Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 12:54, шпаргалка
Маркетинг-вид человеческой деятельности,направл.на удовлетв.нужд и потребностей,посредством обмена. Нужда-чувство ощущаемой нехватки чего-либо.Потребность-нужда,принявшая специфическую форму в соответствии с культурным укладом и личностью индивида.Запрос/спрос-потребность, подкреплённая покупат.способностью.Товар-всё,что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку для привлечения внимания, преобретения,использования или потребления.Обмен-акт получени от кого-либо желаемого объекта с получением чего-либо взамен.Сделка-коммерч.обмен ценностями м/у двуми сторонами.Рынок-сов-ть существующих и потенциальных покупателей.
42. Виды организационных структур службы
маркетингаСлужба маркетинга должна обеспечивать
продажу большего количества товаров
с обеспечением необходимой прибыли и
максимальное удовлетворение потребителя.Для
решения сложного комплекса задач создания
товара и его движения к потребителю маркетинг
на предприятии должен выполнять следующие
функции: исследовательские, стратегические
и исполнительские.Функциональная организация
службы маркетингапредполагает, что
ответственность за исполнение каждой
функциональной задачи возлагается на
отдельное лицо или группу лиц.Функциональная
организация эффективна, если производственная
и сбытовая деятельность фирмы постоянна
и однообразна. Непригодна для решения
принципиально новых проблем, быстрой
реакции на изменяющуюся рыночную ситуацию.
Ее применяют небольшие фирмы, выпускающие
ограниченное наименование продуктов
и реализующие продукцию на малом рынке,
и крупные предприятия, производящие товары,
уникальные по своим техническим характеристикам.Товарная организация службы маркетинга. Весь маркетинг разделяется по отдельным
товарам и товарным группам.При товарной
организации по каждому товару имеется
свой управляющий с подразделением сотрудников,
выполняющих все функциональные задачи
маркетинга по данному товару. Эффективна
для предприятий с широкой номенклатурой
товаров и при их реализации на большом
количестве однородных рынков, когда требования
к упаковке, сбыту, рекламе по каждому
выпускаемому товару значительно отличаются
друг от друга, а объем сбыта по каждому
товару довольно большой, чтобы оправдать
расходы на организацию службы маркетинга
по данному товару.Товарно-функциональная организация
службы маркетинга – это сочетание функционального
и товарного подходов, при котором по горизонтали
имеет место административное подчинение
специалистов группы, а по вертикали –
функциональное подчинение.Рыночная организация службы
маркетинга. Маркетинг разделяется по отдельным
рынкам или по отдельным сегментам рынка.Применение
рыночной организации по географическим
рынкам эффективно, если предприятие производит
ограниченную номенклатуру товаров, но
реализует их на большом количестве рынков,
отличающихся друг от друга по условиям
реализации.Поэтому в реальной маркетинговой
практике часто используют рыночно-
43. Контроль маркетинга — процесс измерения и оценки результатов реализации стратегий и планов маркетинга, выполнения корректирующих действий, обеспечивающих достижение маркетинговых целей. Контроль заключает цикл управления маркетингом и одновременно дает начало новому циклу планирования маркетинговой деятельностью. Так, выявление сильных и слабых сторон маркетинговой деятельности, анализ уровня выполнения планов маркетинга являются необходимыми для правильного выбора целей и стратегий маркетинговой деятельности на следующий плановый период.Выделяют три вида контроля маркетинга: 1)Контроль годовых планов — оценка и корректировка уровня выполнения годовых заданий по объему продаж, прибыли и другим показателям в разрезе отдельных рынков и продуктов. Поскольку именно в годовом плане маркетинга в указанных разрезах, как правило, детально прорабатываются отдельные направления и показатели маркетинговой деятельности, то информация об уровне их реализации представляет большой интерес для руководства организации. Осуществление маркетинговой деятельности предполагает существенные затраты. Оценка их разумности и эффективности осуществляется также при контроле годовых планов маркетинга. Далее при данном виде контроля осуществляется анализ правильности предположений относительно внешней среды маркетинга, заложенных в годовой план маркетинга.