Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 11:07, курсовая работа
Цена является одним из основных факторов, влияющих на размер получаемой прибыли, а также на ряд других количественных и качественных показателей работы предприятия: рентабельность, оборот, конкуренто-способность, долю рынка и т.д. Более того, устанавливая тот или иной уровень цены, предприятие может достичь различных целей в зависимости от сложившейся ситуации на рынке: выживаемость фирмы, максимизация темпов роста, увеличение объемов продаж, стабилизация или рост рыночной доли и т.д.
Введение 2
1. Основы разработки ценовой политики и стратегии ценообразования предприятия 5
1.1. Система цен. Виды цен и их структура 5
1.2. Ценовая политика как элемент общей стратегии предприятия 12
1.3. Стратегия ценообразования фирмы 19
2. Анализ факторов ценообразования магазина «Восьмёрка» 28
2.1. Краткая характеристика торговой деятельности 28
2.2. Анализ внутренних факторов ценообразования 29
2.3. Анализ рынка 31
2.4. Методика ценообразования в магазине «Восьмёрка» 36
3 Разработка ценовой политики магазина «Восьмёрка» 46
3.1. Цели и стратегия ценообразования в магазине «Восьмёрка» 46
3.2.Тактические аспекты стратегии ценообразования в магазине «Восьмёрка» 47
Заключение 51
Список литературы 55
Рис. 7. Стратегии ценообразования «цена-качество»
Если существующий лидер рынка занимает позицию 1, т.е. выпускает товар с премиальной наценкой и продает его по максимально возможной высокой цене, фирма-новичок может быть предпочтет одну из остальных стратегий. Она может создать высококачественный товар и назначить на него среднюю цену (позиция 2), создать товар среднего уровня качества и взимать за него среднюю цену (позиция 5) и т.д. Фирма должна изучить размеры и темпы роста рынка для каждой из девяти позиций, представленных на рис. 7, и конкретных конкурентов в рамках каждой из них.
Разработка самостоятельной ценовой стратегии – постоянно воспроизводимый процесс. Нельзя создать такую стратегию однажды и потом пользоваться ею безо всяких корректировок многие годы. Стратегия ценообразования должна постоянно проверяться на основе фактически достигнутых результатов и при необходимости корректироваться. А главное – она должна соответствовать именно той общей маркетинговой стратегии, которой в этот момент придерживается фирма.
Основными типами маркетинговых стратегий являются: проникновение на рынок; развитие рынка; сегментация рынка; разработка нового продукта или модификация уже существующего для завоевания новых рынков. Этот процесс предполагает учет многих факторов, и чтобы представить его лучше, воспользуемся рис. 8.
Как видим, процесс разработки ценовой стратегии состоит из трех этапов: сбора информации (I); стратегического анализа (II); формирования стратегии (III). Получив ответы на все вышеупомянутые вопросы, специалист по ценообразованию может переходить к подготовке для руководства фирмы проекта документа, описывающего предпочтительную ценовую стратегию. При этом, конечно, стоит использовать опыт реализации таких стратегий, имеющийся у других фирм и описанный в литературе или наблюдаемый в собственной практике. Только тогда конкретная цена, венчающая пирамиду ценовой стратегии фирмы, засияет ярким блеском и обеспечит фирме реальное повышение прибыльности операций.
I. Сбор исходной информации | II. Стратегический анализ | III. Формирование стратегии |
Рис. 8. Процесс разработки ценовой стратегии предприятия
Завершая рассмотрение возможной ценовой политики и стратегии фирмы, подчеркнем, что, несмотря на повышение роли неценовых факторов конкуренции, цена остается важнейшим элементом комплекса маркетинга, особенно в условиях инфляции. Правильно выбранные стратегия и тактика ценообразования во многом обеспечивают достижение маркетинговых целей предприятия и его рыночный успех в целом.
2. Анализ факторов ценообразования магазина «Восьмёрка»
Коммерческая фирма «Алия» организована в 1998 году как товарищество с ограниченной ответственностью, учредителями являлись физические лица. В январе 1999 года предприятие было реорганизовано в общество с ограниченной ответственностью «Алия», и действует на основе Устава.
ООО «Фирма Алия» создано в результате реорганизации ТОО, является правопреемником последнего, для осуществления производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности, выполнения работ и осуществления услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения его учредителями максимальной прибыли на вложенный капитал путем осуществления различных видов деятельности, не противоречащих действующему законодательству Российской Федерации.
