Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 07:28, курсовая работа
Товар - главный объект на рынке. Он имеет стоимость и потребительную стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными характеристиками.
Цель данной работы – составление программы по конкурентоспособности товара на рынке.
Задачи работы: - изучить теоретическую основу понятия «конкурентности товара»;
- дать методологическую оценку конкурентоспособности товара на рынке.
Введение 2
1 Роль качества и конкурентоспособности товара в
товарной политике фирмы 4
1.1. Понятие качества товара 4
1.2. Факторы, влияющие на качество продукции 8
1.3. Оценка конкурентоспособности товара 11
1.4 Факторы, влияющие на конкурентоспособность 13
1.5. Пути повышения конкурентоспособности товаров и услуг 15
2 Оценка качества и конкурентоспособности
на примере продукции «Данон» 23
2.1. Описание компании «Данон» 23
2.2 Анализ конкурентной среды компании «Данон» 26
2.3. Портфельный и конкурентный анализ 28
3. Рекомендации 39
Заключение 42
Список используемой литературы 44
Введение 2
1 Роль качества и конкурентоспособности товара в
товарной политике фирмы 4
1.1. Понятие качества товара 4
1.2. Факторы, влияющие на качество продукции 8
1.3. Оценка конкурентоспособности товара 11
1.4 Факторы, влияющие на конкурентоспособность 13
1.5. Пути повышения конкурентоспособности товаров и услуг 15
2 Оценка качества и конкурентоспособности
на примере продукции «Данон» 23
2.1. Описание компании «Данон» 23
2.2 Анализ конкурентной среды компании «Данон» 26
2.3. Портфельный и конкурентный анализ 28
3. Рекомендации 39
Заключение 42
Список используемой литературы 44
ВВЕДЕНИЕ
Товар - главный объект на рынке. Он имеет стоимость и потребительную стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными характеристиками. Именно в товаре находят отражение все особенности и противоречия развития рыночных отношений в экономике. Товар - точный индикатор экономической силы и активности производителя. Действенность факторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессе конкурентного соперничества товаров в условиях развитого рыночного механизма, позволяющего выявить отличия данного товара от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Для этого товар должен обладать определенной конкурентоспособностью.
Конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке1. Кроме того, конкурентоспособность - сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара. Она определяется совокупностью потребительских свойств данного товара-конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, цен, условий поставки и эксплуатации в процессе производительного и (или) личного потребления. Проблема качества и конкурентоспособности продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя. Конкурентоспособность – концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги.
Поэтому тема курсовой работы актуальна в наши дни.
Цель данной работы – составление программы по конкурентоспособности товара на рынке.
Задачи работы:
- изучить теоретическую основу понятия «конкурентности товара»;
- дать
методологическую оценку
1 РОЛЬ КАЧЕСТВА ТОВАРА В ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКЕ ФИРМЫ
1.1. ПОНЯТИЕ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ
Качество – совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары для соответствия своему назначению. Все эти элементы определяют требования к качеству изделия, которые конкретно воплощены на этапе проектирования в технической характеристике изделия, в конструкторской документации, в технических условиях, предусматривающих качество сырья, конструктивные размеры и т.д.
В литературе понятие качества трактуется по-разному. Однако основное различие в понимании качества определяется командно-административной и рыночной экономик. В условиях первой, качество трактуется с позиции производителя, а в рыночной с позиции потребителя.
Понятие качества неоднократно обсуждалось научной
общественностью и практиками. Основные
элементы пригодности товаров, определяемые
технической характеристикой изделия,
называют качеством конструкции. При усовершенствовании
качества конструкции возрастает стоимость
изделия. Качество продукции оценивается
на основе количественного измерения
определяющих ее свойств. Современная
наука и практика выработали систему количественной
оценки свойств продукции, которые и дают
показатели качества. Широко распространена
классификация свойств предметов (товаров)
по следующим группам, которые дают соответствующие
показатели качества:
-показатели назначения
товара,
-показатели надежности,
-показатели технологичности,
-показатели стандартизации и унификации,
-эргономические показатели,
-эстетические показатели,
-показатели
-патентно-правовые показатели,
-экологические показатели,
-показатели безопасности.