При контроле годовых планов выполняются анализ продаж, анализ рыночной доли, анализ соотношения между затратами на маркетинг и объемом продаж, наблюдение за отношением клиентов. Анализ продаж заключается в измерении и оценке фактического объема продаж разных продуктов на различных рынках сбыта по отношению к поставленным в этой области целям. Анализ рыночной доли направлен на выяснение позиции на рынке по отношению к конкурентам. Анализ соотношения между затратами на маркетинг и объемом продаж позволяет организации оценить эффективность маркетинговых затрат и определить их наиболее приемлемую величину. Наблюдение за изменением отношения к организации ее клиентов, дилеров и других участников маркетинговой деятельности позволяет руководству организации заранее принять необходимые меры.2)Контроль прибыльности — оценка и осуществление корректирующих действий с целью обеспечения прибыльности различньк продуктов, территорий, групп потребителей, каналов распределения, деятельности на разных рынках. Данный контроль может осуществляться на разной временной базе — еженедельно, ежемесячно, раз в квартал и т.п. Он может являться частью годового контроля.3)Стратегический контроль предполагает критический анализ эффективности маркетинга в целом. В основе стратегического контроля лежит использование методов аудита маркетинга.Аудит маркетинга представляет собой всеобъемлющую, систематическую, независимую и периодическую проверку внешней среды маркетинга, целей, стратегий и отдельных видов маркетинговой деятельности для организации в целом или для отдельных хозяйственных единиц.Целью аудита маркетинга является выявление областей, где существуют проблемы и новые возможности, и выдача рекомендаций по разработке плана повышения эффективности маркетинговой деятельности.Рассмотрим четыре характеристики аудита маркетинга.Всеобъемлемость. Аудит охватывает все главные виды маркетинговой деятельности и не ограничивается анализом только отдельных критических моментов. Аудит называется функциональным, если он охватывает деятельность сбытовиков, ценообразование и другие функции маркетинга. Хотя функциональный аудит является полезным, однако временами он дезориентирует руководство относительно его реальных проблем. Например, проблемы с реализацией товара могут быть следствием не слабой подготовленности сбытовиков или плохой системы стимулирования их труда, а — следствием слабости продуктов и системы их продвижения.Систематичность. Аудит маркетинга включает упорядоченную последовательность диагностических шагов, охватывающих внешнюю среду маркетинга для данной организации, внутренние системы маркетинга и отдельные функции маркетинга. За диагнозом следуют разработка плана корректирующих действий, включающего как краткосрочные, так и долгосрочные предложения по улучшению общей эффективности маркетинговой деятельности.Независимость. Аудит маркетинга может быть реализован шестью способами: самоаудит, перекрестный аудит, аудит со стороны вышестоящих подразделений или организаций, аудит со стороны специального аудиторского подразделения, аудит, проводимый специально созданной группой, и внешний аудит. Самоаудит, основанный на использовании специального опросного листа руководителем подразделения для оценки эффективности своей деятельности, может быть полезным, однако может отсутствовать его независимость и объективность.Однако наилучшим образом аудит осуществляют независимые консультанты, которые обладают необходимой объективностью и независимостью, большим опытом аудита в подобных отраслях и могут целиком посвятить себя данной работе.Периодичность. Обычно аудит маркетинга инициируется после того, как объем продаж начал падать, мораль сбытовиков — снижаться и организация столкнулась с другими проблемами. Но кризис организации мог быть обусловлен частично тем, что руководство не анализировало эффективности маркетинга еще во времена, когда организация функционировала эффективно. Таким образом, аудит маркетинга может быть полезным как для организаций процветающих, так и для испытывающих трудности.Процесс аудита обычно ассоциирует с финансовой стороной производственно-хозяйственной деятельности и осуществляется в соответствии с определенными стандартами, которые хорошо документированы, легко понимаемы и поэтому хорошо вписываются в процесс аудита. Общий процесс бизнеса, включая маркетинг, хотя и является более сложным и инновационным, основанным в большей степени на суждениях руководителей и специалистов, чем на жестких правилах, также может быть подвергнут аудиторской проверке.Любая организация, осуществляя аудит, столкнется с двумя группами переменных. Во-первых, с переменными, над которыми организация не имеет прямого контроля. В эту группу прежде всего входят переменные, характеризующие внешнюю среду маркетинга. Во вторую группу входят показатели, над которыми организация имеет полный контроль. Это прежде всего показатели производственно-хозяйственной деятельности. Исходя из изложенного различают внешний и внутренний аудит.