Рекомендации по совершенствованию сбытовой стратегии на рынке энергоресурсов России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Россия располагает значительными запасами энергетических ресурсов и мощным топливно-энергетическим комплексом (ТЭК), который является базой развития экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики.

Файлы: 1 файл

Рекомендации по совершенствованию сбытовой стратегии на рынке энергоресурсов России.docx

— 4.99 Мб (Скачать файл)
  1. отставание производственного потенциала ТЭК от мирового научно-технического уровня. Доля добычи нефти за счет современных методов воздействия на пласт и доля продукции нефтепереработки, получаемой по процессам, повышающим качество продукции, низка. Энергетическое оборудование, используемое в газовой и электроэнергетической отраслях, неэкономично. В стране практически отсутствуют прогрессивные парогазовые установки, установки по очистке отходящих газов, крайне мало используются возобновляемые источники энергии, оборудование угольной промышленности устарело и технически отстало, недостаточно используется потенциал атомной энергетики;

  1. отставание развития и объективный рост затрат на освоение перспективной сырьевой базы добычи углеводородов, и особенно газовой промышленности; 

  1. сохраняющаяся высокая нагрузка на окружающую среду от топливно-энергетической деятельности. Несмотря на произошедшее за последнее десятилетие снижение добычи и производства топливно-энергетических ресурсов, отрицательное влияние ТЭК на окружающую среду высоко;

  1. высокая зависимость нефтегазового сектора и, как следствие, доходов государства, от состояния и конъюнктуры мирового энергетического рынка. Наблюдается тенденция к дальнейшему повышению доли нефти и газа в структуре российского экспорта, вместе с тем, недостаточно используется потенциал экспорта других энергоресурсов, в частности электроэнергии. Это свидетельствует о продолжающемся сужении экспортной специализации страны и отражает в достаточной степени отсталую структуру всей экономики России;

  1. отсутствие развитого и стабильного законодательства, учитывающего в полной мере специфику функционирования предприятий ТЭК [17].

В результате проводимой в нефтегазовом комплексе политики – и, конечно, с учетом складывающейся внешней и внутренней экономической конъюнктуры – показатели добычи и экспорта углеводородных ресурсов не только соответствовали, но в 2006 г. даже превышали ориентиры Энергетической стратегии. Приложение 3 демонстрирует, что данные показатели к 2010 г. оказались ниже запланированных, это можно объяснить влиянием  мирового экономического кризиса.

На современном этапе экономика России характеризуется высокой энергоемкостью, в 2-3 раза превышающей удельную энергоемкость экономик развитых стран. Причинами такого положения, кроме более суровых климатических условий и территориального фактора, является сформировавшаяся в течение длительного периода времени структура промышленного производства и нарастающая технологическая отсталость энергоемких отраслей промышленности и ЖКХ, а также недооценка стоимости энергоресурсов, прежде всего, газа, не стимулирующая энергосбережения.

В связи с этим Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым была  обозначена политика энергосбережения для всех регионов страны.

Необходимо отметить, что Энергетическая стратегия исходит из необходимости выполнения Россией ее международных обязательств в области экологии. Особенно актуальна эта часть стратегии в настоящее время, т.к. мировое сообщество до сих пор не может оправиться от экологической катастрофы, произошедшей в Мексиканском заливе, где после взрыва и затопления буровой платформы на воде образовалось огромное нефтяное пятно.

В свою очередь, в последние годы в нашей стране проблема утилизации попутного нефтяного газа приобретает все большую актуальность. Но для нефтяников его транспортировка и переработка для дальнейшего применения нерентабельна, так как стоимость такого топлива будет выше рыночной.

Исходя из целей внешней энергетической политики, международная деятельность России в сфере энергетики будет осуществляться по следующим основным направлениям:

  • экспорт топливно-энергетических ресурсов;

  • разработка и освоение энергетических ресурсов на территориях других государств;

  • закрепление присутствия на внутренних энергетических рынках зарубежных государств, совладение сбытовой сетью энергоресурсов и объектами энергетической инфраструктуры в этих странах;

  • привлечение зарубежных инвестиций в производство, транспорт и преобразование энергоносителей в России;

  • организация параллельной работы с сопредельными электроэнергетическими объединениями;

  • транзит энергоресурсов;

  • международное научно-техническое и правовое сотрудничество.

