Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 20:53, курсовая работа
Упаковка является одним из двух важнейших атрибутов бренда наряду с именем марки. Именно эти два атрибута "лидируют" по частоте контактов с потребителем и активности формирования емкого и точного образа марки. В разделе "Упаковка. Термины и определения" ГОСТ 17527-86 указывается следующее определение упаковки: "Средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений и потерь, окружающей среды, загрязнений, а также обеспечивающих процесс обращения". Таким образом, упаковка предназначена прежде всего для выполнения утилитарных функций. Цель данной работы – изучить разработку упаковки товара.
Введение
1. Роль упаковки товара
1.1 История создания и развития упаковки
1.2 Роль упаковки в маркетинге
1.3 Разработка упаковки товара
2. Рыночная атрибутика товара на примере компании «Nestle»
2.1 История создания и деятельность компании
2.2 Анализ фирменного дизайна продукции компании Nestle
Понятие «упаковка» очень
объемно и включает в себя множество
классификационных разновидностей:
-по месту
упаковывания
- в
зависимости от применяемых
К жесткой
относится металлическая, стеклянная,
деревянная, полимерная упаковка. Характеризуется
высокой надежностью защиты товара от
механических повреждений, окислительной
порчи, от микробиологической порчи.
Полужесткая
упаковка отличается от жесткой меньшими
массами и объемом. К ней относится картонная
и комбинированная – тетрапаки, перпаки.
Мягкая
упаковка – это бумажная, тканевая, полимерная.
Имеет самую низкую надежность по степени
защиты от механических повреждений и
воздействия окружающей среды.
- по кратности использования
- по сферам использования
- по назначению
Потребительская упаковка предназначена для
сравнительно небольших расфасовок и
сохранение товара у потребителя. Она
поступает к покупателю вместе с товаром.
Расфасовка осуществляется производителем
или продавцом в свою упаковку или упаковку
потребителя.
Транспортная упаковка используется
для перевозки, хранения, облегчения механизации
погрузочно-разгрузочных работ. Включает
тару, упаковочные, перевязочные материалы
и приспособления для предупреждения
перемещения товаров в транспортных средствах.
К транспортной упаковке относятся цистерны,
бочки, бидоны, контейнеры, ящики, лотки,
мешки и проч.
Общественная упаковка – упаковка
для продуктов, используемых в больницах,
школах, государственных учреждениях,
тюрьмах.
Военная
упаковка – упаковывание продуктов для
Вооруженных сил или государственных
структур. Специфические требования к
этому типу упаковки определяется обычно
не столько условиями потребления, сколько
необходимостью соблюдения особых правил
транспортировки и хранения продукта.
- по уровням
Первичная упаковка – это собственно
товарная оболочка, оригинальная упаковка,
присущая марочным изделиям. Обеспечивает
защиту товара и одновременно гарантирует
правильную массу и удобство использования,
а своей особенной формой делает легкой
идентификацию предложения.
Вторичная
упаковка – это любой последующий слой
за первичной, не считая транспортной
упаковки. Выполнят прежде всего рекламную
функцию и характеризуется высокой степенью
информативности, может повышать ценность
товара. Главную роль играет не для потребителя,
а для посредника, создавая удобство хранения
и торговли.
- по количеству упакованных единиц товара
Штучная упаковка рассчитана на единицу
продукции.
Множественная – упаковка,
которая соединяет в себе две или более
единиц товаров. Это могут быть одинаковые
продукты (лезвия для бритья) или сочетания
различных вещей (расческа и щетка).
Порционная
делает возможным предложение отдельно
упакованных порций какого-либо продукта.
Часто используется как упаковка товаров
для экстренных случаев. Использование
порционной упаковки может создавать
конкурентное преимущество и формировать
предпочтение данной марки. Однако товар
в порционной упаковке имеет высокую стоимость.
- по разновидностям упаковок по назначению
- по степени оригинальности
1.3 Разработка упаковки товара
1.3.1 Этапы разработки упаковки
При разработке упаковки очень
важна согласованность работы маркетологов
и дизайнеров. Основным при создании упаковки
должно стать соответствие упаковки концепции
товара.
Под концепцией товара понимается система
ориентирующих базовых представлений
предприятия-изготовителя о создаваемом
товаре и его рыночных возможностях, а
концепция самой упаковки - определяет
то, чем должна быть и что должна делать
упаковка для товара.
Основываясь на этих принципах, маркетолог
начинает работу над созданием упаковки.
Работа протекает в несколько этапов,
на каждом из которых существуют свои
цели и задачи.