Конечные результаты аудита маркетинга могут быть представлены в виде резюме, состоящего из двух частей: сильные и слабые стороны организации (внутренний аудит) и возможности и опасности для организации (внешний аудит).Результаты данного анализа должны быть изложены не более чем на 4—5 страницах. Аудит маркетинга осуществляется в следующей последовательности. Вначале организуется встреча руководства организации с аудитором(ами) с целью выработки соглашения о целях, диапазоне, глубине, источниках информации, виде конечного отчета и о временном горизонте проводимого аудита. С целью минимизации временных и денежных затрат тщательно подготавливается детальный план аудита маркетинга, указывающий лиц, которые должны быть опрошены, вопросы, которые должны быть им заданы, время и место встреч и т.д. В соответствии с важнейшим правилом аудита маркетинга нельзя полагаться только на данные и мнения руководства организации. Необходимо опросить потребителей, дилеров и других представителей внешней среды организации. Многие организации в действительности не знают, как они выглядят в глазах потребителей, дилеров, не понимают нужд потребителей. После 1 завершения этапа сбора информации аудитор подготавливает результаты анализа и делает рекомендации. Ценным аспектом аудита является то, что руководители участвуют в оценках, дебатах, разработке новых концепций маркетинговой деятельности.Рассмотренные виды контроля маркетинга охватывают осуществление функций маркетинга как внутри организации, так и вне ее.В связи с этим выделяют три уровня контроля маркетинга:Организация в целом.Подразделение маркетинга.Внешний контроль.Контроль маркетинга на уровне организации в целом направлен на получение информации, необходимой для оценки уровня эффективности маркетинга и принятия соответствующих решений со стороны руководства организации. Обычно результаты контроля докладываются ежемесячно на совете директоров.Как правило, данный контроль направлен на оценку: эффективности выполнения стратегического плана и годового плана маркетинга организации; прогресса в области маркетинговой деятельности; соотношения «цены — затраты — прибыль»; результатов разработки новых продуктов.Ранее указывалось, что стратегический план в существенной мере основан на разнообразной маркетинговой информации, т.е. его качество зависит от уровня маркетинговой деятельности в организации. Его оценка и является предметом контроля маркетинга в данной области. Важно оценить, как маркетинг повлиял на выбор и реализацию отдельных направлений производственно-хозяйственной деятельности организации (направления бизнеса).Оценка прогресса в области маркетинговой деятельности осуществляется на основе изучения динамики показателей дохода, затрат и прибыли. Такая оценка на уровне организации в целом осуществляется по крайней мере для отдельных видов бизнеса (стратегических хозяйственных единиц), а порой — для отдельных продуктов и рынков.Величина дохода определяется объемом реализации и ценой продажи. Для определения величины прибыли необходимо знать издержки, в которых важнейшей составляющей являются производственные издержки. Объем реализации и цена определяются главным образом эффективностью деятельности служб маркетинга; производственные издержки -эффективностью производственных служб организации. Однако службы маркетинга должны постоянно получать информацию о производственных издержках. Только в этом случае возможна оценка соотношения «цена — издержки — прибыль».Разработка новых продуктов, создание новых видов бизнеса является одной из наиболее сложных проблем управления на уровне организации в целом. Поэтому введение системы контроля за разработкой новых продуктов в существенной мере помогает повысить эффективность управления этой деятельностью. В основу такой системы кладется регулярное рассмотрение данных вопросов на заседаниях совета директоров или другого высшего органа управления организацией.На уровне подразделения маркетинга контроль маркетинга следует осуществлять на непрерывной основе. Он направлен на оценку эффективности отдельных аспектов маркетинговой деятельности за короткие промежутки времени и оценку компетентности руководства данного подразделения в более долгосрочной перспективе.Обычно текущий контроль маркетинга осуществляется в разрезе отдельных элементов комплекса маркетинга, а именно: продукт, цена, продвижение продукта и доведение продукта до потребителя.В рамках контроля продуктовой политики с позиций потребителей оцениваются характеристики отдельных продуктов, их маркировка и качество упаковки.