Шпаргалка по "Маркетингу"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 08:27, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие и сущность маркетинга
2. Основные принципы маркетинга
3. Виды маркетинга.
4. МАРКЕТИНГОВАЯ СРЕДА предприятия
....
15. Сегментация. Выбор целевого рынка.

Файлы: 1 файл

Маркетинг.doc

— 360.00 Кб (Скачать файл)

В зависимости от того, насколько  реализуются перечисленные выше условия, фирма-монополист может проводить  тот или иной тип ценовой дискриминации. Если монополист обладает высокой степенью контроля над рынком, то он имеет  возможность устанавливать разные цены на каждую продаваемую единицу товара. Такая ценовая дискриминация называется совершенной. В этом случае каждый покупатель платит за товар цену, равную индивидуальной цене спроса. В существовавших ранее условиях совершенная ценовая дискриминация была трудноосуществима, поэтому наибольшее распространение находили модели второй и третьей степени.

Ценовая дискриминация второй степени  предстает в виде различных видов  скидок с цен, например, разных цен  для разных объемов покупок. Ценовая  дискриминация третьей степени состоит в назначении разных цен для разных сегментов рынка. Она может проводиться, если существуют возможности деления рынка на сегменты. В ее основе лежит разная эластичность спроса по цене для разных категорий покупателей. Компания максимизирует свою общую прибыль путем выбора наилучшего сочетания цен и объемов продаж на каждом из сегментов, при этом он всегда устанавливает цену ниже для сегмента с более эластичным спросом и выше — с менее эластичным. Таким образом, различная эластичность спроса является важнейшим условием проведения ценовой дискриминации.

 

13. Понятие маркетингового  исследования

Сбор информации путем проведения маркетинговых исследований является частью маркетинговой информационной системы.

Маркетинговое исследование — любая исследовательская деятельность, обеспечивающая потребности маркетинга, то есть система сбора, обработки, 50 сводки, анализа и прогнозирования данных, необходимых для конкретной маркетинговой деятельности [11]. Задачи исследования маркетинга входят в состав информационной системы маркетинга, являющейся частью информационной системы управления предприятием. Маркетинговые исследования связаны с принятием решений по всем аспектам маркетинговой деятельности. Таким образом, маркетинговое исследование выступает как начало и логическое завершение любого цикла маркетинговой деятельности предприятия. Цель проведения подобного исследования – уменьшение неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых решений, оценка тех или иных маркетинговых параметров для данного момента времени и получение их прогнозных значений.

В литературе сложилось мнение, что  любое маркетинговое исследование предполагает наличие двух взаимосвязанных частей: исследование конкретного рынка и собственных возможностей фирмы для выхода и закрепления позиций на рынке. Из этого следует, что исследование рынка – часть комплексного маркетингового исследования.

Эффективность маркетинговых исследований обуславливается следующими моментами: 1) исследования должны носить систематический характер; 2) при осуществлении маркетинговых исследований должен соблюдаться научный подход, базирующийся на объективности и точности; 3) маркетинговые исследования могут быть применены к любой стороне маркетинга, требующей информации для принятия решений; 4) исследование – многоступенчатый процесс, включающий сбор данных, регистрацию и анализ данных; 5) данные могут поступать от самой фирмы, нейтральной организации или специалистов-исследователей.

 

14. Основные методы  маркетинговых исследований

Маркетинговые исследования - систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчёт о результатах. Фирма проводит маркетинговые исследования или собственными силами - отделом маркетинга, или специализированными организациями. Наиболее типичными задачами исследователей маркетинга являются: изучение характеристик рынка, замеры потенциальных возможностей рынка, анализ распределения долей рынка между фирмами, анализ сбыта, изучение тенденций деловой активности, изучение товаров конкурентов, краткосрочное прогнозирование, изучение реакции на новый товар и его объём, долгосрочное прогнозирование, изучение политики цен.

Управляющие, прибегающие к маркетинговым  исследованиям, должны быть знакомы  с их спецификой и знать технологию исследования, чтобы не допустить ошибки в принятии решения на основе недостоверной информации.

