Сегментация рынка товаров (услуг)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 23:08, курсовая работа

Описание работы

Фирме, желающей преуспеть в избранном деле, получить искомую прибыль и завоевать доверие потребителей, необходимо остановить свой выбор на какой-то одной или нескольких группах потребителей, т. е., иными словами, выбрать наиболее приемлемый во всех отношениях сегмент, иначе говоря – целевой рынок.
В данной курсовой работе мы подробно рассмотрим теоретические аспекты сегментирования рынка потребителей, его критерии и роль в организации различных бизнес структур. Но основной акцент будет сделан на целевой рынок гостиниц, подход к сегментации рынка на примере гостинично-развлекательного комплекса «Север» в г.Москве.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СЕГМЕТАЦИЯ РЫНКА 4
1.1 Понятие, цели и значение сегментации рынка 4
1.2 Виды сегментации рынка 5
1.3 Критерии сегментации рынка 7
1.4 Выбор целевого рынка и целевого сегмента 10
1.5 Позиционирования товара 12
2 ПОДХОДЫ К СЕГМЕНТИРОВАНИЮ РЫНКА В СФЕРЕ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА 14
2.1 Сегментация рынка в сфере гостиничного бизнеса 18
2.2 Выбор целевого рынка в сфере гостиничного бизнеса 21
3 СЕГМЕНТИРОВАНИЯ РЫНКА НА ПРИМЕРЕ ГТРК «СЕВЕР» 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

Файлы: 1 файл

курсовая маркетинг скаченная.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)


31

 

Федеральное агентство по образованию госудасрвтенное образоватльное учреждение

высшего профессионального образования

«Красноярский государственный Торгово-Экономический Институт»

 

 

Кафедра Маркетинга

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

По дисциплине «Маркетинг»

 

На тему «Сегментация рынка товаров (услуг)»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил

Студент 2 курса

Группы КМ 10-11

Бауэр И.А.

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2011

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1 СЕГМЕТАЦИЯ РЫНКА

1.1 Понятие, цели и значение сегментации рынка

1.2 Виды сегментации рынка

1.3 Критерии сегментации рынка

1.4 Выбор целевого рынка и целевого сегмента

1.5 Позиционирования товара

2 ПОДХОДЫ К СЕГМЕНТИРОВАНИЮ РЫНКА В СФЕРЕ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА

2.1 Сегментация рынка в сфере гостиничного бизнеса

2.2 Выбор целевого рынка в сфере гостиничного бизнеса

3 СЕГМЕНТИРОВАНИЯ РЫНКА НА ПРИМЕРЕ ГТРК «СЕВЕР»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Маркетинг является одним из наиболее мощных инструментов, используемых различными организациями в борьбе за выживание и процветание. Прежде всего, он известен как философия бизнеса, направленная на выявление потребностей целевых рынков, которые данная организация может удовлетворить наилучшим образом путем производства соответствующих продуктов, на то, чтобы каждый сотрудник организации мыслил категориями "потребитель", "рынок".

Рынок вовлекает в свою сферу миллионы юридических и физических лиц, вступающих в отношения купли-продажи. Он затрагивает интересы каждого человека: как производителей, так и потребителей. Предприниматель заинтересован в том, чтобы рынок был упорядочен, чтобы можно было прогнозировать его развитие и планировать свою прибыль.  

Маркетинг отвечает на вопросы: как надо управлять рыночной деятельностью, чтобы с меньшим риском добиться максимальных результатов и конкурентного превосходства; как изучать рынок, чтобы не действовать методом проб и ошибок, а видеть четкую цель и перспективу действий. Совершенно очевидно, что ни одна фирма не возьмётся удовлетворять потребности всех без исключения потребителей, поскольку их “ассортимент” также исключительно широк.

