Рынок чая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 23:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ рынка чая в Казани, работающий в среднем ценовом сегменте.
Для достижения этих целей были поставлены следующие задачи:
Изучить свойства и ассортимент чая;
Изучить насыщенность и установить лидеров на рынке чая;
Обосновать и разработать анкету для проведения опроса среди потребителей.

Файлы: 1 файл

работа.docx

— 46.29 Кб (Скачать файл)

Витамин С (В свежем чайном листе его в 4 раза больше, чем в соке лимона. В зеленых и желтых чаях раз в 10 больше, чем в черных.)

Витамин Р.  ( укрепляет стенки кровеносных сосудов, предотвращает внутренние кровоизлияния).

Витамин К ( способствует образованию в печени протромбина, крайне необходимой для поддержания нормальной свертываемости крови).

В чае обнаруживают от 4 до 7% минеральных и других неорганических веществ: соли железа, магний, марганец, натрий. Чай содержит и другие микроэлементы: фтор, йод, медь, золото, фосфор, калий.

Чай и кофеин

В чае кофеина содержится даже больше, чем в кофе. Если на порцию эспрессо, приготовленную из 100%-ной арабики, приходится всего 1,2 % кофеина, то в чашке высококачественного Ассама доля этого вещества может достигать целых 4 %. Правда, кофеин, который содержится в сухом листовом чае, никогда не экстрагируется в настой полностью, а это значит, что его реальное содержание в готовом чае всегда будет несколько ниже. К тому же чайный кофеин действует на сердце и нервную систему более мягко, чем кофейный.

Содержание кофеина в  чае

На содержание кофеина  в чашке чая влияет, в первую очередь, его сорт. Чем дороже и  качественнее чай, тем больше в нем  кофеина.

Количество кофеина также  зависит от времени заваривания  чая — чем оно дольше, тем  больше кофеина успеет выделиться в  чашку. Правда, при слишком долгом заваривании чайный фенол, липиды и  эфирные масла, содержащиеся в чае, начинают самопроизвольно окисляться, что сводит на нет всю пользу теина и портит вкус и аромат напитка. Неприятная горечь, возникающая при длительном заваривании, чаще всего бывает вызвана не высоким содержанием кофеина, как считают многие, а присутствием в напитке вредных веществ. Поэтому время заваривания чая ни в коем случае не должно превышать 5-6 минут.

Вреден или полезен  кофеин в чае?

Многие думают, что крепкий  чай вреден для организма. На самом  деле гораздо хуже пить слабый чайный настой, в котором содержится мало полезных веществ и много горячей  воды. Будет от чая больше вреда  или пользы, зависит не столько  от крепости напитка или от содержания в нем кофеина, сколько от качества самого чая и от того, правильно  ли он был заварен.

Как чай воздействует на организм?

    • Чай снимает головные боли и усталость.
    • Чай уменьшает действие алкоголя и способствует отказу от его употребления.
    • Чай является питательным продуктом и утоляет голод (в особенности — с различными добавками).
    • Чай облегчает самочувствие во время жары.
    • Чай освежает и прогоняет сонливость.
    • Чай успокаивает, снимает стресс.
    • Чай способствует перевариванию жирной пищи.
    • Чай выводит из организма яды.
    • Чай продлевает жизнь.

 

 

 

 

 

 

2. Анализ рынка.

Чай занимает особое положение  среди импортируемых продовольственных  товаров – он фактические единственный включается в продовольственную  корзину, состоящую из предметов  первой необходимости для российского  населения. Вследствие своей социальной важности как самого дешевого напитка, чай в магазинах всегда был в наличие даже в эпоху товарного дефицита. Но тогда магазинам предлагалось 1 – 3 популярных сорта чая.

На сегодняшний день ассортимент  чая поражает многообразием и  обилием видов и сортов, начиная  с традиционных и заканчивая всевозможными  чайными брендами.

В настоящее время только одна торговая группа «Май» предлагает более 50 сортов и брендов чая. Постоянное расширение ассортимента чая, его популярность и высокая оборачиваемость делают чай привлекательным для многих товаропроизводителей и продавцов, поэтому чайный рынок постоянно пополняется новыми «игроками», а ассортимент – новыми торговыми марками.

Еще одна отличительная особенность  чая – это гибкость его цены, такое свойство он «получил» за возможность  «самому» формировать «свою» стоимость, путем смешивания в одном продукте самых разных сортов и видов чая, что делает чай доступным людям  с различным уровнем доходов. Благодаря высокой дифференциации предложения, любой потребитель  может сделать вывод по своему вкусу и кошельку.

