Рекомендации по совершенствованию сбытовой стратегии на рынке энергоресурсов России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Россия располагает значительными запасами энергетических ресурсов и мощным топливно-энергетическим комплексом (ТЭК), который является базой развития экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики.

Файлы: 1 файл

Рекомендации по совершенствованию сбытовой стратегии на рынке энергоресурсов России.docx

— 4.99 Мб (Скачать файл)

2. Функциональный уровень: стратегия комплекса (всех элементов) маркетинга, стратегия сегментации рынка, стратегия позиционирования.

В современных рыночных условиях достаточно прочные позиции могут завоевать те компании, которые уделяют должное внимание разработке маркетинговых стратегий на функциональном уровне. Главное содержание функциональных стратегий заключено в разработке планово-управленческих решений по обоснованию выгодного целевого рынка, привлечению максимального количества покупателей для получения желаемых доходов и успешному позиционированию [13, с. 391].

Стратегия комплекса (всех элементов) маркетинга позволяет оптимально сочетать все элементы маркетинга для достижения определенной доли рынка.

Стратегия сегментации рынка направлена на эффективный выбор сегмента рынка, обеспечивающий рост продаж товара данной фирмы.

Стратегия позиционирования – это создание конкурентоспособного положения отдельных видов товара относительно конкурентов и привлечение наибольшего числа покупателей [7, с. 200-201].

3. Операционный уровень: продуктовые стратегии, стратегии распределения и продвижения товара, ценовые стратегии.

Продуктовая стратегия позволяет достичь соответствия номенклатуры, ассортимента и качества товаров потребностям покупателей.

Стратегия распределения и продвижения товара должна обеспечивать доступность товаров фирмы для потребителей в соответствии с их запросами во времени и пространстве.

Ценовые стратегии позволяют оптимизировать цены на одноименные с конкурентами товары и довести информацию о цене до потребителей                [7, с. 201].

 

 

    1. Сбытовая стратегия на рынке энергоресурсов

Сбыт - неотъемлемый  элемент  процесса  маркетинга,  так  как  является завершающей,  наиболее   ответственной   стадией   обеспечения   потребителя необходимым для него товаром. Он направлен  на  формирование  и  поддержание эффективной системы  перемещения  продукта  от  производителя  до  конечного потребителя с минимальными затратами.

Рынок энергоресурсов – система обеспечения потребителя тем или иным видом энергии или энергоносителя, основанная на взаимоотношениях поставщика и потребителя. По географическим границам различают следующие виды рынков:

  • федеральный рынок;
  • региональный рынок – областной;
  • местный рынок – районный/ городской;
  • локальный рынок – микрорайон / квартал / группа домов.

Субъекты рынка энергоресурсов – хозяйствующий субъект, занимающийся предпринимательской деятельностью по производству (добыче) того или иного вида энергоресурсов – производитель, а также и поставкой их потребителю непосредственно или через иных хозяйственных субъектов – поставщика, производящего оптовые поставки, (продавца, перепродавца).

Потребитель (основной потребитель) – хозяйствующий субъект, получающий энергоресурсы как для собственного потребления (потребитель), так и для частичной передачи (основной потребитель) другим конечным потребителям (субабонентам).

Различают первичные и вторичные энергоресурсы. Первичные – это энергоресурсы, поступающие на предприятие в готовом для потребления виде или специально вырабатываемые непосредственно на предприятии для осуществления технологических или вспомогательных, сервисных целей. Вторичные энергоресурсы, или «энергетические отходы» – это энергоресурсы, образующиеся как попутные при осуществлении технологических процессов. В таблице 1 представлены возможные виды первичных и вторичных энергоресурсов, образующих энергетические потоки внутри предприятия.

Таблица 1

Виды первичных и вторичных энергоресурсов

Первичные энергоресурсы

Вторичные энергоресурсы

Топливо: уголь, кокс, горючие сланцы, торф, отходы древесины, природный газ, нефть;

Тепловая энергия (пар, горячая вода);  
Электрическая энергия;

Сжатый воздух;  
Хладагенты (жидкий азот, кислород, фреон);  
Технологическая и хозяйственно-питьевая вода и др.