Фирме, желающей преуспеть в избранном деле, получить искомую прибыль и завоевать доверие потребителей, необходимо остановить свой выбор на какой-то одной или нескольких группах потребителей, т. е., иными словами, выбрать наиболее приемлемый во всех отношениях сегмент, иначе говоря – целевой рынок.

В данной курсовой работе мы подробно рассмотрим теоретические аспекты сегментирования рынка потребителей, его критерии и роль в организации различных бизнес структур. Но основной акцент будет сделан на целевой рынок гостиниц, подход к сегментации рынка на примере гостинично-развлекательного комплекса «Север» в г.Москве.

1 СЕГМЕТАЦИЯ РЫНКА

 

1.1 Понятие, цели и значение сегментации рынка

 

В переводе с латинского слово “сегмент” означает отрезок. Вообще-то данное понятие имеет отношение к математике, где им обозначается либо совокупность действительных чисел, либо часть круга, ограниченная дугой и отсекающей линией (хордой).

Под сегментированием рынка в маркетинге понимается разделение его на чёткие группы потребителей, которым необходимы разные товары и специальные маркетинговые подходы. В результате сегментирования определяются сегменты рынка [3].

Что даёт сегментирование фирме-производителю?

Осуществив чёткое сегментирование и сосредоточив внимание на одном или нескольких сегментах (целевых рынков), фирма может преуспеть в своей деятельности даже при скромных ресурсах, поскольку специализируются на ограниченных видах или участках деятельности. Фирма стремится к признанию со стороны потребителей как специалист, овладевший соответствующими технологиями, владеющий информацией в разрезе избранного направления деятельности. При таком подходе к делу сильные стороны конкурентов легко обойти, а слабые – использовать в собственных целях. Сегментирование позволяет фирме со скромными ресурсами эффективно конкурировать с фирмами больших размеров на специализированных рынках. Наконец, только чёткое сегментирование позволяет осуществить программу маркетинга, т. е. не только обеспечить прибыль, но и удовлетворить всё возрастающие и быстро изменяющиеся потребности покупателей.

Английский маркетолог Хоскинг А. сформулировал три принципа эффективного сегментирования, которые можно рассматривать как условия результативной работы и любой из российских фирм. О каких принципах идёт речь?

Во-первых, измеримость сегмента. Разбивка рынка на сегменты – не самоцель, фирме важно знать заранее, каких результатов она может достичь благодаря маркетингу, направленному на целевой рынок.

Во-вторых, доступность сегмента. Речь идёт о возможности добиться искомой цели доступными для конкретной фирмы средствами: информация, реклама, варьирование продаж, выброс соответствующих спросу товаров и т. п.

В-третьих, выгодность сегмента. Здесь необходимо принимать в расчёт объёмы реализации и возможную прибыль, а также перспективы на будущее, возможность интенсификации сбытовой деятельности [11].

Без учёта трёх названных принципов всякое сегментирование превратится в бездумное прожектёрство, оно не только не укрепит позиции фирмы на целевом рынке, но и сам целевой рынок окажется неосуществимой мечтой, не имеющей под собой реальной почвы.

 

1.2 Виды сегментации рынка

 

Попробуем посмотреть на проблему сегментирования несколько шире. Крупное промышленное предприятие, экспортирующее свою продукцию за рубеж, применяет макросегментацию. Она предполагает выделение отдельных стран, континентов, международных сообществ. Так, продукция может поставляться в страны Ближнего Востока, Латинской Америки, в Скандинавию, в Балтию и т. п. Если же предприятие реализует производимую продукцию на территории только собственной страны, надо бы говорить о микросегментации. Здесь также легко выделить отдельные регионы: Нечерноземье, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток и т. п. Но эти же подходы применимы и на иных уровнях, стоит мысленно ограничить целевой рынок рамками какого-либо края или области (макросегментация) и выделить внутри его субрынки (микросегментация).