Энергетическая стратегия определяет не только основные пути развития Энергетического рынка России, а также основные результаты, которые будут достигнуты после осуществления всех намеченных мероприятий. К ним относятся следующие:

  1. предусматривается двукратное снижение удельной энергоемкости ВВП с соответствующим ростом энергоэффективности экономики - доля потребляемых энергоресурсов в распределенном ВВП снизится с 22% в 2000 г. до 13-15% в 2020г.;

  1. наиболее эффективными путями будет обеспечено удовлетворение внутренних энергетических потребностей страны в первичных топливно-энергетических ресурсах: рост спроса на них к 2020 г. по сравнению с уровнем 2000 г. составит 27-40 % при росте ВВП в 2,3-3,3 раза;

  1. предусматривается умеренный рост в 2001-2020 гг. среднедушевых расходов на топливо- и энергообеспечение населения (в 2,3-2,4 раза) при опережающем увеличении реальных располагаемых доходов населения (в 3,4-3,7 раза);

  1. ежегодная выручка от деятельности ТЭК к 2010 г. возрастет в 1,5 раза с увеличением на одну треть налоговых поступлений в бюджеты государства при снижении доли ТЭК (как капиталоемкого и энергоемкого комплекса) в промышленном производстве с 30% в настоящее время до 25-26% в 2010 г. и 18-20% в 2020 г. при опережающем росте наукоемких и перерабатывающих секторов с низкой энергоемкостью;

  1. экспорт энергетических ресурсов может возрасти к 2020 г. на 35-56%, что соответствует требованиям устойчивости платежного баланса страны, укрепления ее экономического положения и геополитического влияния, и учитывает интересы последующих поколений населения России [17].

Ена первом этапе реализации стратегии (2003-2010 гг.) уже можно отметить говорить если не о полном, то о частичном соответствии планируемых результатов их текущему состоянию. Несоответствие некоторых показателей можно объяснить мировым экономическим кризисом, который повлиял на спад  деловой активности предприятий комплекса, снижению потребления энгергоресурсов. Однако данная тенденция начинает отходить в прошлое и Правительство надеется на оптимистические варианты развития комплекса в целом.

Принимая во внимание изменившиеся макроэкономические показатели, условия функционирования российской экономики по сравнению с 2003 г., а также проявившиеся в последнее время тенденции в развитии отдельных секторов ТЭК, необходимо ежегодно осуществлять мониторинг хода реализации мероприятий, предусмотренных стратегией. В свою очередь Правительство планируется выполнить комплекс работ по уточнению Энергетической стратегии с пролонгацией ее на период до 2030 года.

 

 

    1. SWOT-анализ рынка энергоресурсов России

SWOT-анализ (от англ. Strengths – силы, Weaknesses – слабости, Opportunities – возможности, Threats – угрозы) позволяет выявить сильные и слабые стороны организации, возможности и угрозы при проведении стратегического аудита. Основные компоненты такого анализа представлены на рисунке 6 [15, с. 156].

Рисунок 6. Основные компоненты SWOT-анализа

Сильные стороны (S) организации – то, в чем организация преуспела или какая-то особенность, предоставляющая ей дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т. д.

Слабые стороны организации (W) – это отсутствие чего-то важного для функционирования организации или то, что ей пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит ее в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т. д.

Рыночные возможности (О) – представляют факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов организации, резкий рост спроса, появление новых технологий производства  продукции, рост уровня доходов населения и т.д.

Рыночные угрозы (Т) – факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке во время внедрения той или иной маркетинговой стратегии. Примеры угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.д.    [14, c. 364-365].

На основе информации, полученной в ходе проведения исследования, выполним SWOT-анализ рынка энергоресурсов России.

 

 

 

 

 

 

SWOT-анализ  рынка энергоресурсов России

S – сильные стороны:

W – слабые стороны:

  • Россия – один из крупнейших экспортеров энергоресурсов (с. 15-16);
  • высокий и стабильный спрос на энергоресурсы (с. 16);
  • выгодное географическое положение страны по отношению к рынкам сбыта             (с. 20-21).
  • высокие экспортные пошлины  (с. 22-23);
  • резкие колебания цены на нефть (с. 18);
  • экспорт полуфабрикатов первичной переработки (мазут, прямогонный бензин, вакуумный газойль) (с. 21-22);
  • сжигание попутного нефтяного газа (с. 27);
  • моральный и физический износ НПЗ (с. 25).