Технологические газовые и жидкостные отходы;  
Конденсат;  
Отработанный пар;  
Органические отработанные растворители;  
Дымовые газы;  
Биогаз;  
Сточные воды;  
Вентиляционные выбросы и др.


Сбытовая стратегия – это генеральный план выхода на рынок с конкретной товарной группой, включающий совокупность следующих характеристик: уровень цен, уровень издержек на стимулирование сбыта, доля в структуре выпуска, каналы распространения, нацеленность на определенные сегменты рынка, конкурентные преимущества, позиционирование товара на рынке, стратегия охвата рынка.

Топлива и энергоресурсы должны рассматриваться как товары особого рода, в потребительную стоимость которых входит обеспечение жизнедеятельности общества и прогресса в экономическом развитии, поддержание энергетической и экономической безопасности. Более того, топливно-энергетические товары являются и товарами, аккумулирующими в себе огромную долю сложного труда геологов, геофизиков, рабочих высшей квалификации добывающих, перерабатывающих отраслей, комплексной инженерии, энергетиков и т.д. В этой связи для энергоресурсов должен быть поставлен если не знак равенства с готовыми изделиями, то особый знак, отличающий их от сырья и выделяющий эти товары в особую группу                 [3, с. 35-36].

 

 

 

 

  1. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО РЫНКА РОССИИ

2.1. Технология проведения маркетингового  исследования

В данной работе цель маркетингового исследования заключается в выявлении сильных и слабых сторон энергетического рынка России, а также имеющихся возможностей и угроз.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

  • определить современное состояние мирового энергетического рынка;

  • определить состояние энергетического рынка России в 2010 году;

  • определить основные направления развития рынка энергоресурсов согласно энергетической стратегии России на период до 2020 года;

  • выявить сильные и слабые стороны рынка энергоресурсов России, а также возможности и угрозы.

В качестве метода маркетингового исследования был использован метод кабинетного исследования.

Кабинетное исследование – изучение уже существующих материалов в различных публикациях и статистических справочниках ("исследование за письменным столом"). Кабинетный метод исследования отличается быстротой сбора информации, не требует больших затрат времени. Основной смысл кабинетных исследований состоит в сборе и анализе вторичной информации. Вторичная информация может быть получена из внутренних источников (данные бухгалтерии, списки клиентов, отчеты продавцов, годовой отчет, план маркетинга и др.) и из внешних источников информации (Федеральная служба по статистике, Торговая палата, производственные и торговые ассоциации, отраслевые организации, банки, библиотеки и файлы данных) [1, с.42].

Нормативной базой для выполнения курсовой работы послужила Энергетическая стратегия России на период до 2020 года. Также в качестве источников информации были использованы данные периодической печати и обзоры о состоянии энергетического рынка.

 

2.2. Состояние мирового энергетического  рынка в период 2009-2010 гг.

Мировой финансовый кризис и последовавший за ним экономический спад оказали значительное влияние на перспективы развития энергетических рынков, особенно в ближайшие несколько лет. Вместе со снижением экономической активности мировой спрос на энергоресурсы в целом резко пошел на спад. Однако за последние два года, произошли существенные изменения в мировой экономике, которые не могли не отразиться на мировом рынке энергоресурсов. Постепенно рынок восстанавливается, производство и потребление растет.

В мире по масштабам производства и потребления энергоресурсов выделяются три крупнейшие энергетические державы – США, Китай и Россия, среди которых США являются крупнейшим потребителем и нетто-импортером топлива (более 600 млн. т н. э.) с относительно стабильным потреблением и производством энергоресурсов (несмотря на рост ВВП).

Китайская же экономика, развивавшаяся в последние несколько лет динамичнее экономик других стран, за минувшие 10 лет более чем в два раза увеличила потребление и масштабы производства энергоресурсов, в 2009 г. обойдя по производству энергоресурсов США и в 2010 г. закрепив за собой мировое лидерство по данному показателю. Нараставшая в последние несколько лет нехватка энергоносителей в Китае (до примерно 200 млн. т н. э.) явилась фактором «возмутителя спокойствия» на мировом энергетическом рынке, способствуя росту цен.

