Социально экономическая сущность маркетинга в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 16:25, контрольная работа

Описание работы

Главное в маркетинге — двуединый и взаимодополняющий подход. С одной стороны, это тщательное и всестороннее изучение рынка, спроса, вкусов и потребностей, ориентация на них производства, адресность выпускаемой продукции. С другой — активное воздействие на рынок и существующий спрос, на формирование потребностей и покупательских предпочтений. В промышленно развитых странах покупательские предпочтения являются главной движущей силой созидательного труда.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………....3

1.Социально-экономическая сущность маркетинга в рыночной экономике………..………………………………………………………………9

2. Маркетинг в АПК……………………………………………………………14
2.1 Особенности агромаркетинга……………………………………….……14
2.2 Функции и задачи агромаркетинга………………………………………15
2.3 Управление маркетингом в АПК…………………………………………16
3. Маркетинговые исследования продовольственного рынка……..………18
3.1 Задачи и методы исследования……………………………………....……..18
3.2 Разработка анкеты для определения покупательских препочтений по отношению товаров фирмы…………………………………………….………19
3.3 Проведение опроса потребителя. Обработка результатов опроса………..24

Вывод………………………………………………………………………..…..26
Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

Маркетинг контрольная.docx

— 53.14 Кб (Скачать файл)

Маркетинговый процесс необходимо осуществлять непрерывно, параллельно, синхронно, чтобы обеспечить динамичное воздействие на рынок и эффективное  товародвижение.

Система управления маркетингом  должна быть экономичной, гибкой, восприимчивой  к агробизнесной политике, нуждам, потребностям и спросу потребителей, конъюнктуре рынка, конкуренции, коммерческим изменениям, предпринимательству, уровню производства продукции.

Маркетинговую деятельность в сельскохозяйственных и агропромышленных формированиях осуществляют отдельные  службы или работники. Так, в агропромышленных комбинатах и объединениях служба маркетинга состоит из 4-7 человек. Она может  быть построена по функциональному  или территориальному принципу. Службу возглавляет маркетинг-директор (директор по маркетингу) или заместитель директора  по коммерческим вопросам. Другие специалисты  выполняют функции по сбыту, рекламе  и стимулированию, новым товарам, маркетинговым исследованиям и т. д.

В фермерских, крестьянских хозяйствах и других формированиях  малого бизнеса маркетинговые функции  выполняют руководители. В зависимости  от уровня хозяйственной самостоятельности различные маркетинговые функции могут выполнять руководители и специалисты внутрихозяйственных подразделений.

Работники службы маркетинга или выполняющие функции маркетинга действуют в рамках российских законов, затрагивающих аспекты рыночных отношений, агробизнеса, маркетинга и  предпринимательства, используют достижения науки в области агробизнеса, управления маркетингом и производством, экономики, организации, социальной психологии, финансирования, кредитования, права. Они должны знать законы рынка, закономерности, функции и процесс управления маркетингом, основы законодательства, международного маркетинга, достижения отечественной и зарубежной науки  в области управления маркетингом, уметь самостоятельно принимать  маркетинговые решения и систематически повышать квалификацию.

Работники, осуществляющие маркетинговую деятельность, должны иметь ясное представление о  спросе на товары, сегментации рынка, товарах, услугах и деятельности конкурентов, макро и микроокружении, профессиональном и интеллектуальном потенциале членов коллектива предприятия, на котором они работают.

Регламентация функций управления маркетингом осуществляется с помощью  должностных инструкций, в которых  определяют обязанности, права и  ответственность работников. Эти  функции закрепляют в должностных  инструкциях руководителей подразделений, предприятий, формирований малого бизнеса.

Процесс управления маркетингом  состоит из следующих стадий: анализ рыночных и маркетинговых возможностей; прогнозирование и планирование деятельности; организация и регулирование  процесса маркетинга; контроль процесса маркетинга; оценка маркетинговой деятельности.