О – возможности:

Т – угрозы:

 

  • Россия обладает большими запасами энергоресурсов;
  • расширение рынков сбыта;
  • модернизация существующих и строительство новых НПЗ;
  • использование попутных нефтяных газов;
  • увеличение объемов реализации высококачественных нефтепродуктов;
  • снижение фискальной нагрузки на нефтегазовую отрасль.
  • повышение экспортных пошлин и налогов (с. 22-23);
  • переход стран-импотеров на альтернативные виды топлива (биотопливо) (с. 17);
  • вытеснение России с рынка энергоресурсов конкурентами (Саудовская Аравия) (с. 15-16).

 


Вывод: SWOT-анализ в маркетинге имеет место для определения проблем и возможностей организации на рынке и расширения возможностей взаимодействия с внешней средой. В процессе выполнения SWOT-анализа рынка энергоресурсов России были выявлены сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы. Было выявлено, что качественно преобладают сильные стороны. Это объясняется наличием в России большой ресурсной базы. Как показал анализ рынок имеет и слабые стороны, а также возможности, реализация которых позволит достичь более высоких результатов.

 

 

 

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ  СБЫТОВОЙ СТРАТЕГИИ  РОССИИ

Стремясь к повышению  эффективности  и  конкурентоспособности российского экспорта энергоресурсов, необходимо в первую очередь разработать рациональную сбытовую стратегию.

  Имея  возможности на рынке энергоресурсов  России, выявленные в ходе анализа, мы можем устранить имеющиеся  на рыке слабые стороны. Известный американский ученый в сфере менеджмента П. Друкер определил следующий основной принцип: достижение результата путем использования возможностей, а не путем решения проблем. Исходя из этого принципа, были разработаны рекомендации по совершенствованию сбытовой стратегии страны на основе выявленных в ходе исследования возможностей:

  • формирование новой транспортной инфраструктуры по западному и восточному векторам. Она включает, согласно Энергетической стратегии, две ветки Балтийской трубопроводной системы,  балканское направление через  Бургас-Александруполис, и одновременно  строительство ускоренными  темпами транссибирского трубопровода  ВСТО  с его ответвлениями  (в том числе в Китай и Республику Корею).  Это, несомненно, усилит торгово-политические и коммерческие позиции России [17];
  • строительство новых нефте- и газопроводов позволит России выйти на новые рынки. В частности экспорт нефти и газа в США, в страны ЕС, в Китай и другие страны АТР и Центральной Азии;
  • необходимо модернизировать и технологически усовершенствовать существующие и строить новые нефтеперерабатывающие заводы, предпочтительно  на терминалах трубопроводов (Дальний Восток,  Балтика, Мурманск);  
  • необходимо повышать полезное использование попутного нефтяного газа, а не сжигать его сразу на месторождениях. Современные технологии утилизации попутного газа предоставляют возможность полностью использовать нефтяной газ на месторождениях, получать дополнительную электроэнергию, тепло и углеводородные газомоторные топлива, прежде всего, сжиженный углеводородный газ.
  • увеличение производства высококачественных видов топлива и, соответственно, их экспорта за рубеж. В частности, необходимо производить бензины по стандартам «Евро-3» и «Евро-4», так как они широко используются в странах ЕС. Расчеты показывают, что  замена  в  российском  экспорте низкокачественных  видов топлива на горючее европейского качества  позволила бы получить дополнительно порядка 20 млрд. долл.;
  • снижение экспортных пошлин и налогов на энергоресурсы, что послужит дополнительным стимулом к расширению сбытовой деятельности нефтегазодобывающих компаний. Начиная с марта 2010 года в РФ были снижены пошлины на экспорт энергоресурсов, что должно благоприятным образом воздействовать на развитие отрасли.

Информация о работе Рекомендации по совершенствованию сбытовой стратегии на рынке энергоресурсов России