Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 23:12, контрольная работа
В услуги на мировом рынке обычно включают транспорт и связь, торговлю, материально-техническое снабжение, бытовые, жилищные и коммунальные услуги, общественное питание, гостиничное хозяйство, туризм, финансовые и страховые услуги, науку, образование, здравоохранение, физкультуру и спорт; культуру и искусство, а также инженерно-консультационные, информационные и вычислительные услуги, операции с недвижимостью, услуги по изучению рынков, организацию маркетинговой деятельности, послепродажный сервис и др. В ряде стран к услугам относят и строительство. Разумеется, разные виды услуг вовлечены в международный обмен с разной степенью интенсивности.
Введение 3
1. Виды торгуемых услуг и их классификация на мировом рынке услуг 5
2. Сегменты мирового рынка услуг и тенденции их развития на современном этапе 13
Заключение 20
Список использованной литературы 22
Содержание
Введение
Услуги, поступающие на внешний рынок, образуют мировой рынок услуг. Он в свою очередь состоит из ряда более узких рынков: лицензий и ноу-хау, инженерно-консультационных (инжиниринговых) услуг, услуг транспорта и связи, туристических услуг и др.
В основе
мирового рынка услуг лежит
такая важнейшая часть
В услуги
на мировом рынке обычно
Международная торговля услугами, в отличие от торговли товарами, где велика роль торгового посредничества, основана на прямых контактах между производителями и потребителями. Дело в том, что услуги, в отличие от товаров, производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Из-за этого международная торговля услугами требует либо присутствия за рубежом их непосредственных производителей, либо присутствия иностранных потребителей в стране-производителе услуг. В то же время развитие информатики значительно расширило возможности оказания многих видов услуг на расстоянии.
Международная
торговля услугами тесно
Международная торговля услугами также тесно сопрягается с международным движением капитала и перемещением рабочей силы. Она вообще немыслимы без транспортных, банковских, информационных и других услуг. В свою очередь рост мировых рынков товаров, капиталов, рабочей силы стимулирует развитие мирового рынка услуг.
1. Виды торгуемых услуг и их классификация на мировом рынке услуг
Сфера услуг представляет собой производную от производственной и непроизводственной сфер, поскольку спектр услуг включает как производственные, так и непроизводственные услуги.
Международная торговля услугами имеет свою специфику:
- неосязаемость;
- невидимость;
- неразрывность производства и потребления;
- неоднородность и изменчивость качества;
- неспособность услуг к
Именно в силу неосязаемости
и невидимости большинства
В отличие от товаров услуги производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению, в связи с чем требуется присутствие в стране производства услуг непосредственных их производителей или иностранных потребителей. В отличие от товаров услуги не подлежат таможенному контролю. Услуги могут быть капиталоемкими и наукоемкими, иметь промышленный характер либо удовлетворять личные потребности, могут быть неквалифицированными или требовать очень высокого уровня квалификации исполнителей.
Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) является первым многосторонним и имеющим силу закона соглашением, охватывающим торговлю и инвестиции в секторе услуг. Данное соглашение направлено на сокращение и устранение государственных мер, являющихся препятствием для свободного предоставления услуг через государственные границы или представляющих собой дискриминацию в отношении компаний по оказанию услуг с участием иностранного капитала. Соглашение обеспечивает правовую базу для решения вопросов об устранении препятствий для торговли и инвестиций в сфере услуг, включает конкретные обязательства стран-участниц Всемирной торговой организации (ВТО) по ограничению использования ими такого рода барьеров и обеспечивает форум для дальнейших переговоров по открытию рынков услуг во всем мире.
На долю услуг приходится более 70% ВВП США и более 2 2 % мировой торговли. Обязательства, принятые в рамках ГАТС, являются настолько же ценными для фирм, работающих в сфере услуг, насколько тарифные схемы Всемирной торговой организации важны для компаний, занимающихся торговлей товарами.