Отечественные маркетологи Р. Ноздрёва и Л. Цыгичко предлагают, кроме того, осуществлять сегментацию вглубь и вширь. В первом случае необходимо двигаться от широкой группы потребителей к более узким, во втором – наоборот. О чём речь? Рассмотрим это на таком примере. Дилерская фирма занимается продажей автомобилей. Для начала можно рассматривать автомобили как таковые. Затем из общей их массы (грузовые, легковые, спортивные, милицейские, “скорая помощь” и др.) выделяется группа легковых автомобилей. Далее идёт разделение избранной группы на отечественные и зарубежные модели. Избранная группа разделяется на отдельные подгруппы по стоимости, по объёму двигателя, мощности и т. п. Соответственно покупатели автомобилей разделяются по их предпочтениям. Так, может оказаться, что дилерская фирма станет торговать спортивными автомобилями среднего класса по ценам, доступным для покупателей в возрасте 18–30 лет, в первую очередь людям, склонным к демонстрации своей “спортивности”. При таком подходе к сегментации сказать просто: “Фирма торгует автомобилями” – значит, не сказать ничего.

Приведенный пример показывает, что сегментация – это не что-то однажды сделанное и незыблемое. Как раз наоборот, это гибкий и динамичный процесс. Если речь идёт о первом приближении к рынку, так сказать, о “пилотажном” его изучении и исследовании, мы имеем дело с предварительной сегментацией. Когда же мы говорим об устоявшихся каналах сбыта, т. е. работе на постоянном рынке сбыта, предполагается окончательная сегментация, при которой определяются наиболее приемлемые, оптимальные по объёму планируемой прибыли, сегменты. Между предварительной и окончательной сегментациями нет “Китайской стены”, всё дело в том, в каких временных рамках мы рассматриваем свой целевой рынок. В любом случае с помощью сегментации чётко обнаруживаются “ниши” рынка, отыскивается “место под солнцем”. Знание же конкретных условий деятельности даёт возможность заблаговременно разработать целевой маркетинг[10].

1.3 Критерии сегментации рынка

 

Само понятие “критерий” в переводе с греческого означает признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо. В разных литературных источниках, как отечественных, так и зарубежных, мы встречаем разные основания для характеристики различных видов и способов сегментации. В одних случаях речь идёт о критериях, в других – о признаках, в третьих – о принципах, в четвёртых – о переменных и т. д.

Думается, что правильнее говорить всё-таки о критериях сегментации, т. е. собственно основаниях, по которым сегментация осуществляется. Что же касается принципов сегментации, то это, скорее, правила её проведения [15].

О широте и многообразии критериев в сегментации говорит табл. 1.

Таблица 1

Критерии сегментации

Критерии сегментация

Характеристика

1. Региональная демография

Характеристика городов и областей. Используют одну или несколько демографических особенностей для сегментации своего рынка, делается упор на выделении и использовании географических отличий

2. Расположение района

Отражает различия в доходе, культуре, социальных ценностях и др. потребительских факторах

3. Численность и плотность населения

Показывают, достаточно ли в регионе людей, чтобы обеспечить сбыт и облегчить проведение маркетинговой кампании

4. Транспортная сеть региона

Учитываются отличия в массовом общественном транспорте и автомагистралях

5.Структура коммерческой деятельности

Включает ориентацию на туристов, рабочих и служащих, лиц, проживающих в данном регионе, отличия в торговом обслуживании

6. Доступность средств массовой информации

Существенно сказывается на способности осуществить сегментацию

7.Уровень конкуренции в отношении сбыта какого-либо товара или услуги

Наибольший успех при выходе на “неразработанный рынок”

8. Динамика развития региона

Характеризуется стабильностью, падением или ростом

9. Юридические ограничения

Меняются в зависимости от местных законов

10. Уровень инфляции

Может варьироваться по районам и воздействовать на стратегию маркетинга

11. Персональные демографические характеристики

Представляют собой основные особенности людей или групп и часто используются в качестве базы для сегментации. Выделяются такие характеристики: возраст, уровень образования, мобильность, доходы, профессия потребителей, семейное положение, размер семьи, национальность

