Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 23:00, курсовая работа
Целью данной работы является анализ рынка чая в Казани, работающий в среднем ценовом сегменте.
Для достижения этих целей были поставлены следующие задачи:
Изучить свойства и ассортимент чая;
Изучить насыщенность и установить лидеров на рынке чая;
Обосновать и разработать анкету для проведения опроса среди потребителей.
Витамин С (В свежем чайном листе его в 4 раза больше, чем в соке лимона. В зеленых и желтых чаях раз в 10 больше, чем в черных.)
Витамин Р. ( укрепляет стенки кровеносных сосудов, предотвращает внутренние кровоизлияния).
Витамин К ( способствует образованию в печени протромбина, крайне необходимой для поддержания нормальной свертываемости крови).
В чае обнаруживают от 4 до 7% минеральных и других неорганических веществ: соли железа, магний, марганец, натрий. Чай содержит и другие микроэлементы: фтор, йод, медь, золото, фосфор, калий.
Чай и кофеин
В чае кофеина содержится даже больше, чем в кофе. Если на порцию эспрессо, приготовленную из 100%-ной арабики, приходится всего 1,2 % кофеина, то в чашке высококачественного Ассама доля этого вещества может достигать целых 4 %. Правда, кофеин, который содержится в сухом листовом чае, никогда не экстрагируется в настой полностью, а это значит, что его реальное содержание в готовом чае всегда будет несколько ниже. К тому же чайный кофеин действует на сердце и нервную систему более мягко, чем кофейный.
Содержание кофеина в чае
На содержание кофеина в чашке чая влияет, в первую очередь, его сорт. Чем дороже и качественнее чай, тем больше в нем кофеина.
Количество кофеина также зависит от времени заваривания чая — чем оно дольше, тем больше кофеина успеет выделиться в чашку. Правда, при слишком долгом заваривании чайный фенол, липиды и эфирные масла, содержащиеся в чае, начинают самопроизвольно окисляться, что сводит на нет всю пользу теина и портит вкус и аромат напитка. Неприятная горечь, возникающая при длительном заваривании, чаще всего бывает вызвана не высоким содержанием кофеина, как считают многие, а присутствием в напитке вредных веществ. Поэтому время заваривания чая ни в коем случае не должно превышать 5-6 минут.
Вреден или полезен кофеин в чае?
Многие думают, что крепкий чай вреден для организма. На самом деле гораздо хуже пить слабый чайный настой, в котором содержится мало полезных веществ и много горячей воды. Будет от чая больше вреда или пользы, зависит не столько от крепости напитка или от содержания в нем кофеина, сколько от качества самого чая и от того, правильно ли он был заварен.
Как чай воздействует на организм?
2. Анализ рынка.
Чай занимает особое положение
среди импортируемых
На сегодняшний день ассортимент чая поражает многообразием и обилием видов и сортов, начиная с традиционных и заканчивая всевозможными чайными брендами.
В настоящее время только
одна торговая группа «Май» предлагает
более 50 сортов и брендов чая. Постоянное
расширение ассортимента чая, его популярность
и высокая оборачиваемость
Еще одна отличительная особенность
чая – это гибкость его цены,
такое свойство он «получил» за возможность
«самому» формировать «свою» стоимость,
путем смешивания в одном продукте
самых разных сортов и видов чая,
что делает чай доступным людям
с различным уровнем доходов.
Благодаря высокой
Понятно, что следствием
такой высокой концентрации товаров
и товаропроизводителей на одном
рынке, будет их острое конкурентное
соперничество, вынуждающее
Российский рынок чая – третий по величине рынок чая в мире после Индии и Великобритании. Его доля - 140 млн тонн в год по объему, $350 млн в денежном выражении.
Прогнозируемый ежегодный рост мирового производства чая составляет 2,8%
Импорт чая в Россию составляет в среднем 150-160 тыс. тонн в год. Из этого объема 95% - это черный чай.
