Роль маркетинга в повышении уровня конкурентоспособности продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 13:14, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение механизма обеспечения конкурентоспособности в условиях переходной к рыночной экономики и разработка на этой основе маркетинговых мероприятий по ее совершенствованию.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ……………...6
1.1 ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ………...………………………6
1.2 МЕТОДЫ АНАЛИЗА КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ…………………10
1.3 КОНКУРЕНТНЫЕ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………..17
ГЛАВА 2. РОЛЬ МАРКЕТИНГА В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ …..28
2.1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ…………28
2.2 СОДЕРЖАНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ……………………………………………………………….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...41

Файлы: 1 файл

готовая курсовая. по маркетингу.docx

— 83.22 Кб (Скачать файл)

Выделение этапа формирования конкурентных преимуществ  фирмы в процессе стратегического  планирования организации обусловливается  и направленностью данного процесса на определение смысла существования  компании и нахождение способов выполнения предприятием своего предназначения во внешнем окружении. Такая взаимосвязь  определяется значением самой миссии компании и особенностями этого  понятия. Миссия закладывает основу формирования конкурентоспособной стратегии предприятия, поскольку раскрывает истинные функции бизнеса и устанавливает границы для усилий фирмы, задает горизонты для ее роста. По сути, сформулированная миссия предприятия позиционирует его в окружающей среде, а, соответственно, и обусловливает элементы среды фирмы, влияющие на возможности формирования и развития конкурентных преимуществ компании.

2.2 Содержание маркетинговой деятельности по повышению конкурентоспособности продукции

          Базой для оценки конкурентоспособности является исследование потребностей покупателя, требований рынка.

           При совершении покупки потребитель осуществляет процесс выбора необходимого ему изделия среди целого ряда аналогичных, предлагаемых на рынке, и приобретает то из них, которое в наибольшей степени удовлетворяет его потребность. При этом покупатель учитывает их потребительские свойства, выясняет степень соответствия собственной потребности.

           Каждая потребность обладает свойствами и характеризующими их параметрами, которые определяют ее сущность, необходимый потребителю полезный эффект и конкретные условия процесса потребления. При совпадении параметров потребности с параметрами, характеризующими само изделие и совершается покупка.

          Поскольку потребности каждого отдельного складываются по воздействиям обширного комплекса факторов и носят индивидуальный характер, оценки одного и того же товара разными потребителями могут не совпадать. Соответственно неодинаковым и будет их предпочтение, выбор из массы аналогичных товаров, предлагаемых на рынке. Следовательно, по отношению к конкретному потребителю конкурентоспособность данного товара также будет индивидуальной.

         Наибольшее признание среди товаров, предназначенных для удовлетворения данной общественной потребности, получает тот, который более полно ей соответствует. Это и выделяет его из общей товарной массы, обеспечивает успех в конкурентной борьбе.

          Таким образом, конкурентоспособность любого товара может быть определена только в результате сравнения, и поэтому является относительным показателем. Она представляет собой характеристику товара, отражающую его отличие от товара - конкурента по степени удовлетворения конкурентной общественной потребности.

         Конкурентоспособность определяется совокупностью свойств этой продукции, входящих в состав ее качества и важных для потребителя, определяющих затраты потребителя по приобретению, потреблению (эксплуатации) и утилизации продукции.

          Оценка конкурентоспособности начинается с определения цели исследования: если необходимо определить положение данного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по важнейшим параметрам; если целью исследования является оценка перспектив сбыта товара на конкретном рынке, то в анализе должна использоваться информация, включающая сведения об изделиях, которые выйдут на рынок в перспективе, а также сведения об изменении действующих в стране стандартов и законодательства, динамики потребительского спроса.