Схема маркетинговых исследований представлена на рис.3.2.

Выявление проблем и  формулировка целей


Отбор источников информации:

выбор места исследования; подготовка орудий исследования; составление плана  выборки; выбор способа связи  с аудиторией


Сбор информации:

опрос, наблюдение, панель, эксперимент


Анализ собранной информации:

Составление таблиц, графиков; определение  средних уровней распределения частотности, дисперсии; обработка информации с помощью статистических методов и моделей принятия решения


Представление собранной  информации


Рис.3.2. Схема маркетингового исследования

Для получения информации в маркетинге используются следующие методы: опрос, наблюдение и автоматическая регистрация данных (эксперимент представляет только специфический план исследований), панель. Выбор конкретного метода зависит от цели исследуемого признака (человек, предмет). Перечень способов получения информации и некоторые их характеристики приведены в табл. 3.1.[8].

Таблица 3.1

Метод

Определение

Формы

Экономический пример

Преимущества и проблемы

1. Первичные исследования

Сбор данных при их возникновении

     

Наблюдение

Планомерный охват воспринимаемых органами чувств обстоятельств без воздействия на объект наблюдения

Полевое и лабораторное, личное, с  участием наблюдающего и без него

Наблюдение за поведением потребителей в магазине или перед витринами

Часто объективней и точнее, чем  опрос. Многие факты не поддаются объяснению. Высоки расходы.

Интервью

Опрос участников рынка и экспертов

Письменное, устное, телефонное, свободное, стандартизированное

Сбор данных о привычках потребителей, исследования имиджа марок и фирм, исследование мотивации

Исследование не воспринимаемых обстоятельств (мотивы, например) Надежность интервью, влияние интервьюера, проблемы репрезентативности выборки

Панель

Повторяющийся сбор данных у одной  группы через равные промежутки времени

Торговая, потребительская, специальная

Постоянное отслеживание торговых запасов в группе магазинов

Выявление развития во времени. Смертность панели, эффект панели

Эксперимент

Исследование влияния одного фактора  на другой при одновременном контроле посторонних факторов

Полевые, лабораторные

Тест рынка, исследование продукта, исследование рекламы

Возможность раздельного наблюдения за влиянием переменных. Контроль ситуации, реалистичность условий. Расход времени  и денег

2. Вторичные исследования

Обработка уже имеющихся данных

 

Анализ доли рынка с помощью данных учета и внешней статистики

Низкие затраты, быстрота. Неполные и устаревшие данные, несоответствие методик получения данных


Под опросом понимается выяснение позиций людей или получение от них справки по какому-либо вопросу. Опрос - самая распространенная и важнейшая форма сбора данных в маркетинге. Приблизительно в 90% исследований используется этот метод. Опрос может последовать в устной или письменной форме. Устные и телефонные опросы называют обычно интервью. Опросы разделяются: 
- по кругу опрашиваемых (частные лица, эксперты, предприниматели и др.); 
- по количеству одновременно опрашиваемых (единичное или групповое интервью); 
- по количеству тем, входящих в опрос ( одна или несколько (омнибус)); 
- по уровню стандартизации (свободная схема или структурированная, полностью стандартизованная); 
- по частоте опроса (одно- или многоразовый опрос).

При письменном опросе участники получают опросные листы, которые они должны заполнить и отослать по назначению.

Наблюдение как способ получения информации используется в исследовании рынка гораздо реже, чем опрос. Научное наблюдение понимается при этом как процесс, который:

  • служит определенной исследовательской цели;
  • проходит планомерно и систематически;
  • служит для обобщающих суждений, не представляет только собирание интересных фактов;
  • подвержен постоянному контролю, с точки зрения надежности и точности.

Преимуществами этого метода, по сравнению с опросом, являются следующие:

независимость от желания объекта  к сотрудничеству, от способности  исследуемых к словесному выражению сути дела;

возможность обеспечить более высокую  объективность;

возможность восприятия неосознанного  поведения (выбор товара на полках в  магазине);

возможность учета окружающей ситуации, особенно при наблюдении с помощью  приборов.