Среднегодовое душевое потребление чая в России – 1,5 кг. В Англии – 2,5 кг. Пьют чай в России 98% населения.
По данным Euromonitor International, в 2008 году продажи чая в России составили $ 2,3 млрд. Российские потребители все чаще переключаются на продукцию более высокого качества, что привело к значительному росту рынка в стоимостном выражении – на 14%. В то же время продажи в натуральном выражении выросли всего на 3%, достигнув 176 тысяч тонн. Некоторые сегменты рынка, например пакетированного чая, росли более быстрыми темпами за счет других сегментов, в частности рассыпного чая. На увеличение продаж в этих сегментах в основном оказали влияние такие факторы, как экономия времени и удобство потребления.
По данным отраслевых источников, около 90% Рынка контролируют четыре компании: Unilever (торговые марки Lipton, Brook Bond, «Беседа»), «Май» («Майский», «Лисма» и Curtis), «Орими Трэйд» (Greenfield, ТESS, «Принцессы»), СДС-ФУДС (дистрибутор торговой марки Ahmad). Оставшиеся 10% приходится на небольшие компании, том числе торгующие элитным чаем. Среди них, владельцы таких известных брендов, как: «ГК Сапсан» (ТМ «Акбар»), «Гранд» (одноименная торговая марка), «Люта» («Люта», «Чаечек», «Семь трав»).
В качестве крупнейших игроков
рынка рассматриваются
Российские:
• «Орими Трэйд»
• «Май»
Иностранные компании, имеющие производство в России:
• «Юнилевер-Русь» (Unilever)
Компании, не имеющие производства в России:
• «Ahmad Tea»
• «Dilmah»
Основные параметры конкуренции.
Компании сопоставляются по следующим параметрам:
• Ассортимент услуг
• История развития
• Географический охват
• Представленные бренды
• Доля рынка
• Рекламная активность
• Производственные мощности
В ассортименте продукции все лидеры рынка примерно равны и находятся на ведущих ролях. Все компании производят и поставляют как черный чай, так и зеленый, и ароматизированные сорта в различных упаковках: рассыпной (разной расфасовки) и пакетированный (с ярлычками или без). Однако некоторое преимущество можно отдать компаниям Unilever (торговые марки Lipton, Brook Bond, «Беседа») и Ahmad: их сорта более разнообразны, продуктовая линейка лучше структурирована и эмоционально наполнена. Однако у компании Ahmad в ассортименте не хватает продукта экономичного ценового сегмента.
Среди ароматизированного чая и чая с добавками наибольшим спросом
пользуются лимонный и чай с ароматом бергамота.
Наименее востребован гранулированный чай. Такое распределение
предпочтений связано в первую очередь с более привычным видом и вкусом листового чая.
Все большую популярность у россиян приобретает чай в пакетиках. Доля пакетированного чая постепенно растет, так как все больше потребителей покупают его не только для офисных нужд, но и для домашнего употребления.
Потребительские мотивации
и поведение при покупке
При покупке чая потребители обращают внимание на следующие критерии (в порядке убывания значимости):
• марка чая
• цена и вид чая
• упаковка
• производитель
• страна произрастания чая
В товарной категории "Чай", который по результатам исследования 2009 года потребляют 98% из 1000 опрошеных потребителей. Первое место занимает марка "Липтон" 63% А вот занимающая второе место марка "Ахмад" несколько отстает 45% Однако это пока не помешало чаю "Ахмад" занимать второе место среди известных марок в сознании покупателей.
В число лидеров известности также вошли марки: "Гринфилд" (14%), "Брук Бонд" (9%), "Лисма" (8%), "Беседа" (8%), "Дилма" (7%), "Акбар" (6%), "Принцесса Нури" (5%) и др.
