Разработка упаковки товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 17:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение роли упаковки в маркетинговой деятельности, описание общих методологических основ разработки упаковки и в общем рассмотрение упаковки, как одного из важнейших элемента маркетинга. Для решения поставленной цели в работе рассмотрены следующие теоретические аспекты: роль упаковки, её сущность, классификация, функции и требования предъявляемые к ней, а так же опрос потребителей, о их предпочтениях по отношению к упаковке, c помощью анкетирования.

Содержание работы

Введение
Теоретический раздел
1. Роль упаковки товара
1.1 История создания и развития упаковки
1.2 Роль упаковки в маркетинге
1.3 Сущность и назначение упаковки
1.4 Классификация упаковки
1.5 Функции упаковки
2. Требование потребителя к упаковке товара
2.1 Ожидаемые возможности от упаковки товара у потребителей
2.2 Что требуется от упаковки
2.3 Восприятие упаковки покупателем
Практический раздел
1. Оценка качества упаковки на примере «Dupon»
2. Анкетирование
2.1 Анализ анкетирования
2.2 Вывод по опросу потребителей
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 221.00 Кб (Скачать файл)

       Упаковка должна быть недорогой в изготовлении, портативной и удобной для транспортирования, как с товаром, так и в пустом виде. Она должна обладать низким коэффициентом собственной массы (отношение массы к объему).

         Упаковка должна иметь привлекательный внешний вид, а ее форма, цветовое решение, тексты и рисунки на ней должны служить воспитанию эстетических вкусов у покупателей. К упаковке предъявляют следующие основополагающие требования: безопасность, экологические свойства, надежность, совместимость, взаимозаменяемость, экономическая эффективность.

        Безопасность упаковки означает, что содержащиеся в ней вредные для организма вещества не могут перейти в товар, непосредственно соприкасающийся с упаковкой. Это не значит, что в упаковке полностью отсутствуют вредные вещества. Такие вещества содержат многие виды упаковки Например, в металлической таре имеются железо, олово или алюминий; в бумаге — свинец; в полимерных материалах — мономеры.

В этих случаях безопасность упаковки обеспечивается путем нанесения на нее защитных покрытий (пищевой лак, полуда для металлической тары) или ограничением сроков хранения изделий (полиэтиленовая или полихлорвиниловая упаковки). Для красочного оформления, которое наносят на упаковку, должны применяться красители, разрешенные для этих целей органами Минздравсоцразвития России. Наиболее безопасна стеклянная и тканевая тара, наименее — металлическая и полимерная.

        Экологические свойства упаковки — способность ее при использовании и утилизации не наносить существенного вреда окружающей среде.

Абсолютно безопасных для  окружающей среды видов упаковки нет, так как при утилизации разных видов упаковки в окружающую среду  выделяются разнообразные вещества, отличающиеся различной степенью воздействия на нее.

         При уничтожении термическим путем деревянной, бумажной, тканевой и полимерной упаковки в окружающую среду выделяется, прежде всего, углекислый газ. Накопление его в атмосфере Земли в повышенном количестве вызывает изменения климата вследствие парникового эффекта, что может привести к негативным последствиям.

         Из указанных выше видов упаковки самыми низкими экологическими свойствами отличается полимерная тара, при сгорании которой в окружающую среду выделяются такие вредные вещества, как диоксиды, стирол, хлор и др. Стеклянную и металлическую тару собирают, рассортировывают и направляют на специализированные предприятия, где утилизируют путем переплавки.

        Если упаковка не отправлена на специализированные предприятия, а просто выброшена, то она долгие годы может загрязнять окружающую среду (почву, воду). Многие виды упаковки (полимерная, стеклянная) практически не разрушаются самопроизвольно, другие виды (металлическая) разрушаются в течение нескольких лет (до 10-20 лет). Наиболее быстро разрушается бумажная и тканевая упаковка.

        Экологические свойства упаковки повышаются, если она используется многократно (возвратная тара) или подвергается вторичной переработке (например, бумагу и древесину перерабатывают в картон).

Надежность упаковки — способность сохранять механические свойства или герметичность в течение длительного времени.

        Благодаря этому свойству упаковка обеспечивает надлежащую сохраняемость товаров, причем способность разных видов упаковок сохранять упакованные товары неодинакова. Кроме того, упаковка многократного использования сама должна обладать хорошей сохраняемостью, как с товаром, так и без него. Срок сохраняемости одноразовой упаковки может не превышать значительно сроки годности товаров.

