Сегментация рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 12:03, курсовая работа

Описание работы

Основой целевого маркетинга является сегментация рынка, именно по этой причине данная тема курсового проекта является актуальной. Целью данной работы является изучение теоретических основ по теме «Сегментация рынка» и применение их к определению привлекательности сегментов рынка для конкретного предприятия.
При написании данной курсовой работы, предстоит решить несколько задач:
изучение сущности, принципов и стратегий сегментации рынка;
проведение анализа потребителей, выделение сегментов и оценка целевых сегментов рынка для конкретной компании;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Методические основы сегментации и отбора целевых рынков 5
1.1 Основные понятия, принципы, виды сегментации рынка 5
1.2 Стратегии сегментации 9
1.2 Выбор целевого сегмента рынка 12
Глава 2. Сегментирование рынка на примере ООО «Ламтек» 17
2.1 Общая характеристика компании и анализ факторов маркетинговой среды 17
2.2 Состав потребителей. Анализ и выбор целевых сегментов рынка 20
2.3 Разработка рекомендаций для ООО «Ламтек» по продвижению продукции на целевой рынок 25
Заключение 28
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

Сегментация.docx

— 61.00 Кб (Скачать файл)

Целесообразно разделить рынок на два сегмента – организации и население, маркетинг  для которых будет значительно  отличаться.  Исходя из данных таблицы  можно сделать вывод, что основная часть потребителей приходится на организации, население занимает всего 1,1%, потому следует рассмотреть отказ от ориентации на эту группу. Ориентируясь на род деятельности потребителей, можно сделать вывод, что 40,4% из них  приобретают продукцию нашей  компании для собственного производства, 31,1% приходится на торговые компании, 27,4% - собственное потребление. При отказе от любой из этих групп, возможно существенно  снижение объема реализации продукции. Однако, при грамотной маркетинговой  стратегии, есть возможность расширения потенциальных потребителей в каждой из этих групп.

Среди потребителей продукции  ООО «Ламтек» прослеживается четкая градация на крупных, средних  и мелких, в зависимости от размеров. Около половины общего товарооборота  компании приходится на крупных потребителей, доли мелких и средних потребителей примерно равны. Работа компании с каждой группой по их обслуживанию и привлечению  существенно отличается, также есть отличие в поведенческих критериях  этих групп.

Составляя бизнес план, консалтинговая компания проводила опрос представителей 30 компаний ( по 10 в каждой группе). Итоги  этого опроса отражены в таблице 3, по данным которой можно заметить, что поведенческие критерии выделенных групп потребителей отличаются между  собой. Крупные потребители в  основном приобретают данный товар  для перепродажи и / или переработки, они используют продукт интенсивно, готовы к приобретению, положительно относятся к продукции и сервису, сильно привержены к данной продукции и компании и, вследствие этого, как правило, сотрудничают с компанией на основе долговременных договоров.

Средние фирмы тоже более всего используют продукцию для перепродажи и  переработки, они используют продукт  интенсивно, но менее, чем крупные, немного  меньше готовы к приобретению, положительно относятся к продукции и сервису, менее привержены к данной компании, поэтому сотрудничают с компанией  на основе годовых договоров.

 Мелкие потребители приобретают  продукцию для переработки и  собственных нужд, к товару относятся  положительно, но главным является  экономия денег, потому они  не привязаны к одной фирме  и ищут продавцов с более  выгодными условиями.

Таблица 3. -  Характеристика поведенческих  критериев потребителей ООО «Ламтек» в зависимости от их размеров

 

