Сельские территории и их брендирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:34, доклад

Описание работы

Сохранение и устойчивое развитие муниципальных образований требует поиска и разработки бренда для сельских территорий.
В этой связи в качестве рабочей гипотезы мы выявляем механизмы, и подходы к формированию бренда, позволяющие сделать упор на уникальность природного ландшафта,туристические продукты, исторические памятники, а так же сделать конкурентно способными организации сельских поселений.

Файлы: 1 файл

Статья. Разработка бренда сельских территорий как ресурс развития муниципальных образований.docx

— 204.31 Кб (Скачать файл)

     

             Сельские территории и их брендирование

 

    Актуальность: Сохранение и устойчивое развитие муниципальных образований требует поиска и разработки бренда для сельских территорий.

В этой связи в качестве рабочей гипотезы  мы выявляем механизмы, и подходы к формированию бренда, позволяющие сделать упор на уникальность природного ландшафта,туристические продукты, исторические памятники, а так же сделать конкурентно способными организации сельских поселений.

   Ключевые слова: бренд, имидж, маркетинг территорий, маркетинговые стратегии.

    Характер социально-экономических и институциональных трансформаций в сельской местности современной России требует внесения изменений в методологию и практику стратегического управления. Основной целью, реализуемой в настоящее время в концепции реформирования сельских муниципалитетов является устойчивость, предполагающая рассмотрение села с позиций субъектно-объектного подхода:

1) как субъект хозяйственных  отношений в масштабах национальной  экономики; 

2) как объект – пространство воспроизводства, предложения и хозяйственного использования ресурсов;

3) как субъект социальных, политических и культурных отношений  в системе общественного развития  страны; в то же время как  объект – зону проживания сельского  населения с особым хозяйственным  укладом страны; 4) как субъект  особого типа аграрного предпринимательства,  преимущественно малых и средних  форм.

При этом территориальный  фактор (учет местной природно-экологической, социально – экономической, общественно – политической специфики) является доминирующим в выборе направлений реформирования.

Анализ характерных особенностей взаимодействия внутренней и внешней среды села как комплексного объекта управления позволяет выделить его ключевые элементы:

территория (в аспекте экологического природопользования и развития инфраструктуры);

социум (в аспекте индивидуального развития человека, занятого сельским трудом и общественного развития человеческого капитала производственной подсистемы села);

 хозяйства (в аспекте использования природно-ресурсного потенциала сельских территорий, производства продукта для удовлетворения нужд жителей села и потребителей других территорий, развития предпринимательства для реализации личных и групповых мотивов получения прибыли, роста благосостояния и развития сельской территории). (3).

Так же следует обратить внимание на удаленность сельского поселения от областного центра, которая влияет на выбор территории, как места проживания и места возможного посещения.

Таким образом, необходимо решить вопрос устойчивого развития сельских муниципалитетов. В условиях реализации Национальных Проектов по

сельскому хозяйству, здравоохранению, образованию, доступному жилью в  сельской местности на фоне интеграции сельскохозяйственного производства и реформы местного самоуправления, можно увидеть сокращение школ, детских садов, ФАПов и участковых больниц, сельхозпредприятий и, что приводит к экономическому «краху» населенных пунктов.  Для сохранения сельских территорий  необходима государственная поддержка социально- экономического развития села: дотации и льготные кредиты сельскому хозяйству, развитие социальной и инженерной инфраструктуры села, развитие несельскохозяйственных видов деятельности, расширение рынка труда, развитие процессов самоуправления с целью активизации человеческого потенциала.

Региональные программы развития сел до 2020 года, включают в себя решение следующих вопросов: обустройство дорог, газификации, строительства жилья, и реформы в образовании и здравоохранении. А для решения вопроса развития сельских поселений необходим единный национальный проект - развитие местного самоуправления, и именно в селе.

 Дело в том, что за последние 20 лет число населенных пунктов сократилось с 153 тыс. до 133 тыс. Из 220 млн. га плодородных земель в официальную статистику попали 40 млн. га как не используемые земли, однако по нашим расчетам таких земель не менее 70 млн. га, т.е. треть лучших плодородных земель страны, а это 20% мировых запасов гумуса. Исчезновение рабочих мест на этих территориях сегодня привело к их экономическому и демографическому спаду.(4)

   

    На первое января 2011 года в Омской области насчитывается 32 района, 6 городов областного подчинения, 5  административных округа, 21 рабочий поселок, 1476 сельских населенных пункта, 365 сельских округа.

     Рассмотрим бюджеты районов Омской области. (  Рис. 1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1 Структура суммарных  консолидированных доходов бюджетов районов в 2010 году

 

  Консолидированный бюджет  Омской области - представляет собой свод областного бюджета Омской области и бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории Омской области (городских и районных бюджетов.

 

Рис.2 Структура суммарных  консолидированных расходов бюджетов

районов в 2010 году

 

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций  государства и местного самоуправления. Расходы бюджета в зависимости  от экономического содержания делятся  на капитальные и на текущие расходы.

     Рассмотрим  распределение доходов и расходов  бюджетов района на душу населения.  (Табл.1)

Таблица 1.