 

 

 

 

 

    1. Маркетинговые исследования продовольственного рынка

3.1  Задачи и  методы исследования рынка

В маркетинге, который призван  удовлетворить потребности людей, исследования имеют большое значение, так как в условиях рынка преимущество получают те фирмы и компании, которые  лучше других знают эти потребности  и производят товары, способные их удовлетворить. Но рынок постоянно  меняется, потребности людей под  воздействием различных факторов также  меняются, поэтому фирмы, чтобы получить прибыль, должны постоянно следить  за конъюнктурой рынка. Именно с помощью  маркетинговых исследований фирмы  могут осуществлять отслеживание изменение  потребностей покупателей. Маркетинговые  исследования - это любая исследовательская  деятельность, обеспечивающая потребности  маркетинга.

Как правило, потребность  в проведении маркетинговых исследований возникает в случаях, когда:

1) фирма не достигла  поставленных маркетинговых целей;

2) фирма уступает позиции  конкуренту;

3) фирма собирается диверсифицировать  свою деятельность;

4) фирма готовит новый  бизнес-план;

5) любые другие случаи, когда менеджеры затрудняются  в выборе действий или предполагают  значительные инвестиции.

Маркетинговые исследования позволяют фирмам увеличить свои знания о стоящих перед ними проблемах  маркетинга, то есть уменьшить неопределённость при принятии маркетинговых решений. Достаточно часто основной целью  маркетинговых исследований является стремление дать адекватную характеристику рыночных процессов и явлений, отразить позицию и возможности фирмы  на рынке.

Обычно маркетинговым  исследованиям подвергаются рынок, конкуренты, потребители, товары, маркетинговая  среда и т.д.

Результатом маркетинговых  исследований является информация, которая  используется при выборе и реализации стратегии и тактики маркетинга.

 

В настоящее время самым  популярным методом сбора первичных  данных является метод опроса. Опрос  является весьма эффективным способом получения универсальной информации как объективного (о фактах жизнедеятельности  людей), так и субъективного характера (о мотивах деятельности, мнениях, оценках и ценностных ориентациях).

Опрос - это метод непосредственного (интервью) или опосредованного (анкета) сбора первичной вербальной информации путём регистрации ответов респондентов на вопросы, сгруппированные в виде анкеты в соответствии с целями и  задачами исследования.

Анкетный опрос - один из основных видов опроса, который предполагает жёстко фиксированный порядок конструирования  анкеты. Вопросы в анкете должны быть чётко сформулированы, понятны  респонденту, а также содержать  список вариантов ответа.

Особенность анкетного опроса заключается в том, что респондент самостоятельно работает с анкетой, т.е. понимает, обдумывает и отвечает на вопрос в соответствии со своими знаниями, убеждениями, ценностными  ориентациями.

    1. Разработка анкеты

Основные этапы разработки анкеты:

  1. Определение необходимой информации.

Информация будет получена у 10 респондетов.

2. Выбор способа опроса.

Целесообразно проводить  личное интервью.

3.Определение содержания  отдельных вопросов.

Каждый вопрос в анкете служит конкретным целям исследования, все вопросы содержат в себе важную информацию.

4. Разработка вопросов  для преодоления неспособности  или нежелания респондентов отвечать  на вопросы.

В начале анкеты будет помещаться так называемый фильтрующий вопрос, чтобы узнать знаком ли респондент с исследуемой темой (например, «употребляете ли вы молоко?»).

5. Определение структуры  вопросов.

Для данного маркетингового исследования будут использованы структурированные  вопросы.

6. Определение словесной  формулировки вопросов.

В данной анкете вопросы  должны быть хорошо и правильно сформулированы, целенаправленные, краткие, ясные и  понятные для респондента.

7. Построение структуры  анкеты.

Анкета начинается с введения, которое необходимо для установления контакта с респондентом, затем следует  первый вопрос - это фильтрующий  вопрос, затем следуют более простые  вопросы, а ближе к концу помещаются вопросы сложнее, в конце располагаются  данные о респонденте и благодарность  за участие в исследовании.

8. Определение формы и  расположения вопросов.

В анкете всего 15 вопросов, которые располагаются по сложности и каждый из них пронумерован.

9. Оформление анкеты.