       Совместимость упаковки — способность не изменять потребительские свойства упакованных товаров. Для этого упаковка должна быть чистой, сухой, без признаков плесени и посторонних запахов. Она не должна поглощать отдельные компоненты товара (вода, жиры и т. п.).

       Запрещается применять упаковку, несовместимую с товаром. Например, нельзя использовать оберточную бумагу и полиэтиленовую пленку для жиросодержащих продуктов, так как жир впитывается в упаковку. Деревянные ящики для пищевых продуктов нельзя изготавливать из древесины хвойных пород, так как продукты приобретут несвойственный им хвойный запах.

        Взаимозаменяемость — способность упаковок одного вида заменить упаковки другого вида при использовании по одному функциональному назначению. Например, герметичные металлические банки могут быть заменены стеклянными банками с металлическими крышками, ящики — контейнерами или картонными коробками.

       Эстетические свойства также очень важны для упаковки и в первую очередь для потребительской тары. Эстетичность упаковки достигается путем применения привлекательных материалов (фольга, целлофан, полиэтилен и т. п.), а также красочного оформления (цветовая гамма и рисунки).

        Указанные требования предопределяют выбор упаковки в зависимости от ее назначения. Наиболее важными критериями выбора служат безопасность, надежность и совместимость, а также экономическая эффективность упаковки и сроки хранения упакованных товаров.

Экономическая эффективность  упаковки определяется ее стоимостью, а также ценой эксплуатации и ценой утилизации.

        Стоимость упаковки зависит от применяемых материалов, а также технологичности производства. Например, бумага дешевле стекла и металла, зато последние легко подвергаются плавлению, формовке или штамповке.

Одноразовая упаковка дешевле, но требуется больше затрат на ее утилизацию. Многооборотная тара отличается пониженными затратами, если она используется более 3-5 раз, не требуя ремонта.

        Экономическая эффективность упаковок разных видов неодинакова и неразрывно связана с особенностями товаров, которые в нее должны быть упакованы. Невозможно выделить один вид упаковки, отличающийся высокой эффективностью для разных товаров.

       Требования к упаковке будут расти в связи с динамичным изменением ситуации на рынке, выпуском новых видов тары, необходимостью легкой и быстрой идентификации товаров и другими факторами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практический  раздел:

1. Оценка качества упаковки на примере «Dupon»

 

Сейчас в Европе основной тенденцией является переход от неупакованной к упакованной пищевой продукции, которую можно есть на ходу или же быстро разогреть в микроволновой печи. Этот сегмент рынка растет в мире с каждым годом. Так, компания «Дюпон» реализовала упаковки для такой продукции уже на 1,5 млрд. долл. США.

Эксперты «Дюпон» считают, что 70 % решений для покупки продуктов питания, принимаемых потребителями, связано именно с упаковкой. В области упаковочных материалов «Дюпон» работает более 80 лет. Для этого имеется соответствующая технологическая и химико-производственная база. В разработке упаковки для пищевых продуктов компания ориентируется на здоровье человека, удобство использования и индивидуализацию упаковки. Для этого разрабатывается так называемая «умная» упаковка, например, на основе биополимеров или упаковка под девизом «Беззаботная старость» для сохранения активного долголетия пожилых людей. Поэтому уже сейчас в супермаркете можно купить сразу целый обед в такой упаковке, его стоит только разогреть в микроволновой печи. Или упаковка может содержать молоко и злаки, разделенные перегородкой, при нарушении целостности которой происходит смешение этих компонентов и получается готовый к употреблению продукт. Вкусный и питательный продукт можно упаковать в удобный пакет, и это позиционируется как еда «на ходу», очень популярная в наше время.

В этом сегменте упаковки сейчас происходит настоящий бум. Производство полуфабрикатов за последние 5 лет увеличилось  в 3 раза.

Для кисломолочной продукции  сейчас активно используется упаковка в виде Bag-in-Вох от компании «Дюпон». Также выпускается более легкая и экономичная упаковка - полиэтиленовые пакеты, так называемая «мягкая» упаковка. Сегодня упаковка, обеспечивающая эффективные барьерные свойства пищевому продукту, может быть снабжена контроллером качества.

В настоящее время «Дюпон» занята разработкой и производством модифицированной упаковки. К ней относятся так называемые «дышащие» упаковки на основе биоматериалов, в частности, сахаров. Такие упаковки, как Biomax, Elvanol, хорошо растворимы в воде, активно вступают в реакцию с пищевым продуктом и поглощают нежелательные запахи и привкусы.