Показатели назначения характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обуславливают область применения продукции. Для продукции производственно-технического назначения основным может служить показатель производительности. Данный показатель позволяет определить, какой объем продукции может быть выпущен с помощью оцениваемой продукции или какой объем производственных услуг может быть оказан за определенный промежуток времени.
Показатели надежности. Надежность является одним из основных свойств промышленной продукции. Сложность и интенсивность режимов работы различных изделий непрерывно возрастает, повышается ответственность выполняемых функций. Чем ответственнее функции, тем выше должны быть требования к надежности.
Показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции именно с помощью технологичности обеспечивается массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.
Показатели стандартизации и унификации – это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Все детали изделия делятся на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем выше процент стандартных и унифицированных деталей, тем лучше как для изготовителя продукции, так и для потребителя.
Эргономические показатели – отражают взаимодействие человека с изделием, его соответствие гигиеническим, физиологическим, антропометрическим и психологическим свойствам человека, проявляющимся при пользовании изделием. К таким показателям можно отнести, например, усилия, необходимые для трактором, расположение ручки у холодильника, кондиционер в кабинете, расположение руля у велосипеда, освещенность, температура, влажность, запыленность, шум, вибрация, концентрация угарного газа и водяных паров в продуктах сгорания.
Показатели транспортабельности характеризуют приспособленность продукции к транспортированию без использования или потребления ее.
К показателям
транспортирования определенного вида;
транспортирования определенного вида.
Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности. При определении патентно-правовых показателей следует учитывать в изделиях новые технические решения, а также решения, защищенные патентами в стране, наличие регистрации промышленного образца и товарного знака, как в стране производителе, так и в странах предполагаемого экспорта. Патентно-правовой уровень промышленного изделия оценивается при помощи двух безразмерных показателей : показателя патентной защиты и показателя патентной частоты.
Экологические показатели характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукции. Показатели экологичности товара – один из важнейших свойств, определяющих уровень его качества.
К экологическим показателям относятся:
продуктах сгорания двигателей различных машин, оборудования, агрегатов,
комплексов;
транспортировании, эксплуатации или потреблении продукции;
объектов, связанных с исследованием, "приручением" и использованием атомной
энергии;
различного назначения и других машин и агрегатов.
Показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обеспечивающие безопасность человека (обслуживающего персонала) при эксплуатации или потреблении продукции, монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании от механических, электрических, тепловых воздействий, ядовитых и взрывчатых паров, акустических шумов, радиоактивных излучений.
1.2 ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ
На каждом предприятии на качество продукции влияют разнообразные факторы, как внутренние так и внешние. К внутренним относятся такие, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию надлежащего качества, т.е. зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, их классифицируют на следующие группы: технические, организационные, экономические, социально-психологические. Технические факторы самым существенным образом влияют на качество продукции, поэтому внедрение новой технологии, применение новых материалов, более качественного сырья – материальная основа для выпуска конкурентоспособной продукции.
Организационные факторы связаны с совершенствованием организации производства и труда, повышением производственной дисциплины ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала.
Экономические факторы обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, политикой ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции.
Социально-экономические факторы в значительной мере влияют на создание здоровых условий работы, преданности и гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников – все это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной продукции.
Внешние
факторы в условиях рыночных
отношений способствуют
Анализ внешней среды дает возможности организации для прогнозирования ее
возможностей, для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств,
для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и для
разработки стратегий, которые могли бы превратить внешние угрозы в любые
выгодные возможности. Анализ внешней среды необходим в процессе
стратегического планирования.
Среди
рассмотренных факторов
особое место. Ни одна организация не может себе позволить игнорировать
фактические или возможные реакции своих конкурентов.
В условиях
рыночных отношений изменяются
цели предприятия, которые
завоевание лидерства по показателям качества товара, достижение конкретного объема сбыта, рост продаж, завоевание расположения клиента.
На рисунке ниже
приведены внешние факторы,
1.3 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА
В рыночной экономике решающим фактором коммерческого успеха товара является конкурентоспособность. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за период его эксплуатации. Каждый специалист дает свое определение конкурентоспособности:
«...под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, то есть преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов»;