Анкета напечатана на хорошей  бумаге, понятным шрифтом в формате  А4.

10. Устранение недостатков  при предварительном тестировании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета опроса Потребителей

Коллеги!

Сегодня мы обращаемся к  Вам с просьбой принять участие  в опросе Покупателей, проводимого студентами СПБГАУ. Целью опроса является выявление тенденций спроса на молочную продукцию, более точного определения покупательских предпочтений. Ваши оценки, наблюдения и предложения окажут нам существенную помощь в расширении знаний о рынке молочной продукции

С учетом вышеизложенного  убедительно просим Вас ответить на вопросы Анкеты. Выбранный Вами ответ необходимо подчеркнуть.

ЗАРАНЕЕ ВАМ ПРИЗНАТЕЛЬНЫ!

А Н К Е Т  А

1.Употребляете  ли Вы молоко?

 а) да

 б) нет

2.Довольны ли  Вы качеством покупаемого молока?

 а) да

 б) нет

3. Молоко с каким  сроком хранения Вы предпочитаете?

а) ограниченного срока хранения

б) длительного срока хранения

в) не имеет значения 

4. Какое молоко Вы предпочитаете покупать?

а) пастеризованное

б) стерилизованное

в) свежее

5. В чём отличие пастеризованного молока от стерилизованного?

а) в температуре

б) в качестве

в) в натуральности

г) нет отличий

д) затрудняюсь ответить

6. В какой упаковке вы предпочитаете покупать молоко?

а) в картонной упаковке-коробке

б) в мягкой упаковке

в) в бутылке

7. Готовы ли Вы купить молоко неизвестного Вам производителя?

а) да

б) я ориентируюсь на опыт прошлых покупок, поэтому нет

в) производитель для меня не имеет значения

8. Покупаете ли Вы молоко с содержанием сухого молока?

а) да

б) нет

9. При выборе  молока, что для Вас самое главное  (укажите два критерия наиболее  для Вас важные)

а) цена

б) производитель

в) внешний вид

г) упаковка

д) известность марки

е) вид молока (пастеризованное, стерилизованное, свежее)

10. Как часто  Вы покупаете молоко?

а) 1 раз в неделю

б) 2 раза в неделю

в) больше 2 раз в неделю

г) 1 раз в 2 недели

д) реже 1 раза в 2 недели

11. Какую сумму  в месяц вы тратите на покупку  молока?

а) до 100 рублей

б) от 100 до 200 рублей

в) больше 200 рублей

12. Ваш пол:

а) мужской;

б) женский.

13. Ваш возраст:

а) моложе 18;

б) 18-24;

в) 25-34;

г) 35-44;

д) 45-60;

е) старше 60.

14. Ваш месячный  доход на одного человека:

а) до 7000 рублей;

б) от 7000 до 10000 рублей;

в) от 10000 рублей;

15. Состоите ли  вы в браке?

а) да;    б) нет.

С П А С И  Б О !

3.3 Проведение опроса потребителя. Обработка результатов опроса.

В исследовании приняли участие 10 человек, студенты третьего курса экономического факультета СПБГАУ, проживающие в городе Санкт – Петербуг.

 

Таблица покупательских предпочтений

1.Употребляете ли Вы  молоко?

Да

 

100%

Нет

 

0%

 

2.Довольны ли Вы качеством  покупаемого молока?

Да

 

60%

Нет

 

40%

 

3. Молоко с каким сроком  хранения Вы предпочитаете?

 ограниченного срока хранения

 

100%

длительного срока хранения

 

0%

не имеет значения

 

0%

4. Какое молоко Вы предпочитаете  покупать?

пастеризованное

 

80%

Стерилизованное

 

0%

Свежее

 

20%

5. В чём отличие пастеризованного  молока от стерилизованного?

в температуре

 

50%

В качестве

 

30%

затрудняюсь ответить

20%

6. В какой упаковке  вы предпочитаете покупать молоко?

 

в картонной упаковке-коробке

 

20%

в мягкой упаковке

 

30%

в бутылке

 

 

50%

7. Готовы ли Вы купить  молоко неизвестного Вам производителя? 