Место нахождение и почтовый адрес общества совпадают: г. Верхний Тагил ул. Лесная д. 4
Фирма специализируется на закупке и реализации в розничную торговлю товаров народного потребления, в основном продуктов питания, и самостоятельно осуществляет свою деятельность, исходя из реального потребительского спроса населения, организаций и учреждений.
Таким образом, ООО «Фирма Алия» осуществляет следующие виды деятельности: закупка товаров; розничная торговля; сдача помещений в субаренду. ООО «Фирма Алия» специализируется на торговле следующими группами товаров: мука, сахар, крупы, макаронные изделия, фрукты, овощи, кондитерские изделия, винно-водочные изделия, пиво и безалкогольные напитки, бакалея.
ООО «Фирма Алия» имеет собственную торговую сеть, состоящую из двух магазинов. Одним из таких магазинов является продовольственный магазин «Восьмёрка», расположенный по ул. Маяковского д. 52, по продаже продовольственных товаров.
Торговля в магазине осуществляется на основании лицензий, полученных в установленном порядке.
Торговля в магазине осуществляется в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» и правилами работы предприятий розничной торговли.
Проанализируем основные показатели деятельности магазина «Восьмёрка» за последние три года. Изменения в деятельности предприятия за 2008-2010 гг. можно охарактеризовать следующими показателями (табл. 2).
Анализ динамики основных показателей хозяйственной деятельности магазина «Восьмёрка» позволяет сделать следующие выводы.
Данные, приведенные в табл. 2 показывают, что доходы торгового предприятия стабильно растут, так в 2009 г. выручка от реализации возросла на 3114 тыс. р. по сравнению с 2008 г., в 2010 г. – на 2916 тыс.р. по сравнению с 2009 г. Соответственно и затраты на реализацию продукции имеют тенденцию к росту. Всего за 2010 г. рост выручки фирмы по отношению к 2008 году составил 61,9%. Затраты в целом по магазину «Восьмёрка» возросли в 2010 г. по отношению к 2008 г. на 51,1%.
Таблица 2
Основные технико-экономические показатели магазина «Восьмёрка»
Наименование показателей | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | Изменение (+, -) | |
2009 г. к 2008 г. | 2010 г. к 2009 г. | ||||
Валовая выручка, тыс. р. | 9737 | 12851 | 15767 | +3114 | +2916 |
Затраты, тыс. р. | 7618 | 9770 | 11511 | +2152 | +1741 |
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг), тыс. р. | 852 | 1448 | 885 | +596 | -563 |
Рентабельность реализации продукции, % | 8,8 | 11,3 | 5,6 | +2,5 | -5,7 |
Затраты на 1 рубль выручки, р. | 0,78 | 0,76 | 0,73 | -0,02 | -0,03 |
Среднесписочная численность работников, чел. | 7 | 8 | 12 | +1 | +4 |
Среднемесячная зарплата 1 рабочего, р. | 6251 | 7748 | 8538 | +1497 | +790 |
Среднегодовая производительность труда 1работника, тыс. р./чел. | 1391,0 | 1606,4 | 1313,9 | +215,4 | -292,5 |
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс.р. | 919 | 1001 | 1665 | +82 | +664 |
Фондоотдача, р./р. | 10,6 | 12,8 | 9,5 | +2,2 | -3,3 |
В связи с опережающим ростом доходов против роста затрат на реа-лизацию продукции, в 2009 г. себестоимость на 1 рубль реализованной про-дукции предприятия снизилась на 2 коп. или на 2,6% по сравнению с 2008 г., в 2010 г. данный показатель сократился еще на 3 коп. по сравнению с 2009 г.
Нужно отметить, что прибыль от реализации продукции возросла на 596 тыс.р. в 2009 г. по сравнению с 2008 г., в 2010 г. она сократилась на 563 тыс. р. или на 38,9% по сравнению к 2009 г. Аналогичную тенденцию изменения имеет показатель рентабельности реализованной продукции, в 2009 году уровень рентабельности возрос с 8,8% до 11,3%, а в 2010 году снизился до 5,6%.
Среднесписочная численность работников предприятия возросла на 1 чел. в 2009 г. по сравнению с 2008 г. и на 4 чел. в 2010 г. по сравнению с 2009г. Производительность труда работников предприятия возросла в 2009 г. на 215,4 тыс.р./чел. или на 24,2% по сравнению с 2008 г., в 2010 г уменьшилась – на 292,5 тыс.р./чел. или на 18,2% по сравнению с уровнем 2009 г. Прирост заработной платы за период составил в среднем 17,4% в год.