Критерии

Число организаций

наименование

характеристика

крупных

средних

мелких

итого

Повод для совершения покупки

Для перепродажи

5

4

2

11

Для переработки

4

5

4

13

Для собственных нужд

1

1

4

6

Искомые выгоды

качество

2

3

1

6

скорость

7

8

7

22

сервис

2

3

2

7

экономия денег

1

2

8

11

Статус пользователя

бывший

1

2

-

3

новый

1

2

3

6

постоянный

8

5

3

16

случайный

-

1

4

5

Интенсивность использования

слабая

-

1

2

3

средняя

4

7

5

16

высокая

6

2

3

11

Степень приверженности

низкая

-

1

3

4

средняя

1

2

4

7

сильная

9

6

3

18

абсолютная

-

1

-

1

Степень готовности к восприятию товара

не осведомлён

-

1

2

3

информирован

1

1

3

5

заинтересован

1

1

3

5

желает купить

8

7

2

17

Отношение к товару

положительное

9

8

8

25

безразличное

-

-

2

2

негативное

1

2

-

3


Анализируя данный опрос, следует  отметить, что большая часть потребителей положительно относятся к продукту и желают покупать продукт именно в этой фирме, довольны скоростью  обслуживания и ценой. То есть уже  сейчас можно сказать, что к каждой группе потребителей требуется свой подход. Характеристика привлекательности  сегментов рынка приведена в  таблице 4. 

Таблица 4. - Характеристика покупателей  ООО «Ламтек» за 2010 год

Наименование показателей

Значение по группам потребителей

Итого

крупные

средние

мелкие

Количество потребителей

11

29

82

122

Доля в товарообороте, %

46,4

29,1

23,4

98,9

Доля в балансовой прибыли, %

55,9

28,1

12,4

96,4

Рентабельность продаж, %

36,3

29,1

16,0

30,1

Средний годовой объём продаж на 1 потребителя, тыс. руб.

3636

865

246

699

Регулярность потребления

четкая

не устойчивая

нет

х

Число товарных акций за год

264

1305

984

2553

Средний объём одной партии товара, тыс. руб.

152

19

21

34

Средняя продолжительность сотрудничества, лет

5,3

4,1

1,9

2,7


Сравнивая группы потребителей можно  сделать вывод, что наиболее выгодным сегментом для компании является группа крупных потребителей, так  как закупки производятся большими партиями, по плану и в перспективе  длительного сотрудничества. Менее  выгодным сегментом являются мелкие потребители, так как их закупки  небольшие, нерегулярны и непредсказуемы.22 

2.3 Разработка рекомендаций для ООО «Ламтек» по продвижению продукции на целевой рынок

Анализируя  предыдущую главу данной курсовой работы, можно сделать вывод, что потребители дифференцируются по организационному признаку на население и организации. Причем в товарообороте последние занимают небольшую долю товарооборота при более высоких издержках обращения, также необходим специфический подход к их обслуживанию. Именно по этой причине ООО «Ламтек», являющийся крупным оптовым предприятием, должен отказаться от этого сегмента потребителей.

Детальный анализ сегментов организаций показал  их неоднородность по размерам, видам  деятельности и иным признакам. Из-за отличия потребительских характеристик, организации – потребители разделены  по размерам. Но с другой стороны, компании не стоит отказываться от обслуживания любого из этих сегментов, потому как  в общем и целом уровень  потребления у них примерно одинаков. То есть ООО «Ламтек» желательно использовать стратегию дифференцированного  подхода в трех сегментах организаций, а не стратегию массового маркетинга, которая применяется на данный момент.23

Можно выделить несколько положительных моментов, которые говорят за пользу подобного  выбора:

- за почти  11 лет своего существования, фирма  накопила достаточное количество  ресурсов, необходимых для осуществления  такой стратегии;

- предлагаемая  продукция является однородной;

- каждый  из этих сегментов также достаточно  однороден;

- основная  часть конкурентов используют  стратегию массового маркетинга, именно поэтому компании нужно  сосредоточиться на дифференцированном  подходе к потребителям.

Выделенные  сегменты вполне соответствуют рекомендуемым  принципам деления рынка:

- легко  измеряются, при установлении четких  объемов закупок;

- они  велики и сопоставляются между  собой по размерам;

- предприятие  уже работает с данными сегментами  и имеет возможность расширения  своих конкурентных преимуществ;

- сегменты  стабильны.