         Независимо от целей исследования, основой оценки конкурентоспособности является изучение рыночных условий, которое должно проводиться постоянно, как до начала разработки новой продукции, так и в ходе ее реализации. Задача предприятия стоит в выделении той группы факторов, которые влияют на формирование спроса в определенном секторе рынка:

рассматриваются изменения в требованиях постоянных заказчиков продукции;

анализируются направления развития аналогичных  разработок;

рассматриваются сферы возможного использования  продукции;

анализируется круг постоянных покупателей.

          При анализе должны использоваться те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар.

          По каждой из групп параметров проводится сравнение, показывающее насколько эти параметры близки к соответствующему параметру потребности.

        Анализ конкурентоспособности начинается с оценки нормативных параметров. Если хотя бы один из них не соответствует уровню, который предписан действующими нормами и стандартами, то дальнейшая оценка конкурентоспособности продукции нецелесообразна, независимо от результата сравнения по другим параметрам. В то же время, превышение норм и стандартов и законодательства не может рассматриваться как преимущество продукции, поскольку с точки зрения потребителя оно часто является бесполезным и потребительской стоимости не увеличивает.

         Результаты оценки конкурентоспособности используются для выработки вывода о ней, а также - для выбора путей оптимального повышения конкурентоспособности продукции для решения рыночных задач.

          Однако, факт высокой конкурентоспособности самого изделия является лишь необходимым условием реализации этого изделия на рынке в заданных объемах. Следует также учитывать формы и методы технического обслуживания, наличие рекламы, торгово-политические отношения между странами и т.д.

           Принципы и методы оценки конкурентоспособности могут быть использованы для обоснования принимаемых решений при:

комплексном изучении рынка и выборе направлений  коммерческой деятельности предприятия; разработке мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции; оценке перспектив продажи конкретных изделий и формировании структуры продаж; разработке предложений по развитию производственного потенциала предприятия; контроле качества продукции; установлении цен на продукцию; отборе продукции при покупке через тендеры и торги; аттестации продукции; подготовке технических заданий по созданию новых образцов продукции; решении вопроса о включении в экспортную программу и снятии продукции с экспорта, либо ее модернизации; подготовка информации для рекламы продукции; решении вопроса о целесообразности патентования и поддержания патента в действии; разработке мероприятий по стимулированию разработчиков и поставщиков.

         Окончательное решение по выбору номенклатуры параметров, используемых при оценке конкурентоспособности продукции, принимается экспертной комиссией с учетом конкретных условий использования этой продукции и

         Оптимальные пути повышения конкурентоспособности разрабатываемой техники обеспечивают наиболее рациональное целевое использование инвестиционных ресурсов, осуществление мероприятий по оптимизации затрат при создании новой техники, а также условия для эффективного функционирования цивилизованного рынка.

         Представленные в результаты оценки конкурентоспособности позволяют выработать следующие рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия:

сосредоточить все ресурсы предприятия на деятельности в рамках целевых сегментов рынка, на которых продукция признана конкурентоспособной, и исключить работу по второстепенным направлениям на этапе

разработать и внедрить пакет дополнительных сервисных услуг с учетом потребительских  предпочтений на целевых сегментах: увеличение гарантийного срока, наличие  обменного фонда продукции на складах дилерских фирм, комплектация в различных исполнениях продукции  и т.д.;

разработать план мероприятий по концентрации усилий по продвижению продукции на ведении  агрессивной имиджевой рекламы8 и презентационной работы совместно с дилерскими фирмами в целевых регионах;

разработать и реализовать план по снижению себестоимости  продукции с учетом внедрения  нового технологического оборудования для производства без потери качества;

провести  доработку дизайна продукции  с учетом современных тенденций  и возможностей нового технологического оборудования;

систематически  оценивать конкурентоспособность  продукции на наиболее важных сегментах  для выявления тенденций и  корректировки мероприятий по ее повышению.

 

 

 

                                                     Заключение

         Каждая фирма заинтересована в эффективном управлении своей маркетинговой деятельности. В частности, ей нужно знать, как анализировать рыночные возможности, отбирать подходящие целевые рынки, разрабатывать эффективный комплекс маркетинга и успешно управлять претворением в жизнь маркетинговых усилий, а так же повышать конкурентоспособность своего товара.