Фактические цены анализируются с позиций потребителей и торговых посредников, сравниваются с ценами конкурентов.Контроль деятельности в области продвижения продуктов направлен на оценку эффективности рекламных кампаний и других элементов комплекса продвижения продукта (стимулирование торговли и потребителей, проведение ярмарок и выставок и т.п.).Контроль в области доведения продукта до потребителя разбивается на две части: оценка эффективности функционирования отдельных каналов сбыта товаров, включая оценку уровня послепродажного сервиса и рекламаций, и оценка эффективности работы службы сбыта. В последнем случае осуществляется контроль за выполнением плановых заданий по сбыту товаров в разрезе отдельных товарных групп, рынков, сбытовых агентов. Учитывается, продавались ли товары по регулярным ценам или использовались ценовые скидки. Оценка эффективности деятельности торговых агентов осуществляется путем расчета таких показателей, как число визитов к посредникам и потребителям; отношение объема проданных товаров к числу визитов; отношение числа новых потребителей к общему их количеству; объем продаж, приходящийся на одного потребителя. Кроме того, контролируются затраты на каждого торгового агента (заработная плата, командировочные, содержание региональных сбытовых контор и т.п.) по отношению к объему проданных товаров.Внешний контроль осуществляют, как правило, консультационные фирмы. Рекламные агентства, например, могут, наряду с оценкой эффективности рекламной кампании, оценить соответствие маркетинговой деятельности конкретным рыночным условиям. Фирмы, занимающиеся исследованиями рынка, оценивают сравнительную динамику сбыта и отношение потребителей к товарам организации. Аудиторские фирмы могут осуществить всеобъемлющий анализ эффективности маркетинговой деятельности в целом.
44. Международный маркетинг —
комплекс мероприятий за пределами страны
в области исследования торгово-сбытовой
деятельности предприятия и изучения
всех факторов, оказывающих влияние на процесс производства и продвижения тов
Международный
маркетинг следует
Международный
маркетинг может быть охарактеризован
как маркетинг на внешних рынках. Вся работа
из маркетинга, ориентированная на зарубежные
интересы фирмы, принадлежит именно к
его сфере. Международный маркетинг - это
маркетинг товаров и услуг за пределами
страны, где находится организация.
Понятие "международный
маркетинг" следует отличать от понятия
"экспорт". Традиционный экспорт
заключается в том, что отечественные
производители ограничиваются поставкой
своей продукции фирмам другой страны,
то есть импортерам. Поставщиков не тревожит
или же мало тревожит то, что с их продукцией
происходит, насколько довольные ею потребители.
Если же речь идет о международном маркетинге,
то он предусматривает систематическую,
планомерную и активную обработку международных
рынков на разных степенях продвижения
к покупателю.
Международный
маркетинг выражает масштабность зарубежной
деятельности фирмы. Он может иметь билатеральный
(двусторонний) характер, когда предприятие,
которое освоило рынок своей страны, выходит
на рынок другого государства. Однако
часто используются и системы мультилатеральной
(многосторонней) действия. Они бывают
достаточно гибкими и характеризуются
тем, что компания, которая присутствует
на одном или многих рынках, ищет возможность
попасть на один рынок или же сразу на
несколько.
Типичный пример
международного подхода к маркетингу
– часовая промышленность. «Часы могут
быть сконструированы в Швейцарии, их
электронные компоненты изготовлены в
Японии, сборка модуля отсчета времени
осуществлена в Гонконге, корпус часов
произведен в США, циферблат – в Японии
и окончательная сборка выполнена на Виргинских
островах перед их продажей в США. Таким
образом, фирменное название, которое
ранее представляло предполагаемое превосходство
швейцарского и американского мастерства,
теперь отражает превосходство управления
в координации трудовой деятельности
и ее увязки во многих странах для обеспечения
высокого уровня качества и сервиса».
Особенности
международного маркетинга заключаются
в том, что его организация и методы проведения
должны учитывать такие факторы, как независимость
государств, национальные валютные системы,
национальное законодательство, экономическую
политику государства, языковые, культурные,
религиозные, бытовые и другие обычаи.
Это значит, что международный маркетинг
шире от национального, поскольку он охватывает
большую гамму факторов.
Для сравнения
наведем группу особенностей маркетинга
на заграничных рынках, которые необходимо
учитывать нашим предприятиям.