Все большее применение находят легко открываемые упаковки Easy Up, представляющие собой трехслойную пленку, состоящую из полиэтилена, полимера Surlyn и полиэтилена.

Одна из последних разработок компании - упаковка Duo-Pouch (пакет с двумя отделениями). При нажатии на перегородку между ними, выполняющую барьерную роль, происходит смешивание содержимого обеих зон.

Сварные швы в упаковке пищевых продуктов должны иметь  высокую прочность. Поэтому компания разрабатывает современные упаковочные материалы и технологии термосварки, которые могут выдержать большой разброс температур.

К ним относятся такие  полимеры, как термосвариваемые смолы Surlyn и герметик для крышек Appeel, применяемые с различными материалами в любых сочетаниях, что позволяет создавать упаковки, отличающиеся высокой надежностью сварного шва и высокой стойкостью к проколам и истиранию.

Смолы Surlyn обладают высокими оптическими характеристиками, что позволяет создавать более прозрачную упаковку и придавать тем самым более аппетитный внешний вид упакованному в нее пищевому продукту.

Полимеры-герметики для  крышек Appeel, специально разработанные для обеспечения прочности на отрыв в широком диапазоне температур термосварки, обладают стойкостью к проколам и раздеру и служат частью невосстанавливаемой вскрываемой отрывом упаковки, обеспечивая дополнительную защиту потребителю.

Упаковочные материалы  на основе полимера Nucrel обладают хорошими барьерными свойствами, обеспечивают надежную защиту и долговечность, благодаря чему упаковка становится стойкой к проколам и отслаиванию, сохраняя тем самым свежесть пищевых продуктов и удлиняя срок их хранения.

Таким образом, на сегодняшний  день компания «Дюпон» позволяет  решать проблемы, возникающие у производителей и продавцов продуктов питания. На основе своих новейших научных достижений компания открывает доступ к новейшим технологиям и дает возможность практического применения современных упаковочных материалов.

 

2. Анкетирование 

В связи с необходимостью расширения производства ассортиментной линейки компании «Dupon», потребовались маркетинговые исследования, чтобы выявить предпочтения потребителей и их нужды к инновационным изменениям в упаковке. Для этого было принято решение провести опрос потребителей в виде анкетирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета

 

Уважаемые Дамы и Господа!

Компания по производству упаковок для пищевой продукции «Dupon»  проводит маркетинговое исследование. Для этого нам нужна Ваша помощь в разработке нового ассортимента нашей  продукции, что позволит подготовить и реализовать мероприятия, направленные на повышение степени Вашей удовлетворенности от  нашей продукции.

Просим Вас ответить на вопросы, представленные ниже, и заранее благодарим  за содействие!

1. Ваш возраст:

 До 20

 21 – 30

 31 – 45

 41 – 50

 51 – 60

 60 и старше

 

2. Ваш пол:

 Женский

 Мужской

 

3. Ваш доход (в месяц, руб.):

 до 2000

 2000 – 5000

 5000 – 15000

 свыше 15000

 

4. Являетесь ли Вы потребителем пищевой продукции упакованной компанией «Dupon»?

 Да

 Нет

5. Если да, то какую упаковку из ассортимента компании Вы предпочитаете?

  Bag-in-Вох

  Biomax

  Elvanol

  Easy Up

 Duo-Pouch

6. Как Вы оцениваете  качество продукции компании «Dupon»?

 отлично

 очень хорошо

 хорошо

 сносно

 неудовлетворительно

 

 

7. Упаковка компании «Dupon» кажется Вам?

 

-5     

-4

-3

-2

-1

0

+1

+2

+3

+4

+5

 

Дорогая

                     

Недорогая

Некачественная

                     

Качественная

Непрестижная

                     

Престижная

Неэкономичная

                     

Экономичная


 

8. Упаковка компании «Dupon» самая универсальная?

 решительно не согласен

 не согласен

 не могу сказать

 согласен

 полностью согласен

9. Для каких целей Вы чаще всего приобретаете пищевую продукцию упакованную компанией «Dupon»?

 Питания в домашних условиях

 Питания на работе

 Детям в школу

Другое___________________________________________________________

10. Отметьте:

Упаковка компании «Dupon»

Покупаю и советую друзьям

Покупаю часто

Покупаю иногда

Покупаю редко

Bag-in-Вох

       

Biomax

       

Elvanol

       

Easy Up

       

Duo-Pouch

       

 

11. Что бы Вы хотели изменить или дополнить в упаковках компании «Dupon»?

Информация о работе Разработка упаковки товара