Понятно, что следствием такой высокой концентрации товаров  и товаропроизводителей на одном  рынке, будет их острое конкурентное соперничество, вынуждающее товаропроизводителей «выискивать» новые возможности  повышения конкурентоспособности  их продукции, а предприятия розничной  торговли – формировать торговый ассортимент с учетом уровня конкурентоспособности  каждого товара-претендента.

Российский рынок чая  – третий по величине рынок чая  в мире после Индии и Великобритании. Его доля - 140 млн тонн в год по объему, $350 млн в денежном выражении.

Прогнозируемый ежегодный  рост мирового производства чая составляет 2,8%

Импорт чая в Россию составляет в среднем 150-160 тыс. тонн в год. Из этого объема 95% - это  черный чай.

Среднегодовое душевое потребление  чая в России – 1,5 кг. В Англии – 2,5 кг. Пьют чай в России 98% населения.

По данным Euromonitor International, в 2008 году продажи чая в России составили $ 2,3 млрд. Российские потребители все чаще переключаются на продукцию более высокого качества, что привело к значительному росту рынка в стоимостном выражении – на 14%. В то же время продажи в натуральном выражении выросли всего на 3%, достигнув 176 тысяч тонн. Некоторые сегменты рынка, например пакетированного чая, росли более быстрыми темпами за счет других сегментов, в частности рассыпного чая. На увеличение продаж в этих сегментах в основном оказали влияние такие факторы, как экономия времени и удобство потребления.

По данным  отраслевых источников, около  90% Рынка  контролируют четыре компании: Unilever (торговые марки Lipton, Brook Bond, «Беседа»), «Май» («Майский», «Лисма» и Curtis), «Орими Трэйд» (Greenfield, ТESS, «Принцессы»), СДС-ФУДС (дистрибутор торговой марки Ahmad). Оставшиеся 10% приходится на небольшие компании, том числе торгующие элитным чаем. Среди них, владельцы таких известных брендов, как: «ГК Сапсан» (ТМ «Акбар»), «Гранд» (одноименная торговая марка), «Люта» («Люта», «Чаечек», «Семь трав»).

В качестве крупнейших игроков  рынка рассматриваются следующие  компании:

Российские:

• «Орими Трэйд»

• «Май»

Иностранные компании, имеющие  производство в России:

• «Юнилевер-Русь» (Unilever)

Компании, не имеющие производства в России:

• «Ahmad Tea»

• «Dilmah»

Основные параметры  конкуренции.

Компании сопоставляются по следующим параметрам:

• Ассортимент услуг

• История развития

• Географический охват

• Представленные бренды

• Доля рынка

• Рекламная активность

• Производственные мощности

 

В ассортименте продукции  все лидеры рынка примерно равны  и находятся на ведущих ролях.  Все компании производят и поставляют как черный чай,  так и зеленый, и ароматизированные сорта в  различных упаковках: рассыпной  (разной расфасовки)  и пакетированный  (с ярлычками или без).  Однако некоторое преимущество можно отдать компаниям Unilever (торговые марки Lipton, Brook Bond, «Беседа»)   и Ahmad:  их сорта более разнообразны,  продуктовая линейка лучше структурирована и эмоционально наполнена.  Однако у компании Ahmad  в ассортименте не хватает продукта экономичного ценового сегмента.

Среди ароматизированного чая  и чая с добавками наибольшим спросом

пользуются лимонный и  чай с ароматом бергамота. 

Наименее востребован  гранулированный чай.  Такое распределение

предпочтений связано  в первую очередь с более привычным  видом и вкусом листового чая.

Все большую популярность у россиян приобретает чай  в пакетиках.  Доля пакетированного  чая постепенно растет,  так как  все больше потребителей покупают его  не только для офисных нужд, но и  для домашнего употребления.

Потребительские мотивации  и поведение при покупке продукции

При покупке чая потребители  обращают внимание на следующие критерии  (в порядке убывания значимости):

• марка чая

• цена и вид чая 

• упаковка

• производитель

• страна произрастания чая

В товарной категории "Чай", который по результатам исследования 2009 года потребляют 98% из 1000 опрошеных потребителей. Первое место занимает марка "Липтон" 63% А вот занимающая второе место марка "Ахмад" несколько отстает 45% Однако это пока не помешало чаю "Ахмад" занимать второе место среди известных марок в сознании покупателей.

В число лидеров известности  также вошли марки: "Гринфилд" (14%), "Брук Бонд" (9%), "Лисма" (8%), "Беседа" (8%), "Дилма" (7%), "Акбар" (6%), "Принцесса Нури" (5%) и др.