Во-первых, для
успешной деятельности на внешних рынках
необходимо прилагать более значительные
целеустремленные усилия, тщательнее
придерживаться принципов и методов маркетинга,
чем на внутреннем рынке. Внешние рынки
выдвигают высокие требования к товарам,
их сервису, реклама и тому подобное. Это
объясняется острой конкуренцией, преобладанием
"рынка покупателя", то есть заметным
превышением предложения продукции над
спросом.
Во-вторых, отправным
моментом в экспортной маркетинговой
деятельности является изучение внешних
рынков и их возможностей, которое более
сложное и трудоемкое, чем изучение внутреннего
рынка. Отсюда - необходимость создания
предприятиями-экспортерами соответствующих
опытных подразделов и поиск в стране,
куда направляется или предусматривается
экспорт, специализированных фирм-консультантов,
которые предоставляют за соответствующую
плату информацию о товарных рынках.
В-третьих, для
эффективной деятельности на внешнем
рынке необходимо творчески и гибко использовать
маркетинговые методы. Стандартных подходов
здесь нет. Поддерживать прямые связки
с заграничными покупателями или действовать
через агентские фирмы, вести экспорт
товаров или лицензий на право их производства,
принимать участие в торгах самостоятельно
или в составе консорциумов, использовать
лизинг как средство стимулирования экспорта
или ограничиться традиционной продажей
товаров - все эти и много других форм экспорта
применяют с учетом конъюнктуры и прогнозов
развития рынков, практики, которая там
сложилась, характеру экспортированных
товаров и т.д.
В-четвертых,
придерживаться требований мирового рынка
(а точнее, требований покупателя) значит
не только необходимость соблюдения принятых
там условий сбыта товаров. Решающее значение
имеют разработка и производство таких
экспортных товаров, которые даже через
несколько лет после выхода на рынок отличались
бы высокой конкурентоспособностью.
Важным аспектом
международного маркетинга является его
роль в менеджменте. Он используется для
разработки концепции интернационализации
деятельности предприятия, которая является
основой управления этим процессом. Маркетинг
внешней торговли заключается в сознательном
и целеустремленном комбинировании инструментов
управления международным предприятием.
Вообще под маркетингом понимается основополагающая
философия управления предприятием, в
соответствии с которой принимаются все
решения на предприятии. Следовательно,
и маркетинг внешней торговли должен быть
направлен на обоснование целевых позиций
управления деятельностью предприятия
на мировом рынке.
Управленческий
аспект международного маркетинга связан
с тем, что он призван отобразить особенности
отношений покупки-продажи и инвестиционные
направления деятельности в нетрадиционных
для предприятия типах культур. Из этого
выплывает специфика работы в отрасли
маркетинга, который особенно касается
исследования рынка и рекламы. В данном
случае можно было бы указать на такие
аспекты, как предубежденность и доверие.
Имеется в виду, что на рынках западных
стран у покупателя часто будет возникать
вопрос, почему предприятие страны X предлагает
свои товары нам, когда у нас есть свои
производители. С такой предубежденностью
нередко встречаются предприятия Восточной
Европы на рынках развитых стран. С другой
стороны, на рынках Восточной Европы западные
фирмы имеют дело с ситуацией, которое
можно было бы назвать гипнозом, когда
достаточно, чтобы продукт имел западную
марку для мгновенного завоевания доверия.
Приведен типичный
для настоящего пример - лишь небольшой
штрих к тому разнообразию нетрадиционных
для внутреннего рынка явлений, с которыми
придется встречаться за его пределами.
Если же сделать попытку обобщения, то
можно было бы выделить три аспекта, которые
привели к выделению международного маркетинга
в самостоятельное направление:
- большая, в сравнении
с внутренним маркетингом, потребность
в информации;
- значительная
сложность получения информации;
- нетрадиционные
и более высокие риски.
Следовательно,
предприятие, которое работает на внешнем
рынке, встречается с фактом резкого роста
потребности в информации, которая возникает
в результате увеличения параметров для
принятия решения. Поэтому следует подчеркнуть
то, что предприятие не может позволить
себе пренебречь каким-то информационным
направлением или недостаточно глубоко
анализировать данные, поскольку это приводит
к большим, иногда даже гиблых потерь.
Для него рискованные ситуации будут возникать
неожиданно и, если не выработанная система
их прогнозирования, менеджеры не смогут
вовремя принять меры для преодоления
трудностей.