Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 23:44, курсовая работа
Сбыт – ключевое звено маркетинга и всей деятельности предприятия по созданию, производству и доведению товара до потребителя, основной задачей которого является возврат вложенных в производство товаров средств и получение прибыли.
Таблица 3-Характеристика каналов сбыта.
Параметры каналов сбыта |
Характеристика для каналов сбыта | |||
Прямых |
Косвенных |
Смешанных | ||
С участием оптовых фирм |
С участием сбытовых агентов | |||
Рынок |
вертикальный |
горизонтальный |
вертикальный |
любой |
Объёмы продаж |
незначительные |
значительные |
средние |
значительные |
Контакты с производителем |
тесные |
незначительные |
малые |
средние |
Издержки сбыта |
очень высокие |
средние |
минимальные |
оптимальные |
Политика цен |
очень гибкая |
гибкая |
негибкая |
в целом гибкая |
Знание объектов сбыта |
очень хорошее |
удовлетворительное |
хорошее |
оптимальное |
Зона проявления |
узкая |
широкая |
узкая |
наиболее полная |
Финансовое состояние производителя |
надёжное |
среднее |
слабое |
нормальное |
Возможности тех. обслуживания |
очень высокие |
низкие |
средние |
нормальные |
Норма прибыли |
высокая |
низкая |
низкая |
средняя |
Уровень стандартизации |
низкий |
высокий |
средний |
любой |
Качество отчётности |
высокое |
низкое |
самое низкое |
нормальное |
Право собственности на товары в процессе сбыта |
у изготовителя |
у посредника |
у посредника |
у изготовителя |
Основными участниками
канала распределения являются торговые
посредники– торговые организации,
предприятия и лица, осуществляющие
перепродажу товаров для
К торговым посредникам относятся:
Маркетинговые решения, принимаемые розничными и оптовыми торговцами, приведены в таблице 4.[5]
Таблица 4 -Маркетинговые решения участников сбытовой сети.
Решения, принимаемые розничным торговцем |
Решения, принимаемые оптовым торговцем (дистрибьютором) |
Место; Торговый ассортимент; Оформление магазина; Торговый персонал; Цена; Стимулирование; Физическое перемещение товаров в магазине. |
Определение целевого рынка; Формирование торгового ассортимента; Ценообразование; Продвижение; Организация физических потоков товаров. |
При выборе канала распределения руководствуются критериями, указанными в таблица 5.[5]
Таблица 5 -Критерии выбора канала распределения.
Критерий выбора канала |
Показатель |
Рекомендуется использовать канал |
1 |
2 |
3 |
Характеристика покупателей |
Широкий круг покупателей |
Косвенный |
Ограниченный круг |
Прямой |
Продолжение таблицы 5
1 |
2 |
3 |
Характеристика товаров |
Низкие требования к обслуживанию товара |
Косвенный |
Высокие требования к обслуживанию товара |
Прямой | |
Характеристика предприятия |
Полное обслуживание канала |
Прямой |
Ограничение в ресурсах по обслуживанию канала |
Косвенный |
Уровень канала распределения. Каналы распределения имеют определенную протяженность и ширину. Протяженность канала определяется числом имеющихся в нем промежуточных уровней. Уровень канала распределения — это любой посредник, который выполняет ту или иную работу по приближению товара и права собственности на него к конечному покупателю.
Канал нулевого
уровня (канал прямого маркетинга),-
Одноуровневый канал – канал «производитель – розничный торговец - потребитель».
Двухуровневый канал – канал «производитель – оптовый торговец розничный торговец - потребитель»
Трехуровневый канал – канал «производитель – оптовый торговец мелкооптовый торговец - розничный торговец - потребитель»
Ширина канала распределения – это число независимых участников сбыта на отдельном этапе сбытовой цепочки. При узком канале сбыта предприятие продает свой товар через одного или немногих участников сбыта. При широком - через многих.
Конкретный выбор канала сбыта происходит с учетом очень многих факторов.
Прежде чем прибегнуть к прямому маркетингу (прямой сбыт), менеджеры изготовителя должны убедиться в том, что продукция предприятия может быть полностью реализована. Концентрация потребителей в территориально разобщенных зонах сокращает наличие сбытовых филиалов, и прямые контакты в результате оказываются более эффективными.
В случаях, когда содержание промежуточных складов обходится изготовителю достаточно дорого за счет эксплуатации дорогостоящего оборудования, это вызывает необходимость перехода к прямому маркетингу.
Тем не менее, сбытовые промежуточные склады изготовителей играют важную роль в системе товародвижения. При этом, изготовители с помощью прямых контактов с потребителями через свой сбытовой персонал могут проводить более концентрированные и своевременные мероприятия для продвижения своей продукции.
Сбытовая деятельность предприятия с применением прямого маркетинга может вестись через сбытовые оптовые базы, склады и оптовые конторы изготовителя. Выбрав косвенный канал сбыта, предприятие вовлекает в процесс распределения сторонних предпринимателей. Это – оптовые торговые организации. Они могут быть универсальными (многоцелевыми) и специализированными, при этом одни из них специализируются по определенным товарным группам, другие — по конкретным отраслям. Передав оптовику функции реализации своей продукции, промышленные фирмы освобождаются от содержания крупных сбытовых контор, многочисленных специалистов по техническому обслуживанию и сосредоточивают внимание на решении проблем разработки и производства продукции. [4]
Посреднические оптовые предприятия делятся на две группы: независимые посреднические организации и зависимые. Независимые организации являются самостоятельными посредническими организациями, приобретающими материалы в собственность с последующей их реализацией потребителям. Зависимые посредники не претендуют на право собственности на товары, работая за комиссионное вознаграждение за выполняемые услуги.