Доходы и Расходы бюджетов районов на душу населения

 

 

 

 

         Доходы

    Расходы

 
   

2008

2009

2010

2008

2009

2010

 

Азовский немецкий национальный

4

4

19

4

4

17

 

Большереченский

29

27

20

28

27

21

 

Большеуковский

5

3

10

5

3

12

 

Горьковский

14

19

9

13

19

9

 

Знаменский

3

2

1

3

2

1

 

Исилькульский

23

26

5

24

26

5

 

Калачинский

27

24

22

30

20

22

 

Колосовский

10

11

11

9

12

10

 

Кормиловский

25

30

26

23

30

26

 

Крутинский

9

17

15

10

16

19

 

Любинский

28

31

23

26

31

24

 

Марьяновский

11

20

31

12

22

31

 

Москаленский

20

15

25

20

15

23

 

Муромцевский

21

16

28

21

17

28

 

Называевский

15

10

3

15

13

3

 

Нижнеомский

22

8

6

22

8

6

 

Нововоршавский

16

25

30

16

25

30

 

Одесский

19

13

21

19

14

20

 

Омский

32

32

32

32

32

32

 

Павлоградский

1

5

12

1

5

11

 

Полтавский

8

7

13

8

7

13

 

Русско-Полянский

12

9

2

11

9

2

 

Саргатский

6

14

8

7

10

8

 

Седельниковский

2

1

4

2

1

4

 

Таврический

31

28

24

31

28

25

 

Тарский

18

21

27

18

21

27

 

Тевризкий

13

12

17

14

11

16

 

Тюкалинский

30

29

29

29

29

29

 

Усть-Ишимский

7

6

7

6

6

7

 

Черлакский

24

22

16

25

24

18

 

Щербакульский

17

18

14

17

18

14




 

 

 

Анализируя, доходы и расходы  бюджетов районов на душу населения, можно сделать вывод об уровне развития территории. В связи с  этим можно рассмотреть миграционный прирост (убыль)  населения (Табл.2).

                                                                                                 Таблица  2. 

Миграционный прирост (убыль) населения Омской области 2008-201 годы.

 

 

2008

2009

2010

          Всего по районам

-694

-215

-3050

Азовский немецкий национальный

550

423

247

Большереченский

-244

-156

-274

Большеуковский

-105

-62

-64

Горьковский

134

37

37

Знаменский

-46

-69

-114

Исилькульский

-290

-116

-456

Калачинский

-162

-186

-185

Колосовский

-149

-69

-121

Кормиловский

142

122

59

Крутинский

-272

-175

-86

Любинский

223

137

-9

Марьяновский

69

141

-90

Москаленский

21

-17

-193

Муромцевский

-249

-130

-130

Называевский

-201

-189

-300

Нижнеомский

-132

-65

-134

Нововаршавский

-68

-48

-189

Одесский

-48

-9

30

Оконешниковский

-67

-66

-185

Омский

658

700

716

Павлоградский

-79

-56

-159

Полтавский

-84

-92

-153

Русско-Полянский

-282

-194

-341

Саргатский

16

38

-59

Седельниковский

-45

-53

-43

Таврический

849

379

252

Тарский

-23

-

-131

Тевризкий

-162

-160

-182

Тюкалинский

-149

-126

-230

Усть-Ишимский

-235

-101

-220

Черлакский

-72

-23

-182

Щербакульский

-192

-30

-161


(5)

 Результаты таблицы  показывают отток населения из  села в город.

   Организация общих принципов местного самоуправления регламентируется 131 Федеральным законом (1), в котором, прописаны вопросы местного значения. На сельские поселения возложено 39 полномочий, из которых подкрепляются финансированием не более 5-10. Налоговым законодательством РФ предусмотрено многоканальная система формирования  бюджетов разных уровней, что предопределяет невысокую долю местных бюджетов.(2). Таким образом, (Табл.2), районы, где более высокий отток населения, имеет (Табл.1) более низкий уровень бюджетного дохода на душу населения.

 В данных условиях необходимо  предусмотреть ряд мер, которые позволят сохранить село.

Важнейшим принципом привлекательности территории является вовлеченность всех субъектов в социально – экономические отношения территории, консолидация интересов и мотивов сельского социума и их взаимосвязанность с территорий. В данном случае объектом брендирования является сельская территория как субъект экономических, а в условиях рынка, конкурентно – предпринимательских отношений, что предполагает обладание рядом важных с точки зрения маркетинга свойств.

 Концепции, составляющие платформу парадигмы привлекательности территорий включают в себя:

- взаимодействие личного и коллективного  интереса в удовлетворении потребностей, связанных с территорией; 

- комплексность потребностей субъектов  территориального маркетинга, которая  является результатом территориальной  рефлексии и самоидентификации  индивида и поселенческой общности, и базируется на системе ценностей,  вкусах, предпочтениях и особенностях  жизненного уклада, сложившегося  в рамках территории;

- достижение индивидуальных и  коллективных целей в рамках  территории, обеспечиваемое посредством  конкурентного обмена;

- развитие территорий  и их взаимодействие с другими  территориальными единицами в  системе общественного разделения  труда, основанное на свободе  выбора форм позиционирования  территории (через согласование  территориальных интересов разных  уровней), на привлечении всех  групп субъектов территории к  обоснованию этого выбора. (6)

 В условиях дефицита финансовых ресурсов источником привлечения инвестиций может послужить  нематериальный актив - имидж территории.    

 Наличие у товара определённого имиджа позволяет дифференцировать продукт среди многоликой товарной массы.Таким образом, имидж – фактор, позволяющий обеспечить конкурентоспособность товара, в последние время   стал использоватся не только для продвижения товара, но и распространился на такие объекты, как территории. Позитивная репутация территории выступает предпосылкой социально-экономического развития, повышает уровнь и качество жизни населения, поскольку способствует решению ряда фундаментальных вопросов, имеющих большое значение для интенсивного развития территории.     

Информация о работе Сельские территории и их брендирование