Итак, принимая во внимание то обстоятельство, что конкурентоспособность обуславливается качественными и стоимостными особенностями товара, которые учитываются покупателем согласно их непосредственной значимости для удовлетворения потребностей, в рамках оценки конкурентоспособности продукции следует рассмотреть ценовую политику предприятия и оценить ее влияние на конкурентоспособность производимой продукции. Таким образом, конкурентоспособность товара определяется его удельной ценой, под которой понимается отношение цены товара к полезному эффекту, отражающему оправданную отдачу его востребованных потребительских свойств в конкретных условиях. Цена должна оправдывать предложение при реализации товара, а предложение новой продукции стимулироваться ценой. Таким образом, если "цена" выступает и является всего лишь инструментом сбыта продукции, то "конкурентоспособное качество" остается единственным фактором развития рынка - тем стержнем, под которым следует понимать уже не определенные показатели продукта, а весь комплекс мероприятий, направленный на его получение и подачу конечному пользователю.

Я считаю, что поставленная мной цель в начале курсовой работы достигнута. И так как все задачи были раскрыты, то цель курсовой тоже достигнута. Изучив данную курсовую, мы узнали, что маркетинг имеет огромную роль в процессе повышения конкурентоспособности товара. Т.к. конкурентоспособность - решающий фактор коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке. Под этим понятием понимают соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации такие как: поставки, каналы сбыта, сервис, реклама, а все это  
осуществляется при помощи  маркетинга.

 

 

                     СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.          Басовский Л.Е. Маркетинг: курс лекций. М.: Инфра-М, 2004.

 

2.         Барабанов А.И. и др. Разработка ценовой политики предприятия. Воронеж, 2004.

 

3.        Информационное обеспечение управления конкурентоспособностью. Под ред. проф. С.Г. Светунькова. М.: 2005

 

4.          Основы менеджмента и маркетинга: Учебник / Под общ. ред.Р.С. Седегова. Мн.: Вш. шк., 2008.

 

5.          Окрепилов В.В. Всеобщее управление качеством. СПб.: Издательство СПбУЭФ, 2008.

 

6.          Певший Ф.М. Мировой рынок, конъюнктура, цены и маркетинг. М.: Международные отношения, 2005.

 

7.          Верли Х. Маркетинг, как стратегический фактор успеха // Проблемы теории и практики управления. - 2003 г. №6.

 

8.          Уткин  Э.А. Курс менеджмента. Учебник  для вузов - М.: Издательство "Зеркало", 2002.

 

9.          Ценообразование и рынок. Под ред. Салижманова И. K. М.: Фининформ, 2006.

 

10. .     Экономика предприятия (фирмы): Учебник. Под ред. проф.О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. М.: ИНФРА-М, 2004

1 Басовский Л.Е. Маркетинг: курс лекций. М.: Инфра-М, 2004.

2  Экономика предприятия (фирмы): Учебник. Под ред. проф.О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. М.: ИНФРА-М, 2004

3 Барабанов А.И. и др. Разработка ценовой политики предприятия. Воронеж, 2004.

4 .  Верли Х. Маркетинг, как стратегический фактор успеха // Проблемы теории и практики управления. - 2003 г. №6.

5 Ценообразование и рынок. Под ред. Салижманова И. K. М.: Фининформ, 2006.

6 Основы менеджмента и маркетинга: Учебник / Под общ. ред.Р.С. Седегова. Мн.: Вш. шк., 2008.

7 Информационное обеспечение управления конкурентоспособностью. Под ред. проф. С.Г. Светунькова. М.: 2005

8 Ценообразование и рынок. Под ред. Салижманова И. K. М.: Фининформ, 2006.


Информация о работе Роль маркетинга в повышении уровня конкурентоспособности продукции