Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 16:28, курсовая работа
Целью данной работы является разработка маркетинговой стратегии фирмы, а именно ЗАО «Сладкоежка».
Задачами данной работы являются:
- определение сущности и видов маркетинговой стратегии;
- анализ факторов влияющих на определение стратегии предприятия;
- выработка и обоснование маркетинговой стратегии для ЗАО «Сладкоежка»
доминирующей позиции. Эта стратегия дает тем больший эффект, чем большей долей
рынка владеет лидер, поскольку для него принятие пониженной цены означает очень
большие потери; фирма, «бросающая вызов», потеряет значительно меньше, особенно
если она невелика. Возможны два варианта:
• Фронтальная атака. Предполагает использование против конкурента тех же
средств, которые тот применяет, не утруждая себя поиском его слабых мест.
Чтобы быть успешной, фронтальная атака требует значительного превосходства
сил у атакующего (как правило, 3:1).
• Фланговая атака предусматривает борьбу с лидером на том стратегическом
направлении, где он слаб или плохо защищен.
3) Стратегии «следующего за лидером». «Следующий за лидером» — это
конкурент с небольшой долей рынка, который выбирает адаптивное поведение,
согласуя свои решения с решениями конкурентов.
Такие фирмы преследуют цель «мирного сосуществования» и осознанного раздела
рынка. Подобное поведение чаще всего имеет место, когда возможности
дифференциации малы, а перекрестная эластичность по ценам очень высока, так
что каждый конкурент стремится избежать борьбы, которая может нанести ущерб
всем фирмам. Такое поведение вовсе не означает, что у фирмы не может быть
конкурентной стратегии. Существуют четыре главные особенности стратегий
эффективно действующих фирм с малой долей рынка: творческая сегментация
рынка, эффективное использование НИОКР, оставаться малыми, сильный
руководитель.
4) Стратегии
специалиста. Специалист
несколькими сегментами, а не рынком в целом. Его цель — стать крупной рыбой в
маленькой речке. Чтобы ниша, на которую фокусируется специалист, была
рентабельной, она должна обладать достаточным потенциалом прибыли; иметь
потенциал роста;
быть малопривлекательной для
специфическим возможностям фирмы; иметь устойчивый барьер входа.
Характеристика и анализ различных типов стратегий маркетинга позволяют делать
вывод, что они во многом дополняют и повторяют друг друга. Причем в реальной
практике, как правило, предприятия разрабатывают и применяют определенную
комбинацию стратегий из большого множества возможных. Выбор же наиболее
приемлемых из них осуществляется с помощью различных методов на основе
факторов, оказывающих воздействие на функционирование и развитие фирмы.
Приведенные выше типы маркетинговых стратегий совпадают со стратегиями
менеджмента, т. к. основываются на маркетинговых исследованиях и определяют
общие направления развития фирмы. Стратегический маркетинг подразумевает
методы систематического анализа потребностей и разработки концепций
эффективных товаров и услуг, позволяющих обеспечить устойчивое конкурентное
преимущество, и включает в себя маркетинговые исследования рынка
(потребителей, конкурентов и др.), сегментирование рынка, дифференциацию
спроса и позиционирование товара. Логическим продолжением стратегического
маркетинга является комплексное маркетинговое давление, реализация и контроль
(см. рис.1.1.).
Таким образом, подлинная стратегия маркетинга основана на сегментации,
дифференциации и позиционировании. Она направлена на поиск конкурентного
преимущества фирмы на рынке и разработку такого комплекса маркетинга
(marketing-mix), который позволил бы реализовать это конкурентное
преимущество.
Рис. 1.1. Этапы разработки стратегии маркетинга
Сегментация позволяет осуществлять систематический анализ потребностей и
разрабатывать эффективные ассортиментные концепции товаров и услуг,
обеспечивающие конкурентные преимущества предприятия на рынке. Сегментация -
это процесс разделения рынка на группы потребителей со сходными
потребностями. Выделяют макро сегментацию, задача которой заключается в
идентификации рынка товаров, т.е. определении товарных и территориальных
границ; и микро сегментацию, цель которой состоит в выявлении внутри каждого
сегмента потребителей для более детального анализа разнообразия их
потребностей.
Сегментирование рынка производится по определенным признакам. К таким
признакам относятся: географический, социально-демографический,
психографический, поведенческий.
Определение признаков, по которым оцениваются объекты в выборке, зависит от
условий работы предприятия, и является творческой задачей исследователя.
Выделенные в процессе исследования сегменты требуют дальнейшей оценки их
привлекательности. Именно на основе этой оценки организации разрабатывают
стратегии маркетинга, направленные на позиционирование товаров, а также на
разработку
целевой маркетинговой
сегменты. Оценка сегментов производится по определенным критериям, к которым
можно отнести:
1. Размер сегмента и скорость его изменения.
