияние на деятельность организаций оказывает налоговое
законодательство. Налоговые выплаты поглощают значительную часть финансовых
ресурсов предприятия. Недавняя отмена налога с продаж позволила ЗАО «Красная
Заря» снизить цены на продукцию, а это в свою очередь обеспечило увеличение
объёмов продаж, а значит и увеличение прибыли.
Роль политико – правовых факторов в деятельности организации нельзя
недооценивать. Соблюдение всех законодательных и нормативных актов является
залогом успешной деятельности предприятия, поскольку обеспечивает репутацию
надёжного производителя и партнёра.
Анализ социально – демографических факторов макроокружения позволяет
выявить влияние на бизнес таких социальных явлений и процессов, как:
существующие в обществе обычаи, демографические структуры общества, рост
населения, уровень образования и т.п. Приведём некоторые данные по
Ивановской области:
Население: 1266400 человек (0,86% от численности населения РФ). Из них
82,3% городского населения (показатель по РФ - 72,9%), в том числе малых
городов - 31,6% (показатель по РФ - 19,4%), средних городов - 5,4% (показатель
по РФ - 8,2%), больших городов - 45,2% (показатель по РФ - 45,2%).
Плотность населения: 58,1 чел/м2.
Показатели естественного движения: рождаемость - 7,0% (показатель по РФ -
9,0%), смертность - 18,0% (показатель по РФ - 14,5%), естественная убыль -
11,0% (показатель по РФ - 5,5%), младенческая смертность - 18,0% (показатель по
РФ - 14,5%).
Национальный состав: русские - 95,8%, украинцы - 1,2%, татары - 0,7%,
белорусы - 0,4%, мордва - 0,3%, чуваши - 0,2%, азербайджанцы, молдаване,
цыгане, узбеки - по 0,1%, другие национальности - 1,0%.
Занятые
в отраслях хозяйства: в
транспорте - 27,1%, в сельском хозяйстве - 5,1%, в непроизводственной сфере -
14,4%.
Демографическая обстановка в Ивановской области с каждым годом усложняется и
оценивается сегодня, как самая неблагополучная за весь послевоенный период.
Начиная с 1992 года, смертность в области превышает рождаемость. Снижается и
продолжительность жизни населения.
Средняя номинальная заработная плата, начисленная работникам в ноябре 2002
года, в целом по области без выплат социального характера составила 1091
рубль, она увеличилась по сравнению с октябрем 2001 г. на 3,6%. Согласно
статистике, среднедушевые доходы населения области примерно в 2,5 раза ниже,
чем в среднем по России.
Ситуация на рынке труда:
По состоянию
на 01.01.2003 г. службой занятости
человек ищущих работу, уровень безработицы - 2,7% к экономически активному
населению. В
некоторых районах области
областной показатель в три и более раза (Верхнеландеховский район - 12,6%,
Ильинский район - 10,0%, Юрьевецкий район - 8,8%).
Социально – демографический аспект имеет важное значение при анализе
макросреды организации. Продукция ЗАО «Красная Заря» довольно специфична,
поэтому необходимо
учитывать вышеперечисленные
уровень рождаемости, численности молодого населения, негативно сказываются на
объёмах продаж (т.к. по итогам маркетинговых исследований, проводимых на
предприятии, стало известно, что главными потребителями продукции фабрики
являются дети, молодежь до 30 лет и женщины); высокий процент городского
населения позволяет организации сконцентрироваться на реализации продукции
преимущественно в городах. Низкий среднедушевой доход населения, высокий
уровень безработицы обуславливают снижение платёжеспособности населения.
Проведя анализ макросреды ЗАО «Красная Заря», можно выделить положительные и
отрицательные тенденции, влияющие на развитие организации. Данные тенденции
могут быть рассмотрены как потенциальные возможности и угрозы.
Среди факторов макросреды, оказывающих положительное влияние на деятельность
предприятия, необходимо выделить следующие:
- стабилизация
экономической ситуации в
- развитие промышленности,
- ускорение темпа роста рынка.
К отрицательным факторам макросреды относятся:
- низкий платёжеспособный спрос,
- высокий уровень сборов и пошлин.
2.3. Анализ контактной среды предприятия.
Изучение контактной среды организации направлено на анализ тех составляющих
внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном
взаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что организация может оказывать
существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия, тем самым
она может активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в
предотвращении появления угроз её дальнейшему существованию.
Для того, чтобы оценить контактную среду ЗАО «Красная Заря» необходимо дать
характеристику поставщиков, потребителей, конкурентов.
Поставщики.
Основные поставщики сырья, которое непосредственно используется для
производства продукции ЗАО "Красная Заря", представлены следующими
организациями:
· ООО "ИСРАТЭК" г. Москва
· ЗАО "Холдинговая компания "Блиц-информ" г. Киев
· ЗАО "Конфлекс" г. С.Петербург
САХАР: "Русский сахар" г. Москва (вагонные поставки)
МУКА: "Оптима-плюс" г. Иваново
КАКАО-ПОРОШОК:
· ПТК "Восток" г. Москва
· "Фактория Трейд" г. С.Петербург
ЖИР: ООО "Ярпродснабсервис" г. Ярославль
Отдел по работе с поставщиками стремится найти поставщиков сырья с
наименьшими ценами и наилучшим качеством, что достаточно трудно. В будущем
планируется наладить связи с поставщиками и южных районов страны, учитывая
наиболее низкие цены на сырье.
Существуют налаженные связи с поставщиками, с некоторыми работают более 2-х
лет. Договора заключаются на взаимовыгодных условиях. Хорошо налажено
партнерство в отношениях с поставщиками. Однако организация всё же испытывает
сильную зависимость от поставщиков сырья, т.к. большинство поставщиков
расположено в других регионах и в случае перебоев с поставками возникнут
проблемы, на разрешение которых уйдёт немало времени.
Потребители.
По итогам маркетинговых исследований, проводимых на предприятии, стало ясно,
что главными потребителями продукции фабрики являются дети, молодежь до 30
лет и женщины. Это обусловлено спецификой производимой продукции.
В настоящее время сегментации рынка не проводится, но в перспективе
планируется сегментировать рынок и производить продукцию, предлагаемую
конкретно для детей, женщин и элитную.
География поставок продукции довольно обширна от Калининграда до Иркутска,
Информация о работе Разработка маркетинговой стратегии фирмы