Даже те респонденты, которые  не покупают чай (2% от числа опрошенных), лучше всего знают марки "Липтон" и "Ахмад"

В рейтинге марок по количеству покупателей, которые называют марку как покупаемую чаще всего лидирует марка "Ахмад" (29%). На втором месте с небольшим отрывом следует марка "Липтон" (25%).

Интересно отметить, что, несмотря на то, что известность марки "Липтон" выше, чем у марки "Ахмад", на 18%, предпочтение ей отдают меньше покупателей.

Кроме перечисленных марок, наиболее часто покупаемыми марками  назвали "Гринфилд" (7%), "Брукбонд" (2%), "Бодрость" (2%), "Беседа" (2%), "Дилма" (2%). Майский (1%).

В целом же, можно отметить, что положение марок в особенности  тройки лидеров, достаточно стабильно  по всем показателям, используемым в  проекте, и другим торговым маркам будет  сложно конкурировать с ними.

Основными лидерами на рынке  чая являются компании Орими Трейд с маркой «Гринфилд», компания «Юнилевер» с маркой «Липтон», а также компания «Ахмад ти».

Лидером рынка, по оценке его  участников, является ООО «Орими Трэйд» (Санкт-Петербург, ТМ Greenfield, «Принцесса Гита», «Принцесса Канди», «Принцесса Нури», «Принцесса Ява»). Этот производитель контролирует более 23% рынка. Далее следуют ОАО «Компания «Юнилевер СНГ» (Москва, ТМ «Lipton»)– доли этих производителей составляют соответственно 10%. Примерно 9% доли рынка принадлежат компании Ahmad Tea. (Ahmad Tea Ltd., Великобритания/ООО «СДС-Эком», Москва)

Компания Орими трейд на рыне чая с 1994 года, а ТМ Greenfield с 2002. Ее выручка за 2006 год составила 310 млн. дол. Численность персонала этой компании составляет примерно 1700 чел. По версии журнала Forbes 2007 году эта компания вошла в список 200 крупнейших российских частных компаний.

В России Unilever работает с 1991. Россия входит в число 20 крупнейших рынков для Unilever; на российском пищевом рынке на 2009 год компания занимает второе место по продажам чая. Мировой объем потребления чая «Lipton» составляет 4,5 млрд литров в год. Каждый день в мире выпивается 205 млн чашек чая «Lipton». И 164 млн чашек чая Ahmad. Чай Lipton был товаром года в период с 1999 по 2008 году. А в 2009 уступил свое место чаю Ahmad tea.

О плюсах и минусах данных торговых марок. В Чае Greenfield, так же как и в чае Ahmad каждый из бумажных чайных пакетиков упакован в дополнительный из специальной фольги. Поэтому такой чай удобно взять с собой, например, в дорогу (в случае с чаем Lipton придется брать всю упаковку). Для закрепления бумажного пакетика чая Greenfield используется металлическая скобка, сам пакетик двойной и изготовлен из тонкой перфорированной бумаги.

Чай Lipton, так же как Ahmad имеет линейку холодного чая Ice Tea. А вот Greenfield такой не имеет.

Средняя цена на пачку из 25 пакетиков Greenfield составляет 54 р. Lipton – 51р. Ahmad – 62р. Брук бонд - 40,90р. Лисма - 26,90.

3. Разработка анкеты.

Для того чтобы узнать, каковы же на сегодняшний день предпочтения потребителей была разработана анкета.

Целью анкетирования является выяснить, что является наиболее важным в чае для потребителя, как  часто они покупают и пьют чай, и что влияет на их выбор при  выборе упаковки чая.

 

Образец анкеты.

Здравствуйте! Для анализа рынка чая в г. Казань хотелось бы, узнать ваши предпочтения. Будем очень признательны, если Вы ответите на наши вопросы.

Выбранный ответ отметить  ☑ или вписать.

  1. Пьёте ли  Вы чай?

а) да;          б) редко         в) нет; 

  1. Какую страну- производитель чая Вы предпочитаете?

а) Китай б)Индия   в)Шри-Ланка г) Япония    д)не имеет значения

  1. Какой чай в зависимости от ферментации Вы предпочитаете?

а) Белый  б)Зеленый    в)Желтый     г)Красный     д)Черный

  1. Какой чай в зависимости от обработки Вы предпочитаете?

а) Байховый  б)Быстрорастворимый   в) грануллированный  г) В пакетиках

 д) ароматизированный

  1. Какая марка чая наиболее предпочтительна для Вас?
    1. Lipton
    1. Brook Bond
    2. Беседа
    3. Майский
    4. Лисма
    5. Curtis
    6. Greenfield
    7. ТESS
    8. Принцессы
    9. Ahmad).
    10. Акбар

Информация о работе Рынок чая