Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 10:06, курсовая работа
Работа предприятий в условиях рынка требует от их руководителей и специалистов, глубоких и всесторонних знаний рыночной экономики, методологии комплексного исследования рынка, основ стратегического планирования, принципов и методов конкурентной борьбы для укрепления позиции на рынке.
Получить эти необходимые знания позволяет маркетинг как концепция рыночного управления. Теоретический и прикладной анализ зарубежного опыта показывает, что наиболее оптимальным в условиях рынка является именно маркетинг.
Маркетинг-это цельная наука о руководстве предприятием для достижения высоких результатов в удовлетворении человеческих потребностей с минимальными затратами средств.
Введение……………………………………………………………………….…..4
1 Теоретические основы службы маркетинга на предприятии ……………......5
1.1 Понятие и значение службы маркетинга на предприятии……...….……....5
1.2 Возникновение и развитие служб маркетинга на предприятии…………..11
1.3 Место службы маркетинга в системе управления предприятием…...…...17
2 Анализ организации маркетинговой службы на предприятии ООО «Типограф»……………………………………………………………………... 19
2.1 Краткая характеристика ООО «Типограф» ……………………………….19
2.2 Исследование макросреды как фактора, влияющего на маркетинговую деятельность ООО «Типограф»………………………. ……………………….19
3 Разработка мероприятий по оптимизации организации маркетинговой деятельности на предприятии ООО «Типограф»……... ……………………..22
3.1 Формирование единой службы маркетинга на предприятии ООО «Типограф»............................................................................................................22
3.2 Выявление структуры новой службы на предприятии ООО «Типограф»………………………………………………………………………22
Заключение………………………………………………………………………25
Список использованных источников …………………………….....................26
Наиболее существенные различия в маркетинговой практике зарубежного и отечественного менеджмента представлены в Таблице 1.4.
Таблица 1.4- Различия в маркетинговой практике стран СНГ и стран с развитой рыночной экономикой
Развитая рыночная экономика
Транзитивная экономика стран СНГ
1 Товарная политика
1.1 Производство товаров, исходя из требования рынка
1.1 Расширение имеющейся
1.2 Использование
1.2 Заимствование новых продуктов за счет капиталовложений западных компаний
1.3 Резкое снижение интервала
времени от разработки
1.3 Поддерживание традиционного ассортимента товаров
2 Ценовая политика
2.1 Агрессивное ценообразование
2.1 Инфляционное ценообразование
2.2 Цены, основанные на спросе
2.2 - Цены, ограниченные налоговой политикой
2.3 Цены, основанные на пользе клиента
2.3 - Цены монопольного рынка
3 Каналы сбыта
3.1 Признание важной роли
3.1 Ориентация на прямые поставки
3.2 Построение многоканальной
3.2 Стремление интегрировать
3.3 Налаживание партнерских
3.3 Стремление оптовиков к
Развитая рыночная экономика
Транзитивная экономика стран СНГ
4 Продвижение товара
4.1 Реклама - двигатель торговли
4.1 Отсутствие средств для
4.2 Общественные связи
4.2 Лоббирование интересов
4.3 Договор - гарант надежности
исполнения контрактных
4.3 Личные знакомства - залог исполнения договорных обязательств
Как видно из данных Таблицы 1.4, можно отметить существенные различия в маркетинговой практике стран СНГ и стран с развитой рыночной экономикой, причем последние явно уступают. Поэтому на белорусских предприятиях необходимо дальнейшее совершенствование деятельности маркетинговых служб.
1.3 Место службы маркетинга в
системе управления
Организационно служба маркетинга должна быть подчинена непосредственно директору предприятия, что обеспечивает независимость ее положения по отношению к другим подразделениям и объективную оценку возможностей предприятия при разработке его маркетинговой политики. В своей деятельности служба маркетинга должна взаимодействовать с подразделениями предприятия, участвующими в достижении его производственно-коммерческих целей, показанная на Рисунке 1.4.
Отдел материально-технического снабжения
ОАСУП- Отдел автоматизированных систем управления производством
Рисунок 1.4 - Примерная схема взаимодействия службы маркетинга с подразделениями предприятия
Исходя из Рисунка 1.4, можно сделать
вывод, что при взаимодействии с
отделом главного конструктора и
главного технолога служба маркетинга
предоставляет следующие
1. Количественные и качественные
требования потенциальных и
2. План мероприятий по
3. Стоимостные ограничения на
цену изделия, определяемые
С переходом к рынку управление маркетингом приобретает такое же значение, как и управление производством, финансами и кадрами.
Руководители маркетинга несут всю полноту ответственности за координацию и взаимоувязку сбыта и распределения, сбора информации и исследовательских работ, рекламы и стимулирования сбыта, планирования развития рынка и ассортимента продукции предприятия. Они отвечают теперь за управление всей деятельностью предприятия в сфере маркетинга, за организацию исследований маркетинга, за разработку планов маркетинга, за представление руководству фирмы планов и предложений, направленных на достижение намеченных целей, и за получение согласия руководства на их проведение в жизнь.
2 Анализ организации
2.1 Краткая характеристика
Основной задачей для
Главной целью компании является- создание производства, которое сможет наиболее полно удовлетворить потребности заказчиков в рекламной продукции. В связи с этим постоянно обновляется парк оборудования, развиваются смежные направления - цифровая лазерная и струйная печать, производство сувенирной продукции.
