Сегменты мирового рынка услуг и тенденции их развития на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 23:12, контрольная работа

Описание работы

В услуги на мировом рынке обычно включают транспорт и связь, торговлю, материально-техническое снабжение, бытовые, жилищные и коммунальные услуги, общественное питание, гостиничное хозяйство, туризм, финансовые и страховые услуги, науку, образование, здравоохранение, физкультуру и спорт; культуру и искусство, а также инженерно-консультационные, информационные и вычислительные услуги, операции с недвижимостью, услуги по изучению рынков, организацию маркетинговой деятельности, послепродажный сервис и др. В ряде стран к услугам относят и строительство. Разумеется, разные виды услуг вовлечены в международный обмен с разной степенью интенсивности.

Содержание работы

Введение 3
1. Виды торгуемых услуг и их классификация на мировом рынке услуг 5
2. Сегменты мирового рынка услуг и тенденции их развития на современном этапе 13
Заключение 20
Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

mirovoy_rynok_uslug.doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

Введение

Услуги, поступающие на внешний  рынок, образуют мировой рынок услуг. Он в свою очередь состоит из ряда более узких рынков: лицензий и  ноу-хау, инженерно-консультационных (инжиниринговых) услуг, услуг транспорта и связи, туристических услуг и др.

 В основе  мирового рынка услуг лежит  такая важнейшая часть мирового  хозяйства, как сфера услуг,  удельный вес которой в экономике  ведущих стран Запада превышает  удельный вес сферы материального  производства.

 В услуги  на мировом рынке обычно включают  транспорт и связь, торговлю, материально-техническое  снабжение, бытовые, жилищные  и коммунальные услуги, общественное  питание, гостиничное хозяйство,  туризм, финансовые и страховые  услуги, науку, образование, здравоохранение, физкультуру и спорт; культуру и искусство, а также инженерно-консультационные, информационные и вычислительные услуги, операции с недвижимостью, услуги по изучению рынков, организацию маркетинговой деятельности, послепродажный сервис и др. В ряде стран к услугам относят и строительство. Разумеется, разные виды услуг вовлечены в международный обмен с разной степенью интенсивности. В этом смысле, например, сильно различаются, с одной стороны, транспорт и связь, туризм и, с другой стороны, коммунальные и бытовые услуги.

 Международная  торговля услугами, в отличие от торговли товарами, где велика роль торгового посредничества, основана на прямых контактах между производителями и потребителями. Дело в том, что услуги, в отличие от товаров, производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Из-за этого международная торговля услугами требует либо присутствия за рубежом их непосредственных производителей, либо присутствия иностранных потребителей в стране-производителе услуг. В то же время развитие информатики значительно расширило возможности оказания многих видов услуг на расстоянии.

 Международная  торговля услугами тесно взаимосвязана  с торговлей товарами и во  все большей степени влияет  на нее. Для поставки товаров  на внешний рынок требуется все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров и их послепродажным обслуживанием. Особенно велика роль услуг в торговле наукоемкими товарами, для которых необходимы большие объемы послепродажного сервиса, информационных и различных консалтинговых (консультационных) услуг. Объем и качество услуг, привлекаемых для производства и реализации товара, во многом обусловливают его успех на внешнем рынке.

 Международная  торговля услугами также тесно  сопрягается с международным движением капитала и перемещением рабочей силы. Она вообще немыслимы без транспортных, банковских, информационных и других услуг. В свою очередь рост мировых рынков товаров, капиталов, рабочей силы стимулирует развитие мирового рынка услуг.

 

1. Виды торгуемых услуг и их классификация на мировом рынке услуг

Сфера услуг представляет собой  производную от производственной и  непроизводственной сфер, поскольку  спектр услуг включает как производственные, так и непроизводственные услуги.

Международная торговля услугами имеет свою специфику:

- неосязаемость;

- невидимость;

- неразрывность производства и  потребления;

- неоднородность и изменчивость  качества;

- неспособность услуг к хранению.

Именно в силу неосязаемости  и невидимости большинства услуг  торговлю ими иногда называют невидимым экспортом (или импортом).[15]

В отличие от товаров услуги производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению, в связи  с чем требуется присутствие  в стране производства услуг непосредственных их производителей или иностранных потребителей. В отличие от товаров услуги не подлежат таможенному контролю. Услуги могут быть капиталоемкими и наукоемкими, иметь промышленный характер либо удовлетворять личные потребности, могут быть неквалифицированными или требовать очень высокого уровня квалификации исполнителей.

Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) является первым многосторонним и имеющим силу закона соглашением, охватывающим торговлю и инвестиции в секторе услуг. Данное соглашение направлено на сокращение и устранение государственных мер, являющихся препятствием для свободного предоставления услуг через государственные границы или представляющих собой дискриминацию в отношении компаний по оказанию услуг с участием иностранного капитала. Соглашение обеспечивает правовую базу для решения вопросов об устранении препятствий для торговли и инвестиций в сфере услуг, включает конкретные обязательства стран-участниц Всемирной торговой организации (ВТО) по ограничению использования ими такого рода барьеров и обеспечивает форум для дальнейших переговоров по открытию рынков услуг во всем мире.

На долю услуг приходится более 70% ВВП США и более 2 2 % мировой  торговли. Обязательства, принятые в  рамках ГАТС, являются настолько же ценными для фирм, работающих в сфере услуг, насколько тарифные схемы Всемирной торговой организации важны для компаний, занимающихся торговлей товарами.

Для целей регулирования торговли услугами в рамках ВТО все услуги классифицированы в рамках 12 секторов ГАТС:

- деловые услуги;

- услуги в области связи и аудиовизуальные услуги;

- строительные и связанные с  ними инженерные услуги;

- дистрибьюторские услуги;

- услуги в области образования;

- услуги, связанные с защитой  окружающей среды;

- финансовые услуги;

- услуги в области здравоохранения и социального обеспечения; услуги по туризму и путешествиям;

- услуги  по   организации  досуга,   культурных и  спортивных  мероприятий (кроме аудиовизуальных  услуг); транспортные услуги;

- услуги прочие, не вошедшие  в перечисленные. Каждый сектор  делится на подсекторы.   Всего  классификатор услуг насчитывает 155 подсекторов.

ГАТС определяет торговлю услугами как поставку услуг четырьмя основными  способами, при этом под поставкой  услуги понимаются производство, распределение, маркетинг, продажа и доставка услуги[14]:

1) с территории одной страны  на территорию другой страны  — трансграничная поставка, которая  предполагает нахождение потребителя  и поставщика услуг по разные  стороны границы в момент оказания  услуги. (Например, предоставление по  факсу информации или консультаций, грузовые перевозки, осуществление международных расчетов в режиме реального времени.);

2) передвижение потребителя в  страну, где предоставляется услуга, - потребление за рубежом. Например, услуги, оказываемые иностранному туристу в стране его временного пребывания: он пользуется услугами предприятий общественного питания, ему оказывают услуги местные экскурсоводы, предприятия по организации досуга и проч. При этом перемещение непосредственно самого потребителя услуги не всегда обязательно: достаточно перемещения собственности потребителя (например, услуга по ремонту судна за рубежом может предполагать только перемещение судна). В этом случае услуга потребляется в месте нахождения собственности, а не в месте нахождения потребителя;

3) учреждение поставщиком услуги  одной страны коммерческого присутствия  на территории другой страны, где должна оказываться услуга, — коммерческое присутствие.  Под коммерческим присутствием  понимается любая форма делового  или профессионального учреждения  включая создание, приобретение или сохранение юридического лица, филиала или представительства;

4) оказание услуги поставщиком  услуги одной страны через  присутствие физических лиц этой  страны на территории другой  страны — перемещение физических  лиц.

Динамику услуг определяют долговременные основополагающие факторы экономического развития. В ходе общественного разделения труда активное выделение звеньев, специализирующихся на производстве услуг, вызвано действием закона возвышения потребностей, усиливающейся интеграцией материальных и нематериальных элементов производства, изменениями в характере экономического роста — выдвижением на первый план в комплексе его источников научного знания, нематериального накопления, человеческого фактора. Потребности в развитии услуг выходят за рамки сугубо экономических: процесс гуманизации экономического роста сопровождается расширением комплекса услуг, направленных на совершенствование самого человека, его интеллектуальных и физических возможностей, удовлетворение его культурных, духовных и социальных запросов.

В последние два десятилетия  эти долговременные стимулы развития сферы услуг существенно дополнились  рядом новых. Многоплановое воздействие  на услуги оказывает современная  научно-техническая революция. На основе компьютеризации, информационных технологий, новых средств коммуникаций возник и стремительно утвердился на рынках целый спектр новых услуг, радикально обновляются традиционные виды услуг, повышаются качественные показатели обслуживания.

Критическая зависимость конкурентоспособности стран в глобальной экономике от человеческого фактора, а также социальные обязательства государства обусловили увеличение его расходов на развитие ряда услуг, в первую очередь социальных. Внутренний спрос на услуги в каждой из стран существенно дополняется внешним.