Таблица 5. - Рекомендуемый маркетинг  для рыночных сегментов потребителей ООО «Ламтек»

 

Сфера деятельности

Особенности маркетинга по сегментам рынка

крупные

средние

мелкие

Ценообразование:

разработка системы скидок к ценам

– за увеличение размеров партии;

– за комплексные поставки от одного поставщика на ж/д станцию

– при заключении долгосрочных договоров;

– за работу по плановым заявкам

– при заключении годовых договоров;

– за работу по предварительным заявкам

Реклама

Индивидуальные контакты с представителями фирмы

Письменные индивидуальные рекламные рассылки

Рекламные объявления в СМИ

Ознакомление с продукцией в натуре

Предоставление образцов при индивидуальных контактах

Рассылка образцов по заявкам покупателей

В салоне ООО «Ламтек»

Сопутствующие услуги

Индивидуальные пожелания покупателей

По типовому перечню

По типовому перечню

Оформление покупок

Заочное, по плану – графику

С представителем покупателя при получении заявки

При покупке

Транспортировка товара по желанию покупателя

До железнодорожной станции, указанной покупателем или транспортом покупателя со склада поставщика

Со склада поставщика транспортом покупателя или транспортом поставщика

Со склада поставщика транспортом покупателя или транспортом поставщика

Сотрудничество при формировании ассортимента

Предусматривается в договоре

Учитываются пожелания

Приветствуется


Наиболее привлекательным сегментом  являются крупные компании, так как  сотрудничество с ними наиболее рентабельно  и дает хорошую прибыль. В будущем  компании необходимо уделять повышенное внимание развитию этого сегмента и  возможно, совсем отказаться от работы с мелкими потребителями. Резервами  могут служить неохваченные территории отдаленных от Санкт-Петербурга районов  и прилегающие территории. 

Заключение

В первой главе данной курсовой работы был  проведен краткий обзор литературы, касающийся сегментации рынка и  его влияние на маркетинговый  подход, рассмотрены принципы, сущность и требования выделения сегментов, выделены виды стратегий в зависимости  от учета особенностей работы и от степени охвата сегментов.

В работе основное внимание уделено практической части. На примере конкретного предприятия  ООО «Ламтек» выполнено следующее:

- дана  общая характеристика исследуемого  предприятия оптовой торговли  мебельными материалами;

- охарактеризована  маркетинговая среда данного  предприятия, обоснована необходимость  выработки стратегии сегментации  рынка на данном этапе развития  предприятия;

- произведен  анализ потребителей рынка мебельных  материалов;

- определены  и рассмотрены возможные признаки  сегментации рынка (географические, организационные, поведенческие);

- выделены  наиболее существенные признаки  для данного предприятия (размеры  фирм-потребителей);

- определены  и охарактеризованы предлагаемые  сегменты (крупные, средние и мелкие  фирмы);

- даны  рекомендации по оптимальному  выбору сегментов;

- рекомендована  стратегия охвата рынка (множественная  сегментация),

- даны  рекомендации по маркетингу-микс  при работе с каждым сегментом;

- составлены  мотивированные выводы и предложения  по внедрению множественного  маркетинга на предприятии.

Таким образом, можно считать, что поставленная в работе цель: изучение теоретических  положений по теме «Сегментация рынка» и применение их к определению  привлекательности сегментов рынка  для конкретного предприятия, –  достигнута, все задачи выполнены  полностью. 

