Совершенствование кадрового планирования на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 13:30, курсовая работа

Описание работы

Кадровое планирование является составной частью всей управленческой деятельности и производственной политики организации. Не секрет, что от успешной работы предприятий сегодня во многом зависит становление и развитие рыночных отношений в России. В наше время выигрывает и преуспевает предприятие, четко организованное, с грамотным, преданным и дисциплинированным персоналом, умеющим быстро перестраиваться и переучиваться.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ КАДРОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1 Содержание кадрового планирования
1.2 Цели и принципы кадрового планирования
1.3 Общие требования к кадровому планированию
1.4 Подбор персонала
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КАДРОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
2.1 История развития ОАО « ТУЛА СТРОЙ КОМ»
2.2 Численность и структура персонала
2.3 Анализ финансово- хозяйственной деятельности предприятия
2.4 Кадровое планирование
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КАДРОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОАО «ТУЛА СТРОЙ КОМ»
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Совершенствование кадрового планирования на предприятии.docx

— 57.51 Кб (Скачать файл)

- повышение культуры обслуживания  клиентов и квалификации работников;

- своевременное информирование  клиентов о новых предоставляемых  работах и услугах.

Функции директора:

- осуществляет руководство  всей деятельностью строительного  управления и несет персональную  ответственность за правильное  и своевременное выполнение задач  и функций, а также результаты  работы;

- организует разработку  перспективных и текущих планов  работы управления;

- проводит систематический  анализ состояния дел по вопросам, входящим в компетенцию и на  его основе готовит предложения  директору ОАО «Тула Строй  КоМ», для принятия решений, направленных на совершенствование деятельности предприятия;

- организует изучение  рынка строительных услуг и  возможности расширения круга  потенциальных потребителей (клиентов) по вопросам, входящим в компетенцию;

- выполняет представительные  функции и участвует в заседаниях  и совещаниях, проводимых в организации;

- обеспечивает сохранение  коммерческой тайны о деятельности  предприятия и его клиентах, правильное  применение действующего законодательства  и ведения делопроизводства в  установленном порядке;

- обеспечивает разработку  проекта Положения, распределяет  обязанности между заместителями  начальника, рассматривает и утверждает  положения об отделах, входящих  в состав , а также должностные инструкции работников, разрабатываемые на основе утвержденной постановлением Министерства труда РФ квалификационной характеристики по должности;

- способствует созданию  необходимых условий труда и  благоприятного морально-психологического  климата в коллективе. Обеспечивает  соблюдение работниками трудовой  дисциплины;

- представляет на рассмотрение  директору предприятия предложения  по изменению структуры, штатного  расписания, а также по приему, перемещению и увольнению работников, их поощрению и наложению дисциплинарных взысканий;

2.2 Численность  и структура персонала

В состав Строительной компании ОАО « Тула Строй КоМ» входят:

начальник управления, главный  инженер, главный бухгалтер,

главный механик, начальник  по снабжению, секретарь,

прорабы, рабочие, сторожа.

Так же в состав входят ОАО  «Тула Строй КоМ» следующие отделы:

- ПТО;

- отдел кадров;

- отдел главного механика;

- отдел снабжения;

- бухгалтерия;

- кабинет охраны труда.

Каждый работник имеет  свою должностную инструкцию, в которой  подробно описываются все его  функции. Начальник управления занимается всеми организационными вопросами, контролирует деятельность предприятия. Главный инженер решает технические  вопросы. Зам. начальника управления по снабжению занимается обеспечением всеми необходимыми материалами  и оборудованием для строительно-монтажных  работ на различных объектах. Главный  бухгалтер занимается составлением отчётов, начислением заработной платы, следит за всей финансовой деятельностью  управления. ПТО заказывает проектно-сметную  документацию на строящиеся или ремонтируемые  объекты, составляет формы выполнения работ и предъявляет их заказчику  для оплаты. В распоряжении отдела главного механика находятся все механизмы управления: автосамосвалы, автокраны, бульдозеры, миксеры для перевозки бетона. Отдел кадров занимается приёмом и увольнением сотрудников. Секретарь - помощник начальника по общим вопросам. Прорабы и мастера непосредственно ведут ремонт и строительство объектов, которые управление выиграло в тендерах (конкурсах).

В пределах каждой категории  персонала предприятия можно  выделить три уровня деятельности: низший, средний и высший.

Низший уровень занимает персонал, трудовые функции которого строго регламентированы, свобода выбора максимально ограничена нормативными документами. Как правило, это технический  персонал и технические исполнители (прорабы, рабочие, мастера). Они обязаны четко исполнять нормы и правила, непременно следовать требованиям должностных инструкций, прилежно усвоить типовые схемы делового поведения. Это считается высшим признаком профессиональной культуры. Такой труд не требует проявления индивидуальности, ограничивает творчество и побуждает исполнителя к добросовестности, организованности, собранности и методичности, готовности к регламентированной деятельности. Однако даже в условиях четко организованной иерархически построенной системы жестких организационных технологий всегда есть место инициативе исполнителей.