Для целей регулирования торговли услугами в рамках ВТО все услуги классифицированы в рамках 12 секторов ГАТС:
- деловые услуги;
- услуги в области связи и аудиовизуальные услуги;
- строительные и связанные с ними инженерные услуги;
- дистрибьюторские услуги;
- услуги в области образования;
- услуги, связанные с защитой окружающей среды;
- финансовые услуги;
- услуги в области здравоохранен
- услуги по организации
досуга, культурных и спортивных
мероприятий (кроме
- услуги прочие, не вошедшие
в перечисленные. Каждый
ГАТС определяет торговлю услугами как поставку услуг четырьмя основными способами, при этом под поставкой услуги понимаются производство, распределение, маркетинг, продажа и доставка услуги[14]:
1) с территории одной страны
на территорию другой страны
— трансграничная поставка, которая
предполагает нахождение
2) передвижение потребителя в страну, где предоставляется услуга, - потребление за рубежом. Например, услуги, оказываемые иностранному туристу в стране его временного пребывания: он пользуется услугами предприятий общественного питания, ему оказывают услуги местные экскурсоводы, предприятия по организации досуга и проч. При этом перемещение непосредственно самого потребителя услуги не всегда обязательно: достаточно перемещения собственности потребителя (например, услуга по ремонту судна за рубежом может предполагать только перемещение судна). В этом случае услуга потребляется в месте нахождения собственности, а не в месте нахождения потребителя;
3) учреждение поставщиком услуги
одной страны коммерческого
4) оказание услуги поставщиком
услуги одной страны через
присутствие физических лиц
Динамику услуг определяют долговременные основополагающие факторы экономического развития. В ходе общественного разделения труда активное выделение звеньев, специализирующихся на производстве услуг, вызвано действием закона возвышения потребностей, усиливающейся интеграцией материальных и нематериальных элементов производства, изменениями в характере экономического роста — выдвижением на первый план в комплексе его источников научного знания, нематериального накопления, человеческого фактора. Потребности в развитии услуг выходят за рамки сугубо экономических: процесс гуманизации экономического роста сопровождается расширением комплекса услуг, направленных на совершенствование самого человека, его интеллектуальных и физических возможностей, удовлетворение его культурных, духовных и социальных запросов.
В последние два десятилетия
эти долговременные стимулы развития
сферы услуг существенно
Критическая зависимость конкурентоспособно
Разные виды услуг характеризуются разной степенью вовлечения в международный оборот. Менее пригодны для этого услуги, поступающие преимущественно в личное потребление, хотя такие виды потребительских услуг, как здравоохранение и образование, все больше выводятся на мировые рынки развитыми странами.
В наиболее общем виде оценить участие страны в мировой торговле услугами можно с помощью показателя ее доли в мировой торговле, которая, как правило, имеет максимальные значения у ведущих промышленно развитых стран.
Зависимость экономики страны от торговли услугами показывает удельный вес торговли услугами в ВВП страны. Например, эта величина колеблется в пределах 10 — 15% для Великобритании, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции и в пределах 5 - 10% - для США, Канады, Германии, ЮАР, Австралии, Японии.[11]
Определение доли экспорта услуг в торговле услугами наглядно укажет на страны нетто-экспортеры и импортеры услуг. Так, отрицательное сальдо баланса услуг Германии - крупнейшей участницы мировой торговли услугами — является для нее на протяжении многих лет существенной проблемой.
Внешнеторговая квота (отношение торговли услугами к доле сферы услуг в ВВП), а также показатель торговли услугами страны в расчете на душу населения показывают степень открытости экономики во внешнеторговых связях страны в сфере услуг.
Достаточно информативным
Специализация страны на тех или иных видах услуг зависит от уровня экономического развития. Преобладающими в промышленно развитых странах являются финансовые, телекоммуникационные, информационные и большинство отраслей деловых услуг. США, Великобритания, Франция, Швейцария, Германия являются экспортерами услуг образования и здравоохранения. Наиболее высокого уровня по размеру выставочных площадей и по количеству проводимых выставок достигли США и Западная Европа (особенно Германия).[8]
Для развивающихся стран характерна специализация на транспортных, туристических и финансовых (офшорных) услугах. Так, многие страны предпочитают осуществлять перевозки под панамским и либерийским флагами. Около половины доходов от экспорта услуг получает Панама за предоставление иностранным судам транзита через Панамский канал. Примерно четверть доходов в структуре торговли услугами поступает в Египет благодаря Суэцкому каналу. «Финансовыми гаванями» называют Багамские и Антильские острова, Гонконг, Сингапур и др.
Определенное влияние на получение
доходов от услуг оказывает фактор
экономико-географического
Некоторые страны, не имеющие выхода к морю, могут получать высокие доходы от предоставления посреднических услуг при транзите товаров через территорию своих стран. Развитие торговли услугами способствует и оказанию сопутствующих услуг. Как правило, страны, предоставляющие портовые услуги, специализируются и на судоремонте; США как крупнейший производитель компьютеров широко поставляют на мировой рынок компьютерные услуги; в странах - экспортерах нефти преобладает фрахт с обслуживанием нефтеперевозок.
Что касается региональной
структуры международной
Международный
обмен услугами осуществляется в
основном между развитыми странами
и характеризуется высокой
Крупнейшим экспортером коммерческих услуг являются США (их доля в мировом экспорте составляла 17,5%), причем с каждым годом их отрыв от других стран все более увеличивается. На США приходятся максимальные объемы торговли услугами по каналам филиалов корпораций (продажа филиалами американских ТНК на международном рынке и продажа услуг иностранными филиалами ТНК в США). Так, объем трансграничной торговли услугами США в валовом объеме торговли услугами составляет 35 %, в то время как соответственно на объемы межфилиальной торговли приходилось 45%.[1]
Информация о работе Сегменты мирового рынка услуг и тенденции их развития на современном этапе