Даже те респонденты, которые не покупают чай (2% от числа опрошенных), лучше всего знают марки "Липтон" и "Ахмад"
В рейтинге марок по количеству покупателей, которые называют марку как покупаемую чаще всего лидирует марка "Ахмад" (29%). На втором месте с небольшим отрывом следует марка "Липтон" (25%).
Интересно отметить, что, несмотря на то, что известность марки "Липтон" выше, чем у марки "Ахмад", на 18%, предпочтение ей отдают меньше покупателей.
Кроме перечисленных марок, наиболее часто покупаемыми марками назвали "Гринфилд" (7%), "Брукбонд" (2%), "Бодрость" (2%), "Беседа" (2%), "Дилма" (2%). Майский (1%).
В целом же, можно отметить,
что положение марок в
Основными лидерами на рынке чая являются компании Орими Трейд с маркой «Гринфилд», компания «Юнилевер» с маркой «Липтон», а также компания «Ахмад ти».
Лидером рынка, по оценке его участников, является ООО «Орими Трэйд» (Санкт-Петербург, ТМ Greenfield, «Принцесса Гита», «Принцесса Канди», «Принцесса Нури», «Принцесса Ява»). Этот производитель контролирует более 23% рынка. Далее следуют ОАО «Компания «Юнилевер СНГ» (Москва, ТМ «Lipton»)– доли этих производителей составляют соответственно 10%. Примерно 9% доли рынка принадлежат компании Ahmad Tea. (Ahmad Tea Ltd., Великобритания/ООО «СДС-Эком», Москва)
Компания Орими трейд на рыне чая с 1994 года, а ТМ Greenfield с 2002. Ее выручка за 2006 год составила 310 млн. дол. Численность персонала этой компании составляет примерно 1700 чел. По версии журнала Forbes 2007 году эта компания вошла в список 200 крупнейших российских частных компаний.
В России Unilever работает с 1991. Россия входит в число 20 крупнейших рынков для Unilever; на российском пищевом рынке на 2009 год компания занимает второе место по продажам чая. Мировой объем потребления чая «Lipton» составляет 4,5 млрд литров в год. Каждый день в мире выпивается 205 млн чашек чая «Lipton». И 164 млн чашек чая Ahmad. Чай Lipton был товаром года в период с 1999 по 2008 году. А в 2009 уступил свое место чаю Ahmad tea.
О плюсах и минусах данных торговых марок. В Чае Greenfield, так же как и в чае Ahmad каждый из бумажных чайных пакетиков упакован в дополнительный из специальной фольги. Поэтому такой чай удобно взять с собой, например, в дорогу (в случае с чаем Lipton придется брать всю упаковку). Для закрепления бумажного пакетика чая Greenfield используется металлическая скобка, сам пакетик двойной и изготовлен из тонкой перфорированной бумаги.
Чай Lipton, так же как Ahmad имеет линейку холодного чая Ice Tea. А вот Greenfield такой не имеет.
Средняя цена на пачку из 25 пакетиков Greenfield составляет 54 р. Lipton – 51р. Ahmad – 62р. Брук бонд - 40,90р. Лисма - 26,90.
3. Разработка анкеты.
Для того чтобы узнать, каковы же на сегодняшний день предпочтения потребителей была разработана анкета.
Целью анкетирования является выяснить, что является наиболее важным в чае для потребителя, как часто они покупают и пьют чай, и что влияет на их выбор при выборе упаковки чая.
Образец анкеты.
Здравствуйте! Для анализа рынка чая в г. Казань хотелось бы, узнать ваши предпочтения. Будем очень признательны, если Вы ответите на наши вопросы.
Выбранный ответ отметить ☑ или вписать.
а) да; б) редко в) нет;
а) Китай б)Индия в)Шри-Ланка г) Япония д)не имеет значения
а) Белый б)Зеленый в)Желтый г)Красный д)Черный
а) Байховый б)Быстрорастворимый в) грануллированный г) В пакетиках
д) ароматизированный