Россия (третий в мире производитель и потребитель энергоресурсов), традиционно экспортируя энергоносители и наращивая с конца 90-х гг. объемы их поставок, по суммарному экспорту всех видов топлива за последние 7 лет является крупнейшим в мире нетто-экспортером энергоресурсов в объеме примерно 570 млн. т н. э. [4].

Среди 10 крупнейших нетто-экспортеров энергоресурсов (35% мирового производства и 16% – потребления) помимо Саудовской Аравии (около 410 млн. т н.э. экспорта) выделяется Норвегия (189 млн. т н.э.). Остальные семь стран поставляют на рынок примерно по 115-155 млн. т н.э.                             (См. Приложение 1).

В числе 10 крупнейших нетто-импортеров (38 % мирового производства и 58% потребления) помимо США, в больших количествах ввозят энергоресурсы Япония (434 млн. т н.э.), Германия (около 213 млн. т н.э.) и Республика Корея (204 млн. т н.э.) (См. Приложение 2).

При сохраняющейся во многих странах ограниченности внутренних энергоресурсов по мере экономического роста происходит усиление их зависимости от внешних поставок. Так, с 2000 г. по 2009 г. суммарная доля импорта в покрытии потребностей 10 крупнейших импортеров повысилась с 36,5 % до 38,0 %, в частности – в США – с 24 до 27 %, в Индии – с 23 до 34 %. Характерна весьма высокая зависимость от импорта (порядка 84-90 %) таких стран, как Япония, Республика Корея, Тайвань, Италия, Испания. Несколько меньше зависит от внешних поставок Германия (69%) и Франция (56%) [4].

На рисунке 2 графически представлены производство, потребление и расчетный избыток энергоресурсов в основных нетто-экспортирующих странах в 2007 г. А на рисунке 3 – производство, потребление и расчетная нехватка энергоресурсов в основных нетто-импортирующих странах в 2007 г.

Рисунок 2. Производство, потребление и расчетный избыток энергоресурсов в основных нетто-экспортирующих странах в 2009 г. (млн. т н.э.)

Рисунок 3. Производство, потребление и расчетная нехватка энергоресурсов в основных нетто-импортирующих странах в 2009 г. (млн. т н.э.)

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что мировое потребление энергоресурсов увеличивается. Отсюда интерес к альтернативным источникам энергии, в частности, к альтернативным видам горючего повышается с каждым витком роста цен на нефть и нефтепродукты. Топливо из нефти можно заменить следующими видами ресурсов: биотопливо, газ, водород, электричество, топливные элементы (получение электричества из воздуха) и даже спирт. Использование альтернативных видов топлива позволяет любому государству повысить энергетическую независимость и безопасность.

Соотношение мировых цен на нефть и газ за длительный период показало устойчивое превышение цен нефти над ценами природного газа. Приводимое ВР сопоставление ценового уровня 1 млн. БТЕ (британских тепловых единиц) в указанных видах топлива показало, что с 2003 г. нефть заключает в себе наиболее дорогостоящую теплотворность, тогда как сжиженный природный газ (поставляемый в основном по долгосрочным контрактам), бывший до 2002 г. самым дорогим, с 2006 г. является наиболее дешевым из сопоставляемых видов топлива, хотя в 2008 г. его цена и сблизилась с газообразным продуктом, а в III квартале 2009 г. даже превзошла его. В Таблице 2 представлены данные, касающиеся динамики цен на основные виды топлива.

Таблица 2

Динамика цен на основные виды топлива в 2003-2009 гг.

Годы

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Нефть средневзвешенная (APSP)*,(долл./барр.)

28,9

37,7

53,4

64,3

71,1

97,0

57,2

Природный газ, 
средняя импортная, 
Европа, франко – граница, 
(долл./млн. БТЕ)

3,9

4,3

6,3

8,5

8,6

13,4

9,0

Уголь, фоб Ньюкасл, Австралия, (долл./т)

27,8

53,0

47,3

52,6

70,4

136,2

75,0

Урановый концентрат U3O8, 
(долл./фунт) **

11,2

18,0

27,9

47,7

99,2

64,2

47,2

Информация о работе Рекомендации по совершенствованию сбытовой стратегии на рынке энергоресурсов России