Роль маркетинга в повышении конкурентоспособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 00:35, лекция

Описание работы

Маркетинговая деятельность должна обеспечить:
1. Надежную, достоверную и своевременную информацию о рынке, структуре и динамике конкретного спроса, вкусах и предпочтениях покупателей, то есть информацию о внешних условиях функционирования фирмы;
2. Создание такого товара, набора товаров (ассортимента), который более полно удовлетворяет требованиям рынка, чем товары конкурентов;
3. Необходимое воздействие на потребителя, на спрос, на рынок, обеспечивающее максимально возможный контроль сферы реализации.

Содержание работы

1. Роль маркетинга в повышении конкурентоспособности и улучшении финансового положения предприятия
2. Классификация товарных рынков
3. Конкурентоспособность товара и ее оценка
4. Литература

Файлы: 1 файл

введение в специальность.docx

— 42.49 Кб (Скачать файл)

Белорусский Государственный Университет Информатики  и Радиоэлектроники

«Кафедра  экономики»

 

 

 

 

 

 

Роль маркетинга в повышении  конкурентоспособности предприятия

 

 

 

                                                 Подготовила:

                                                                                                                   Студентка группы:272203

                                                                                                                   Яковлева Валерия

                                                                                                                   № зачетной книжки: 2723101

 

 

 

 

 

2013  год

Содержание:

  1. Роль маркетинга в повышении конкурентоспособности и улучшении финансового положения предприятия
  2. Классификация товарных рынков
  3. Конкурентоспособность товара и ее оценка
  4. Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Роль маркетинга в повышении конкурентоспособности и улучшении финансового положения предприятия

Необходимым звеном системы управления предприятий  является маркетинговая деятельность. Именно она обеспечивает предприятию  необходимый сбыт производимой продукции, что наполовину является залогом  успешного его функционирования. От эффективности маркетинговой  деятельности напрямую зависит эффективность  работы всего предприятия.

 

Задачами маркетинга являются: выбор товара, производимого  для рынка, определение его потребительских  свойств; установление качественных параметров производства; контроль за соблюдением  действующих экологических и  медицинских требований; обоснование  объемов и сроков производства продукции; расчет необходимости привлечения  дополнительных финансовых средств  с указанием источников их получения (регламентация времени транспортировки, расчет процента естественной убыли); требования к упаковке продукции; разработка бизнес-плана, условий проведения коммерческих операций, а также многое другое.

 

Эффективное управление производством в условиях неустойчивой конъюнктуры рынка предполагает организацию специализированной маркетинговой  службы на предприятиях.

 

 Итак, в развитой  рыночной экономике существует  множество типов предприятий,  но ни на одном из них  нельзя обойтись без маркетинговой  службы. Хотя экономисты выделяют  различные пути повышения эффективности  фирмы, концентрируется внимание  именно на службе маркетинга, на том как специалисты этого  отдела помогают предпринимателю  повысить эффективность, а следовательно, и прибыльность фирмы.

 

Маркетинг (от английского market - рынок) - комплексная система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе исследования и прогнозирования рынка, изучения внутренней и внешней среды предприятия, разработки стратегии и тактики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ. В этих программах заложены мероприятия по улучшению товара и его ассортимента, изучению покупателей, конкурентов и конкуренции, по обеспечению ценовой политики, формированию спроса, стимулированию сбыта и рекламе, оптимизации каналов товародвижения и организации сбыта, организации технического сервиса и расширения ассортимента предоставляемых сервисных услуг.

 

 Маркетинг, как  порождение рыночной экономики,  является в определенном смысле  философией производства, полностью  (от научно-исследовательских и  проектно-конструкторских работ  до сбыта и сервиса) подчиненной  условиям и требованиям рынка,  находящимся в постоянном динамическом  развитии под воздействием широкого  спектра экономических, политических, научно-технических и социальных  факторов. Предприятия-производители  и экспортеры рассматривают маркетинг  как средство для достижения  целей, фиксированных на данный  период по каждому конкретному  рынку и его сегментам, с  наивысшей экономической эффективностью. Однако это становится реальным  тогда, когда производитель располагает  возможностью систематически корректировать  свои научно-технические, производственные  и сбытовые планы в соответствии  с изменениями рыночной конъюнктуры, маневрировать собственными материальными и интеллектуальными ресурсами, чтобы обеспечить необходимую гибкость в решении стратегических и тактических задач, исходя из результатов маркетинговых исследований. При этих условиях маркетинг становится фундаментом для долгосрочного и оперативного планирования производственно-коммерческой деятельности предприятия, составления экспортных программ производства, организации научно-технической, технологической, инвестиционной и производственно-сбытовой работы коллектива предприятия, а управление маркетингом - важнейшим элементом системы управления предприятием.

 

Маркетинговая деятельность должна обеспечить:  

    1. Надежную, достоверную и своевременную информацию о рынке, структуре и динамике конкретного спроса, вкусах и предпочтениях покупателей, то есть информацию о внешних условиях функционирования фирмы;  
    2. Создание такого товара, набора товаров (ассортимента), который более полно удовлетворяет требованиям рынка, чем товары конкурентов;  
    3. Необходимое воздействие на потребителя, на спрос, на рынок, обеспечивающее максимально возможный контроль сферы реализации.

В основе деятельности производителей, работающих на основе принципов маркетинга, лежит девиз: производить только то, что требуют  рынок, покупатель. Исходным моментом, лежащим в основе маркетинга, выступает  идея человеческих нужд, потребностей, запросов. Отсюда сущность маркетинга предельно коротко состоит в  следующем: следует производить  только то, что безусловно найдет сбыт, а не пытаться навязать покупателю “несогласованную” предварительно с рынком продукцию.