Нулевой этап
своей целью имеет определение концепции
продукта. Под концепцией товара понимается
научно обоснованное и опирающееся на
практику маркетинговой деятельности
развернутое представление не только
непосредственно о товаре, его потребительских
характеристиках, рыночном потенциале,
жизненном цикле, но и о внешних по отношению
к нему факторах и условиях, во многом
предопределяющих рыночный успех и неудачу
нового товара, его реальное место в товарном
ассортименте предприятия, эффективность
той части производственно-сбытовой деятельности
предприятия, которая опирается на такой
товар.
То есть на этом этапе выдвинуты следующие
задачи:
¾ Формулирование гипотез о потреблении
и целевых группах
¾ Учёт сознательных и подсознательных
желаний потребителей.
¾ Изучение продукции конкурентов.
Источником необходимой информации выступают
результаты собственных исследований
и исследований в отрасли.
Далее идет первый этап -
создание образа продукта. Задачи на этом этапе:
¾ Исследование эмоционального восприятия
продукта потенциальными потребителями.
¾ Анализ образа производителя в глазах
потребителя.
Уже на втором этапе,
целью которого является определение
приоритетов, осуществляется выбор концепции
дизайна, учет традиций и связи с дизайном
упаковок ранее выпущенных продуктов.
Третий этап –
это определение возможностей для визуализации:
¾ Подбор ассоциативного ряда
¾ Подбор изобразительного материала для
визуализации ожиданий, ассоциаций, желаний
потребителя.
Четвертый этап
- обработка и изучение собранного материала.
Задачи:
¾ Исследование цветов, тональностей, контрастов.
¾ Выделение элементов, обеспечивающих
передачу настроения, желаний, эмоций.
¾ Изучение изобразительных средств, используемых
в рекламной кампании.
¾ Обобщение: какие из имеющихся средств
мы хотим применить в дизайне упаковки.
Пятый этап является
одним из наиболее важных. На этом этапе
происходит формулировка технического
задания.
Задачи на данном этапе:
¾ Определение целей и приоритетов.
¾ Формирование технических и эстетических
ограничений.
¾ Определение информации, содержащейся
на упаковке.
¾ Выдача задания и материалов дизайнеру.
На последующих этапах
идет непосредственная оценка упаковки
и ее макета. На шестом этапе
происходит оценка макета упаковки и выбор
оптимального варианта силами отдела
маркетинга производителя.
Задачи:
¾ Индивидуальная оценка упаковки.
¾ Оценка дизайна упаковки в корпоративном
блоке.
¾ Оценка дизайна упаковки относительно
продукции конкурентов.
Реализация этапа проходит с помощью методов
оценки в реальных условиях торгового
зала: учет возможного освещения, особенностей
расположения и выкладки.
Седьмой этап
– это оценка упаковки относительно конкурентов
предполагаемыми потребителями и продавцами.
Основная задача - внесение изменений
в макет упаковки.
1.3.2 Дизайн упаковки
Типы композиции.
При разработке дизайна упаковки
необходимо выбрать тип композиции.Выбор
композиционного решения должен
быть осознанным. Существуют два основных
типа композиции:
Симметричная - базируется на устойчивом
равновесии составляющих элементов (симметричные
архитектурные объекты и геометрические
орнаменты, строение некоторых минералов).
Симметричная композиция с элементами
асимметрии - равновесие с элементами
динамики (такой тип композиции присущ
человеческому телу и большинству животных).
Асимметричная – основана на динамическом
равновесии, динамика одного элемента
уравновешивается динамикой другого (характерен
для растительного мира и большинства
объектов неживой природы).
Композиция, использованная
на упаковке товара, должна говорить не
только о товаре, но и нести информацию
о производителе.
В соответствии с типом композиции
формируется восприятие потребителем
товара. Симметричная композиция воспринимается,
как приверженность производителя традициям,
соблюдение старинных рецептов и способов
изготовления товара, консерватизм, не
подвластность изменчивой моде, любовь
к порядку, серьёзность, продуманность,
постоянство и ответственность, солидность,
надежность, требовательное отношение
производителя к своей продукции, устойчивое
положение на рынке официальность, идеи
державности (большинство государственных
гербов симметричны).
Ассиметричная же наоборот,
характеризуется со свободой, раскованностью,
динамичностью, энергией, напором, активностью;
в какой-то мере силой и агрессивностью;
новизной и революционностью; изящностью,
лёгкостью, утонченностью, богемной элитарностью;
с психологической стороны подразумевает
сладострастность, выраженное гендерное
начало (женственность или мужественность);
Выражает творческий поиск,
стремление производителя к новизне и
переменам или может восприниматься потребителем,
как непостоянство, метания.
Поэтому выбор типа композиции
должен точно отвечать задачам поставленным
товаропроизводителем. Соответствовать
концепции товара.