Список литературы

  1. А.Каул, С.Гупта, К.Кеттл, Дж.Форсайт, С.Халдар. Сегментация, с которой  можно работать//Вестник McKinsey. - 2009. - №4. – 340 с.
  2. Алексунин В.А. - М.: Дело и Сервис, 2011. - 140 с
  3. Анн Х., Багиев Г., Тарасевич В. Маркетинг. - СПБ.: Питер, 2009. - 736 с.
  4. Басовский Л.Е. Маркетинг. Курс лекций – М., ИНФРА-М, 2010. – 340с.
  5. Беляев В.И. Маркетинг: Основы теории и практики: учебник. - М.:КНОРУС, 2009. - 672с.
  6. Бронникова Т.С., Чернявский А.Г. – М., ИНФРА-М, 2011. – 206 с.
  7. Васильев Г.А. Маркетинг. -М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2009. -203с.
  8. Гейер Г., Эфрози Л. Маркетинг: ускоренный курс. Стратегии успеха на рынке. - М.: Дело и Сервис, 2012. - 192 с
  9. Годин А.М. Маркетинг: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К», 2004. -728с.
  10. Дибб С., Симкин Л. Практическое руководство по сегментированию рынка.- СПб: Питер, 2009. - 240 с.
  11. Коротков А.В. Маркетинговые исследования: Учебное пособие для вузов. -М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2005. -426с.
  12. Котлер Ф. Маркетинг - менеджмент. — СПб., Питер, 2009. – с. 237.
  13. Котлер Ф. Маркетинг - менеджмент. -- СПб., Питер, 2009. -176с.
  14. Кузьмина Е.Е., Шаляпина Н.М. Теория и практика маркетинга. - М.: Кнорус, 2005. - 224 с.
  15. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок: Пер. с англ. -СПб.: Питер, 2004. - 344с.
  16. Ландсбаум М. пер. с англ. Маркетинг. ХХl век: Практическое пособие: «Проспект», 2012.- 442с.
  17. Маркетинговые исследования: под ред. Божук С.Г., Ковалик Л.Н.- СПб: Питер, 2011. -356с.
  18. Минаев Д.В. Маркетинг в схемах и моделях. - Ростов н/д: Феникс, 2011. - 480 с.
  19. Михарева В.А. Основы маркетинга: учебное пособие для учащихся ССУЗОВ. Издание 2-е. - Мн.: Дизайн ПРО, 2011. -176с.
  20. Попов Е.В. Сегментация рынка//Маркетинг в России и за рубежом. - 2009. - №2.- с. 26.
  21. Федько В.П., Федько Н.Г. Основы маркетинга. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 480 с.
  22. Швайко И. Г., Егорова М. М., Логинова Е. Ю. Маркетинг. - М.: Дело и Сервис, 2010. - 260 с.
  23. ru.wikipedia.org/wiki/Сегментация_рынка

1 Ландсбаум М. пер. с англ. Маркетинг. ХХl век: Практическое пособие: «Проспект», 2012.- 442с.

2 Анн Х., Багиев Г., Тарасевич В. Маркетинг. - СПБ.: Питер, 2009. - 736 с.

3Дибб С., Симкин Л. Практическое руководство по сегментированию рынка.- СПб: Питер, 2009. - 240 с.

4  Михарева В.А. Основы маркетинга: учебное пособие для учащихся ССУЗОВ. Издание 2-е. - Мн.: Дизайн ПРО, 2011. -176с.

5ru.wikipedia.org/wiki/Сегментация_рынка

6 Федько В.П., Федько Н.Г. Основы маркетинга. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 480 с.

7Беляев В.И. Маркетинг: Основы теории и практики: учебник. - М.:КНОРУС, 2009. - 672с.

8 Басовский Л.Е. Маркетинг. Курс лекций – М., ИНФРА-М, 2010. – 340с.

9 Минаев Д.В. Маркетинг в схемах и моделях. - Ростов н/д: Феникс, 2011. - 480 с.

10 Котлер Ф. Маркетинг - менеджмент. -- СПб., Питер, 2009. -176с.

11 Гейер Г., Эфрози Л. Маркетинг: ускоренный курс. Стратегии успеха на рынке. - М.: Дело и Сервис, 2012. - 192 с

12Маркетинговые исследования: под ред. Божук С.Г., Ковалик Л.Н.- СПб: Питер, 2011. -356с.

13 Попов Е.В. Сегментация рынка//Маркетинг в России и за рубежом. - 2009. - №2.- с. 26.

14 Котлер Ф. Маркетинг - менеджмент. — СПб., Питер, 2009. – с. 237.

15 Швайко И. Г., Егорова М. М., Логинова Е. Ю. Маркетинг. - М.: Дело и Сервис, 2010. - 260 с.

16 А.Каул, С.Гупта, К.Кеттл, Дж.Форсайт, С.Халдар. Сегментация, с которой можно работать//Вестник McKinsey. - 2009. - №4. – 340 с.

17 Бронникова Т.С., Чернявский А.Г. – М., ИНФРА-М, 2011. – 206 с.

18 Алексунин В.А. - М.: Дело и Сервис, 2011. - 140 с

19 Годин А.М. Маркетинг: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К», 2004. -728с.

20 Васильев Г.А. Маркетинг. -М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2009. -203с.

21 Коротков А.В. Маркетинговые исследования: Учебное пособие для вузов. -М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2005. -426с.

22 Кузьмина Е.Е., Шаляпина Н.М. Теория и практика маркетинга. - М.: Кнорус, 2005. - 224 с.

23 Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок: Пер. с англ. -СПб.: Питер, 2004. - 344с.

 


Информация о работе Сегментация рынка