Из сущности маркетинга вытекают основные принципы, которые  включают:  

 Нацеленность  на достижение конечного практического  результата производственно-сбытовой  деятельности. Эффективная реализация  товара на рынке в намеченных  количествах означает, по сути, овладение  его определенной долей в соответствии  с долговременной целью, намеченной  предприятием.

 Концентрацию  исследовательских, производственных  и сбытовых усилий на решающих  направлениях маркетинговой деятельности.

Направленность  предприятия не на сиюминутный, а  на долговременный результат маркетинговой  работы. Это требует особого внимания к прогнозным исследованиям, разработки на основе их результатов товаров  рыночной новизны, обеспечивающих высокоприбыльную хозяйственную деятельность.

Применение в  единстве и взаимосвязи стратегии  и тактики активного приспособления к требованиям потенциальных  покупателей с одновременным  целенаправленным воздействием на них.

С помощью маркетинга проведен поиск новых видов продукции  способных обеспечить предприятию наибольший уровень прибыли. Маркетинг выступает в качестве инструмента регулирования производства и сбыта, ориентируя производственную деятельность предприятия, его структурную политику на рыночный спрос.

Маркетинговые службы оказывают влияние на реализацию важнейших функций предприятия. Так, в области определения целей  и задач деятельности предприятия  акцент делается на рыночные, а не на производственные его возможности, общие ресурсы предприятия увязываются с требованиями рынка.

 В серийном  производстве снижение себестоимости  должно осуществляться не за  счет снижения качества продукта, ухудшения его потребительских  свойств.

 При определении  цены на продукт решающей является  не себестоимость, а прежде  всего цена, которую готов платить  потребитель.

 Сотрудники финансового  подразделения не должны стремиться  к получению прибыли от каждой  операции, поскольку иногда предприятие  вынужденно вкладывать дополнительные  средства для того, чтобы завоевать  расположения потребителей.

Бухгалтер предприятия  стремится снизить затраты на различные операции, не должен отвергать  не стандартные, как правило, более  дорогие операции, если их целесообразность оправдана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Классификация товарных рынков

 

 Важнейшее условие  для применения коммерческого  подхода в современных условиях  – существование рынка. Если  в обществе нет свободного  рынка продавцов и покупателей,  то в изучении рыночного спроса  никто не заинтересован. Если  у покупателей пока нет выбора  при покупке товаров, если качество  и цена диктуются исключительно  производителями – монополистами,  то их желания и потребности  никем учитываться не будут. 

 

Рынок – совокупность существующих и потенциальных покупателей  товаров.

 

 Рынок существует  тогда, когда люди встречаются  прямо или через своих посредников  с тем, чтобы продать или  купить товары и услуги. На  свободном рынке процесс обмена, купли-продажи определяет, кому какие  товары следует производить, а  так же что и как покупать.

 

Подходя к понятию  рынка более детально, возможно отметить, что рынок состоит из ряда обязательных элементов (каждый из этих элементов, характеризует  какую-то одну сторону рынка, в совокупности они описывают весь его комплекс):

    • покупатель (люди, группы, организации) со своими потребностями;  
    • наличие продавцов, желающих и имеющих возможность продать;  
    • покупательская сила (деньги);  
    • желания (купить);  соответствующие возможности (купить).

 

 Из этого вытекает  следующее: 

 

во-первых, важность понимания нужд и потребностей покупателя, так как это ведет непосредственно  к акту покупки;

 

во-вторых, продавцы должны иметь возможность производить  товар необходимый покупателям  и иметь возможность его реализовывать;

 

в третьих, рынок  может расширяться и сокращаться  в зависимости от покупательской способности.

 

 в четвертых,  новые рынки могут быть созданы  или существующие расширены путем  увеличения возможности купить  при помощи более широкого  распределения. 

 

в пятых, рынки могут  быть увеличены, стимулируя желание  купить посредством продвижения товара и рекламы. Рынки и товары можно классифицировать следующим образом.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.1 Классификация  рынков  

Критерии

Классификация рынков

По  использованию товаров

Потребительский рынок( рынок предприятий, отраслевой рынок)

По  поведению покупателей

Удобный(активный), специальный(с особенностями) рынок, рынок с низкой степенью затруднительного положения, рынок с высокой степенью затруднительного положения

По  физическим свойствам товара

Рынок  скоропортящихся товаров, рынок  товаров длительного пользования

По  общественному положению

Рынок предметов роскоши, рынок предметов  первой необходимости

По  демографическому признаку

Рынок по возрасту(полу), размерам семьи,  образованию,  профессии, социальным класса, религии

По  географическому признаку

Региональный, национальный, рынок развитых стран, рынок развивающихся стран

По  видам сырья

Товарно-сырьевые рынки


 

Потребительский рынок  — это рынок товаров и услуг, закупаемых или арендуемых отдельными лицами или домохозяйствами для  личного (некоммерческого) потребления.

 

 Рынок предприятий  подразделяется на три разновидности:

    • рынок товаров промышленного назначения, или производственный рынок;
    •  рынок промежуточных продавцов;  
    • рынок правительственных учреждений.

Потребительский рынок  может быть классифицирован либо по характеристике покупателя, либо по типу продукции.

 Классификация  по характеристике покупателя  допускает различные критерии. Например, население; регион, национальные границы, городской, сельский районы, отдельный район города; определенное число семей, размер семьи; возрастные категории и пол; профессиональные, расовые признаки, национальное происхождение; общественные кланы, религиозные группы, принадлежность к социально-экономическим группам и т. д.

Классификация по типу продукции проводится в зависимости  от вида и назначения товаров. Например, рынки пищевых товаров, текстильных  товаров и одежды, хозяйственных  товаров, мебели, товаров длительного  пользования и др.

Информация о работе Роль маркетинга в повышении конкурентоспособности предприятия