Независимые оптовые фирмы бывают двух видов: с полным циклом обслуживания и с ограниченным циклом обслуживания.
Независимые оптовые фирмы с полным циклом обслуживания предоставляют потребителям следующие услуги: хранение товарных запасов, кредитование, обеспечение доставки товаров, оказание содействия в области управления процессом реализации товаров. Фирмы же с ограниченным циклом обслуживания, предоставляют лишь часть этих услуг.
Ценность оптового посредника для изготовителя продукции во многом зависит от того, как к этому посреднику относятся потребители, сможет ли посредник поставить дело таким образом, чтобы потребители продукции обращались именно к нему. [6]
Реализация такого положения на практике зависит от ряда объективных факторов.
Во-первых, оптовый посредник имеет возможность поставить изделие потребителю быстрее, чем изготовитель. Его склад обычно расположен ближе к потребителю, чем филиал сбытового органа изготовителя.[7]
Во-вторых, услуги посредника позволяют потребителю сократить расходы на материально-техническое обеспечение и объем обрабатываемой учетной документации.
В-третьих, посредник может предложить цену несколько меньшую, чем изготовитель, который назначает ее без учета перевозки и страхования, а потребитель при этом должен сам оплачивать транспортные и страховые расходы. Наконец, потребителю гораздо проще урегулировать споры и недоразумения с посредником, чем с изготовителем.
Эти и другие преимущества посредника дают ему возможность во многих случаях успешно конкурировать с изготовителем, обеспечивая хозрасчетные принципы своей собственной деятельности.[8]
И, наконец, при высокой концентрации рынка в одном районе, разбросе потребителей в другом и небольшом спросе на продукцию одной номенклатурной позиции целесообразно использовать смешанные каналы товародвижения. В данном случае в первом районе рационален прямой сбыт, во втором - реализация изделия оптовым посредникам или сбытовым агентам.
Иногда предприятие выпускает, поставляет стандартные изделия одним потребителям и модифицирует их в соответствии с пожеланиями других. В первом случае поддержка взаимоотношений может быть поручена посредникам, а во втором - устанавливаются прямые контакты.
Непосредственная реализация изделий крупным потребителям и обращение к услугам посреднических предприятий и фирм для выполнения более мелких заказов - также пример смешанного канала товародвижения.
1.3 Система товародвижения в маркетинге
Товародвижение – система, обеспечивающая доставку товара к месту продажи (для товаров производственного назначения – к месту потребления) в точно определенное время и с максимально высоким уровнем обслуживания покупателя. [6]
При хорошей работе системы товародвижения срок поставки товара после получения заказа является константой независимо от дальности транспортировки. Вероятность выполнения заказа в этот срок – 91 – 96%.
В системе товародвижения выделяют различные элементы внутренней и внешней среды. К внутренней среде относятся:
К внешней среде относятся:
При организации товародвижения используют различные способы, характеристика которых дана в таблице 6.[7]
Таблица 6- Способы товародвижения.
Способ товародвижения |
Содержание |
Ситуации использования |
1 |
2 |
3 |
Прямой контакт |
Фирма – производитель
непосредственно управляет |
Концентрация рынка потребителей( немного потребителей, расположенных на относительно небольшой территории ); количество продаж достаточно велико; товар узкоспециализирован по назначению; частное колебание цены; продажная цена немного выше себестоимости; при установке товара прямой контакт неизбежен, так как вносятся коррективы в конструкцию с учётом специфики эксплуатации. |
Использование услуг агента |
80% фирм – производителей предпочитают пользоваться услугами агентов, 50% - прибегают к их помощи регулярно. Агент обычно не имеет складов и выполняет связующие функции между производителем и покупателем, получая за это комиссионные ( обычно 5-6% от сбыта). |
Фирма недостаточно представительна в финансовом отношении; осуществление выхода на плохо изученный рынок; товар можно отгружать покупателю без предпродажного сервиса; послепродажный сервис товара по объёму незначителен; количество сегментов рынка невелико. |
Продолжение таблицы 6
1 |
2 |
3 |
Продажа товара через оптовика |
Фирма-производитель, продавая свой товар оптовикам, снижает сбытовые расходы, контролируя значительную долю рынка. При продаже товара оптовикам с розничной ценой обычно делается скидка. |
Рынок разбросан географически; достаточно часто требуются срочные поставки небольших партий товара; экономия на транспортных расходах при поставке крупных партий товара небольшому числу оптовиков; разница между себестоимостью и продажной ценой невелика, а потому содержание собственной сбытовой сети неоправданно. |
Подводя итоги сказанному, отметим структуру типичного канала товародвижения и сбыта на рисунке 1.[6]
Рисунок 1- Структура типичного канала товародвижения и сбыта [6]
При выборе стратегии распределения необходимо учитывать вид товара