Да

 

 

 

 

0%

я ориентируюсь на опыт прошлых  покупок, поэтому нет

 

90%

производитель для меня не имеет значения

 

 

10%

8. Покупаете ли Вы молоко  с содержанием сухого молока?

Да

 

0%

Нет

 

100%

 

9. При выборе молока, что  для Вас самое главное (укажите  два критерия наиболее для  Вас важные)

производитель

и вид молока

 

 

40%

известность марки и вид молока

 

30%

Производитель и цена

 

 

30%

10. Как часто Вы покупаете  молоко?

2 раза в неделю

 

20%

1 раз в неделю

 

30%

больше 2 раз в неделю

50%

11. Какую сумму в месяц  вы тратите на покупку молока?

больше 200 рублей

 

30%

от 100 до 200 рублей

 

70%

 

12. Ваш пол:

Мужской

 

40%

Женский

 

60%

 

13. Ваш возраст:

25 – 34

 

80%

18 – 24

 

20%

 

14.Ваш месячный доход на семью:

от 7000 до 10000 рублей

10%

от 10000 рублей

 

90%

 

15. Состоите ли вы в  браке?

Да

 

70%

Нет

 

30%

 

 

 

 

 

 

Вывод

Маркетинг затрагивает жизнь  каждого из нас. Это процесс, в  ходе которого разрабатываются и  предоставляются в распоряжение людей товары и услуги, обеспечивающие определенный уровень жизни. Маркетинг  включает в себя множество самых  разнообразных видов деятельности, в том числе маркетинговые  исследования, разработку товара, организацию  его распространения, установление цен, рекламу и личную продажу. Многие путают маркетинг с коммерческими  усилиями по сбыту, тогда как и на самом деле он сочетает в себе несколько видов деятельности, направленных на выявление, обслуживание, удовлетворение потребительских нужд для решения целей, стоящих перед организацией. Маркетинг начинается задолго до и продолжается еще долго после акта купли-продажи.

Маркетинг вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством  обмена. Основными понятиями сферы  маркетинга являются следующие: нужды, потребности, запросы, товар, обмена, сделка и рынок.

Управление маркетингом - это анализ, планирование, претворение  в жизнь и контроль за проведением  мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных целей  организации. Занимающийся маркетингом  должен хорошо уметь воздействовать на уровень, время, характер спроса, поскольку  существующий спрос может не совпадать  с тем, которого желает для себя фирма.

Практическая деятельность маркетинга оказывает большое влияние  на людей, выступающих в качестве покупателей, продавцов и рядовых  граждан. В качестве ее целей выдвигаются  такие, как достижение максимально  возможного высокого потребления, достижение максимальной потребительской удовлетворенности, предоставление потребителям максимально  широкого выбора, максимальное повышение  качества жизни. Многие считают, что  целью должно быть именно повышение  качества жизни, а средством ее достижения - применение концепции социально-этичного маркетинга.

Интерес к этой деятельности усиливается по мере того, как все  большее число организаций в  сфере предпринимательства, в международной  сфере осознают, как именно маркетинг  способствует их более успешному  выступлению на рынке.

- маркетинговое исследование - это систематический сбор, обработка,  анализ и интерпритация полученных  результатов для принятия маркетинговых  решений. Основными направлениями  маркетинговых исследований являются: исследование конкурентов - заключается  в том, чтобы получить необходимые  данные для обеспечения преимущества  на рынке, а также найти способы  сотрудничества и кооперации  с возможными конкурентами; исследование  потребителей - это сбор, анализ и  обработка информации о потребителях  с целью выявления и наилучшего  удовлетворения их потребностей; исследование маркетинговой среды  - это исследовательская деятельность, направленная на удовлетворение  информационно-аналитических потребностей  маркетинга и носящая комплексный  характер; исследование товара - выявление  основных характеристик товара  по следующим основным направлениям: надёжность, долговечность, бездефектность, безопасность и исследование  рынка.

Информация о работе Социально экономическая сущность маркетинга в рыночной экономике