2. Структурная привлекательность сегмента. Определяется уровнем
конкуренции, возможностью замены продукта на принципиально новый,
удовлетворяющий те же потребности, силой позиций покупателей и силой позиции
поставщиков комплектующих и ресурсов по отношению к рассматриваемой
организации, конкурентоспособностью рассматриваемых продуктов на этих
сегментах.
3. Цели и ресурсы организации, осваивающей сегмент.
Причем при выборе целевого рынка и для достижения максимально возможного
эффекта необходимо учитывать все эти критерии в комплексе.
На выбранных целевых рынках могут использоваться следующие подходы к их
освоению, т.е. стратегии сегментации:
1.
Недифференцированный
рыночными сегментами и выходят на весь рынок с одним продуктом. При этом
производитель концентрируется не на том, чем различаются потребности
различных потребителей, а на том, что в этих потребностях общего.
2. Дифференцированный маркетинг - также принимается стратегия полного
охвата рынка, но при этом каждому сегменту (рынку) свой специально
разработанный продукт. Такой подход позволяет действовать во всех выделенных
сегментах с индивидуальной товарной, ценовой, сбытовой, коммуникационной
политикой (marketing-mix).
3.
Концентрированный (
усилий на одном или нескольких наиболее выгодных сегментах. Стратегия
привлекательна
для предприятий с
концентрируют свои усилия там, где они имеют возможность использовать свои
преимущества, обеспечивая экономию за счет специализации и прочную рыночную
позицию в сегменте за счет высокой степени уникальности и индивидуальности
своих товаров и услуг.
4. Персонализированный - стратегия, при которой рынок разбивается на
мельчайшие границы, вплоть до уровня индивидуального потребителя.
5.
Иногда в рамках
дифференцированный целевой маркетинг. При этом их отличие в том, что
дифференцированный маркетинг означает разработку такого комплекса marketing-mix
для выделенных сегментов, который отличается только комплексами продвижения, а
дифференцированный
целевой маркетинг
совершенно различных инструментов маркетинга и, прежде всего, здесь
дифференцируются товары и услуги, предназначенные для различных групп
потребителей.
При этом каждая стратегия
различается, прежде всего, по содержанию основных инструментов комплекса
маркетинга (markiting-mix); товара, цены и продвижений.
Сегментация должна воплощаться в маркетинговые стратегии, позволяющие
получить дифференцированное преимущество перед конкурентами. Приняв решение о
выборе целевых рыночных сегментов, а также направлениях дифференциации,
предприятие переходит к позиционированию товаров и услуг в выбранных
сегментах.
Позиционирование определяет характер восприятия товаров целевыми сегментами.
Его можно определить как разработку и создание имиджа товара таким образом,
чтобы он занял в сознании покупателя достойное место, отличающееся от
положения конкурентов.
Таким образом, позиционирование с одной стороны связано с созданием брэнда. С
другой стороны
оно затрагивает самые разные
направления комплекса
товарное, ценовое, сервисное, разработку рекламных мероприятий.
При позиционировании необходимо обратить внимание на те характеристики
(аргументы)
и их сочетание, которые
быть цена, качество товара или обслуживания, престиж фирмы и др. При
определении позиций товара на рынке, когда число рассматриваемых аргументов
велико используется метод построения карт позиционирования. Наиболее часто используемой является карта по параметрам
«цена-качество». При этом фирма выбирает свое расположение на карте исходя из
позиций на данном рынке фирм-конкурентов, и выбор обосновывается стремлением
занять такое место на целевом рынке, где меньше накал конкурентной борьбы.
Также может
рассматриваться карта
важных для потребителей.
Таким образом, карта позиционирования дает возможность обобщить множество
атрибутов, выбрать наиболее оптимальный вариант позиционирования и определить
свойства товаров, выгодно отличающие их от товаров конкурентов, на которые
необходимо сделать акцент в рекламных сообщениях при создании брэнда.
Используя информацию,
полученную с помощью карты
может разработать стратегии позиционирования с учетом стратегий используемых
конкурентами:
1. Позиционирование по атрибуту (ассоциации товара с конкретной
характеристикой).
2.
Позиционирование по
3.
Позиционирование по
методом применения).
4.
Позиционирование по
группой потребителей).
5.
Позиционирование по конкуренту
(идентификация товара
сравнения с продуктом конкурента).
6. Позиционирование по категории продукта (ассоциации товара с другими
товарами на рынке).
7.
Позиционирование по
показателя качества).
8.
Применение сразу несколько
Таким образом,
в процессах и методах
позиционировании наиболее ярко отражают особенности концепции маркетинга,
т.к. обусловлены спецификой поведения и потребностей индивидуальных
потребителей, направлены на поиск и выбор аргументов, с помощью которых
предприятие воздействует на потребителей и формирует конкурентные
преимущества своих товаров. Далее начинается процесс операционного
Информация о работе Разработка маркетинговых стратегий для фирмы