Наблюдение имеет наряду с этим и недостатки:

  • трудно обеспечить репрезентативность;
  • субъективность восприятия наблюдающего;
  • поведение объектов может отличаться от естественного, если наблюдение открыто (эффект наблюдения).

Можно выделить следующие формы  наблюдения: 
- по характеру окружающей обстановки наблюдение может быть полевым - это означает, что процессы проходят в естественной обстановке (магазин, у витрины) или лабораторным, то есть проводящимся в искусственно созданной ситуации. Преимущество первой формы заключается в естественности наблюдаемого поведения. Вторая форма позволяет поддерживать более стабильные условия наблюдения и делает возможным применение ряда технических средств; 
- по месту наблюдающего различают процесс с непосредственным участием исследователя и наблюдением со стороны;  
- по форме восприятия объекта можно выделить персональное наблюдение (непосредственно наблюдающим) и не персональное - через приборы или с помощью регистрации следов поведения; 
- по степени стандартизации различают стандартизованное и свободное наблюдение.

Стандартизация подразумевает  здесь задание определенных категорий  поведения схем поступков. Например, для наблюдения действенности рекламы  в витрине можно выделить следующие  варианты поведения прохожих: человек  вошел в магазин, не взглянув на рекламу; человек вошел в магазин, взглянув предварительно на рекламу; взглянул на витрину, не вошел в магазин; прошел, не взглянув на витрину.

Экспериментом называют исследование, при котором должно быть установлено, как изменения одной или нескольких независимых переменных влияют на одну (или многие) зависимую переменную. Существенные признаки эксперимента: 
- изолируемые изменения (отдельные величины варьируются исследователем, другие должны быть, насколько возможно, постоянными); 
- исследователь активно вмешивается в процесс возникновения данных;

проверяются причинно-следственные связи (например, влияние цвета упаковки на сбыт продукта).

Панель имеет следующие основные признаки: 
- предмет и тема исследования постоянны; 
- сбор данных повторяется через равные промежутки времени; 
- постоянная совокупность объектов исследования – домашние хозяйки, предприятия торговли, производственные потребители.

На практике образовался целый  ряд видов панели ( рис.3.3.)

Рис.3.3. Виды панели

 

15. Сегментация. Выбор  целевого рынка.

Сегментация рынка – деление (дифференциация) любого рынка на отдельные части (сегменты) с учетом множества критериев  и факторов.

Сегмент рынка – группа потребителей, продуктов или предприятий, обладающих общими характеристиками.

Признаки сегментации  рынков – это способы выделения  сегментов рынка (например, географические сегменты, ценовые сегменты, сегмент  рынка по уровню доходов потребителей и т.п.).

Основными признаками сегментации  рынка по группам потребителей являются географические, демографические, личностные, поведенческие характеристики. Сегмент  рынка по группам потребителей определяется по совпадению у определенных групп  потребителей нескольких признаков. В идеальном случае сегмент рынка – это группа потребителей, которые сходны по своим специфическим нуждам и потребностям и одинаково реагирующие на комплекс маркетинга.

Признаками сегментации  рынка по группам продуктов могут  быть функциональные и технические параметры продукта, цена и т.п.

Признаками сегментации  рынка по предприятиям-конкурентам являются величина предприятия, качественные показатели продукта, цена, каналы сбыта, продвижение продукта на рынке и т.п. Признаками сегментации предприятий-покупателей (промышленные рынки, рынки товаров производственного назначения) могут выступать организационно-провавая форма предприятия, отрасль или сфера деятельности, география и т.п.

Сегментация рынка по потребителям, по продуктам и предприятиям взаимно дополняет друг друга, и все полученные результаты рассматриваются в комплексе, что позволяет правильно выбрать наиболее эффективный сегмент рынка.

Критерии сегментации  и отбора рынков – способы оценки выбора того или иного сегмента рынка.

Информация о работе Шпаргалка по "Маркетингу"