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов предприятия возросла в 2009 г. на 82 тыс.р. по сравнению с 2008 г., и в 2010 г. на 664 тыс.р. по сравнению с предыдущим годом. Уровень фондоотдачи средств возрос в 2009 г. на 2,2 р. по сравнению с 2008 г., и сократился на 3,3 р. в 2010 г. по сравнению с 2009 г.
Численность персонала в 2010 году возрастает на 5 чел. по сравнению с данными на 2008 г., что свидетельствует о расширении масштабов деятель-ности, при этом производительность труда также растет. Выработка изменяется в различные периоды, что говорит о нерациональной политике управления персоналом, то есть численность не регулируется в зависимости от результатов деятельности предприятия.
Численность работников магазина «Восьмерка» в 2010 г. увеличивается, что на фоне роста объемов реализации следует расценивать как положительную тенденцию. Численность административных работников за последние три года не изменилась, что связано с необходимостью наличия директора, бухгалтера и товароведа.
Как видно из табл. 2, наиболее успешным был для предприятия 2009 г., т.к. на этот год приходится наибольший объем прибыли от реализации продукции, показатель среднегодовой производительности труда работников, уровень фондоотдачи основных производственных фондов.
В целом показатели выручки от реализации продукции, работ, услуг магазина «Восьмерка» за 2008-2010 гг. свидетельствуют о наращивании масштабов торговой деятельности организации.
Магазин «Восьмёрка» также использует методы расчета цены с ориентацией на конкуренцию, также относящиеся к группе рыночных методов, то есть устанавливают цены на товары и услуги через анализ и сравнение силы дифференциации товаров данной фирмы с фирмами-конкурентами на конкретном рынке. При этом во внимание принимается сложившийся уровень цен. Таким образом, метод определения цены с ориентацией на конкуренцию состоит в определении цены продукции магазина «Восьмёрка» с учетом конкурентной ситуации и конкурентного положения данной фирмы на рынке.
Следует отметить уровень острой конкуренции на рынке продовольственной продукции в г. Верхний Тагил. Основными конкурентами магазина «Северный» являются следующие торговые фирмы:
- магазин «Монетка»;
- магазин «Магнит»;
- магазин «Эконом».
Однако следует отметить средний уровень цен магазина «Восьмёрка» по сравнению с конкурентами на рынке. Составляя прайс-лист, стоит расширить его, изменяя позиции количество-цена, и расcчитать, сколько покупателю надо будет платить за каждую или несколько дополнительных единиц товара, учитывая изменения цены.
Магазин «Восьмёрка» использует следующие методы установления цены с ориентацией на конкурентов.
1. Метод следования за рыночными ценами. Предусматривает, что каждый продавец, продающий данный товар на рынке или предлагающий соответствующую услугу, устанавливает цены, уважая обычаи ценообразования и уровень цен, сложившиеся на рынке, исходя из реально существующего уровня рыночных цен и при этом существенно не нарушая его
Если магазин «Восьмёрка» усиливает дифференциацию своих товаров и услуг по отношению к товарам и услугам фирм-конкурентов, то она вправе установить цены на несколько более высоком уровне по сравнению с обычными.
Обычно фирмы, следующие в формировании своей ценовой политики за лидером, весьма слабы и по степени известности, и по степени признания покупателями их торговой марки. Поэтому им ничего не остается, как держать цены на свою продукцию на уровне цен, установленном фирмой-лидером. В результате, хотя фирмы и не заключают между собой какого-либо соглашения по ценам, на практике получается, что товары или услуги продаются им по ценам, находящимся на определенном, как бы согласованном уровне, т. е. происходит усреднение рыночных цен.
В действительности не устанавливается какая-либо одна цена, а определяется несколько уровней цен в зависимости от положения данной фирмы на рынке, ее способности и степени дифференциации товара или услуг по отношению к товарам и услугам фирмы-лидера. В большинстве случаев наблюдается такая ситуация, когда цены каждой фирмы оказываются ограниченными определенными рамками и при этом бывают не выше соответствующих цен фирмы-лидера.
2. Метод ценообразования на основе привычных, принятых в практике данного рынка цен.
Привычные цены — это цены, которые сохраняются на установленном и ставшем обычным уровне в отношении определенных товаров в течение длительного срока на довольно широком рыночном пространстве. Данная сфера ценообразования является весьма трудной для реализации политики изменения цен в сторону повышения, так как в течение длительного времени сохраняется ставший для покупателей и продавцов привычным определенный уровень цен. Конечно, и такое положение не исключает ситуации, создающей возможность повышения цен.
Информация о работе Совершенствование методов ценообразования на предприятии