Средний уровень занимают руководители среднего звена, ведущие  и главные специалисты организации, прогнозисты и т.д. Их основная роль сводится к координации, контролю за строгим соблюдением установленных процедур, обеспечению достижения показателей бизнес-планов. Для них обязательно профессиональное знание инструктивных документов, а также владение компьютерными технологиями, теоретическая подготовка по основам экономики и права. Вместе с тем многие хозяйственные ситуации вызывают принципиально новые задачи, в решении которых накопленные опыт и владение техникой не всегда помогают. В определенной мере требуются навыки творческого подхода к ситуации, предпринимательской интуиции, но в рамках служебной роли.

Высший уровень занимают руководители (директор, начальник) - аналитики, выполняющие функции стратегического  анализа и планирования. Это лидеры, мозговой центр организации. Они  наделены максимальными полномочиями и наибольшей ответственностью. Их деловая активность определяет конкурентоспособность  предприятия, а отсутствие специалистов такого уровня рассматривается как  фактор риска. Содержание их труда включает: аудит, диагностику и оптимизацию  финансовых процессов; оперативную  подготовку решений по управлению архивами и обязательствами предприятия, затратами и прибылью, производительностью  и эффективностью; выявление тенденций  развития финансовых процессов и  обеспечение безопасности.

2.3 Анализ финансово-хозяйственной  деятельности предприятия

Финансовая стратегия  ориентирована главным образом  на эффективное сотрудничество с  крупными клиентами и заказчиками, обладающими высоким потенциалом, а также на стимулирование роста  числа клиентов за счет привлекательных  предоставляемых услуг, репутации  предприятия и степени доверия  заказчиков. В своей финансовой деятельности сумело не только сохранить, но и приумножить свой потенциал. Приоритетными задачами устойчивого развития в 2007г. Строительная компания традиционно определило активацию эффективных форм и способов обслуживания, освоение новых технологий, отвечающих современным требованиям и международным стандартам, максимальное удовлетворение потребностей клиентов в объеме, структуре и качестве услуг. В таблице 2.6 приведены основные финансовые показатели деятельности в 2006г. - 2008г.

Таблица 2.2 - Основные финансовые показатели деятельности ОАО «Тула  Строй Ком» в 2005г. - 2007г.

 

Наименование статьи

2006г.

2007г.

2008г.

 
 

Абсол.

% изменения

Абсол.

% изменения

Абсол.

% изменения

 

Доходы, тыс.руб.

33455,17

100

41159,33

123,0

95026,58

230,9

 

Расходы, тыс.руб.

8300,90

100

10142,50

122,1

37083,54

365,6

 

Прибыль, тыс.руб.

25154,27

100

31016,83

123,3

57943,04

186,8

 

Среднесписочная численность  персонала, чел.

75

100

76

101,3

79

104

 
               

В 2007г. по сравнению с 2006г. доходы предприятия увеличились  на 123% и составили 41159,99 тыс.руб., расходы увеличились на 122,1% (10142,50), прибыль увеличилась на 123,3% (31016,82), численность возросла на 101,3%. В 2008г. по сравнению с 2007г. доходы увеличились на 230,9% (95026,58), расходы увеличились на 365,6% (37083,54). В 2006г. чистая прибыль составляет 31016,82 тыс. руб., в 2008г. - 57943,04 тыс. руб., т.е. к 2008г. прибыль увеличилась на 26926,22 тыс. руб. (186,8%). Численность персонала к 2008г. возросла на 104%.

В 2008г. по сравнению с 2006г. доходы увеличились на 61571,41 тыс.руб. (95026,58 - 33455,17), т.е. на 284%. Расходы увеличились на 446,7 %, прибыль увеличилась на 230,3%, а численность возросла на 105,3%. На рисунке 2.3 графически отображены основные финансовые показатели деятельности Строительного Управления № 451 в 2005г. - 2007г.

Рис. 2.3 Основные финансовые показатели деятельности ОАО « Тула Строй Ком» в 2005г. - 2007г.

Важнейшим источником ресурсов являются средства от выполненных  работ по строительству и ремонту  объектов. Вторым по значению источником финансирования являются средства от сдачи помещений, площадей и строительных механизмов (автокраны, экскаваторы, автосамосвалы  и др. технику) в аренду другим предприятиям.

Качественное  и срочное выполнение строительно-монтажных  работ - приоритетное направление в  развитии предприятия. Объем заказов, предоставленных предприятию, начиная  с 2003г. увеличился более чем в 4,3 раза. предоставляет клиентам разносторонние услуги на всех этапах строительных и ремонтных работ. Постоянно ведется работа по совершенствованию услуг предприятия. Работа с заказчиками остается одним из приоритетных направлений работы.

Средняя оплата труда работников составляет от 10000 до 13500 тыс. рублей. По результатам финансовой деятельности Строительная компания имеет устойчивые позиции на рынке строительных услуг, а значит, имеет достаточные средства и возможности для повышения уровня кадровой политики предприятия, чтобы расширять число штатных единиц, нанимать новых специалистов, увеличивать площадь помещений, стимулировать персонал, вовремя повышать квалификацию работников, т.е. существуют все условия для совершенствования кадрового планирования организации.