Разные виды услуг характеризуются  разной степенью вовлечения в международный  оборот. Менее пригодны для этого  услуги, поступающие преимущественно  в личное потребление, хотя такие  виды потребительских услуг, как  здравоохранение и образование, все больше выводятся на мировые рынки развитыми странами.

В наиболее общем виде оценить участие  страны в мировой торговле услугами можно с помощью показателя ее доли в мировой торговле, которая, как правило, имеет максимальные значения у ведущих промышленно развитых стран.

Зависимость экономики страны от торговли услугами показывает удельный вес торговли услугами в ВВП страны. Например, эта величина колеблется в пределах 10 — 15% для Великобритании, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции и в  пределах 5 - 10% - для США, Канады, Германии, ЮАР, Австралии, Японии.[11]

Определение доли экспорта услуг в  торговле услугами наглядно укажет на страны нетто-экспортеры и импортеры  услуг. Так, отрицательное сальдо баланса  услуг Германии - крупнейшей участницы мировой торговли услугами — является для нее на протяжении многих лет существенной проблемой.

Внешнеторговая квота (отношение  торговли услугами к доле сферы услуг  в ВВП), а также показатель торговли услугами страны в расчете на душу населения показывают степень открытости экономики во внешнеторговых связях страны в сфере услуг.

Достаточно информативным является коэффициент относительной экспортной специализации стран на торговле услугами, рассчитанный как отношение  экспорта услуг страны в ее общем  экспорте к доле экспорта услуг страны в мировом экспорте услуг. Он позволяет установить степень специализации стран на экспорте услуг. Так, наименьшее значение этого показателя свидетельствует о высокой степени развитости экономики, в которой сфера услуг и торговля ими растут наряду с ростом производства и товарной торговли.

Специализация страны на тех или  иных видах услуг зависит от уровня экономического развития. Преобладающими в промышленно развитых странах  являются финансовые, телекоммуникационные, информационные и большинство отраслей деловых услуг. США, Великобритания, Франция, Швейцария, Германия являются экспортерами услуг образования и здравоохранения. Наиболее высокого уровня по размеру выставочных площадей и по количеству проводимых выставок достигли США и Западная Европа (особенно Германия).[8]

Для развивающихся стран характерна специализация на транспортных, туристических  и финансовых (офшорных) услугах. Так, многие страны предпочитают осуществлять перевозки под панамским и  либерийским флагами. Около половины доходов от экспорта услуг получает Панама за предоставление иностранным судам транзита через Панамский канал. Примерно четверть доходов в структуре торговли услугами поступает в Египет благодаря Суэцкому каналу. «Финансовыми гаванями» называют Багамские и Антильские острова, Гонконг, Сингапур и др.

Определенное влияние на получение  доходов от услуг оказывает фактор экономико-географического положения. Например, существенные доходы получают страны, чьи портовые гавани находятся  на перекрестке торговых путей, как, например, Роттердам.

Некоторые страны, не имеющие выхода к морю, могут получать высокие  доходы от предоставления посреднических услуг при транзите товаров через  территорию своих стран. Развитие торговли услугами способствует и оказанию сопутствующих услуг. Как правило, страны, предоставляющие портовые услуги, специализируются и на судоремонте; США как крупнейший производитель компьютеров широко поставляют на мировой рынок компьютерные услуги; в странах - экспортерах нефти преобладает фрахт с обслуживанием нефтеперевозок.

Что касается региональной структуры международной торговли услугами, то Северная Америка и  Азия более динамично увеличивали  свое участие в обмене услугами, чем Западная Европа, хотя Североамериканский и Западноевропейский регионы сохранили экспортную специализацию в этой сфере.

Международный обмен услугами осуществляется в  основном между развитыми странами и характеризуется высокой степенью концентрации. В середине 1980-х годов  на них приходилось более 80% экспорта и импорта услуг, но уже в начале 90-х годов вследствие выдвижения группы новых индустриальных стран — около 70%. Лидерами среди развитых стран являются США, Франция, Германия, Япония, Великобритания, Италия и Нидерланды, на которые приходится более половины объема торговли услугами в мире.

Крупнейшим экспортером  коммерческих услуг являются США (их доля в мировом экспорте составляла 17,5%), причем с каждым годом их отрыв  от других стран все более увеличивается. На США приходятся максимальные объемы торговли услугами по каналам филиалов корпораций (продажа филиалами американских ТНК на международном рынке и продажа услуг иностранными филиалами ТНК в США). Так, объем трансграничной торговли услугами США в валовом объеме торговли услугами составляет 35 %, в то время как соответственно на объемы межфилиальной торговли приходилось 45%.[1]

Информация о работе Сегменты мирового рынка услуг и тенденции их развития на современном этапе