12. Стиль жизни

Определяют как люди живут и расходуют время и деньги. Профили стилей жизни смогут определять чёткие рыночные сегменты

13.Степень использования и приверженности торговой марке

Потребитель может использовать немного, совершенно мало или, напротив, очень много. В некоторых случаях 20 % потребителей могут делать более 80 % покупок. Приверженность потребителя торговой марке может иметь три формы: отсутствие приверженности, частичная приверженность, полная приверженность

14. Отношение к фирме и её предложениям

В зависимости от этого могут быть разные меры: от усиления информации до улучшения товара и образа фирмы

15. Социальный статус

Относится к таким социально значительным товарам и услугам, как одежда, легковые автомобили, рестораны, путешествия, недвижимость

16. Сегментация по преимуществам

Имеются в виду преимущества, которые люди ищут в приобретении данного товара

17. Ожидаемый риск

Может сдерживать приобретение товара или услуги. Задача – уменьшить представления потребителя о риске. Достичь этой цели помогают: интенсивная информационная реклама, хорошо известные торговые марки, низкие цены для внедрения на рынок, использование образцов, гарантия получения денег обратно и демонстрации в магазинах.

18. Важность покупки

Различна для разных групп потребителей (например, приобретение автомобиля для жителя пригорода или проживающего в городе и имеющего доступ к общественному транспорту)

 

Из табл. 1 видно (а она включает практически все основные критерии), что сегментация потребительского рынка – дело достаточно сложное и ответственное. Здесь необходимо принимать во внимание действие сразу нескольких взаимосвязей. Следует признать, что держать в голове все перечисленные критерии сложно.

В реальной практике, прежде всего зарубежной, сложился несколько иной порядок сегментирования: в основу разделения рынка на сегменты кладутся всего лишь четыре принципа: географический, психографический, поведенческий и демографический [25].

 

1.4 Выбор целевого рынка и целевого сегмента

 

Одним из важнейших этапов сегментации рынка, после определения критериев, принципов и методов сегментации, является выбор целевого рынка.

Реализация стратегии сегментации рынка должна начинаться с определении миссии фирмы, которая описывает ее роль и главную функцию в перспективе, ориентированной на потребителя. Следует поставить три фундаментальных вопроса: «Каким бизнесом занимается фирма?», «Каким бизнесом следует заниматься?», «Каким бизнесом не следует заниматься?».

Отсюда возникает понятие целевого (иначе, базового) рынка фирмы, представляющего собой значительную группу потребителей со схожими потребностями и мотивационными характеристиками, создающими для фирмы благоприятные маркетинговые возможности.

Целевой рынок фирмы может быть определен по трем измерениям:

• технологическому, описывающему технологии, способные удовлетворить потребности на рынке («как?»);

• функциональному, определяющему функции, которые должны быть удовлетворены на данном рынке («что?»);

• потребительскому, обусловливающему группы потребителей, которые могут быть удовлетворены на данном рынке («кого?»).

Используя данный подход, можно провести разграничение между тремя различными структурами: рынком одной технологии (отраслью), рынком одной функции (технологическим рынком) и товарным рынком [12].

Отрасль определяется технологией, независимо от связанных с ней функцией или групп потребителей. Понятие отрасли является самым традиционным. В то же время оно наименее удовлетворительно, так как ориентировано на предложение, а не на спрос. Таким образом, подобная категория уместна при условии высокой однородности рассматриваемых функций и групп потребителей.

Рынок технологий охватывает совокупность технологий для выполнения одной функции и для одной группы потребителей. Это понятие близко концепции базовой потребности и подчеркивает взаимозаменяемость различных технологий для одной функции. Обращение к рынку технологий особенно важно для выбора направлений исследований и разработок.

Информация о работе Сегментация рынка товаров (услуг)