В 2003 году предприятие было сертифицировано на соответствие международному стандарту ISO 9001:2000 европейским сертификационным органом TUV Rheinland InterCert (регистрационный номер сертификата 75 100 9400) в сфере "Издательская деятельность. Оказание полиграфических услуг в сфере производства книжно-журнальной и рекламной продукции". Всё это время система менеджмента качества (СМК) предприятия подтверждалась соответствующими международными аудиторскими проверками.
2.2 Исследование макросреды как фактора, влияющего на маркетинговую деятельность предприятия ООО «Типограф»
Благополучие предприятия ООО «Типограф» зависит не только от деятельности самой компании и ее сотрудников, но и от противоборства комплексов маркетинга, применяемых различными фирмами, от тенденций и событий, происходящих в маркетинговой среде. Как уже отмечалось в теоретической части данной работы, маркетинговая среда представляет собой совокупность «не поддающихся контролю» сил, с учетом которых компания должна разрабатывать собственный комплекс маркетинга.
Маркетинговая среда – совокупность
активных субъектов и сил, действующих
за пределами компании и влияющих
на возможности руководства
Маркетинговая среда глубоко затрагивает деятельность предприятия. Слагается из микросреды и макросреда. Рассмотрим одно из этих явлений.
Макросреда представлена силами широкого социального плана, которые оказывают влияние на само предприятие и на его микросреду. К таким силам, по мнению автора, следует относить факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера. При анализе макросреды предприятия была применена методика составления и анализа экспертных оценок.
Рассмотрим важнейшие факторы внешней среды, влияющие на деятельность компании в Таблице 2.1.
Таблица 2.1- Важнейшие факторы внешней среды, влияющие на деятельность компании
Факторы внешней среды
Позитивное влияние
Степень важности
Негативное влияние
Степень важности
Демографическая среда
1. Количество потенциальных
2. Квалифицированные
Характеристики рабочей силы
3. Традиции и культурные
4. Отношение к иностранцам
9
6
6
9
Экономическая среда
1. Размеры и темпы изменения размеров рынка
2. Размеры и темпы роста
9
6
1.Общий уровень
2.Система налогообложения и качество экономического законодательства
-9
-9
Продолжение Таблицы 2.1- Важнейшие факторы внешней среды, влияющие на деятельность компании
Факторы внешней среды
Позитивное влияние
Степень важности
Негативное влияние
Степень важности
Природно-экологическая среда
1.Природно-климатические
6
1.Территориальное размещение
2.Состояние экологии и ее
влияние
-6
-9
Научно-техническая среда
1. Развитие коммуникационных
9
Политико-правовая среда
1.Политика государства в
2.Практическая реализация
3.Таможенная политика
9
6
4
1.Политическая стабильность в государстве
2.Характер отношения государст
3.Уровень регулирования и
-9
-9
-9
Исходя из Таблицы 2.1, можно выделить 5 факторов внешней среды, определение влияния и степень важности каждой среды: Демографическая, экономическая, природно-экологическая, научно-техническая, политико-правовая среды. Каждая из которых имеет позитивное и негативное влияние, а также степень важности в среде.
3 Разработка мероприятий по
оптимизации организации
3.1 Формирование единой службы маркетинга на предприятии ООО «Типограф»
Первым шагом на пути создания службы маркетинга на предприятии является определение ее системы организации. Наиболее простой и распространенной организацией службы маркетинга является функциональная организация. В этом случае специалисты–маркетологи руководят разными маркетинговыми функциями и подчиняются руководителю службы маркетинга[8, стр.35].
Полиграфическое направление предприятия ООО «Типограф » в настоящий момент охватывает три вида рынков:
рынок рекламных и дизайнерских агентств;
рынок издательств периодических
изданий и специальной
рынок потребителей бумажно-беловой продукции.
Анализ потребителей, их потребностей и особенностей представленных рынков, приведенный в аналитической части работы, позволяет говорить о схожести первого и второго сегмента потребителей и существенном отличии их от третьего сегмента:
Юнивест Принт (рекламная и журнальная полиграфия);
Умка (бумажно-беловые товары).
Таким образом, организация службы маркетинга компании должна поддерживать и развивать существующие рынки и товарные марки компании и иметь признаки функциональной организации.
3.2 Выявление структуры новой службы на предприятии ООО «Типограф»
Наиболее полно приведенным требованиям отвечает организация службы маркетинга по товарному производству, представленная на Рисунке 3.1
Рисунок 3.1- Организация службы маркетинга предприятия ООО «Типограф» (департамент маркетинга)
На основе Рисунка 3.1, подробнее
рассмотрим предложенную структуру, а
также функции групп, функциональные
обязанности сотрудников и
Основные принципы, которые предлагается заложить при создании службы маркетинга, следующие:
служба маркетинга организуется в виде самостоятельного подразделения (департамента);
департамент маркетинга имеет в своем составе группы (отделы), которые планируют, организуют и контролируют выполнение определенных маркетинговых функций компании;
в процессе своей деятельности департаменту
маркетинга в специальном (функциональном)
отношении подчиняются
Директор по маркетингу руководит департаментом маркетинга компании, организует и управляет всей деятельностью компании в сфере маркетинга, рекламы и стимулирования сбыта. Он является первым заместителем генерального директора и в его отсутствие выполняет его функции. Функционально он входит в состав совета директоров компании и подчиняется непосредственно генеральному директору. Ему напрямую подчинены руководители групп департамента маркетинга, а в специальном отношении – директора департаментов, подразделений и служб, выполняющие маркетинговые функции и задачи в компании. [7, стр.111]