2.4 Кадровое планирование

Кадровое планирование в  широком смысле обозначает систему  правил и норм, приводящих человеческий ресурс в соответствие со стратегией фирмы. Кадровое планирование в узком  смысле обозначает набор конкретных правил, пожеланий и ограничений  во взаимоотношениях людей и организации. Среди основных целей кадрового  планирования выделяют экономические  цели, связанные с отношениями  предприятия с окружающим миром  и социальные цели, реализация которых  направлена на улучшение отношений  предприятия со своими сотрудниками. Кадровые мероприятия - это действия, направленные на достижение соответствия персонала задачам работы организации, проводящиеся с учетом конкретных задач этапа развития организации.

Среди условий разработки кадровой политики различают факторы  внешней среды (нормативные ограничения  и ситуация на рынке труда) и факторы  внутренней среды (цели предприятия, стиль  управления, условия труда, качественные характеристики трудового коллектива). Кадровое планирование - это составная  часть планирования на предприятии, которая обеспечивает организацию  необходимой рабочей силой и  определяет неизбежные при этом издержки. Кадровое планирование включает в себя 3 этапа (оценка наличных ресурсов, оценка будущих потребностей, разработка программ удовлетворения). Оценка потребности в персонале может носить качественный и количественный характер. Набор сотрудников заключается в создании необходимого резерва кандидатов на все должности и специальности, из которых организация отбирает наиболее подходящих для нее работников. Отбор персонала включает в себя несколько ступеней (предварительная отборная беседа, заполнение бланка заявления, беседа по найму, тестирование, проверка рекомендаций и послужного списка, медицинский осмотр, принятие решения).

Выделяют 3 вида увольнения сотрудников (увольнение по инициативе сотрудника, по инициативе работодателя, выход на пенсию).Адаптация персонала - это процесс изменения знакомства сотрудника с деятельностью организации. В современном мире выделяют 2 основные модели подготовки рабочих кадров (обучение с отрывом от работы и обучение без отрыва от работы). Мотивация - это процесс побуждения персонала к деятельности для достижения личностных целей или целей организации. Выделяют нормативную, принудительную мотивации и мотивацию стимулирования. Стимулирование труда - это способ вознаграждения работников за участие в производстве, основанный на сопоставлении эффективности труда и требований технологии.

Таким образом, кадровое планирование - это комплексное понятие, включающее множество элементов, являющееся очень  важным и актуальным направлением экономической  деятельности в современных рыночных условиях.

ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ  КАДРОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

В условиях бурного развития новых технологий все большее значение приобретает обеспечение организации квалифицированными кадрами. Своевременное комплектование нужными кадрами всех подразделений организации становится невозможным без разработки и реализации кадровой политики. Дело в том, что в современном производстве наибольшую ценность представляют не стены и машины предприятия, а творческий потенциал персонала и методы управления. Строительная компания придерживается стратегии концентрированного роста. Эта стратегия связана с увеличением количества и качества выполняемых предприятием услуг. Предприятие пытается расширить спектр оказываемых услуг, не меняя при этом отрасли. Конкретными типами этой стратегии являются следующие.

- стратегия усиления позиции  на рынке, при которой предприятие  делает все, чтобы с данным  продуктом на данном рынке  завоевать лучшие позиции;

- стратегия развития рынка,  заключающаяся в поиске новых  рынков для уже производимого  продукта;

- стратегия развития продукта, предполагающая решение задачи  роста за счет производства  нового продукта, который предполагает  реализовывать на уже освоенном  фирмой рынке.

Для стратегии концентрированного роста характерно постоянное сопоставление  текущих целей и создание фундамента для будущего.

Требуемые характеристики к  персоналу при данной стратегии:

- работники должны быть  организованно закреплены;

- обладать способностью адаптироваться в изменяющихся условиях;

- быть проблемно-ориентированными  и работать в тесном сотрудничестве  с другими организациями.

Технология управления персоналом при данной стратегии заключается:

- в поиске людей, способных  рисковать;

- в справедливости и  беспристрастности в оценке результатов  работы;

- в акценте на качественный  рост персонала;

- в учете реальных возможностей  и разнообразных форм служебного  продвижения. 

1. Создание центра обучения. Обучают, как работать с клиентами,  предлагать услуги, осуществляемые  предприятием. Оплата обучения одного  человека в день составляет  от 1500 до 2000 рублей. Чтобы сократить  расходы, нужно в каком-либо  учебном заведении г. Большой  Камень создать свой обучающий  центр как для сотрудников  уже работающих, так для студентов  и других людей, планирующих  там работать. В связи с открытием  обучающего центра сотрудники  смогут через каждые два года  повышать свою квалификацию.

Примерный спектр образовательных  услуг учебного центра может быть следующим:

Информация о работе Совершенствование кадрового планирования на предприятии