Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 17:00, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Россия располагает значительными запасами энергетических ресурсов и мощным топливно-энергетическим комплексом (ТЭК), который является базой развития экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики.
Рынок энергоресурсов – система обеспечения потребителя тем или иным видом энергии или энергоносителя, основанная на взаимоотношениях поставщика и потребителя. По географическим границам различают следующие виды рынков:
Субъекты рынка энергоресурсов – хозяйствующий субъект, занимающийся предпринимательской деятельностью по производству (добыче) того или иного вида энергоресурсов – производитель, а также и поставкой их потребителю непосредственно или через иных хозяйственных субъектов – поставщика, производящего оптовые поставки, (продавца, перепродавца).
Потребитель (основной потребитель) – хозяйствующий субъект, получающий энергоресурсы как для собственного потребления (потребитель), так и для частичной передачи (основной потребитель) другим конечным потребителям (субабонентам).
Различают первичные и вторичные энергоресурсы. Первичные – это энергоресурсы, поступающие на предприятие в готовом для потребления виде или специально вырабатываемые непосредственно на предприятии для осуществления технологических или вспомогательных, сервисных целей. Вторичные энергоресурсы, или «энергетические отходы» – это энергоресурсы, образующиеся как попутные при осуществлении технологических процессов. В таблице 1 представлены возможные виды первичных и вторичных энергоресурсов, образующих энергетические потоки внутри предприятия.
Таблица 1
Виды первичных и вторичных энергоресурсов
Первичные энергоресурсы |
Вторичные энергоресурсы |
Топливо: уголь, кокс, горючие сланцы, торф, отходы древесины, природный газ, нефть; Тепловая энергия (пар, горячая вода); Сжатый воздух; |
Технологические газовые и жидкостные
отходы; |
Сбытовая стратегия – это генеральный план выхода на рынок с конкретной товарной группой, включающий совокупность следующих характеристик: уровень цен, уровень издержек на стимулирование сбыта, доля в структуре выпуска, каналы распространения, нацеленность на определенные сегменты рынка, конкурентные преимущества, позиционирование товара на рынке, стратегия охвата рынка.
Топлива и энергоресурсы должны рассматриваться как товары особого рода, в потребительную стоимость которых входит обеспечение жизнедеятельности общества и прогресса в экономическом развитии, поддержание энергетической и экономической безопасности. Более того, топливно-энергетические товары являются и товарами, аккумулирующими в себе огромную долю сложного труда геологов, геофизиков, рабочих высшей квалификации добывающих, перерабатывающих отраслей, комплексной инженерии, энергетиков и т.д. В этой связи для энергоресурсов должен быть поставлен если не знак равенства с готовыми изделиями, то особый знак, отличающий их от сырья и выделяющий эти товары в особую группу [3, с. 35-36].
В данной работе цель маркетингового исследования заключается в выявлении сильных и слабых сторон энергетического рынка России, а также имеющихся возможностей и угроз.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
В качестве метода маркетингового исследования был использован метод кабинетного исследования.
Кабинетное исследование – изучение уже существующих материалов в различных публикациях и статистических справочниках ("исследование за письменным столом"). Кабинетный метод исследования отличается быстротой сбора информации, не требует больших затрат времени. Основной смысл кабинетных исследований состоит в сборе и анализе вторичной информации. Вторичная информация может быть получена из внутренних источников (данные бухгалтерии, списки клиентов, отчеты продавцов, годовой отчет, план маркетинга и др.) и из внешних источников информации (Федеральная служба по статистике, Торговая палата, производственные и торговые ассоциации, отраслевые организации, банки, библиотеки и файлы данных) [1, с.42].
Нормативной базой для выполнения курсовой работы послужила Энергетическая стратегия России на период до 2020 года. Также в качестве источников информации были использованы данные периодической печати и обзоры о состоянии энергетического рынка.
2.2.
Состояние мирового
Среди 10 крупнейших нетто-экспортеров энергоресурсов (35% мирового производства и 16% – потребления) помимо Саудовской Аравии (около 410 млн. т н.э. экспорта) выделяется Норвегия (189 млн. т н.э.). Остальные семь стран поставляют на рынок примерно по 115-155 млн. т н.э. (См. Приложение 1).
В числе 10 крупнейших нетто-импортеров (38 % мирового производства и 58% потребления) помимо США, в больших количествах ввозят энергоресурсы Япония (434 млн. т н.э.), Германия (около 213 млн. т н.э.) и Республика Корея (204 млн. т н.э.) (См. Приложение 2).
На рисунке 2 графически представлены производство, потребление и расчетный избыток энергоресурсов в основных нетто-экспортирующих странах в 2007 г. А на рисунке 3 – производство, потребление и расчетная нехватка энергоресурсов в основных нетто-импортирующих странах в 2007 г.
Рисунок 2. Производство, потребление и расчетный избыток энергоресурсов в основных нетто-экспортирующих странах в 2009 г. (млн. т н.э.)
Рисунок 3. Производство, потребление и расчетная нехватка энергоресурсов в основных нетто-импортирующих странах в 2009 г. (млн. т н.э.)
Таблица 2
Динамика цен на основные виды топлива в 2003-2009 гг.
Годы |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Нефть средневзвешенная (APSP)*,(долл./барр.) |
28,9 |
37,7 |
53,4 |
64,3 |
71,1 |
97,0 |
57,2 |
Природный газ, |
3,9 |
4,3 |
6,3 |
8,5 |
8,6 |
13,4 |
9,0 |
Уголь, фоб Ньюкасл, Австралия, (долл./т) |
27,8 |
53,0 |
47,3 |
52,6 |
70,4 |
136,2 |
75,0 |
Урановый концентрат U3O8, |
11,2 |
18,0 |
27,9 |
47,7 |
99,2 |
64,2 |
47,2 |